ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КРУЖОК «Страноведение» срок реализации – 4 года
рабочая программа на тему

Куприянова Татьяна Владимировна

Программу внеурочной деятельности «Страноведение» для обучающихся 1-4 классов.

Цель этого курса – формирование знаний по дисциплинам: биологии, экологии, географии, мировой художественной культуры, истории. Курс способствует расширению кругозора учащихся начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fgos_stranovedenie.doc252 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 79»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

КРУЖОК «Страноведение»

срок реализации – 4 года

Составитель:

Куприянова Т.В.

Учитель английского языка

Новокузнецк

2014-2015


  1. Пояснительная записка

Программа кружка «Страноведение» позволяет обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний, ответить на все вопросы учащихся, в свободном общении формировать у учащихся интерес к культуре и особенностям стран. Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира.

Программа строится на основе принципов:

- междисциплинарнарности, который предполагает логическое включение и объединение знаний различных наук: биологии, экологии, географии, мировой художественной культуры, истории;

-взаимосвязи краеведческого, регионально и глобального подходов;

-соответствия содержания, форм и методов психолого-возрастным особенностям учащихся.

Программа кружка «Страноведение» строится с учетом приобретенных базовых знаний по окружающему миру, географии, истории. Предполагаемая структура учебного материала позволяет расширять знания, полученные в школе, обеспечивает различными видами деятельности, познавательный интерес и дает возможность самим учащимся оценивать свои успехи.

При разработке программы учитывались психолого-педагогические закономерности усвоения знаний учащихся, их доступность, уровень предшествующей подготовки.

В содержании программы представлены практические работы, отличающиеся разнообразием форм познавательной деятельности.

Развитие навыков осуществляется от простого к сложному, от развития умений наблюдать, анализировать и обобщать к постановке опытов, проведению экспериментов. Материалы по результатам выполненных практических работ оформляются в виде схем, диаграмм, графиков, макетов и представляются на конференциях. Учебные конференции рассматриваются как один из способов оценивания самими учащимися результатов выполненной работы.

  1. Цели и задачи программы

Цель: расширение знаний, повышение культурной грамотности учащихся, формирование активной гуманитарной позиции школьников по отношению к окружающему миру.

Задачи:

  • Расширение контактов учащихся с культурой стран, вовлечение их в реальную деятельность по изучению особенностей разных стран;
  • Изучение истории, культуры родного края, страны;
  • Развитие познавательного интереса учащихся к Родине;
  • Воспитание эстетической культуры, бережного и ответственного отношения к культуре.

Программа «Страноведение» рассчитана на 3 года обучения в объеме 135 час: 1 класс – 33 часа в год, 2 класс – 34 часа в год, 3 класс – 34 часа в год, 4 класс – 34 часа в год. Занятия проводятся один раз в неделю. Наполняемость группы – от 15 человек.

  1. Формы работы и контроля

Формы учебных занятий в кружке: индивидуальная, парная, групповая, работа над проектом.

  1. Индивидуальная работа

Участники кружка – дети, у которых выражен интерес к предмету. Задачи руководителя кружка заключается в следующем:

- выявить учащихся, способных самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи и закономерности;

-формировать у учащихся систему понятий, умений и навыков;

-определять сформированность познавательного интереса у учащихся.

2. Работа в парах

Через работу в парах ребенок учится вскрывать причины возникающих ошибок, составлять задания для других, анализировать свою деятельность и деятельность товарища.

Работа проводится в 2 этапа:

1 этап – участники работают в роли учителей, самостоятельно оценивая данную им работу.

2 этап – учащиеся работают совместно, соотнося свои индивидуальные мнения по проверенной работе.

3.  Групповая работа

Работа в группе убеждает в ценности взаимопомощи, укрепляет дружбу, прививает навыки, необходимые в жизни, повышает уважение к себе, дает возможность избежать отрицательных сторон соревнования.

Организация групповой работы:

- распределение работы между участниками;

- умение выслушивать различные точки зрения, критиковать, выдвигать гипотезы;

- владение способами проверки гипотез, самооценки, контроля;

- умение представить результат работы, обоснованный выбор решения.

Формой контроля сформированности представлений об окружающем мире являются соревнования, турниры, спектакли, игры, конкурсы, викторины, изобразительные работы, выставки.

Основная цель проверочных работ: определение уровня развития умений школьников применять полученные знания.

  1. Планируемые результаты

1 класс.

