ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КРУЖОК «Страноведение» срок реализации – 4 года
рабочая программа на тему
Программу внеурочной деятельности «Страноведение» для обучающихся 1-4 классов.
Цель этого курса – формирование знаний по дисциплинам: биологии, экологии, географии, мировой художественной культуры, истории. Курс способствует расширению кругозора учащихся начальной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fgos_stranovedenie.doc | 252 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 79»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
КРУЖОК «Страноведение»
срок реализации – 4 года
Составитель:
Куприянова Т.В.
Учитель английского языка
Новокузнецк
2014-2015
- Пояснительная записка
Программа кружка «Страноведение» позволяет обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний, ответить на все вопросы учащихся, в свободном общении формировать у учащихся интерес к культуре и особенностям стран. Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира.
Программа строится на основе принципов:
- междисциплинарнарности, который предполагает логическое включение и объединение знаний различных наук: биологии, экологии, географии, мировой художественной культуры, истории;
-взаимосвязи краеведческого, регионально и глобального подходов;
-соответствия содержания, форм и методов психолого-возрастным особенностям учащихся.
Программа кружка «Страноведение» строится с учетом приобретенных базовых знаний по окружающему миру, географии, истории. Предполагаемая структура учебного материала позволяет расширять знания, полученные в школе, обеспечивает различными видами деятельности, познавательный интерес и дает возможность самим учащимся оценивать свои успехи.
При разработке программы учитывались психолого-педагогические закономерности усвоения знаний учащихся, их доступность, уровень предшествующей подготовки.
В содержании программы представлены практические работы, отличающиеся разнообразием форм познавательной деятельности.
Развитие навыков осуществляется от простого к сложному, от развития умений наблюдать, анализировать и обобщать к постановке опытов, проведению экспериментов. Материалы по результатам выполненных практических работ оформляются в виде схем, диаграмм, графиков, макетов и представляются на конференциях. Учебные конференции рассматриваются как один из способов оценивания самими учащимися результатов выполненной работы.
- Цели и задачи программы
Цель: расширение знаний, повышение культурной грамотности учащихся, формирование активной гуманитарной позиции школьников по отношению к окружающему миру.
Задачи:
- Расширение контактов учащихся с культурой стран, вовлечение их в реальную деятельность по изучению особенностей разных стран;
- Изучение истории, культуры родного края, страны;
- Развитие познавательного интереса учащихся к Родине;
- Воспитание эстетической культуры, бережного и ответственного отношения к культуре.
Программа «Страноведение» рассчитана на 3 года обучения в объеме 135 час: 1 класс – 33 часа в год, 2 класс – 34 часа в год, 3 класс – 34 часа в год, 4 класс – 34 часа в год. Занятия проводятся один раз в неделю. Наполняемость группы – от 15 человек.
- Формы работы и контроля
Формы учебных занятий в кружке: индивидуальная, парная, групповая, работа над проектом.
- Индивидуальная работа
Участники кружка – дети, у которых выражен интерес к предмету. Задачи руководителя кружка заключается в следующем:
- выявить учащихся, способных самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи и закономерности;
-формировать у учащихся систему понятий, умений и навыков;
-определять сформированность познавательного интереса у учащихся.
2. Работа в парах
Через работу в парах ребенок учится вскрывать причины возникающих ошибок, составлять задания для других, анализировать свою деятельность и деятельность товарища.
Работа проводится в 2 этапа:
1 этап – участники работают в роли учителей, самостоятельно оценивая данную им работу.
2 этап – учащиеся работают совместно, соотнося свои индивидуальные мнения по проверенной работе.
3. Групповая работа
Работа в группе убеждает в ценности взаимопомощи, укрепляет дружбу, прививает навыки, необходимые в жизни, повышает уважение к себе, дает возможность избежать отрицательных сторон соревнования.
