Исследовательский проект «Методические особенности формирования проектировочных умений у учащихся 5-6 классов при освоении математического материала»
проект на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_metodicheskie_osobennosti_firmironaya_proektirovochnyh_umeniy_u.ppt | 414.5 КБ |
proekt.doc | 153 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность проблемы обоснована необходимостью развития критического и творческого мышления современных учащихся, приобщения их к достижениям информационного общества и формирования у школьников умения самостоятельно конструировать собственные знания с одной стороны, и недостаточной разработанностью методов формирования проектировочных умений для учащихся 5-6 классов на математическом содержании, с другой стороны. Актуальность
Противоречие между требованиями стандарта, предъявляемыми к подготовке учащихся 5-6 классов, и недостаточной разработанностью методов формирования проектировочных умений для данного возраста на математическом содержании, хотя имеются предпосылки для этого. Проблема Проблема Проблема
Объект: обучение математике в 5-6 классах. Предмет: формирование проектировочных умений у учащихся 5-6 классов при освоении математического содержания.
выявление условий формирования проектировочных умений у учащихся 5-6 классов при освоении математического содержания. Цель
Формирование проектировочных умений учащихся 5-6 классов при освоении математического содержания будет продуктивнее, если: обучение будет построено на основе принципов системного и деятельностного подходов; оно будет проводиться при соблюдении последовательности следующих этапов: закрепляющего, формирующего и корректирующего; будут использоваться частично-поисковый, проблемный и объяснительно-иллюстративный методы обучения Гипотеза
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы необходимо было решить следующие задачи : уточнить сущность проектировочных умений с учётом психофизиологических особенностей учащихся 5-6 классов; определить принципы формирования проектировочных умений учащихся 5-6 классов на уроках математики; построить этапную модель формирования проектировочных умений у учащихся 5-6 классов при освоении математического содержания экспериментально проверить методику формирования проектировочных умений у учащихся 5-6 классов при освоении математического содержания Задачи
Теоретическая значимость работы заключается в выделении уровней сформированности проектировочных умений у учащихся всех ступеней школьного образования, определения содержания курса математики для формирования проектировочных умений в 5-6 классах. Практическая ценность работы заключается в создании и экспериментальной проверке этапной модели формирования проектировочных умений при освоении математического содержания в 5-6 классах. Ценность проекта
Основные и необходимые условиями для формирования проектировочных умений овладение базовыми школьными знаниями и умениями; формирование умения учиться в средней школе; развитие учебной мотивации, формирование учебных интересов; развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умение соревноваться с другими, правильно и разносторонне сравнивать свои результаты с успехами других; формирование умения добиваться успеха и правильно относиться к успехам и неудачам, развитие уверенности в себе; формирование представлений о себе как об умелом человеке с большими возможностями развития.
Под проектировочными умениями будем понимать такую подготовленность к практическим и теоретическим действиям, выполняемым быстро, точно, сознательно, на основе усвоенных знаний и жизненного опыта, с помощью которой учащиеся хорошо ориентируются в планировании целенаправленного деятельностного процесса, прогнозировании его результатов, условий и перспектив развития. Проектировочные умения существуют в форме деятельности и проявляются через деятельность
Проектировочные умения 1) предвидение результатов планирования, составление прогноза; 2) отбор и дозировка необходимого для занятия учебного материала; 3) анализ и критическая оценка материала учебников и учебных пособий; 4) анализ учебной ситуации и выбор верного решения; 5) выбор способа переключения с одного вида работы на другой; 6) импровизация в неожиданных учебных ситуациях; 7) отбор видов деятельности, адекватных поставленным задачам; 8) планирование системы совместных творческих дел.
Методы и содержание уроков математики, направленных на формирование проектировочных умений в 5-6 классах Формируемое умение Содержание Методы Предвидение результатов планирования, составление прогноза Выявление различных закономерностей, которые формулируются как предложение, гипотеза. Проблемный, частично поисковый Отбор и дозировка необходимого для занятия материала Сбор, представление и анализ информации Объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый Анализ и критическая самооценка материала учебников и учебных пособий Представление и анализ информации, изучение соответствующих понятий; прикидка и оценка результатов Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый Анализ учебной ситуации и выбор верного решения Экспериментальным путём можно открыть многие геометрические факты; вероятностная интуиция, перебор возможных вариантов; выбор стратегии решения, проверка результатов действий на правдоподобие. Проблемный, частично-поисковый
Методы и содержание уроков математики, направленных на формирование проектировочных умений в 5-6 классах(окончание) Выбор способа переключения с одного вида работы на другой Многообразие упражнений и заданий к ним; разнообразные приёмы обучения (эвристические, арифметические и т. д.); задание и построение формул. Частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, проблемный Импровизация в неожиданных ситуациях С помощью построений и измерений учащиеся выявляют различные геометрические закономерности; развитие вычислительной культуры способами рассуждения, выбора стратегии Частично-поисковый, проблемный Отбор видов деятельности, адекватных поставленным задачам В соответствии с заданием выбрать верный прием вычислений; выбор способов задания связи между величинами Частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный Планирование системы творческих дел Ф ормирование словаря, частота и вероятность событий Частично-поисковый. проблемный
На основе экспериментальной работы, я выдельила три этапа формирования: 1) закрепляющий, на котором диагностируется и корректируется овладение начальным уровнем сформированности проектировочных умений; 2) формирующий этап, являющийся основным для формирования новых умений или развития уже имеющихся до среднего уровня; 3) корректирующий, который служит для закрепления сформированного ранее уровня.