Метапредметными результатами изучения кружка «Страноведение» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

- Учиться высказывать свое предположение (версию);

- Учиться работать по предложенному учителем плану;

- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Познавательные  УУД:

- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в дополнительных источниках информации;

- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях;

- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

Коммуникативные УУД:

- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста);

- Слушать и понимать речь других;

- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;

- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

2 класс.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

- Учиться обнаруживать и формулировать проблему совместно с учителем;

- Высказывать свою версию, пытаться предлагать способы её проверки;

- Работать по предложенному плану, использовать необходимые средства ( простейшие приборы и инструменты).

Познавательные УУД:

- Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения задачи в один шаг;

- Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи;

- Добывать новые знания: находить необходимую информацию в предложенных учителем словарях и энциклопедиях;

- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, иллюстрация и др.);

- Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные УУД:

- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи;

- Слушать и понимать речь других;

- Вступать в беседу;

- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

3 класс.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

- Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

- Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

- Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Познавательные УУД:

- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

-Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные УУД:

- Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

- Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

- Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

- Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

        

4 класс.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

- Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

- Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

- Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

- Работая по плану, сверять свои действия с целью и самостоятельно исправлять ошибки.

Познавательные УУД:

- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

-Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные УУД:

- Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

- Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

- Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

-  Взаимно контролировать действия друг друга.

- Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.


  1. Учебно-тематический план

1 класс

№ п/п

Название темы

Кол-во часов

Теоретические занятия

Практические занятия

Моя Родина - Россия

5 ч.

1.

Мой родной город - Новокузнецк

1

1

-

2.

Достопримечательности Новокузнецка.

1

1

-

3.

Быт древних славян.

1

1

-

4.

Отличительные знаки России.

1

1

-

5.

Отличительный знак команды.

1

-

1

Столица России - Москва

4 ч.

6.

Физико-географическая характеристика.

1

1

-

7.

История становления.

1

1

-

8.

Достопримечательности столицы

1

1

-

9.

Если бы я попал в Москву…

1

-

1

Санкт-Петербург – культурная столица России.

5ч.

10.

Санкт-Петербург – культурная столица России.

1

1

-

11.

Физико-географическая характеристика.

1

1

-

12.

История становления Санкт-Петербурга.

1

1

-

13.

В Санкт-Петербурге я бы хотел побывать…..

1

-

1

Малые города России

6 ч.

14.

Великий Устюг – Родина Деда Мороза.

1

1

-

15.

Сергиев Посад. Троице-Сергиева лавра.

1

1

-

16.

Суздаль. Кремль.

1

1

-

17.

Ростов. Успенский собор.

1

1

-

18.

Углич. Достопримечательности.

1

1

-

19.

Удивительные города

1

1

«Золотое кольцо России»

9ч.

20.

Что такое «Золотое кольцо»?

1

1

-

21.

Почему города попали в «Золотое кольцо»

1

1

-

22.

Ярославль – богатый на памятники

1

1

-

23.

Владимир. Успенский и Дмитриевский соборы

1

1

-

24.

Иваново. Промышленная архитектура.

1

1

-

25.

Кострома – историческая планировка

1

1

-

26.

Переславль – Залесский. Монастыри

1

1

-

27.

Муром – Родина Ильи Муромца.

1

1

-

28.

Гусь Хрустальный. Стекольное производство.

1

1

-

Население Российской Федерации

5ч.

29.

Численность и расселение

1

1

-

30.

Наименование жителей

1

1

-

31.

Национальный состав

1

1

-

32.

Религиозный состав.

1

1

-

Путешествие подходит к концу

33.

Что я узнал о Российской Федерации.

1

-

1

Итого:

33ч.

 


2 класс

№ п/п

Название темы

Кол-во часов

Теоретические занятия

Практические занятия

Наша планета

2ч.

1.

Древние представления о происхождении Земли

1

1

-

2.

Материки и океаны

1

1

-

Российская Федерация

11ч.

3.

Россия – самое большое государство в мире

1

1

-

4.

Становление Древней Руси

1

1

-

5.

Символика Российской Федерации

1

1

-

6.

Столица России – Москва. История становления Москвы

1

1

-

7.

Тепловые и часовые пояса.

1

1

-

8.

Рельеф Российской Федерации

1

1

-

9.

Водоемы Российской Федерации

1

1

-

10.

Климат Российской Федерации

1

1

-

11.

Природа Российской Федерации

1

1

-

12.

Культура Российской Федерации

1

1

-

13.

Моя Родина - Россия

1

-

1

Кемеровская область

5ч.

14.

Мой родной город - Новокузнецк

1

1

-

15.

