Открытый урок с применением мультимедийной обучающей системы (МОС) дисциплины "Латинский язык" по теме "ЛАТИНСКИЙ АЛФАВИТ и правила чтения"
материал на тему

Машенцева Светлана Алексеевна

Открытый урок с применением мультимедийной обучающей системы (МОС) дисциплины "Латинский язык" по теме "ЛАТИНСКИЙ АЛФАВИТ и правила чтения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_01.doc116.5 КБ

Предварительный просмотр:

Invia est in medicīna via sine lingua Latīna –

Непроходим путь в медицине без латинского языка

ЗАНЯТИЕ 1

 Алфавит. Фонетика.

Особенности чтения гласных и согласных.

ЛАТИНСКИЙ АЛФАВИТ

и правила чтения

Начертание

Название

(в рус.вар.)

Произношение

Правила чтения

Пример

A a

a

[ α ]

* ae = [ e ]

аla – крыло

аeger - больной

B b

бэ

[ b ]

вarba -  борода

С с

цэ

1) с =   [ k ]

  1. с = [ ts ]

 

c +  o,a,u

   +  согласные

   +  в конце слов

c + e,i,y; ae, œ

*    сh = [ h ]

сornu – рог

crista – гребень

lac – молоко

cysticus – пузырный

cervix – шея

caecus – слепой

charta - бумага

D d

дэ

[ d ]

dens - зуб

E e

э

[ e ]

впереди стоящий согласный не

смягчается !

textus - ткань

F f

эф

[ f ]

fovea - ямка

G g

гэ

[ g ]

* gu + гласн.= [ gv ]

* gu + согл. = [ gu ]

gaster - желудок

lingua – язык

angulus - угол

H h

ха, га

[ h ]

*   ch = [ h ]

*   ph = [ f ]

*   th = [ t ]

*   rh = [ r ]

herba – трава

chole – желчь

Phosphorus – фосфор

thenar - тенар

Rheum - ревень

I i

и

[ i ]

[ j ]

i  + гласн.= [ j ]

глас. + i + глас. = [j]

spiritus – спирт

Iodum – йод

maior - большой

J j

йота

[ j ]

jejunum – тощая кишка

K k

ка

[ k ]

Kalium - калий

L l

эль

[ l ]

всегда мягкое !

lobus - доля

М m

эм

[ m ]

mamma – молоч.железа

N n

эн

[ n ]

nodus - узел

О о

о

[o]

oe = [ ø ]

оdor – запах

oedema - отек

Р р

пэ

[ p ]

* ph = [ f ]

рapilla – сосок

pharmacon - лекарство

Q q

ку

[ k ]

* qu = [ kv]

аqua – вода

quadratus - квадратный

R r

эр

[ r ]

* rh = [ r ]

radius – лучевая кость

rheum – ревень

In omnia paratus – Ко всему готов

S s

эс

[ s ]

[ z ]

между гласными

глас. + ss + глас = [s]

* su + глас. = [ sv ]

sulcus – борозда

incisura – вырезка

fossa – ямка

suavis - приятный

T t

тэ

[ t ]

[ ts ]

* ti + гласн. = [ tsi ]

* s/x/t + ti + глас.=[ti]

tabuletta – таблетка

rotatio – вращение

ostium - отверстие

U u

у

[ u ]

ulcus - язва

V v

вэ

[ v ]

valva - клапан

X x

икс

[ ks]

рlexus - сплетение

Y y

ипсилон

[ i ]

в сл. греч. происхож.

tympanum - барабан

Z z

зэта

[ z ]

[ ts ]

в сл. греч. происхож.

в сл. негреч. происх.

zygoma – скула

Zincum - цинк

ГЛАСНЫЕ (VOCĀLES)

a, e, i, o, u, y

Дифтонги – сочетание двух гласных, произносимых в один слог:

au - autonimicus  (автономный, вегетативный)

eu - Eucaliptus     (эвкалипт)

Диграфы – сочетание двух букв, произносимых как один звук (монофтонги):

ae = [ e ] - perinaeum (промежность)

oe = [ ø ] - oesophagus (пищевод)

Если в графических сочетаниях ae , oe каждый гласный произносится отдельно, образуя особый слог, над  е  ставится знак разделения (трема)

aër (воздух),  Aloë (алоэ)

Различают долгие и  краткие гласные (определяющие количество слога).

Долгий гласный принято обозначать надстрочным знаком  ˉ  (ā) , краткий - ˘ (ă)

саdāver (труп), olecrănon (локтевой отросток).

