Рабочая программа по черчению
рабочая программа на тему
Программа по черчению для 8- 9 классов создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы по Черчению В.В. Степаковой - М.: Просвещение, 2008. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения черчения, которые определены стандартом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
cherchenie_rabochaya_programma_dopolnennaya.doc | 198 КБ |
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка
Программа по черчению для 8- 9 классов создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы по Черчению В.В. Степаковой - М.: Просвещение, 2008. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения черчения, которые определены стандартом.
Реализация рабочей программы осуществляется с использованием учебно-методического комплекта: Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение: Учебник для 7-8 кл. – М.: АСТ: Астрель, 2008 г.
Программа рассчитана на 68 учебных часов (34 часа в 8 классе и 34 часа в 9 классе по 1 часу в неделю).
Современное графическое образование подразумевает хорошую подготовку в области изобразительного искусства, черчения, начертательной геометрии, технологии, и других учебных дисциплин, а также владение программами компьютерной графики. Графический язык рассматривается как язык делового общения, принятый в науке, технике, искусстве, содержащий геометрическую, эстетическую, техническую и технологическую информацию.
Огромную роль в обучении учащихся ОУ играет развитие образно-пространственного мышления, которое формируется главным образом именно при усвоении знаний и умений на уроках черчения, и нередко именно его недостаточное развитие препятствует полноценному развитию творческих способностей школьников, т.к. основная часть усваиваемого учебного материала школьных предметов представлена в вербальной форме.
Изучение графической грамоты необходимо в школах, т.к. требуется подготовка кадров на предприятия именно по техническим специальностям, и существует ряд факультетов в ВУЗах и ССУЗах для освоения графических дисциплин которых должна предшествовать первоначальная подготовка в школах.
Предлагаемый курс позволит школьникам углубить и расширить свои знания в области графических дисциплин, а также лучше адаптироваться в системе высшего образования и современного производства, быстрее и качественнее освоить более сложную вузовскую программу, повысить творческий потенциал конструкторских решений.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения черчения на данных ступенях образования. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
- Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы
1. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 года № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих».
2. Письмо Службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области «О рабочих программах» от 15.04.2011 № 75-37-0541/11.
3. Положение о рабочих программах по предметам муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 17»
- Цели изучения курса
Целью обучения черчению является приобщение школьников к графической культуре, а также формирование и развитие мышления школьников и творческого потенциала личности.
Цель обучения предмету конкретизируется в основных зачах:
- формировать знания об основах прямоугольного проецирования на одну, две и три плоскости проекций, о способах построения изображений на чертежах (эскизах), а также способах построения прямоугольной изометрической проекции и технических рисунков;
- научить школьников читать и выполнять несложные чертежи, эскизы; аксонометрические проекции, технические рисунки деталей различного назначения;
- развивать статические и динамические пространственные представления, образное мышление на основе анализа формы предметов и ее конструктивных особенностей, мысленного воссоздания пространственных образов предметов по проекционным изображениям, словесному описанию и пр.; научить самостоятельно пользоваться учебными материалами;
- воспитать трудолюбие, бережливость, аккуратность, целеустремленность, предприимчивость, ответственность за результаты своей деятельности, уважительное отношение к людям различных профессий и результатам их труда;
- получить опыт применения политехнических, технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. При этом приоритетными видами общеучебной деятельности для всех направлений образовательной области «Технология» на этапе основного общего образования являются:
- определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;
- творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности;
- приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной пли письменной форме результатов своей деятельности;
- умение перефразировать мысль (объяснять иными словами). Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, технологическая карта н др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
- владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива;
- оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
КОМПЕТЕНЦИИ
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 8 класса
Учащиеся должны знать:
- правила выполнения чертежей в соответствии с основными стандартами ЕСКД и приемы основных геометрических построений;
- основы прямоугольного проецирования на одну, две и три взаимно перпендикулярные плоскости и иметь понятие о способах построения несложных аксонометрических изображений;
- основные правила выполнения и обозначения сечений, а также их назначение.