Итак, нами определены начальный, средний и высокий уровни сформированности проектировочных умений, соответствующие стадиям школьного образования. Так как начальный уровень соответствует окончанию начальной школы, а средний уровень – концу 6 класса, то нам необходимо было описать методические особенности перехода от начального уровня к среднему . На основе работ А.А. Абдуллиной, З.И. Васильевой, Ф.Н. Гоноболина, Е.С. Заир-Бека, Е.И. Казаковой, В.Ю. Кричевского, Н.В. Кузьминой, Ю.Н. Кулюткина, В.А. Сластенина и др. были выделены критерии определения уровня сформированности проектировочных умений и указаны этапы формирования. Работая над проектом также уточнили, какие типы математических заданий необходимо использовать для формирования тех или иных проектировочных умений на каждом этапе.
В экспериментальной проверке методики формирования проектировочных умений у учащихся 5-6 классов при освоении математического содержания мы уточнили, какие типы математических заданий необходимо использовать для формирования тех или иных проектировочных умений на каждом этапе, а также описали входную и выходную диагностики уровня сформированности проектировочных умений, проводимые в начале 5-го и конце 6-го классов соответственно. Данные, полученные в результате диагностик, подтвердили результативность экспериментальной работы.
Результаты завершающей диагностики, проводимой в конце 6 класса Таким образом, исходя из проведенной экспериментальной работы, можно заключить, что процесс формирования проектировочных умений при освоении математического содержания в 5-6 классах будет эффективным, если использовать проблемный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый методы обучения с опорой на выделенное и описанное нами выше содержание для каждого из формируемых умений.
Предварительный просмотр:
Исследовательский проект «Методические особенности формирования проектировочных умений у учащихся 5-6 классов при освоении математического материала»
Изучение математики в настоящее время сопряжено с целым рядом особенностей. Среди них можно назвать: изменение приоритетов в обществе и в науке, кризис математического образования. В современном мире на фоне резкого падения интереса к науке в целом наблюдается рост приоритета гуманитарных наук; сокращения количества уроков математики в школе.
Одной из целей современного школьного образования является освоение учащимися разнообразных способов деятельности. Необходимо выявить возможности каждого учебного предмета в формировании так называемых «надпредметных» способов деятельности, к которым относятся системный подход, моделирование, прогнозирование, проектирование, эвристические методы.
В числе приоритетных задач, стоящих перед современной системой образования, особую значимость приобрела задача развития критического и творческого мышления ученика, приобщение его к достижениям информационного общества и формирование умения самостоятельно конструировать собственные знания. Таким образом, современные стандарты школьного общего образования предполагают планомерное развитие проектировочных умений учащихся. Однако, в связи с неопределенностью данного термина и недостаточной разработанностью методики формирования проектировочных умений даже в 8-9 классах, можно говорить о несуществовании методики формирования проектировочных умений учащихся 5-6 классов вообще (в частных методиках различных предметов описаны единичные приемы формирования отдельных проектировочных умений).
Исходя из анализа стандарта второго поколения можно сделать вывод, что система математического образования в основной школе должна стать более динамичной за счет вариативной составляющей на всем протяжении второй ступени общего образования. В примерной программе по математике предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в математическую деятельность, на обеспечение понимания ими математического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков, умений проводить рассуждения, доказательства.
Таким образом, можно выявить противоречие между требованиями стандарта, предъявляемыми к подготовке учащихся 5-6 классов, и недостаточной разработанностью методов формирования проектировочных умений для данного возраста на математическом содержании, хотя имеются предпосылки для этого.
Объект: обучение математике в 5-6 классах.
Предмет: формирование проектировочных умений у учащихся 5-6 классов при освоении математического содержания.
Целью исследования явилось выявление условий формирования проектировочных умений у учащихся 5-6 классов при освоении математического содержания.