Знаки количества слога также «разделяют» диграф, т.е. каждый гласный образует отдельный слог: vitum (аэвит), rophyton (аэрофит)

СОГЛАСНЫЕ (CONSONANTES)

b, c, d, f, g, h, k, l, m, n, p, q, r, s, t, v , x, z

Палатализация – переход согласных (c,t) в аффрикату [ts]                    

   с    +  o,a,u                                            costa (ребро), caput (голова), cubitus (локоть)  

        +  согласные                         [ k ]   acromion (акромион), pectus (грудь)   

        +  0 (в конце сл.)                                  

  c    + e, i, y;                 (палатализация)    сellula (клетка), cito (быстро), сysta (киста)

           аe, œ                                    [ ts ]   lia (брюшная полость), caesareus (кесарев)

                                          NB:  circulus (круг) – [tsirculus]

                                                   аccessorius (добавочный) – [aktsesorius]

 t  + i + гласный                           [ tsi ]   sectio (сечение), infectiosus (инфекционный)

 s/x/t + t +i + гласный                  [ ti ]    mixtio (смешение)

 Medicina soror philosophiae – Медицина – сестра философии

Cочетание согласных с «и»

ng + u + гласный

[ngv]

unguentum (мазь)

ng + u + согласный

[ngu]

lingula (язычок)

q   + u + гласный

[kv]

aqueductus (водопровод)

s   +  u + гласный

[sv]

consuetudo (привычка)

Диграфы (греческого происхождения)

ch

[h]

chiasma (перекрест)

ph

[f]

pharynx (глотка) 

th

[t]

thorax (грудная клетка)

rh

[r]

rhizoma (корневище)

sch

[sh]

schisis (раздвоение, расщепление)

NB: В латинском языке с ПРОПИСНОЙ буквы принято писать:

  • имена собственные
  • названия месяцев, народов
  • прилагательных и наречий, образованных от названий народов
  • наименования растений
  • наименования лекарственных средств
  • наименования химических элементов

Упражнения для чтения:

ае:

áetas возраст, paediāter педиатр, láeva левая рука, náevus родинка, sáeчасто; glutáeus ягодичный,

aē /aĕ:

áĕrius воздушный, áēnus медный;

au:

áuris ухо, cáusa причина, ráucus хриплый, láutus прекрасный, páulo немного;

eu:

Európa Европа, leucōsis лейкоз, neurītis неврит, pneumonía воспаление легких; seu или,

oe:

fóetor зловоние, oedēma отек, oesóphăgus пищевод; póena наказание;

oë/oē:

haematopsis кроветворение, dýspnодышка, díplгубчатое вещество плоских костей черепа; pma поэма,

i [i]:

ícterus желтуха, símilis подобный, pericárdium перикард, íbi там, тогда;

i (j)[j]:

iunctúra соединение, éia смелей!, ieiúnum тощая кишка, ius май;

y [i]

hypoxia гипоксия, styloideus шиловидный, myopia близорукость; myoma опухоль из мышечн. волокон; dysenteria дизентерия, hypermetropia дальнозоркость;

с [k]:

cóllum шея, cúbitus локоть, frúctus плод, coracoídeus клювовидный, cáput голова; cardiácus сердечный, crus ножка, ctus проток, curvatúra кривизна;

с [ts]:

ácidum кислота, cytológia цитология, cóeptus начинание; cerebéllum мозжечок;

c [k] /

   [ts]

cáecum слепая кишка, coeliácus чревный, ócciput затылок, cervicális шейный,

acéticus уксусный, concílium совет, concitátor возбудитель; círculus круг;

Natura incipit, ars dirigit, usus perficit –

Природа начинает, искусство направляет, опыт совершенствует

ch [h]

cholédŏchus желчный, chórda струна, chlea улитка, chirurgía хирургия;

ph [f]

Phósphorus фосфор, phálanx фаланга, phrénicus диафрагмальный, phlebs вена, epiphárynx носоглотка, apóphysis отросток, phlegmóne флегмона;

rh [r]

rhinális носовой, rhomboídeus ромбовидный, rhýthmus ритм, rhágas трещина;

th [t]

thórax грудная клетка, thýmus вилочковая железа, thyroídeus щитовидный;

ti [ti]

bia большеберцовая кость, rena сетчатка, cartilágo хрящ, cútis кожа;

s/x+ti

óstium отверстие, béstia животное, mixtio смесь, exstirpatio удаление органа;

ti [tsi]

pórtio часть, spátium пространство, rotátio вращение, bifurcátio раздвоение;

ti [ti] /

    [tsi]

articulátio сустав, disnctio разделение, restitio восстановление, institio установление,

qu [kv]

