Открытый урок с применением мультимедийной обучающей системы (МОС) дисциплины "Латинский язык" по теме "ЛАТИНСКИЙ АЛФАВИТ и правила чтения"
материал на тему
Открытый урок с применением мультимедийной обучающей системы (МОС) дисциплины "Латинский язык" по теме "ЛАТИНСКИЙ АЛФАВИТ и правила чтения"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_01.doc | 116.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Invia est in medicīna via sine lingua Latīna –
Непроходим путь в медицине без латинского языка
ЗАНЯТИЕ 1
Алфавит. Фонетика.
Особенности чтения гласных и согласных.
ЛАТИНСКИЙ АЛФАВИТ
и правила чтения
Начертание | Название (в рус.вар.) | Произношение | Правила чтения | Пример |
A a | a | [ α ] | * ae = [ e ] | аla – крыло аeger - больной |
B b | бэ | [ b ] | вarba - борода | |
С с | цэ | 1) с = [ k ]
| c + o,a,u + согласные + в конце слов c + e,i,y; ae, œ * сh = [ h ] | сornu – рог crista – гребень lac – молоко cysticus – пузырный cervix – шея caecus – слепой charta - бумага |
D d | дэ | [ d ] | dens - зуб | |
E e | э | [ e ] | впереди стоящий согласный не смягчается ! | textus - ткань |
F f | эф | [ f ] | fovea - ямка | |
G g | гэ | [ g ] | * gu + гласн.= [ gv ] * gu + согл. = [ gu ] | gaster - желудок lingua – язык angulus - угол |
H h | ха, га | [ h ] | * ch = [ h ] * ph = [ f ] * th = [ t ] * rh = [ r ] | herba – трава chole – желчь Phosphorus – фосфор thenar - тенар Rheum - ревень |
I i | и | [ i ] [ j ] | i + гласн.= [ j ] глас. + i + глас. = [j] | spiritus – спирт Iodum – йод maior - большой |
J j | йота | [ j ] | jejunum – тощая кишка | |
K k | ка | [ k ] | Kalium - калий | |
L l | эль | [ l ] | всегда мягкое ! | lobus - доля |
М m | эм | [ m ] | mamma – молоч.железа | |
N n | эн | [ n ] | nodus - узел | |
О о | о | [o] | oe = [ ø ] | оdor – запах oedema - отек |
Р р | пэ | [ p ] | * ph = [ f ] | рapilla – сосок pharmacon - лекарство |
Q q | ку | [ k ] | * qu = [ kv] | аqua – вода quadratus - квадратный |
R r | эр | [ r ] | * rh = [ r ] | radius – лучевая кость rheum – ревень |
In omnia paratus – Ко всему готов | ||||
S s | эс | [ s ] [ z ] | между гласными глас. + ss + глас = [s] * su + глас. = [ sv ] | sulcus – борозда incisura – вырезка fossa – ямка suavis - приятный |
T t | тэ | [ t ] [ ts ] | * ti + гласн. = [ tsi ] * s/x/t + ti + глас.=[ti] | tabuletta – таблетка rotatio – вращение ostium - отверстие |
U u | у | [ u ] | ulcus - язва | |
V v | вэ | [ v ] | valva - клапан | |
X x | икс | [ ks] | рlexus - сплетение | |
Y y | ипсилон | [ i ] | в сл. греч. происхож. | tympanum - барабан |
Z z | зэта | [ z ] [ ts ] | в сл. греч. происхож. в сл. негреч. происх. | zygoma – скула Zincum - цинк |
ГЛАСНЫЕ (VOCĀLES)
a, e, i, o, u, y
Дифтонги – сочетание двух гласных, произносимых в один слог:
au - autonimicus (автономный, вегетативный)
eu - Eucaliptus (эвкалипт)
Диграфы – сочетание двух букв, произносимых как один звук (монофтонги):
ae = [ e ] - perinaeum (промежность)
oe = [ ø ] - oesophagus (пищевод)
Если в графических сочетаниях ae , oe каждый гласный произносится отдельно, образуя особый слог, над е ставится знак разделения (трема)
aër (воздух), Aloë (алоэ)
Различают долгие и краткие гласные (определяющие количество слога).
Долгий гласный принято обозначать надстрочным знаком ˉ (ā) , краткий - ˘ (ă)
саdāver (труп), olecrănon (локтевой отросток).