Достопримечательности Новокузнецка.

1

1

-

16.

Кемерово – областной центр

1

1

-

17.

Промышленность Кемеровской области

1

1

-

18.

Флаг и герб Кемеровской области

1

1

-

Бывшие Союзные Республики

6ч.

19.

Украина. Белоруссия. Молдова.

1

1

-

20.

Казахстан. Грузия. Азербайджан.

1

1

-

21.

Литва. Латвия. Эстония.

1

1

-

22.

Киргизстан. Таджикистан.

1

1

-

23.

Туркменистан. Армения

1

1

-

24.

Хорошо ли жить в союзе?

1

-

1

Самые большие страны Мира

10ч.

25.

Канада – второе по площади государство

1

1

-

26.

Китай – самая населенная страна

1

1

-

27.

США – страна пятидесяти штатов

1

1

-

28.

Бразилия – Родина карнавалов

1

1

-

29.

Австралия – удивительный континент

1

1

-

30.

Индия – центр важных торговых маршрутов

1

1

-

31.

Культура Аргентины

1

1

-

32.

Казахстан – сосед России

1

1

-

33.

Самая увлекательная страна.

1

-

1

34.

КВН «Удивительные страны»

1

-

1

Итого:

34ч


3 класс

№ п/п

Название темы

Кол-во часов

Теоретические занятия

Практические занятия

Введение

1ч.

1.

География английского языка в мире

1

1

-

Великобритания

10ч.

2.

Природа и географическое положение Великобритании

1

1

-

3.

История заселения и освоения Британии. Современные особенности населения

1

1

-

4.

Культура Великобритании

1

1

-

5.

Лондон

1

1

-

6.

Праздники Англии

1

1

-

7.

Шотландия, Уэльс

1

1

-

8.

Праздники Шотландии и Уэльса

1

1

-

9.

Ирландия

1

1

-

10.

Праздники Ирландии

1

1

-

11.

Конкурс «Остров туманов»

1

-

1

США

7ч.

12.

Природа и географическое положение США

1

1

-

13.

История освоения и заселения

1

1

-

14.

Штаты Северо-востока США

1

1

-

15.

Штаты Юга США

1

1

-

16.

Культура США

1

1

-

17.

Праздники США

1

1

-

18.

Игра «Борьба за первенство»

1

-

1

Канада

6ч.

19.

Канада. Природные особенности

1

1

-

20.

История освоения

1

1

-

21.

Озера и водопады Канады

1

1

-

22.

Культурные ценности Канады

1

1

-

23.

Праздники Канады

1

1

-

24.

Игра «Гонка на собачьих упряжках»

1

-

1

Австралия

10ч.

25.

Австралия – страна и материк

1

1

-

26.

История открытия и колонизация

1

1

-

27.

Природная уникальность Австралии

1

1

-

28.

Штаты и города страны

1

1

-

29.

Современное хозяйство Австралии

1

1

-

30.

Новая Зеландия. Природные особенности

1

1

-

31.

Культурное достояние Австралии и Новой Зеландии

1

1

-

32.

Праздники Австралии и Новой Зеландии

1

1

-

33.

Викторина «В каких странах говорят на английском языке?»

1

-

1

34.

КВН «Вокруг света»

1

-

1

Итого:

34ч.


4 класс

№ п/п

Название темы

Кол-во часов

Теоретические занятия

Практические занятия

Введение

1ч.

1.

География как наука.

1

1

-

2.

Планета Земля. Этапы исследования.

1

1

-

3.

Великие географические открытия. Колонизация.

1

1

-

Евразия

7ч.

4.

История исследования Европы.

1

1

-

5.

Колонизация Европы.

1

1

-

6.

Колонизация Азии

1

1

-

7.

Плавание рабов в Индию.

1

1

-

8.

Васко да Гама. Морской путь из Европы в Южную Азию.

1

1

-

9.

Русская колонизация. Освоение Сибири.

1

1

-

10.

Конкурс «Галопом по Европам»

1

-

1

Северная Америка

6ч.

11.

История исследования Северной Америки.

1

1

-

12.

Ацтеки и Майя – первые племена.

1

1

-

13.

Колонизация Северной Америки.

1

1

-

14.

Колумб – три четверти жизни в плавании.

1

1

-

15.

Эрнандо Кортес – завоеватель Центральной Америки.

1

1

-

16.

КВН «Золото конкистадоров»

1

-

1

Южная Америка

4ч.

17.

