Методическая разработка по теме:"Особенности усвоения знаний умений, навыков учащимися с умеренной умственной отсталостью при изучении математики"
методическая разработка

Марченко Галина Васильевна
В процессе обучения детей с недостатками развития познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы необходимо сформировать у них умение овладевать системой доступных математических знаний, умений и навыков. Математика как учебный предмет содержит важные предпосылки для развития познавательных способностей учащихся, коррекции интеллектуальной деятельности. На уроках математики в результате взаимодействия учителя и учащихся развивается элементарное математическое мышление, развивается речь детей путем обогащения специальными математическими выражениями, создаются условия для коррекции памяти, внимания и других психических процессов. Вся многогранная работа на уроках математики требует от учащихся осознанности своей деятельности. Их действия приобретают обобщенный характер, что имеет огромное значение для коррекции недостатков мышления умственно отсталых школьников. Для успешного формирования математических знаний умственно отсталые дети должны иметь сформированный наглядно-практический опыт. Закрепление знаний геометрического материала осуществляла используя геометрическое лото. Так же на уроках математики много внимания уделяла формированию у детей учебно-организационных и учебно-коммуникативных навыков: 1) Умение слушать учителя и своих товарищей, учеников (это одно из самых трудных умений, так как требует от детей сосредоточенности, равномерного распределения внимания на протяжении всего урока). 2) Умение правильно задавать вопросы. 3) Стараться работать в заданном темпе. 4) Осуществлять самоконтроль при выполнении заданий и самоанализ учебной деятельности. 5) Умети оценивать свои знания и умения. Обще учебные умения и навыки являются универсальными способности получения и применения знаний, и создают условия для формирования у младших школьников – первоклассников практических навыков осуществления учебной деятельности. Все это способствует формированию у детей с проблемами в развитии общего умения учиться.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка.

ТЕМА: Особенности усвоения знаний, умений, навыков учащимися с умеренной умственной отсталостью при изучении математики.

Санкт – Петербург

2022   

 В  процессе обучения детей с недостатками развития познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы необходимо сформировать у них умение овладевать системой доступных математических знаний, умений и навыков.

Математика как учебный предмет содержит важные предпосылки для развития познавательных способностей учащихся, коррекции интеллектуальной деятельности. На уроках математики в результате  взаимодействия учителя и учащихся развивается элементарное математическое мышление, развивается речь детей путем обогащения специальными математическими выражениями, создаются условия для коррекции памяти, внимания и других психических процессов.

Вся многогранная работа на уроках математики требует от учащихся осознанности своей деятельности. Их действия приобретают обобщенный характер, что имеет огромное значение для коррекции недостатков мышления умственно отсталых школьников.

Для успешного формирования математических знаний умственно отсталые дети должны иметь сформированный наглядно-практический опыт.

Усвоение ими вычислительных приемов возможно только путем опоры на наглядность и иллюстрирование каждого математического выражения. В процессе овладения детьми элементарными математическими понятиями необходимо развивать мотивацию как важный прием обучения. Когда действия учеников мотивированы, они могут полученные на уроках математические знания применять в своей бытовой, а в дальнейшей трудовой деятельности.

Эти особенности, необходимые для успешного овладения математическими знаниями у детей с интеллектуальной недостаточностью развиты слабо. Поэтому успешность обучения математике учащихся школы VIII вида зависит от того, на сколько будут учтены педагогом трудности и особенности овладения детьми первоначальными математическими знаниями, составляющими основу всех математических отношений.

Обучение математике в 1 классе начинается с пропедевтического периода, необходимость которого определяется неоднородностью состава учащихся, как по их психофизическим данным, так и по готовности детей к обучению в школе. Основной задачей пропедевтического периода является подготовка учащихся с проблемами в интеллектуальном развитии к изучению начального курса математики.