Гипотеза исследования: формирование проектировочных умений учащихся 5-6 классов при освоении математического содержания будет продуктивнее, если:
- обучение будет построено на основе принципов системного и деятельностного подходов;
- оно будет проводиться при соблюдении последовательности следующих этапов: закрепляющего, формирующего и корректирующего;
- будут использоваться частично-поисковый, проблемный и объяснительно-иллюстративный методы обучения.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы необходимо было решить следующие задачи:
- уточнить сущность проектировочных умений с учётом психофизиологических особенностей учащихся 5-6 классов;
- определить принципы формирования проектировочных умений учащихся 5-6 классов на уроках математики;
- построить этапную модель формирования проектировочных умений у учащихся 5-6 классов при освоении математического содержания
- экспериментально проверить методику формирования проектировочных умений у учащихся 5-6 классов при освоении математического содержания.
Теоретическая значимость работы заключается в выделении уровней сформированности проектировочных умений у учащихся всех ступеней школьного образования, определения содержания курса математики для формирования проектировочных умений в 5-6 классах.
Практическая ценность работы заключается в создании и экспериментальной проверке этапной модели формирования проектировочных умений при освоении математического содержания в 5-6 классах.
Этапы проекта:
- подготовительный (изучение литературы для уточнения сущности проектировочных умений с учётом психофизиологических особенностей учащихся 5-6 классов, для определения принципов формирования проектировочных умений учащихся 5-6 классов на уроках математики;
- основной (построение этапной модели формирования проектировочных умений у учащихся 5-6 классов при освоении математического содержания, подбор материала для проведения диагностики, апробирование сформированной модели в экспериментальной и контрольном классах)
- заключительный (выявление эффективности созданной модели)
Результаты проекта
Первая задача заключалась в уточнении сущностных характеристик проектировочных умений. В результате её решения было установлено, что под проектировочными умениями понимают такую подготовленность к практическим и теоретическим действиям выполняемых быстро, точно, сознательно, на основе усвоенных знаний и жизненного опыта, с помощью которой учащиеся хорошо ориентируются в планировании целенаправленного деятельностного процесса, прогнозировании его результатов, условий и перспектив развития.
Выявлено, что проектировочными умениями являются:
1) предвидение результатов планирования, составление прогноза;
2) отбор и дозировка необходимого для занятия учебного материала;
3) анализ и критическая оценка материала учебников и учебных пособий;
4) анализ учебной ситуации и выбор верного решения;
5) выбор способа переключения с одного вида работы на другой;
6) импровизировать в неожиданных учебных ситуациях;
7) отбор видов деятельности, адекватных поставленным задачам;
8) планирование системы совместных творческих дел.
Вторая задача состояла в выявлении принципов формирования проектировочных умений. При её решении были рассмотрены возможности курса математики для формирования проектировочных умений, описаны методы формирования проектировочных умений у учащихся 5-6 классов, а также определены формы организации обучения математике, способствующие формированию проектировочных умений.
Третья задача заключалась в построении этапной модели формирования проектировочных умений у учащихся 5-6 классов при освоении математического содержания. При решении данной задачи были определены начальный, средний и высокий уровни сформированности проектировочных умений, соответствующие стадиям школьного образования: начальный уровень соответствует окончанию начальной школы, а средний уровень – концу 6 класса; выделены критерии определения уровня сформированности проектировочных умений и указаны этапы их формирования (закрепляющий, формирующий и корректирующий).
Методические особенности формирования у учащихся
проектировочных умений на математическом содержании
На основе работ Л.С. Выготского можно определить, что в период получения школьного образования ребенок проходит последовательно три стадии: начальная (начальная школа), переходная (5-6 классы) и основная (7-11 классы). Названия стадий определены нами. Можно предположить, что формирование проектировочных умений так же проходит три уровня, по времени совпадающие со стадиями получения школьного образования. Назовем эти уровни: начальный, средний и высокий. Необходимо определить сформированность проектировочных умений учащихся на каждом уровне и критерии определения достижения данного уровня.
Из анализа работ А.А. Абдуллиной, З.И. Васильевой, Ф.Н. Гоноболина, Е.С. Заир-Бека, Е.И. Казаковой, В.Ю. Кричевского, Н.В. Кузьминой, Ю.Н. Кулюткина, В.А. Сластенина и др. нами были выделены критерии определения достижения уровня сформированности проектировочных умений:
- развитие умения планировать собственную работу;
- развитие критической оценки;
- развитие совместной деятельности;
- развитие умения работы с учебным материалом.
