Особенности формирования метапредметных умений учащихся на уроках в условиях ФГОС
статья по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_formirovaniya.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №11»
Особенности формирования
метапредметных умений учащихся
на уроках в условиях ФГОС
Польшина В.П.
заместитель директора по УВР
2011\2012 учебный год
Мир ,в котором мы живём , предельно сложен , но в то же время органичен и целостен . Чтобы понимать его, зачастую недостаточно знаний , полученных не только в школе , но и в нескольких вузах . А всё потому , что мы в течение многих лет изучаем разрозненные дисциплины , не выделяя никакой связи между ними. С ведением в начальной школе с 1 сентября 2011 года федеральных государственных образовательных стандартов появилась надежда , что ситуация кардинально изменится, ведь с введением стандартов в качестве нового методологического подхода заложено требование к личностным результатам обучения, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся , отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества ; сформированность основ гражданской идентичности;
К предметным результатам обучающихся относятся освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
К метапредметным результатам обучающихся относятся освоенные ими универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.
Стандарт определяет «Требования к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования»
«Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме и анализировать изображения, звуки, измеряемые величины, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
- умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.»
Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий:
- способность принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную, умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации и искать средства ее осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
- умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;
- умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;
- логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий, отнесения к известным понятиям;
- умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
Введение метапредметных результатов в стандарт позволяет говорить о том , что начальное образование чётко сориентировано не только на обучение (приобретение предметных знаний), но и на развитие ребёнка данного возраста. Личностные, предметные и метапредметные результаты не противопоставляются друг другу, на их достижение направлена вся учебная и внеурочная деятельность начальной школы.
В результате изучения учебных предметов в начальной школе выпускники
- приобретут первичные навыки работы с информацией;
- смогут осуществлять поиск информации, выделять и фиксировать нужную информацию;
- интерпретировать и преобразовывать её;
- овладеют первичными навыками представления информации в наглядной форме (таблицы, схемы, диаграммы);
- получат возможность научиться строить умозаключения и принимать решения на основе самостоятельно полученной информации, приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставляя её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом
В результате изучения курса русского языка учащиеся научатся осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры, у них начнётся формирование позитивно эмоционального отношения к русскому языку, стремление к его грамотному использованию. Русский язык станет для учеников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и
творческих способностей.
В результате обучения литературному чтению в будет достигнут необходимый уровень литературного развития учащихся, который характеризуется как умения:
- осознавать место и роль литературного чтения в познании окружающего мира, понимать значение чтения для формирования собственной культуры,
- работать с литературным текстом с точки зрения его эстетической и нравственной сущности,
- применять анализ, сравнение, сопоставление для определения жанра, характеристики героя; пересказывать текст,
- осуществлять поиск необходимой информации в художественном, учебном, научно-популярном текстах,
- работать со справочно-энциклопедическими изданиями
В результате изучения курса математики начальной школы выпускники научатся использовать начальные математические знания для описания окружающих предметов, процессов, явлений, для оценки количественных и пространственных отношений. Они овладеют основами логического мышления, пространственным воображением и математической речью, приобретут необходимые вычислительные навыки.
- Они научатся применять математические знания и представления для решения учебных и практических задач; приобретут опыт использования математических знаний в повседневных ситуациях
- Выпускники получат представления о числах как результате счета и измерения, о принципе записи чисел. Они научатся: выполнять устно и письменно арифметические действия с числами, находить неизвестный компонент арифметического действия по известным, составлять числовое выражение и находить его значение в соответствии с правилами порядка выполнения действий; накопят опыт решения арифметических задам.
- Они на опытно-наглядной основе познакомятся с простейшими геометрическими формами, приобретут начальные навыки изображения геометрических фигур, овладеют способами измерения длин и площадей.
- В ходе работы с таблицами и диаграммами они освоят важные для практико-ориентированной математической деятельности умения, связанные с представлением, анализом и интерпретацией данных.
В результате изучения курса «Окружающий мир» выпускники начальной школы получат возможность систематизировать, расширить и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира.
- Овладеют основами практико-ориентированных знаний с человеке, природе и обществе.
- Приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры в их единстве.
- Познакомятся с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даст им ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми.
- Найти свое место в ближайшем окружении. Прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем свое личное и социальное благополучие.
- Осознать целостность научной картины мира, осознать свое место в нем на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой.
- Познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты.
- Научатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края.
- Заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, научатся соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.
Оценивание метапредметных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг умения учиться, т.е. той совокупности способов действий, которая и обеспечивает способность обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений , включая организацию этого процесса . Содержание итоговой оценки определяется содержанием и структурой планируемых результатов , представленных во всех предметных и метапредметных программах. При этом важно оценить, может ли выпускник применить освоенные знания и умения в простых знакомых ситуациях, которые встречались ему в учебниках и на уроках.
В результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования начинается формирование навыков, необходимых для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности формирования метапредметных умений учащихся на уроках в условиях ФГОС
Выступление на педагогическом совете школы....
Формирование метапредметных умений учащихся через овладение способами работы с различными источниками информации.
Основная идея - переориентация учебного пространства от человека «знающего» к человеку «умеющему». Главное – не объем сформированных знаний, а как усвоенные знания и умения научить...
Особенности формирования метапредметных умений учащихся на уроках информатики в условиях внедрения ФГОС
Главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования - готовить своих учеников к жизни, обеспечить ребенку общекул...
Методика формирования метапредметных умений учащихся
Это выступление на семинаре по истории и культуре Санкт-Петербурга...
Формирование метапредметных умений учащихся на уроках английского языка
Целью данной работы является совершенствование образовательного процесса посредством реализации принципа метапредметности.Для обеспечения ее достижения решаются несколько взаимосвязанных задач: отбор ...
доклад на тему "Особенности формирования метапредметных умений у учащихся на уроках истории и обществознания в условиях введения ФГОС ООО"
доклад на тему "Особенности формирования метапредметных умений у учащихся на уроках истории и обществознания в условиях введения ФГОС ООО"...