Организация групповой работы:
- распределение работы между участниками;
- умение выслушивать различные точки зрения, критиковать, выдвигать гипотезы;
- владение способами проверки гипотез, самооценки, контроля;
- умение представить результат работы, обоснованный выбор решения.
Формой контроля сформированности представлений об окружающем мире являются соревнования, турниры, спектакли, игры, конкурсы, викторины, изобразительные работы, выставки.
Основная цель проверочных работ: определение уровня развития умений школьников применять полученные знания.
- Планируемые результаты
1 класс.
Метапредметными результатами изучения кружка «Страноведение» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Учиться высказывать свое предположение (версию);
- Учиться работать по предложенному учителем плану;
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в дополнительных источниках информации;
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях;
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста);
- Слушать и понимать речь других;
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
2 класс.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- Учиться обнаруживать и формулировать проблему совместно с учителем;
- Высказывать свою версию, пытаться предлагать способы её проверки;
- Работать по предложенному плану, использовать необходимые средства ( простейшие приборы и инструменты).
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения задачи в один шаг;
- Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи;
- Добывать новые знания: находить необходимую информацию в предложенных учителем словарях и энциклопедиях;
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, иллюстрация и др.);
- Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи;
- Слушать и понимать речь других;
- Вступать в беседу;
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
3 класс.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
- Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
- Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
-Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
- Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
- Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
- Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
4 класс.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
- Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
- Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и самостоятельно исправлять ошибки.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
-Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
- Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
- Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
- Взаимно контролировать действия друг друга.
- Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
- Учебно-тематический план
1 класс
№ п/п | Название темы | Кол-во часов | Теоретические занятия | Практические занятия |
Моя Родина - Россия | 5 ч. | |||
1. | Мой родной город - Новокузнецк | 1 | 1 | - |
2. | Достопримечательности Новокузнецка. | 1 | 1 | - |
3. | Быт древних славян. | 1 | 1 | - |
4. | Отличительные знаки России. | 1 | 1 | - |
5. | Отличительный знак команды. | 1 | - | 1 |
Столица России - Москва | 4 ч. | |||
6. | Физико-географическая характеристика. | 1 | 1 | - |
7. | История становления. | 1 | 1 | - |
8. | Достопримечательности столицы | 1 | 1 | - |
9. | Если бы я попал в Москву… | 1 | - | 1 |
Санкт-Петербург – культурная столица России. | 5ч. | |||
10. | Санкт-Петербург – культурная столица России. | 1 | 1 | - |
11. | Физико-географическая характеристика. | 1 | 1 | - |
12. | История становления Санкт-Петербурга. | 1 | 1 | - |