В соответствии с данными критериями, начальный уровень сформированности проектировочных умений включает в себя: планирование с помощью учителя работы по решению задач, выбор верного решения по плану учителя, анализ работы других, самоанализ, выбирая роли в группах, работа по материалам, который подбирает учитель или родитель.
Большая роль самостоятельности при обучении приводит к среднему уровню: планирование предстоящей деятельности, ее анализ и прогноз результатов, критическая оценка работы других, самостоятельное планирование совместной деятельности, самостоятельный отбор материала.
Подтверждением этого служат материалы ФГОС, а именно, требования к выпускнику начальной школы и учащимся, окончивших 6 класс. [39]
Опираясь на исследования З.И. Васильевой, Е.И. Казаковой, Н.В. Кузьминой и В.А. Сластенина и др., можно заключить, что высокий уровень сформированности проектировочных умений характеризуется: самостоятельным планированием собственной работы, прогнозированием верного решения в зависимости от возможных ситуаций, критической оценкой собственной работы, самостоятельным выбором необходимости совместной работы с поставленной темой, планом и распределением ролей, самостоятельным определением необходимости дополнительного материала по теме и отбором его содержания.
Таким образом, в нашей работе будем рассматривать продвижение учащихся от начального уровня сформированности к среднему.
Учебная математическая деятельность учащихся в 5-6 классах — специфическая по системе объектов, видам и способам деятельности:
- объектами деятельности выступают абстрактные понятия (числа, многочлены, уравнения, неравенства, формулы, фигуры, преобразование и т.д.);
- в деятельности разделяются исполнительские содержательные действия и действия понятийно-дедуктивного плана, управляющие и обосновывающие исполнение (решение уравнений, неравенств, задач различных видов, построение фигур);
- деятельность характеризуется различными уровнями обобщения, различными этапами ее сформированности у учащегося (выполнение конкретного примера и его обобщение на класс однородных примеров).
Рассмотрим задания, способствующие формированию проектировочных умений в 5-6 классах. На основе экспериментальной работы, можно выделить три этапа формирования:
1) закрепляющий, на котором диагностируется и корректируется овладение начальным уровнем сформированности проектировочных умений;
2) формирующий этап, являющийся основным для формирования новых умений или развития уже имеющихся до среднего уровня;
3) корректирующий, который служит для закрепления сформированного ранее уровня.
Группы заданий, выполняемые на закрепляющем этапе, направлены на выявление работы с заданиями под руководством взрослого. Опираясь на учебник математики для 5 класса под редакцией Г.В. Дорофеева, И.Ф. Шарыгина, мы выделили такие задания (табл. 2).
Таблица 2
Математические задания, закрепляющие
проектировочные умения начального уровня сформированности
№ п/п (№ учебника) | Задание | Закрепляемое умение | Комментарий к заданию |
1 (№6) | Возьмите кубик и на его поверхности проведите мелом линию так, как показано на рисунке. Попробуйте из куска проволоки сделать такую же линию | Работа по плану учителя (по изображению в учебнике), анализ работы других | Возможно выполнение в парах, определив, кто проводит линию мелом, а кто сравнивает с рисунком. Далее, изготовив ломаную из проволоки, учащиеся анализируют, на сколько точно выполнено задание |
2 (№8) | Кусок веревки выложен так, как указано на рисунке. Как вы думаете, завяжется ли узел, если потянуть его за концы верёвки? Проверьте себя, проведя эксперимент | Анализ работы других, самооценка, выбор верного решения по рисунку в учебнике | Это задание является основой формирования умения прогнозирования верного решения в зависимости от возможных ситуаций (умение среднего уровня сформированности) |
3 (№25) | а) Постройте в тетради ломаную по следующему описанию:
Соедините точки по линейке в том порядке, в котором вы их строили. Назовите ломаную. Из скольких звеньев она состоит? б) Начертите в тетради какую-нибудь ломанную с вершинами в углах сетки и «продиктуйте» ее соседу по парте | Планирование с помощью учителя работы по решению задач, анализ работы других, самоанализ, работа по материалам, который подобран в первом пункте | Выполняя первый пункт этого задания, мы увидим, в полной ли мере учащиеся 5 класса могут работать по определенному плану. После выполнения второго пункта оценим сформированность анализа работы соседа по парте и самоанализа, а так же работу по материалам предыдущего пункта |
Таблица 2 (продолжение)