В то же время появляются благоприятные возможности познакомиться с составом классом, определить индивидуальные особенности поведения и возможности каждого ученика, наметить приемы индивидуальной работы с учащимися с целью включения всех учеников  во фронтальную с учетом их психо-физических особенностей, степени дефекта.

В процессе знакомства с учащимися выявила, что все дети 1 класса имеют разный уровень развития, различаются готовностью к обучению и математической подготовкой.

Определила типичные ошибки математических представлений и навыков детей:

А) пропускали предметы при счете, считали один и тот же предмет дважды;

Б) не знали откуда начинать счет предметов;

В) при пересчитывании затруднялись ответить на вопрос «Сколько?» (т е пересчитывали предметы, но не фиксировали результат);

Г) у детей к моменту изучения счета не было сформировано понятие множества как основы, понимания сущности числа и счета.

С целью успешного овладения детьми программными знаниями и практическими навыками использовала на уроках математики дополнительный практический наглядный материал.

Много внимания уделяла формирования навыков счета.

Работая над нумерацией чисел первого десятка, одновременно решала задачу подготовки учащихся к изучению арифметических действий, решению примеров. С целью формирования навыков сравнения чисел подготовила задания на определение большего меньшего числа. Большое внимание уделила формированию знаний состава однозначных чисел, так как эти знания лежат в основе формирования прочных вычислительных навыков.

Закрепление знаний геометрического материала осуществляла используя геометрическое лото.

Так же на уроках математики много внимания уделяла формированию у детей учебно-организационных и учебно-коммуникативных навыков:

  1. Умение слушать учителя и своих товарищей, учеников (это одно из самых трудных умений, так как требует от детей сосредоточенности, равномерного распределения внимания на протяжении всего урока).
  2. Умение правильно задавать вопросы.
  3.  Стараться работать в заданном темпе.
  4. Осуществлять самоконтроль при выполнении  заданий и самоанализ учебной деятельности.
  5. Умети оценивать свои знания и умения.

Обще учебные умения и навыки являются универсальными способности получения и применения знаний, и создают условия для формирования у младших школьников – первоклассников практических навыков осуществления учебной деятельности.

Все это способствует формированию у детей с проблемами в развитии общего умения учиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка положения о системе оценивания знаний, умений, навыков, компетенций учащихся и форме, порядке и периодичности текущего контроля по математике

Положениео системе оценивания знаний, умений, навыков, компетенций учащихсяи форме, порядке и периодичности текущего контроля по математике.1.      Общие положения....

Методическая разработка положения о системе оценивания знаний, умений, навыков, компетенций учащихся и форме, порядке и периодичности текущего контроля по математике

Положениео системе оценивания знаний, умений, навыков, компетенций учащихсяи форме, порядке и периодичности текущего контроля по математике1. Общие положения2. Цель и задачи разработки сист...

Методическая разработка на тему: "Формирование и развитие фонетических навыков учащихся. Обучение чтению."

Фонетика, транскрипция,типы слогов, звук, буква, чтение буквосочетаний....

Методические рекомендации по теме: Основные формы и методы социализации школьников с умеренной умственной отсталостью на уроках по социально – бытовой ориентировке.

Дети с умеренной умственной отсталостью, имеют ограниченный круг общения в связи с особенностями  их интеллектуального развития. Социализация  детей начинается с момента рождения в семье, пр...

Выступление на МО по теме: "Значение картинного плана для усвоения литературного текста учащимися с умеренной умственной отсталостью" с презентацией

В данном метериалае представлено выступление с презентацией по теме: "Значение картинного плана для усвоения литературного текста учащимися с умеренной умственной отсталостью".Аннотация...

Изучение опыта работы российских и зарубежных специалистов по теме: «Пути повышения эффективности учебного процесса по развитию коммуникативных функций учащихся с умеренной умственной отсталостью»

Изучение опыта работы российских и зарубежных специалистов по теме:«Пути повышения эффективности учебного процесса по развитиюкоммуникативных функции учащихся с умеренной умственнойотсталостью&r...