Знаки количества слога также «разделяют» диграф, т.е. каждый гласный образует отдельный слог: Aēvitum (аэвит), aĕrophyton (аэрофит)
СОГЛАСНЫЕ (CONSONANTES)
b, c, d, f, g, h, k, l, m, n, p, q, r, s, t, v , x, z
Палатализация – переход согласных (c,t) в аффрикату [ts]
с + o,a,u costa (ребро), caput (голова), cubitus (локоть)
+ согласные [ k ] acromion (акромион), pectus (грудь)
+ 0 (в конце сл.)
c + e, i, y; (палатализация) сellula (клетка), cito (быстро), сysta (киста)
аe, œ [ ts ] cœlia (брюшная полость), caesareus (кесарев)
NB: circulus (круг) – [tsirculus]
аccessorius (добавочный) – [aktsesorius]
t + i + гласный [ tsi ] sectio (сечение), infectiosus (инфекционный)
s/x/t + t +i + гласный [ ti ] mixtio (смешение)
Medicina soror philosophiae – Медицина – сестра философии
Cочетание согласных с «и»
ng + u + гласный | [ngv] | unguentum (мазь) | |
ng + u + согласный | [ngu] | lingula (язычок) | |
q + u + гласный | [kv] | aqueductus (водопровод) | |
s + u + гласный | [sv] | consuetudo (привычка) |
Диграфы (греческого происхождения)
ch | [h] | chiasma (перекрест) | ||
ph | [f] | pharynx (глотка) | ||
th | [t] | thorax (грудная клетка) | ||
rh | [r] | rhizoma (корневище) | ||
sch | [sh] | schisis (раздвоение, расщепление) |
NB: В латинском языке с ПРОПИСНОЙ буквы принято писать:
- имена собственные
- названия месяцев, народов
- прилагательных и наречий, образованных от названий народов
- наименования растений
- наименования лекарственных средств
- наименования химических элементов
Упражнения для чтения:
ае: | áetas возраст, paediāter педиатр, láeva левая рука, náevus родинка, sáepĕ часто; glutáeus ягодичный, |
aē /aĕ: | áĕrius воздушный, áēnus медный; |
au: | áuris ухо, cáusa причина, ráucus хриплый, láutus прекрасный, páulo немного; |
eu: | Európa Европа, leucōsis лейкоз, neurītis неврит, pneumonía воспаление легких; seu или, |
oe: | fóetor зловоние, oedēma отек, oesóphăgus пищевод; póena наказание; |
oë/oē: | haematopoësis кроветворение, dýspnoë одышка, díploë губчатое вещество плоских костей черепа; poēma поэма, |
i [i]: | ícterus желтуха, símilis подобный, pericárdium перикард, íbi там, тогда; |
i (j)[j]: | iunctúra соединение, éia смелей!, ieiúnum тощая кишка, Máius май; |
y [i] | hypoxia гипоксия, styloideus шиловидный, myopia близорукость; myoma опухоль из мышечн. волокон; dysenteria дизентерия, hypermetropia дальнозоркость; |
с [k]: | cóllum шея, cúbitus локоть, frúctus плод, coracoídeus клювовидный, cáput голова; cardiácus сердечный, crus ножка, dúctus проток, curvatúra кривизна; |
с [ts]: | ácidum кислота, cytológia цитология, cóeptus начинание; cerebéllum мозжечок; |
c [k] / [ts] | cáecum слепая кишка, coeliácus чревный, ócciput затылок, cervicális шейный, acéticus уксусный, concílium совет, concitátor возбудитель; círculus круг; |
Natura incipit, ars dirigit, usus perficit – Природа начинает, искусство направляет, опыт совершенствует | |
ch [h] | cholédŏchus желчный, chórda струна, cóchlea улитка, chirurgía хирургия; |
ph [f] | Phósphorus фосфор, phálanx фаланга, phrénicus диафрагмальный, phlebs вена, epiphárynx носоглотка, apóphysis отросток, phlegmóne флегмона; |
rh [r] | rhinális носовой, rhomboídeus ромбовидный, rhýthmus ритм, rhágas трещина; |
th [t] | thórax грудная клетка, thýmus вилочковая железа, thyroídeus щитовидный; |
ti [ti] | tíbia большеберцовая кость, retína сетчатка, cartilágo хрящ, cútis кожа; |
s/x+ti | óstium отверстие, béstia животное, mixtio смесь, exstirpatio удаление органа; |
ti [tsi] | pórtio часть, spátium пространство, rotátio вращение, bifurcátio раздвоение; |
ti [ti] / [tsi] | articulátio сустав, distínctio разделение, restitútio восстановление, institútio установление, |
qu [kv] | сollóquium беседа, quínque пять, aquedúctus водопровод, quércus дуб; |
su [sv] | сonsuetúdо привычка, suávitas привлекательность, |