Учащиеся должны уметь:
- рационально использовать чертежные инструменты;
- анализировать форму предметов в натуре и по их чертежам;
- анализировать графический состав изображений;
- читать и выполнять чертежи, эскизы и наглядные изображения предметов;
- выбирать необходимое число видов на чертежах;
- осуществлять несложные преобразования формы и пространственного положения предметов и их частей;
- применять графические знания в новой ситуации при решении задач с творческим содержанием.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 9 класса
Учащиеся должны знать:
- основные правила выполнения и обозначения простых и сложных разрезов;
- условности изображения и обозначения резьбы;
- способы построения развёрток преобразованных геометрических тел;
- методы вспомогательных секущих плоскостей.
Учащиеся должны иметь представления:
- об изображениях соединений деталей;
- об особенностях выполнения строительных чертежей.
Учащиеся должны уметь:
- выполнять необходимые разрезы;
- правильно определять необходимое число изображений;
- выполнять чертежи и аксонометрические проекции геометрических тел с
преобразованием;
- выполнять чертежи резьбовых соединений деталей;
- читать и деталировать чертежи объектов, состоящих из 5—7 деталей;
- читать несложные строительные чертежи;
- пользоваться государственными стандартами ЕСКД, справочной литературой и учебником;
- применять полученные знания при решении задач с творческим содержанием (в том числе с элементами конструирования).
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками геометрии, технологии, информационных технологий, изобразительным искусством, физикой.
Учебные задания года предусматривают развитие навыков работы карандашом, циркулем и другими инструментами и принадлежностями.
- Структура курса
№ | Модуль (ГЛАВА) | Примерное количество часов |
8 класс | ||
Правила оформления чертежей | 7 | |
Геометрические построения на плоскости | 4 | |
Способы проецирования | 9 | |
Чтение и выполнение чертежей предметов | 14 | |
9 класс | ||
1. | Сечения и разрезы | 13 |
2. | Определение необходимого количества изображений | 3 |
3. | Сборочные чертежи | 13 |
4. | Чтение строительных чертежей | 5 |
- Контроль реализации программы
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
- Активность участия.
- Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
- Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
- Самостоятельность.
- Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки графической работы
- Четкость выполнения графической работы;
- Композиция, компоновка на листе.
- Правильность выполнения
Критерии и система оценки практических работ
- Правильность выполнения;
- Самостоятельность;
- Четкость выполнения, композиция.
Формы контроля уровня обученности
- Викторины
- Кроссворды
- Тестирование
- Решение занимательных задач.
Оценка работ учащихся. За устные ответы и графические (практические) работы учащимся выставляются оценки по пятибалльной системе. За графические работы рекомендуется выставление двух оценок, дифференцированно отражающих правильность выполнения и качество графического оформления чертежа. Такой критерий удобен учителю и понятен учащимся.
Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный. Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя. Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный. Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя.