13. | В Санкт-Петербурге я бы хотел побывать….. | 1 | - | 1 |
Малые города России | 6 ч. | |||
14. | Великий Устюг – Родина Деда Мороза. | 1 | 1 | - |
15. | Сергиев Посад. Троице-Сергиева лавра. | 1 | 1 | - |
16. | Суздаль. Кремль. | 1 | 1 | - |
17. | Ростов. Успенский собор. | 1 | 1 | - |
18. | Углич. Достопримечательности. | 1 | 1 | - |
19. | Удивительные города | 1 | 1 | |
«Золотое кольцо России» | 9ч. | |||
20. | Что такое «Золотое кольцо»? | 1 | 1 | - |
21. | Почему города попали в «Золотое кольцо» | 1 | 1 | - |
22. | Ярославль – богатый на памятники | 1 | 1 | - |
23. | Владимир. Успенский и Дмитриевский соборы | 1 | 1 | - |
24. | Иваново. Промышленная архитектура. | 1 | 1 | - |
25. | Кострома – историческая планировка | 1 | 1 | - |
26. | Переславль – Залесский. Монастыри | 1 | 1 | - |
27. | Муром – Родина Ильи Муромца. | 1 | 1 | - |
28. | Гусь Хрустальный. Стекольное производство. | 1 | 1 | - |
Население Российской Федерации | 5ч. | |||
29. | Численность и расселение | 1 | 1 | - |
30. | Наименование жителей | 1 | 1 | - |
31. | Национальный состав | 1 | 1 | - |
32. | Религиозный состав. | 1 | 1 | - |
Путешествие подходит к концу | ||||
33. | Что я узнал о Российской Федерации. | 1 | - | 1 |
Итого: | 33ч. |
2 класс
№ п/п | Название темы | Кол-во часов | Теоретические занятия | Практические занятия |
Наша планета | 2ч. | |||
1. | Древние представления о происхождении Земли | 1 | 1 | - |
2. | Материки и океаны | 1 | 1 | - |
Российская Федерация | 11ч. | |||
3. | Россия – самое большое государство в мире | 1 | 1 | - |
4. | Становление Древней Руси | 1 | 1 | - |
5. | Символика Российской Федерации | 1 | 1 | - |
6. | Столица России – Москва. История становления Москвы | 1 | 1 | - |
7. | Тепловые и часовые пояса. | 1 | 1 | - |
8. | Рельеф Российской Федерации | 1 | 1 | - |
9. | Водоемы Российской Федерации | 1 | 1 | - |
10. | Климат Российской Федерации | 1 | 1 | - |
11. | Природа Российской Федерации | 1 | 1 | - |
12. | Культура Российской Федерации | 1 | 1 | - |
13. | Моя Родина - Россия | 1 | - | 1 |
Кемеровская область | 5ч. | |||
14. | Мой родной город - Новокузнецк | 1 | 1 | - |
15. | Достопримечательности Новокузнецка. | 1 | 1 | - |
16. | Кемерово – областной центр | 1 | 1 | - |
17. | Промышленность Кемеровской области | 1 | 1 | - |
18. | Флаг и герб Кемеровской области | 1 | 1 | - |
Бывшие Союзные Республики | 6ч. | |||
19. | Украина. Белоруссия. Молдова. | 1 | 1 | - |
20. | Казахстан. Грузия. Азербайджан. | 1 | 1 | - |
21. | Литва. Латвия. Эстония. | 1 | 1 | - |
22. | Киргизстан. Таджикистан. | 1 | 1 | - |
23. | Туркменистан. Армения | 1 | 1 | - |
24. | Хорошо ли жить в союзе? | 1 | - | 1 |
Самые большие страны Мира | 10ч. | |||
25. | Канада – второе по площади государство | 1 | 1 | - |
26. | Китай – самая населенная страна | 1 | 1 | - |
27. | США – страна пятидесяти штатов | 1 | 1 | - |
28. | Бразилия – Родина карнавалов | 1 | 1 | - |
29. | Австралия – удивительный континент | 1 | 1 | - |
30. | Индия – центр важных торговых маршрутов | 1 | 1 | - |
31. | Культура Аргентины | 1 | 1 | - |
32. | Казахстан – сосед России | 1 | 1 | - |
33. | Самая увлекательная страна. | 1 | - | 1 |
34. | КВН «Удивительные страны» | 1 | - | 1 |
Итого: | 34ч |
3 класс
№ п/п | Название темы | Кол-во часов | Теоретические занятия | Практические занятия |
Введение | 1ч. | |||
1. | География английского языка в мире | 1 | 1 | - |
Великобритания | 10ч. | |||
2. | Природа и географическое положение Великобритании | 1 | 1 | - |
3. | История заселения и освоения Британии. Современные особенности населения | 1 | 1 | - |
4. | Культура Великобритании | 1 | 1 | - |
5. | Лондон | 1 | 1 | - |