4 (№48) | 1)Отрезок АВ в 2 раза длиннее отрезка КМ. Это можно записать в виде равенства: АВ=2КМ. Запишите следующие утверждения: а) отрезок ОС в 4 раза длиннее отрезка ЕК; б) отрезок ОС в 3 раза короче отрезка ЕК. Начертите два отрезка, удовлетворяющие каждому из условий. 2) Измерьте отрезок АВ, приняв за единицу измерения а) отрезок СД; б) отрезок ЕР. Запишите ответ. 3) Отрезок АВ измерили отрезком СД и получили, что АВ=10СД. Чему равна длина отрезка АВ, если СД=3 см? 5мм? 3 см 5 мм? 4) Известно, что АВ=10 см, СД=5 мм. Запишите в виде равенства результат, который получиться, если отрезок АВ измерить отрезком СД? | Планирование с помощью учителя работы с задачей, работа по материалам, подобранными учителем, анализ работы других | Учитель записывает результаты первого пункта на доске со слов учащихся, а так же второго с обратной стороны доски, второй пункт – работа в парах с взаимопроверкой. Третий пункт выполняется фронтально, а четвертый либо в парах, либо группами с взаимопроверкой |
5 (№81) | Каждое из чисел можно представить в идее суммы разрядных слагаемых. Например, в числе 2803 содержится 2 тысячи, 8 сотен, 0 десятков и 3 единицы. Поэтому, 2803= 2*1000+8*100+0*10+3*1. Используя этот образец, запишите в виде суммы разрядных слагаемых число:а) 75; б) 3428; в) 2350; г) 4038; д)25070. | Анализ работы других (анализ образца), умение работы по материалам (образцу), который подобран составителями учебника | Один из учащихся выполняет задание за «шторкой», остальные в тетради. А затем уже проверка |
Таблица 2 (продолжение)
6 (№152) | Некоторое число округлили до сотен и получили 53400. а) назовите несколько чисел, при округлении которых до сотен получится данное число. б) назовите наименьшее число, при округлении которого до сотен получиться это число. в) назовите наибольшее число, при округлении которого до сотен получиться это число | Планирование с помощью учителя работы по решению задач, выбор верного решения по плану учителя | Выполнив пункт а), учащиеся уже самостоятельно выбирают наименьшее и наибольшее числа |
7 (№277) | Запишите разные выражения для вычисления длины ломаной | Работа по плану учителя, выбирая роли в группах | Разбиваем класс на две группы, у каждой группы свое изображение. После анализа рисунков, делаем вывод, что нужно сосчитать количество отрезков по 5мм (первый рисунок), по 4 и 10 мм (второй рисунок). Далее количество умножаем на длину и складываем. Это один из способов. Другие способы учащиеся рассматривают в группах |
Рассмотрим группы заданий, используемых на формирующем этапе среднего уровня сформированности проектировочных умений, используя учебники математики для 5, 6 классов под редакцией Г.В. Дорофеева, И.Ф. Шарыгина.
Таблица 3
Математические задания, формирующие
проектировочные умения среднего уровня сформированности
№ п/п (№ учебника) | Задание | Формируемое умение | Комментарий к заданию |
1 (№466) | Начертите на листе бумаги какой-нибудь угол и проведите его биссектрису. Вырежьте этот угол и проверьте перегибанием, правильно ли вы разделили угол пополам | Планирование предстоящей деятельности, её анализ и прогноз результатов | Прочитав задание, учащиеся делают вывод, что биссектриса и линия сгиба должны совпасть |
2 (№497) | Скопируйте пятиугольник в тетрадь. Проведите все диагонали пятиугольника и запишите их | Планирование предстоящей деятельности, её анализ и прогноз результатов | Увидев пятиугольник, изображенный в учебнике по клеткам, учащиеся делают вывод: для того, чтобы построить его нужно поставить, например, точку А и от неё последовательно и считая клеточки, расставить остальные точки. То есть здесь учащиеся самостоятельно должны составить описание для построения, а так же предвидеть, что в пятиугольнике можно провести только пять диагоналей |
Таблица 3 (продолжение)
3 (№ 507) | Число диагоналей многоугольника можно сосчитать так:
Сколько диагоналей у семиугольника, десятиугольника, стоугольника? У какого многоугольника 9 диагоналей? | Критическая оценка работы других | В этом задании учащиеся обязательно должны аргументировать свои действия, чтобы далее иметь возможность обоснованно объяснить товарищам свой выбор, свое решение |
4 (№515) | Если число 847 разделить на 11, то в частном получится 77. Является ли частное 77 делителем числа 847? Ответ поясните | Критическая оценка работы других | Аргументируя свой ответ, учащиеся должны опираться высказывание: число а делится на число в, если можно подобрать такое число с, что выполняется равенство а=в*с |
5 (№1210) | Выберите тему из перечисленных ниже (или придумайте самостоятельно) и проведите в классе опрос. Например, что больше нравиться ребятам вашего класса:
из зимних видов спорта – коньки, лыжи, санки, хоккей; | Самостоятельное планирование совместной деятельности, самостоятельный отбор материала | Класс разбиваем на три группы, которые либо выбирают тему, либо придумывают сами. На эту работу необходимо разбить на несколько этапов: выбор темы, опрос одноклассников, заполнение таблицы, оформление результатов (диаграммы, стенгазеты и т.п.) |
Таблица 3 (продолжение)
Составьте таблицу для записи мнений ваших одноклассников. Проведите опрос и заполните таблицу. Используя полученные вами данные, сделайте выводы о вкусах ваших одноклассников | |||