- Календарно-тематический план
8 класс
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Сроки | Примечание |
Введение. Учебный предмет черчение. | 1 | |||
Правила оформления чертежей. | 1 | |||
Графическая работа № 1 «Линии чертежа» | 1 | |||
Сведения о чертёжном шрифте | 1 | |||
Сведения о чертёжном шрифте | 1 | |||
Сведения о нанесении размеров | 1 | |||
Графическая работа № 2 «Чертёж плоской детали» | 1 | |||
Деление окружности на равные части | 1 | |||
Сопряжения | 1 | |||
Сопряжения | 1 | |||
Графическая работа № 3 «Чертёж детали с использованием геометрических построений» | 1 | |||
Способы проецирования | 1 | |||
Проецирование детали на три плоскости проекций | 1 | |||
Расположение видов на чертеже. Местные виды. | 1 | |||
Графическая работа № 4 «Построение трёх проекций предмета». | 1 | |||
Получение и построение аксонометрических проекций. | 1 | |||
Аксонометрические проекции плоскогранных предметов. | 1 | |||
Аксонометрические проекции плоскогранных предметов. | 1 | |||
Аксонометрические проекции предметов имеющих круглые поверхности. | 1 | |||
Технический рисунок. | 1 | |||
Графическая работа № 5 «Технический рисунок». | 1 | |||
Анализ геометрической формы предмета. Проекции геометрических тел. | 1 | |||
Анализ геометрической формы предмета. Проекции геометрических тел. | 1 | |||
Чертежи развёрток поверхностей геометрических тел. | 1 | |||
Графическая работа № 6 «Построение третьей проекции по двум данным». | 1 | |||
Нанесение размеров с учётом формы предмета. | 1 | |||
Графическая работа № 7 «Чертежи и аксонометрические проекции предметов». | 1 | |||
Порядок чтения чертежей деталей. | 1 | |||
Практическая работа «Устное чтение чертежей». | 1 | |||
Графическая работа № 8 «Выполнение чертежа предмета с преобразованием его формы». | 1 | |||
Эскизы деталей. | 1 | |||
Графическая работа № 9 «Эскиз и технический рисунок предмета». | 1 | |||
Графическая работа № 9 «Эскиз и технический рисунок предмета». | 1 | |||
Графическая работа № 10 «Выполнение чертежа предмета» | 1 |
9 класс
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Сроки | Примечание |
Обобщение сведений о способах проецирования | 1 | |||
Понятие о сечении. Наложенные сечения. | 1 | |||
Вынесенные сечения. | 1 | |||
Графическая работа №1 «Сечения». | 1 | |||
Разрезы. Назначение, правила выполнения разрезов. | 1 | |||
Простые разрезы. Фронтальный разрез. | 1 | |||
Профильный разрез. | 1 | |||
Горизонтальный разрез. | 1 | |||
Графическая работа №2 «Простые разрезы». | 1 | |||
Соединение части вида и части разреза. | 1 | |||
Разрезы в аксонометрических проекциях. | 1 | |||
Графическая работа №3 «Чертёж детали с применением разреза» | 1 | |||
Графическая работа №3 «Чертёж детали с применением разреза» | 1 | |||
Выбор количества изображений и главного изображения | 1 | |||
Условности и упрощения на чертежах | 1 | |||
Графическая работа № 4 «Устное чтение чертежей». | 1 | |||
Общие сведения о соединениях деталей. | 1 | |||
Изображение и обозначение резьбы. | 1 | |||
Изображение болтовых и шпилечных соединений. | 1 | |||
Изображение болтовых и шпилечных соединений. | 1 | |||
Графическая работа № 5«Чертеж резьбового соединения». | 1 | |||
Шпоночные и штифтовые соединения. | 1 | |||
Общие сведения о сборочных чертежах изделий. | 1 | |||
Разрезы на сборочных чертежах. | 1 | |||
Порядок чтения сборочных чертежей. Условности и упрощения на сборочных чертежах. | 1 | |||
Практическая работа «Чтение сборочных чертежей» | 1 | |||
Понятие о деталировании. | 1 | |||
Графическая работа № 6 «Деталирование» | 1 | |||
Графическая работа № 7 «Конструирование» | 1 | |||
Основные особенности строительных чертежей. | 1 | |||
Условные изображения на строительных чертежах | 1 | |||
Правила чтения строительных чертежей. | 1 | |||
Практическая работа «Чтение строительного чертежа» | 1 | |||
Контрольная графическая работа | 1 |
Содержание программы
8 класс
(34 ч, по 1 ч. в неделю)
ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ЧЕРТЕЖЕЙ (7 ч.)
Значение черчения в практической деятельности людей. Краткие сведения об истории черчения. Современные методы выполнения чертежей с применением компьютерных программ. Цели и задачи изучения черчения в школе. Инструменты, принадлежности и материалы для выполнения чертежей. Рациональные приёмы работы инструментами. Организация рабочего места.