История исследования Южной Америки

1

1

-

18.

Доколумбовая Америка. Племена Инков.

1

1

-

19.

Фернан Маргилан. Кругосветное путешествие.

1

1

-

20.

Игра «Морские Приключения»

1

-

1

Африка

5ч.

21.

История исследования в Древности

1

1

-

22.

Колонизация. Арабские походы.

1

1

-

23.

Завоеватели из Европы и Азии.

1

1

-

24.

Экспедиции XX века.

1

1

-

25.

Викторина «Самый жаркий континент»

1

-

1

Австралия и Океания

5ч.

26.

История освоения. Португальцы и испанцы у берегов Австралии.

1

1

-

27.

Голландские открытия.

1

1

-

28.

Английские исследования побережья.

1

1

-

29.

Исследования конца XIX века.

1

1

-

30.

Конкурс «Первооткрыватели»

1

-

1

Антарктида

3ч.

31.

История изучения континента. Земли и Берега.

1

1

-

32.

Россия в Антарктиде.

1

1

-

33.

Игра «Свободный континент»

1

-

1

34.

КВН «Из древности в наши дни»

1

-

1

Итого:

34ч.


Список литературы:

  1. Атлас родной природы (серия книг): Учебное пособие для школьников младших и средних классов. - М.: Эгмонт Россия, 2002.
  2.  Атлас мира для самых маленьких. – М.: Астрель, 2005
  3. Атлас мира. Справочник для школьников. – М.: Астрель,2011
  4. Экология России. Хрестоматия. М.: 1995
  5. Окружающий мир. Общество. 1-4 классы. – М.: Дрофа,2010
  6. Детям о Новокузнецке. – Н.: СпортДизайн, 2006
  7. История России в рассказах для детей. – Спб., 1998
  8. Книга природы: Рассказы/Сост. Ю. Дмитриев. – М.: Дет.лит.,1990
  9. Поглазова О. Окружающий мир.- Ч. 1,3-4 кл. – М.: ИПРО-РЕС, 1996
  10. Атлас мира. – М.: Росмэн-Пресс\
  11. Магидович И. П. Очерки по истории географических открытий. - М., 1967.
  12. Джеффрис Г. Земля, ее происхождение, история и строение: Пер. с англ. - М., 1960.
  13. Пешель О. История эпохи открытий: Пер. с нем. 2-е изд. - М., 1884.
  14. Гехтман Г. Н. Выдающиеся географы и путешественники. - Т., 1962.
  15. Иллюстрированный атлас для детей (пер. с англ. Щабельской Е. Б. ) – М., 1998

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ПО ПОДВИЖНЫМ ИГРАМ для обучающихся 7-11 лет срок реализации программы 4 года

Программа является нормативным документом, регламентирующим деятельность тренеров-преподавателей, учителей физкультуры  в условиях общеобразовательной школы для вне учебной деятельности...

Образовательная программа Спортивная секция «Настольный теннис» Возраст детей 11-13, 14-16 лет Срок реализации – 2 года

Данная программа разрабатывалась для спортивной секции по настольному теннису  ,для занятий после уроков в Спортивном клубе нашей школы.......

Авторская педагогическая разработка «Образовательная программа комбинаторного типа по патриотическому воспитанию «Юный спасатель» (срок реализации 2 года) (утверждена районным экспертным советом по инновационной деятельности от 15 ноября 2011 года)

Содержание «Образовательной программы комбинаторного типа по  патриотическому воспитанию «Юный спасатель» имеет физкультурно-спортивную, туристскую направленность,  рассчитана на два года об...

Образовательная программа дополнительного образования детей «Мягкая игрушка» Возрастной диапазон: 7 - 10 лет. Срок реализации программы: 3 года.

Образовательная программа дополнительного образования детей«Мягкая игрушка» Возрастной диапазон: 7 - 10  лет. Срок реализации программы: 3 года....

Образовательная программа дополнительного образования детей «Русские узоры » Программа ориентирована на детей от 10 до 13 лет. Срок реализации – 3 года.

Программа имеет художественно-эстетическую направленность. В ходе ее освоения дети приобщаются к искусству, познают культуру своей и других стран, приобретают практические навыки изобразительного твор...

Модифицированная образовательная программа «Родник» для обучающихся 12 – 16 лет срок реализации 4 года

Новизна  программы «Родник» состоит, прежде всего, в ее комплексности. Впервые осуществлена идея предложить обучающимся изучение основ экологии на трех уровнях (локальном, региональном и глобальн...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года

Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...