сollóquium беседа, quínque пять, aquedúctus водопровод, quércus дуб;

su [sv]

сonsuetúdо привычка, suávitas привлекательность,

s [s]

sutúra шов, húmerus плечевая кость, scápula лопатка, os кость, sta ребро;

s [z]

chiásma перекрест, basiláris основной, mesencéphalon средний мозг,

ss [s]

ssa ямка, procéssus отросток, ossificátio окостенение, fissúra щель;

x [ks]

mixtúra микстура, córtex кора, extrémitas конец, fórnix свод, crux крест;

z [z]

zygóma скула, ázygos непарный, horizontális горизонтальный, zóna зона;

z [ts]

Zíncum цинк, influénza острое респираторное заболевание

Авиценна – (латинская форма от Ибн Сина) родился в 980 г. в Афшане, возле Бухары, умер в 1037 г. в Хамадане; влиятельный представитель исламской концепции в античности. Его латинские переводы сыграли заметную роль в христианской схоластике. Авиценна являлся придворным врачом и министром при персидских правителях. Авиценне приписывается более 400 работ по всем известным тогда разделам научных и философских знаний, например, «Канон врачебной науки», в котором он дидактически изложил учение Галена, и философская энциклопедия «Книга исцеления», написанная в духе Аристотеля и посвященная проблемам четырех наук: логики, физики, математики и метафизики.

Аполлон (лат. Apollo) – сын Зевса и богини Латоны, брат-близнец Артемиды. «Клянусь Аполлоном, врачом Асклепием, Гигиеей и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство…» - так начинается «Клятва» древнегреческих врачей, которая была создана во времена Гиппократа и сегодня носит его имя. Аполлон, Асклепий, Гигиея, Панакея – боги древнегреческой религии, истоки которой таятся в тысячелетней истории народов Эгейского моря.

Аполлон – бог мудрости, покровитель поэзии, музыки и красоты почитался также как врач богов и бог врачей. Аполлон поручил своего сына Асклепия кентавру Хирону, который научил своего ученика не только исцелять больных, но и возвращать к жизни умерших.

Асклепий, греч.: (лат. Эскулап) – греческий бог врачевания, сын Аполлона и Корониды. Узнав, что Асклепий пытался оживлять умерших, Зевс умертвил Асклепия молнией. Культ Асклепия изображали в облике бородатого, одетого в длинный плащ мужчины, опирающегося на посох, вокруг которого обвивается змея.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок с применением игровых технологий на тему: «Остановка в гостинице» по дисциплине: «Иностранный язык»

План урока 1. Организационная часть 2. Основная часть 1.Отработка техники чтения деловой лексики...

Домик- алфавит и правила чтения

Дидактический материал в помощь ученикам 2 класса и их родителям....

Материал открытого урока с применением технологии "Обучение в сотрудничестве" на тему: "Показательные и логарифмические уравнения, их решение"

В материале открытого урока предлагается методика разбора методов решения показательных и логарифмических уравнений с применением технологии "Обучение в сотрудничестве"...

Открытый урок с применением сингапурской технологии "Коренной перелом в ходе ВОв"

Данный урок формирует у обучающихся представления о героической обороне Сталинграда....

Урок с применением мультимедийной презентации (с использованием триггеров, анимации, гиперссылок и управляющих кнопок).Изучение явления электромагнитной индукции

В данной публикации приводится пример использования мультимедийной презентации на уроке при исследовании явления электромагнитной индукции в 11 классе. Надеюсь, что описание может быть полезным при со...

Методическая разработка "Алфавит" и правила чтения букв. 1-2 класс.

Учимся читать. 2 класс. Радужный английский.Видео:Урок 1. Английский алфавит для начинающих!https://www.youtube.com/watch?v=thhVdt1kIdAАЛФАВИТ Английский.НАУЧУ ЧИТАТЬ ЛЮБОГО ЗА 15 уроков! Уроки англий...

Открытый урок с применением мультимедийной обучающей системы (МОС) дисциплины "Латинский язык" по теме "ЛАТИНСКИЙ АЛФАВИТ и правила чтения"

Открытый урок с применением мультимедийной обучающей системы (МОС) дисциплины "Латинский язык" по теме "ЛАТИНСКИЙ АЛФАВИТ и правила чтения"...