Понятие о стандартах. Линии чертежа. Форматы. Некоторые сведения о нанесении размеров на чертежах (выносная и размерная линии, стрелки, знаки диаметра и радиуса; указание толщины и длины детали надписью; расположение размерных чисел). Применение и обозначение масштаба. Сведения о чертежном шрифте. Буквы, цифры и знаки на чертежах.
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОСТРОЕНИЯ (4 ч.)
Сопряжения (сопряжения прямого, острого и тупого углов, сопряжение прямой и окружности, сопряжение дуг и окружностей внешнее и внутреннее). Деление окружности на равные части (деление окружности на 3, 5, 6, 7, 12 частей)
СПОСОБЫ ПРОЕЦИРОВАНИЯ (9 ч.)
Проецирование. Центральное и параллельное проецирование. Прямоугольные проекции. Выполнение изображений предметов на одной, двух и трех взаимно перпендикулярных плоскостях проекций.
Расположение видов на чертеже и их названия: вид спереди, вид сверху, вид слева. Определение необходимого и достаточного числа видов на чертежах. Понятие о местных видах (расположенных в проекционной связи). Косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная изометрическая проекции. Направление осей, показатели искажения, нанесение размеров. Аксонометрические проекции плоских и объемных фигур. Эллипс как проекция окружности. Построение овала. Понятие о техническом рисунке. Технические рисунки и аксонометрические проекции предметов. Выбор вида — аксонометрической проекции и рационального способа ее построения.
ЧТЕНИЕ И ВЫПОЛНЕНИЕ ЧЕРТЕЖЕЙ ДЕТАЛЕЙ (14 ч.)
Анализ геометрической формы предметов. Проекции геометрических тел. Мысленное расчленение предмета на геометрические тела — призмы, цилиндры, конусы, пирамиды, шар и их части. Чертежи группы геометрических тел.
Нахождение на чертеже вершин, ребер, образующих и поверхностей тел, составляющих форму предмета. Нанесение размеров на чертежах с учетом формы предметов. Использование знака квадрата. Развертывание поверхностей некоторых тел. Анализ графического состава изображений. Выполнение чертежей предметов с использованием геометрических построений: деление отрезка, окружности и угла на равные части; сопряжений. Чтение чертежей детали.
Выполнение эскиза детали (с натуры). Решение графических задач, в том числе творческих. Определение необходимого и достаточного числа изображений на чертежах. Выбор главного изображения. Чтение и выполнение чертежей, содержащих условности. Решение графических задач, в том числе творческих.
9 класс
(34 ч., по 1ч. в неделю)
РАЗРЕЗЫ И СЕЧЕНИЯ (13ч.)
Повторение материала по темам: «Прямоугольное проецирование» и «Аксонометрические проекции».
Сечения. Правила выполнения наложенных и вынесенных сечений. Обозначение сечений. Графическое изображение материалов на сечениях. Выполнение сечений предметов.
Разрезы. Различия между разрезами и сечениями. Простые разрезы (горизонтальные, фронтальные и профильные). Соединения части вида с частью разреза. Обозначение разрезов. Местные разрезы. Особые случаи разрезов. Сложные разрезы (ступенчатый и ломаный). Применение разрезов в аксонометрических проекциях.
Определение необходимого количества изображений (3ч.)
Выбор количества изображений и главного изображения. Условности и упрощения на чертежах
СБОРОЧНЫЕ ЧЕРТЕЖИ (13 ч.)
Чертежи типовых соединений деталей . Общие понятия о соединении деталей. Разъемные соединения деталей: болтовые, шпилечные, винтовые, шпоночные и штифтовые. Ознакомление с условностями изображения и обозначения на чертежах неразъемных соединений (сварных, паяных, клеевых). Изображение резьбы на стержне и в отверстии. Обозначение метрической резьбы. Упрощенное изображение резьбовых соединений. Работа со стандартами и справочными материалами. Чтение чертежей, содержащих изображение изученных соединений деталей. Выполнение чертежей резьбовых соединений.
