Особенности формирования метапредметных умений учащихся на уроках в условиях ФГОС
методическая разработка по теме

Польшина Валентина Петровна

Выступление на педагогическом совете школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobennosti_formirovaniya.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №11»

 

Особенности формирования

 метапредметных умений учащихся

 на уроках в условиях ФГОС

        Польшина В.П.

                                                      заместитель директора по УВР

                                             2011\2012 учебный год

Мир ,в котором мы живём , предельно сложен , но в то же время органичен и целостен . Чтобы понимать его, зачастую недостаточно знаний , полученных не только в школе , но и в нескольких вузах . А всё потому , что мы в течение многих лет изучаем разрозненные дисциплины , не выделяя никакой связи между ними. С ведением в начальной школе с 1 сентября 2011 года федеральных государственных образовательных стандартов появилась надежда , что ситуация кардинально изменится, ведь с введением стандартов в качестве нового методологического подхода заложено требование к  личностным результатам обучения, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки  обучающихся , отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества ; сформированность основ гражданской идентичности;

 К предметным результатам обучающихся относятся освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области  деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

К метапредметным результатам обучающихся относятся освоенные ими универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.

 Стандарт определяет «Требования к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования»

«Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

  1.  овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
  2.  освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  3.  формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  4.  формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  5.  освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  6.   использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  7.  активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
  8.   использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме и анализировать изображения, звуки, измеряемые величины, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
  9.  овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
  10. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  11. готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  12.  определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  13. готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
  14. овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
  15. овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
  16. умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.»

          Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий:

      -  способность принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную, умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации и искать средства ее осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;

     - умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;

     - умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;

     - логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий, отнесения к известным понятиям;

     - умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

  Введение метапредметных результатов в стандарт позволяет говорить о том , что начальное образование чётко сориентировано не только на обучение (приобретение предметных знаний), но и на развитие ребёнка данного возраста. Личностные, предметные и метапредметные результаты не противопоставляются друг другу, на их достижение направлена вся учебная и внеурочная деятельность начальной школы.

В результате изучения учебных предметов в начальной школе выпускники

  1.  приобретут первичные навыки работы с информацией;
  2. смогут осуществлять поиск информации, выделять и фиксировать нужную информацию;
  3. интерпретировать и преобразовывать  её;
  4. овладеют первичными навыками представления информации в наглядной форме (таблицы, схемы, диаграммы);
  5. получат возможность  научиться строить умозаключения и принимать решения на основе самостоятельно полученной информации, приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставляя её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом

В результате изучения курса русского языка  учащиеся научатся осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры, у них начнётся формирование позитивно эмоционального отношения к русскому языку, стремление к его грамотному использованию. Русский язык станет для учеников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и

творческих способностей.

В результате обучения литературному чтению в  будет достигнут необходимый уровень литературного развития учащихся, который характеризуется как умения:

  1. осознавать место и роль литературного чтения в познании окружающего мира, понимать значение чтения для формирования собственной культуры,
  2. работать с литературным текстом с точки зрения его эстетической и нравственной сущности,
  3. применять анализ, сравнение, сопоставление для определения жанра, характеристики героя; пересказывать текст,
  4. осуществлять поиск необходимой информации в художественном, учебном, научно-популярном текстах,
  5. работать со справочно-энциклопедическими изданиями

В результате изучения курса математики начальной школы выпускники научатся использовать начальные математические знания для описания окружающих предметов, процессов, явлений, для оценки количественных и  пространственных отношений. Они овладеют основами логического мышления, пространственным воображением и математической речью, приобретут необходимые вычислительные навыки.

  1. Они научатся применять математические знания и представления для решения учебных и практических задач; приобретут опыт использования математических знаний в повседневных ситуациях
  2. Выпускники получат представления о числах как результате счета и измерения, о принципе записи чисел. Они научатся: выполнять устно и письменно арифметические действия с числами, находить неизвестный компонент арифметического действия по известным, составлять числовое выражение и находить его значение в соответствии с правилами порядка выполнения действий; накопят опыт решения арифметических задам.
  3. Они на опытно-наглядной основе познакомятся с простейшими геометрическими формами, приобретут начальные навыки изображения геометрических фигур, овладеют способами измерения длин и площадей.
  4. В ходе работы с таблицами и диаграммами они освоят важные для практико-ориентированной математической деятельности умения, связанные с представлением, анализом и интерпретацией данных.

В результате изучения курса «Окружающий мир» выпускники начальной школы получат возможность систематизировать, расширить и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира.

  1. Овладеют основами практико-ориентированных знаний с человеке, природе и обществе.
  2.  Приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры в их единстве.
  3. Познакомятся с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даст им ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми.
  4. Найти свое место в ближайшем окружении. Прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем свое личное и социальное благополучие.
  5. Осознать целостность научной картины мира, осознать свое место в нем на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой.
  6. Познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты.
  7.  Научатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края.
  8. Заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, научатся соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.

Оценивание  метапредметных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг умения учиться, т.е.  той совокупности способов действий, которая и обеспечивает способность обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний  и умений , включая организацию этого процесса . Содержание итоговой оценки определяется содержанием и структурой планируемых результатов , представленных во всех предметных и метапредметных программах. При этом важно оценить,   может ли выпускник применить освоенные знания и умения в простых знакомых ситуациях, которые встречались ему в учебниках и на уроках.

     В результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования начинается формиро вание навыков, необходимых для жизни и работы в современ ном высокотехнологичном обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование метапредметных умений учащихся через овладение способами работы с различными источниками информации.

  Основная идея - переориентация учебного пространства от человека «знающего» к человеку «умеющему». Главное – не объем сформированных знаний, а как усвоенные знания и умения научить...

Особенности формирования метапредметных умений учащихся на уроках информатики в условиях внедрения ФГОС

Главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования - готовить своих учеников к  жизни, обеспечить ребенку общекул...

Особенности формирования метапредметных умений учащихся на уроках в условиях ФГОС

Особенности формирования метапредметных умений учащихся на уроках в условиях ФГОС...

Методика формирования метапредметных умений учащихся

Это выступление на семинаре по истории и культуре Санкт-Петербурга...

Формирование метапредметных умений учащихся на уроках английского языка

Целью данной работы является совершенствование образовательного процесса посредством реализации принципа метапредметности.Для обеспечения ее достижения решаются несколько взаимосвязанных задач: отбор ...

доклад на тему "Особенности формирования метапредметных умений у учащихся на уроках истории и обществознания в условиях введения ФГОС ООО"

доклад на тему "Особенности формирования метапредметных умений у учащихся на уроках истории и обществознания в условиях введения ФГОС ООО"...