6 (№ 36) | Задача – исследование. 1. Дана правильная дробь ⅔. Запишите обратную ей дробь. Правильной или неправильной является эта дробь? Какая из этих двух дробей ближе к 1? 2. Запишите какую-нибудь правильную дробь и дробь, обратную ей. Какая из них ближе к 1? Проведите такой эксперимент еще раз. 3. Сделайте вывод о том какая из дробей ближе к 1 – правильная или обратная к ней неправильная. Поясните свой вывод | Критическая оценка работы других, самостоятельный отбор материала | Данная задача рассматривается в учебнике 6 класса. Выполняя последовательно описанные действия, учащиеся, делают логическое заключение |
7 (№ 172) |
| Планирование предстоящей деятельности, её анализ и прогноз результатов | 6 класс. Перед изображением взаимного расположения трех прямых, учащиеся должны вспомнить о взаимном расположении двух прямых, а затем добавлять третью прямую |
8 (№ 470) |
| Планирование предстоящей деятельности, её анализ и прогноз результатов, самостоятельный отбор материала | 6 класс. Нужно воспользоваться правилом округления десятичных дробей. Расписав все дроби в первом пункте, во втором пункте лишние решение можно сразу откинуть |
9 (№670) | Нарисуйте какой-нибудь многоугольник, который: а) не имеет осей симметрии; б) имеет одну ось симметрии; в) имеет две оси симметрии | Планирование предстоящей деятельности, её анализ и прогноз результатов, самостоятельный отбор материала, критическая оценка работы других | 6 класс. Каждый учащийся самостоятельно выполняет данное задание на ранее заготовленных листках, затем все многоугольники вывешиваются на доску самими учащимися, разбивая на три колонки. Оценивается разбиение и аргументирование, но не своего изображения |
На корректирующем этапе специальные задания, способствующие формированию проектировочных умений, даются всем учащимся. Таким образом, данный этап служит не только для коррекции, но и для закрепления умений на среднем уровне. Примеры заданий корректирующего этапа приведены в таблице 4.
Таблица 4
Математические задания, корректирующие
проектировочные умения среднего уровня сформированности
№ п/п (№ учебника) | Задание | Корректируемое умение | Комментарий к заданию |
1 (№ 689) | У параллелепипеда три плоскости симметрии. А сколько их у куба? Указание. Рассмотрите дополнительно плоскости, проходящие через диагонали противоположных граней | Планирование предстоящей деятельности, её анализ и прогноз | Построить куб и рассмотреть указание, т.к. куб-параллелепипед, у которого ребра равны, а значит, три плоскости симметрии уже есть |
2 (№722) | Вставьте нужное слово: а) если а - положительное число, то – а …число; б) если в - отрицательное число, то – в …число. Для каждого случая приведите числовой пример | Самостоятельный отбор материала | Надо помнить, что противоположные числа отличаются только знаками |
3 (№856) | Изобразите на кругах Эйлера ситуацию, придумайте вопрос и ответьте на него: а) в понедельник в магазине 12 человек купили только телефон, 4 человека – только автоответчик, а 5 человек – телефон с автоответчиком; б) все 10 человек, которые во вторник купили телефон, купили и автоответчик, а 7 человек купили только автоответчик | Планирование предстоящей деятельности, её анализ и прогноз результатов, критическая оценка работы других, самостоятельное планирование совместной деятельности | Разбиваем класс на две группы. Выполнив работу с задачей, группы аргументируют свои действия |
Таблица 4 (продолжение)
4 (№901) | Придумайте по три примера достоверных, невозможных событий, а также событий, о которых нельзя сказать, что они обязательно произойдут | Самостоятельный отбор материала, критическая оценка работы других | Один учащийся называет событие, другой должен сказать какое оно и пояснить свой ответ |
5 (№1043) | Начертите квадрат 10*10 клеток. Изобразите с помощью крестиков любую цифру и «зашифруйте» ее. Предложите соседу по парте восстановить эту цифру по вашему шифру. | Планирование предстоящей деятельности, её анализ и прогноз результатов, самостоятельный отбор материала | Надо оговорить для всех, где расположены буквы, а где цифры |
6 (№1105) | Начертите квадрат. Обозначьте длину его стороны какой-нибудь буквой и составьте формулы периметра и площади квадрата. | Планирование предстоящей деятельности, её анализ и прогноз результатов, самостоятельный отбор материала | Каждый работает самостоятельно, на доске можно записать буквы, которыми учащиеся обозначили сторону квадрата. А формулу в общем виде с обратной стороны доски для самопроверки |
7 (№1133) | Проволоку длиной 24 см согнули в прямоугольник. Какую длину будет иметь вторая сторона этого прямоугольника, если одна из сторон равна 8 см? 4 см? 9 см? Выразите сторону а прямоугольника через периметр Р и сторону b | Планирование предстоящей деятельности, её анализ и прогноз результатов, критическая оценка работы других | Выполняя первую часть задания, учащиеся должны понять, что длина проволоки и периметр получившегося прямоугольника совпадают |
Таблица 4 (окончание)
8 (№1157) | Составьте уравнение по условию задачи и решите её.