Сборочные чертежи изделий . Обобщение и систематизация знаний о сборочных чертежах (спецификация, номера позиций и др.), приобретенных учащимися в процессе трудового обучения. Изображения на сборочных чертежах.
Некоторые условности и упрощения на сборочных чертежах. Штриховка сечений смежных деталей. Размеры на сборочных чертежах. Чтение сборочных чертежей. Деталирование. Выполнение простейших сборочных чертежей, в том числе с элементами конструирования.
ЧТЕНИЕ СТРОИТЕЛЬНЫХ ЧЕРТЕЖЕЙ (5 ч.)
Понятие об архитектурно-строительных чертежах, их назначении. Отличия строительных чертежей от машиностроительных. Фасады. Планы. Разрезы. Масштабы. Размеры на строительных чертежах. Условные изображения дверных и оконных проемов, санитарно-технического оборудования. Чтение несложных строительных чертежей. Работа со справочником.
7. Перечень практических работ в 8 классе
№ | ТЕМА |
Линии чертежа. | |
Чертеж «плоской» детали. | |
Чертёж детали с использованием геометрических построений | |
Построение трёх проекций предмета | |
Технический рисунок | |
Построение третьей проекции по двум данным | |
Чертежи и аксонометрические проекции предметов | |
Выполнение чертежа предмета в 3-х видах с преобразованием его формы | |
Эскиз и технический рисунок предмета | |
Выполнение чертежа предмета |
8. Перечень практических работ в 9 классе
№ | ТЕМА |
Сечения | |
Простые разрезы | |
Чертёж детали с применением разреза | |
Устное чтение чертежей | |
Чертеж резьбового соединения | |
Чтение сборочных чертежей | |
Деталирование | |
Конструирование | |
Чтение строительного чертежа |
9. Учебно-методическое обеспечение курса
- Авторская программа по Черчению/автор –составитель Степакова В.В. - М. Просвещение, 2008г
- Ботвинников А.Д. Черчение: Учебник для общеобразоват. учреждений/ А.Д. Ботвинников, В.Н. Виноградов, И.С. Вышнепольский – 4-е изд., дораб. -М.: АСТ: Астрель, 2008
- Методическое пособие по черчению к учебнику А. Д. Ботвинникова и др. «Черчение» / А. Д Ботвинников, В. Н. Виноградов, И. С. Вышнепольский и др. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2006
- Черчение: Чертежи типовых соединений деталей: Рабочая тетрадь № 7- 2-е издание переработанное -М.: Венда-Граф,2005
- Черчение: Аксонометрические проекции: Рабочая тетрадь № 4- 2-е издание переработанное и дополненное -М.: Венда-Граф,2007
- Черчение : Учебник для общеобразовательных учреждений/ Под редакцией профессора Н.Г. Преображенской - М.: Венда-Граф,2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по черчению 8, 9 классы
Рабочая программа по черчению...
Рабочая программа по черчению 9 класс
Настоящая программа по черчению для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Черчени...
Рабочая программа по черчению 8 класс
Черчение 8 класс...
Рабочая программа по черчению 9 класс
Настоящая программа по черчению для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Черчение», ав...
Рабочая программа по Черчению 8-9 класс
Рабочая программа по черчению для 8, 9 классов создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Черче...
Рабочая программа по черчению для 9 класса
Рабочая программа по черчению для 9 класса. Разработана на основе нормативных документов и программы общеобразовательных учреждений (Черчение 9, Москва, «Просвещение», 2008. Составитель В. А. Гервер, ...
Рабочая программа по черчению для 9 класса
Рабочая программа по черчению для 9 класса составлена на основе базисного учебного плана, федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования и программы общео...