s [s] | sutúra шов, húmerus плечевая кость, scápula лопатка, os кость, cósta ребро; |
s [z] | chiásma перекрест, basiláris основной, mesencéphalon средний мозг, |
ss [s] | fóssa ямка, procéssus отросток, ossificátio окостенение, fissúra щель; |
x [ks] | mixtúra микстура, córtex кора, extrémitas конец, fórnix свод, crux крест; |
z [z] | zygóma скула, ázygos непарный, horizontális горизонтальный, zóna зона; |
z [ts] | Zíncum цинк, influénza острое респираторное заболевание |
Авиценна – (латинская форма от Ибн Сина) родился в 980 г. в Афшане, возле Бухары, умер в 1037 г. в Хамадане; влиятельный представитель исламской концепции в античности. Его латинские переводы сыграли заметную роль в христианской схоластике. Авиценна являлся придворным врачом и министром при персидских правителях. Авиценне приписывается более 400 работ по всем известным тогда разделам научных и философских знаний, например, «Канон врачебной науки», в котором он дидактически изложил учение Галена, и философская энциклопедия «Книга исцеления», написанная в духе Аристотеля и посвященная проблемам четырех наук: логики, физики, математики и метафизики.
Аполлон (лат. Apollo) – сын Зевса и богини Латоны, брат-близнец Артемиды. «Клянусь Аполлоном, врачом Асклепием, Гигиеей и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство…» - так начинается «Клятва» древнегреческих врачей, которая была создана во времена Гиппократа и сегодня носит его имя. Аполлон, Асклепий, Гигиея, Панакея – боги древнегреческой религии, истоки которой таятся в тысячелетней истории народов Эгейского моря.
Аполлон – бог мудрости, покровитель поэзии, музыки и красоты почитался также как врач богов и бог врачей. Аполлон поручил своего сына Асклепия кентавру Хирону, который научил своего ученика не только исцелять больных, но и возвращать к жизни умерших.
Асклепий, греч.: (лат. Эскулап) – греческий бог врачевания, сын Аполлона и Корониды. Узнав, что Асклепий пытался оживлять умерших, Зевс умертвил Асклепия молнией. Культ Асклепия изображали в облике бородатого, одетого в длинный плащ мужчины, опирающегося на посох, вокруг которого обвивается змея.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок с применением игровых технологий на тему: «Остановка в гостинице» по дисциплине: «Иностранный язык»
План урока 1. Организационная часть 2. Основная часть 1.Отработка техники чтения деловой лексики...
Домик- алфавит и правила чтения
Дидактический материал в помощь ученикам 2 класса и их родителям....
Материал открытого урока с применением технологии "Обучение в сотрудничестве" на тему: "Показательные и логарифмические уравнения, их решение"
В материале открытого урока предлагается методика разбора методов решения показательных и логарифмических уравнений с применением технологии "Обучение в сотрудничестве"...
Открытый урок с применением сингапурской технологии "Коренной перелом в ходе ВОв"
Данный урок формирует у обучающихся представления о героической обороне Сталинграда....
Урок с применением мультимедийной презентации (с использованием триггеров, анимации, гиперссылок и управляющих кнопок).Изучение явления электромагнитной индукции
В данной публикации приводится пример использования мультимедийной презентации на уроке при исследовании явления электромагнитной индукции в 11 классе. Надеюсь, что описание может быть полезным при со...
Методическая разработка "Алфавит" и правила чтения букв. 1-2 класс.
Учимся читать. 2 класс. Радужный английский.Видео:Урок 1. Английский алфавит для начинающих!https://www.youtube.com/watch?v=thhVdt1kIdAАЛФАВИТ Английский.НАУЧУ ЧИТАТЬ ЛЮБОГО ЗА 15 уроков! Уроки англий...
Открытый урок с применением мультимедийной обучающей системы (МОС) дисциплины "Латинский язык" по теме "ЛАТИНСКИЙ АЛФАВИТ и правила чтения"
Открытый урок с применением мультимедийной обучающей системы (МОС) дисциплины "Латинский язык" по теме "ЛАТИНСКИЙ АЛФАВИТ и правила чтения"...