6. | Праздники Англии | 1 | 1 | - |
7. | Шотландия, Уэльс | 1 | 1 | - |
8. | Праздники Шотландии и Уэльса | 1 | 1 | - |
9. | Ирландия | 1 | 1 | - |
10. | Праздники Ирландии | 1 | 1 | - |
11. | Конкурс «Остров туманов» | 1 | - | 1 |
США | 7ч. | |||
12. | Природа и географическое положение США | 1 | 1 | - |
13. | История освоения и заселения | 1 | 1 | - |
14. | Штаты Северо-востока США | 1 | 1 | - |
15. | Штаты Юга США | 1 | 1 | - |
16. | Культура США | 1 | 1 | - |
17. | Праздники США | 1 | 1 | - |
18. | Игра «Борьба за первенство» | 1 | - | 1 |
Канада | 6ч. | |||
19. | Канада. Природные особенности | 1 | 1 | - |
20. | История освоения | 1 | 1 | - |
21. | Озера и водопады Канады | 1 | 1 | - |
22. | Культурные ценности Канады | 1 | 1 | - |
23. | Праздники Канады | 1 | 1 | - |
24. | Игра «Гонка на собачьих упряжках» | 1 | - | 1 |
Австралия | 10ч. | |||
25. | Австралия – страна и материк | 1 | 1 | - |
26. | История открытия и колонизация | 1 | 1 | - |
27. | Природная уникальность Австралии | 1 | 1 | - |
28. | Штаты и города страны | 1 | 1 | - |
29. | Современное хозяйство Австралии | 1 | 1 | - |
30. | Новая Зеландия. Природные особенности | 1 | 1 | - |
31. | Культурное достояние Австралии и Новой Зеландии | 1 | 1 | - |
32. | Праздники Австралии и Новой Зеландии | 1 | 1 | - |
33. | Викторина «В каких странах говорят на английском языке?» | 1 | - | 1 |
34. | КВН «Вокруг света» | 1 | - | 1 |
Итого: | 34ч. |
4 класс
№ п/п | Название темы | Кол-во часов | Теоретические занятия | Практические занятия |
Введение | 1ч. | |||
1. | География как наука. | 1 | 1 | - |
2. | Планета Земля. Этапы исследования. | 1 | 1 | - |
3. | Великие географические открытия. Колонизация. | 1 | 1 | - |
Евразия | 7ч. | |||
4. | История исследования Европы. | 1 | 1 | - |
5. | Колонизация Европы. | 1 | 1 | - |
6. | Колонизация Азии | 1 | 1 | - |
7. | Плавание рабов в Индию. | 1 | 1 | - |
8. | Васко да Гама. Морской путь из Европы в Южную Азию. | 1 | 1 | - |
9. | Русская колонизация. Освоение Сибири. | 1 | 1 | - |
10. | Конкурс «Галопом по Европам» | 1 | - | 1 |
Северная Америка | 6ч. | |||
11. | История исследования Северной Америки. | 1 | 1 | - |
12. | Ацтеки и Майя – первые племена. | 1 | 1 | - |
13. | Колонизация Северной Америки. | 1 | 1 | - |
14. | Колумб – три четверти жизни в плавании. | 1 | 1 | - |
15. | Эрнандо Кортес – завоеватель Центральной Америки. | 1 | 1 | - |
16. | КВН «Золото конкистадоров» | 1 | - | 1 |
Южная Америка | 4ч. | |||
17. | История исследования Южной Америки | 1 | 1 | - |
18. | Доколумбовая Америка. Племена Инков. | 1 | 1 | - |
19. | Фернан Маргилан. Кругосветное путешествие. | 1 | 1 | - |
20. | Игра «Морские Приключения» | 1 | - | 1 |
Африка | 5ч. | |||
21. | История исследования в Древности | 1 | 1 | - |
22. | Колонизация. Арабские походы. | 1 | 1 | - |
23. | Завоеватели из Европы и Азии. | 1 | 1 | - |
24. | Экспедиции XX века. | 1 | 1 | - |
25. | Викторина «Самый жаркий континент» | 1 | - | 1 |
Австралия и Океания | 5ч. | |||
26. | История освоения. Португальцы и испанцы у берегов Австралии. | 1 | 1 | - |
27. | Голландские открытия. | 1 | 1 | - |
28. | Английские исследования побережья. | 1 | 1 | - |
29. | Исследования конца XIX века. | 1 | 1 | - |
30. | Конкурс «Первооткрыватели» | 1 | - | 1 |
Антарктида | 3ч. | |||
31. | История изучения континента. Земли и Берега. | 1 | 1 | - |
32. | Россия в Антарктиде. | 1 | 1 | - |
33. | Игра «Свободный континент» | 1 | - | 1 |
34. | КВН «Из древности в наши дни» | 1 | - | 1 |
Итого: | 34ч. |
Список литературы:
- Атлас родной природы (серия книг): Учебное пособие для школьников младших и средних классов. - М.: Эгмонт Россия, 2002.