| Планирование предстоящей деятельности, её анализ и прогноз результатов, критическая оценка работы других, самостоятельное планирование совместной деятельности | Работа ведется в двух группах. Группы должны решить задачу и оформить условие рисунком на А4 |
Итак, нами определены начальный, средний и высокий уровни сформированности проектировочных умений, соответствующие стадиям школьного образования. Так как начальный уровень соответствует окончанию начальной школы, а средний уровень – концу 6 класса, то нам необходимо было описать методические особенности перехода от начального уровня к среднему. На основе работ А.А. Абдуллиной, З.И. Васильевой, Ф.Н. Гоноболина, Е.С. Заир-Бека, Е.И. Казаковой, В.Ю. Кричевского, Н.В. Кузьминой, Ю.Н. Кулюткина, В.А. Сластенина и др. были выделены критерии определения уровня сформированности проектировочных умений и указаны этапы формирования. На данном этапе мы уточнили, какие типы математических заданий необходимо использовать для формирования тех или иных проектировочных умений на каждом этапе.
Четвертая задача заключалась в экспериментальной проверке методики формирования проектировочных умений у учащихся 5-6 классов при освоении математического содержания. Мы уточнили, какие типы математических заданий необходимо использовать для формирования тех или иных проектировочных умений на каждом этапе, а также описали входную и выходную диагностики уровня сформированности проектировочных умений, проводимые в начале 5-го и конце 6-го классов соответственно.
Диагностика процесса формирования проектировочных умений
у учащихся 5-6 классов на математическом содержании
Апробация результатов исследования проводилась на базе НОУ «СОШ Царицынская №1» Центрального района города Волгограда.
Нами была проведена диагностическая работа, направленная на выявление уровня сформированности проектировочных умений у учащихся 5-6 классов - осенняя диагностика в виде практической работы «Ремонт в квартире».
Данная работа проверяет умение учащихся применить математические знания в реальной жизненной ситуации. При этом учащиеся должны распознать и применить соответствующие знания (проектировочное умение - «отбор и дозировка необходимого материала»), проявить интуицию при определении соответствующего способа решения (проектировочные умения - «импровизация в неожиданной ситуации», «анализ ситуации и выбор верного решения»), использовать рассуждения (проектировочное умение – «анализ и критическая оценка материала»), аргументацию для объяснения полученного ответа (проектировочное умение – «отбор видов деятельности»).
При оценке этой работы учащиеся были распределены на три группы.
1 группа – учащиеся с низким уровнем математической подготовки, включающего в себя простое воспроизведение математических фактов и методов, выполнение вычислений (знание и умение находить площадь прямоугольника, проценты от числа, выполнять необходимые арифметические действия).
2 группа – учащиеся со средним уровнем математической подготовки, предполагающим умение решать проблемы, возникающие в окружающей действительности, анализировать использованные методы решения. Так, например, учащиеся должны уметь применять на практике полученные математические знания для выполнения расчета стоимости ремонта квартиры.
3 группа – учащиеся с высоким уровнем математической подготовки, который, кроме вышеперечисленных умений, включает способность интерпретировать полученные результаты, формулировать и записывать окончательное решение поставленной задачи. Так, при получении дробного значения при ответе на вопрос: «Сколько рулонов обоев потребуется для ремонта комнаты?», от учащихся требуется показать умение анализировать полученный результат.
Практическая работа проводится в начале учебного года (5 класс) с целью выявления начального уровня сформированности проектировочных умений у учащихся.
Вы хотите произвести ремонт в своей комнате, длина которой 4 м, ширина 3 м и высота 3 м. Используя размеры комнаты, рассчитайте:
- Сколько банок краски нужно купить на покраску пола, если известно, что 100 грамм краски хватает на 1м, а банка краски весит 3 кг?