- Атлас мира для самых маленьких. – М.: Астрель, 2005
- Атлас мира. Справочник для школьников. – М.: Астрель,2011
- Экология России. Хрестоматия. М.: 1995
- Окружающий мир. Общество. 1-4 классы. – М.: Дрофа,2010
- Детям о Новокузнецке. – Н.: СпортДизайн, 2006
- История России в рассказах для детей. – Спб., 1998
- Книга природы: Рассказы/Сост. Ю. Дмитриев. – М.: Дет.лит.,1990
- Поглазова О. Окружающий мир.- Ч. 1,3-4 кл. – М.: ИПРО-РЕС, 1996
- Атлас мира. – М.: Росмэн-Пресс\
- Магидович И. П. Очерки по истории географических открытий. - М., 1967.
- Джеффрис Г. Земля, ее происхождение, история и строение: Пер. с англ. - М., 1960.
- Пешель О. История эпохи открытий: Пер. с нем. 2-е изд. - М., 1884.
- Гехтман Г. Н. Выдающиеся географы и путешественники. - Т., 1962.
- Иллюстрированный атлас для детей (пер. с англ. Щабельской Е. Б. ) – М., 1998
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ПО ПОДВИЖНЫМ ИГРАМ для обучающихся 7-11 лет срок реализации программы 4 года
Программа является нормативным документом, регламентирующим деятельность тренеров-преподавателей, учителей физкультуры в условиях общеобразовательной школы для вне учебной деятельности...
Образовательная программа Спортивная секция «Настольный теннис» Возраст детей 11-13, 14-16 лет Срок реализации – 2 года
Данная программа разрабатывалась для спортивной секции по настольному теннису ,для занятий после уроков в Спортивном клубе нашей школы.......
Авторская педагогическая разработка «Образовательная программа комбинаторного типа по патриотическому воспитанию «Юный спасатель» (срок реализации 2 года) (утверждена районным экспертным советом по инновационной деятельности от 15 ноября 2011 года)
Содержание «Образовательной программы комбинаторного типа по патриотическому воспитанию «Юный спасатель» имеет физкультурно-спортивную, туристскую направленность, рассчитана на два года об...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Мягкая игрушка» Возрастной диапазон: 7 - 10 лет. Срок реализации программы: 3 года.
Образовательная программа дополнительного образования детей«Мягкая игрушка» Возрастной диапазон: 7 - 10 лет. Срок реализации программы: 3 года....
Образовательная программа дополнительного образования детей «Русские узоры » Программа ориентирована на детей от 10 до 13 лет. Срок реализации – 3 года.
Программа имеет художественно-эстетическую направленность. В ходе ее освоения дети приобщаются к искусству, познают культуру своей и других стран, приобретают практические навыки изобразительного твор...
Модифицированная образовательная программа «Родник» для обучающихся 12 – 16 лет срок реализации 4 года
Новизна программы «Родник» состоит, прежде всего, в ее комплексности. Впервые осуществлена идея предложить обучающимся изучение основ экологии на трех уровнях (локальном, региональном и глобальн...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года
Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...