- Сколько необходимо купить рулонов обоев для оклейки стен, если известно, что в рулоне 10 метров обоев?
Данная работа показала, что 20% учащихся 5 классов школы не обладает достаточным уровнем сформированности проектировочных умений. Типичными недостатками сформированности проектировочных умений являются: недостаточность прогнозированности результата, недостаточность продуманности плана будущей деятельности. На закрепляющем этапе был достигнут начальный уровень сформированности проектировочных умений 95% учащихся. В конце корректирующего этапа была проведена повторная диагностика, которая должна была проверить достижение среднего уровня сформированности проектировочных умений. Отличие данной диагностики от предыдущей заключается в том, что учащиеся сами должны выбирать данные для изображения (в зависимости от выбранного изображения) и для составления кроссворда (используя учебные пособия), определять координаты точек. Это позволяет нам выявить достигнут ли средний уровень сформированности.
Самостоятельная работа с взаимопроверкой проводится в конце 6 класса. Первое задание данной диагностики направлено на выявление сформированности следующих умений: анализа и прогнозирования результатов работы, критической оценки работы других. Второе задание направлено на выявление сформированности следующих умений: самостоятельного планирования совместной деятельности, самостоятельного отбора материала, импровизации в неожиданных ситуациях, переключения с одного вида работы на другой.
Приведем пример такой диагностики.
1. В координатной плоскости изобразите цветок, кораблик, зайчика с целыми координатами. Предложите соседу по парте зашифровать это изображение с помощью координат точек и продиктовать этот шифр вам. Оцените друг друга.
2. По рядам составить кроссворд из 12-20 слов на темы: «Дроби», «Прямые и симметрия», «Окружность и числа» или выбрать свою тему из учебника математики. Оформите работу.
Данная диагностика для отслеживания результатов эксперимента проводилась одновременно в 6 классе НОУ «СОШ Царицынская №1» и близлежащей МОУ СОШ №19 г. Волгограда. Отметим, что в МОУ СОШ №19 специальная работа по формированию проектировочных умений в 5-6 классах не проводилась. Данные классы служили контрольной группой.
Результат диагностирования показал, что в контрольной группе полностью с заданиями справилось только 36% учащихся. На оценку «4» задания выполнило 37% учащихся контрольной группы, остальные 27% учащихся получили оценку «3». Это означает, что у 73% учащихся сформированы проектировочные умения на среднем уровне. При этом около половины из них требуют коррекции сфромированности.
Экспериментальная группа показала следующие результаты. 63% учащихся полностью выполнили все задания. 21% учащихся получил оценку «4», а остальные 16% учеников получили оценку «3». Это означает, что 84 % учащихся экспериментальной группы обладают средним уровнем сформированности проектировочных умений, что соответствует уровню выпускника 6 класса. При этом около ¼ части из этих учащихся нуждаются в коррекции некоторых проектировочных умений, например, таких, как: критическая оценка работы других, выбор содержания работы, умение планировать совместную работу.
Данные, полученные в результате диагностик, подтвердили результативность экспериментальной работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности формирования метапредметных умений учащихся на уроках в условиях ФГОС
Выступление на педагогическом совете школы....
Особенности формирования метапредметных умений учащихся на уроках информатики в условиях внедрения ФГОС
Главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования - готовить своих учеников к жизни, обеспечить ребенку общекул...
Особенности формирования метапредметных умений учащихся на уроках в условиях ФГОС
Особенности формирования метапредметных умений учащихся на уроках в условиях ФГОС...
Методические особенности контроля знаний, умений и навыков учащихся при изучении линии уравнений в основной школе.
В статье рассматриваются методические особенности контроля знаний, умений и навыков учащихся при изучении линии уравнений в основной школе. На основе проведенного анализа, выбраны формы и м...
доклад на тему "Особенности формирования метапредметных умений у учащихся на уроках истории и обществознания в условиях введения ФГОС ООО"
доклад на тему "Особенности формирования метапредметных умений у учащихся на уроках истории и обществознания в условиях введения ФГОС ООО"...
Методическая разработка по теме Особенности усвоения знаний, умений, навыков учащимися с умеренной умственной отсталостью при изучении математики.
материал рассчитан для педагогов, работающих с детьми с умственной отсталостью....
Методическая разработка по теме:"Особенности усвоения знаний умений, навыков учащимися с умеренной умственной отсталостью при изучении математики"
В процессе обучения детей с недостатками развития познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы необходимо сформировать у них умение овладевать системой доступных математических знаний, у...