Рабочая программа по черчению
рабочая программа на тему

Михайлова Ольга Александровна

Программа по черчению для 8- 9 классов создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы по Черчению В.В. Степаковой - М.: Просвещение, 2008. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения черчения, которые определены стандартом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon cherchenie_rabochaya_programma_dopolnennaya.doc198 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка

Программа по черчению для 8- 9 классов создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы по Черчению В.В. Степаковой - М.: Просвещение, 2008. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения черчения, которые определены стандартом.

        Реализация рабочей программы осуществляется с использованием учебно-методического комплекта: Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение: Учебник для 7-8 кл. – М.: АСТ: Астрель, 2008 г.

Программа рассчитана на 68 учебных часов (34 часа в 8 классе и 34 часа в 9  классе по 1 часу в неделю).

Современное графическое образование подразумевает хорошую подготовку в области изобразительного искусства, черчения, начертательной геометрии, технологии, и других учебных дисциплин, а также владение программами компьютерной графики. Графический язык рассматривается как язык делового общения, принятый в науке, технике, искусстве, содержащий геометрическую, эстетическую, техническую и технологическую информацию.

Огромную роль в обучении учащихся ОУ играет развитие образно-пространственного мышления, которое формируется главным образом именно при усвоении знаний и умений на уроках черчения, и нередко именно его недостаточное развитие  препятствует полноценному развитию творческих способностей школьников, т.к. основная часть  усваиваемого учебного материала школьных предметов  представлена в вербальной форме.      

Изучение графической грамоты необходимо в школах, т.к. требуется подготовка кадров на предприятия именно по техническим специальностям, и существует ряд факультетов в ВУЗах и ССУЗах для освоения графических дисциплин которых должна предшествовать первоначальная подготовка в школах.

Предлагаемый курс позволит школьникам углубить и расширить свои знания в области графических дисциплин, а также лучше адаптироваться в системе высшего образования и современного производства, быстрее и качественнее освоить более сложную вузовскую программу, повысить творческий потенциал конструкторских решений.

В рабочей программе  нашли отражение цели и задачи изучения черчения на данных ступенях образования. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

  1. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы

1. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 года № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих».

2. Письмо Службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области «О рабочих программах» от 15.04.2011 № 75-37-0541/11.

3. Положение о рабочих программах по предметам муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 17»

        

  1. Цели изучения курса

        Целью   обучения   черчению   является приобщение   школьников  к  графической   культуре,  а  также  формирование    и    развитие    мышления    школьников    и    творческого потенциала  личности.

Цель обучения предмету конкретизируется в основных зачах:

  • формировать знания об основах прямоугольного проецирования на одну, две и три плоскости проекций, о способах построения изображений на чертежах (эскизах), а также способах построения прямоугольной изометрической проекции и технических рисунков;
  • научить школьников читать и выполнять несложные чертежи, эскизы; аксонометрические   проекции,   технические   рисунки деталей различного назначения;
  • развивать статические и динамические пространственные представления, образное мышление на основе анализа формы предметов и ее конструктивных особенностей, мысленного воссоздания пространственных образов предметов по проекционным изображениям, словесному описанию и пр.;  научить самостоятельно пользоваться учебными материалами;
  • воспитать трудолюбие, бережливость, аккуратность, целеустремленность, предприимчивость, ответственность за результаты своей деятельности, уважительное отношение к людям различных профессий и результатам их труда;
  • получить опыт применения политехнических, технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. При этом приоритетными видами общеучебной деятельности для всех направлений образовательной области «Технология» на этапе основного общего образования являются:

  • определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;
  •   творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности;
  •   приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной пли письменной форме результатов своей деятельности;
  •   умение перефразировать мысль (объяснять иными словами). Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, технологическая карта н др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
  •   использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
  •   владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива;
  •   оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

КОМПЕТЕНЦИИ

Основные требования к знаниям и умениям учащихся 8 класса

Учащиеся должны знать:       

  • правила выполнения чертежей в соответствии с основными стандартами ЕСКД и приемы основных геометрических построений;
  • основы прямоугольного проецирования на одну, две и три взаимно перпендикулярные плоскости и иметь понятие о способах построения несложных аксонометрических изображений;
  • основные правила выполнения и обозначения сечений, а также их назначение.

Учащиеся должны уметь:

  • рационально использовать чертежные инструменты;
  • анализировать форму предметов в натуре и по их чертежам;
  • анализировать графический состав изображений;
  • читать и выполнять чертежи, эскизы и наглядные изображения предметов;
  • выбирать необходимое число видов на чертежах;
  • осуществлять несложные преобразования формы и пространственного положения предметов и их частей;
  • применять графические знания в новой ситуации при решении задач с творческим содержанием.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся 9 класса

Учащиеся должны знать:

  • основные правила выполнения и обозначения простых и сложных разрезов;
  • условности изображения и обозначения резьбы;
  • способы построения развёрток преобразованных геометрических тел;
  • методы вспомогательных секущих плоскостей.

Учащиеся должны иметь представления:

  • об изображениях соединений деталей;
  • об особенностях выполнения строительных чертежей.

Учащиеся должны уметь:

  • выполнять необходимые разрезы;
  • правильно определять необходимое число изображений;
  • выполнять чертежи и аксонометрические проекции геометрических тел с

        преобразованием;

  • выполнять чертежи резьбовых соединений деталей;
  • читать и деталировать чертежи объектов, состоящих из 5—7 деталей;
  • читать несложные строительные чертежи;
  • пользоваться государственными стандартами ЕСКД, справочной литературой и учебником;
  • применять полученные знания при решении задач с творческим содержанием (в том числе с элементами конструирования).

Основные межпредметные связи осуществляются с уроками геометрии, технологии, информационных технологий, изобразительным искусством, физикой.

Учебные задания года предусматривают развитие навыков работы карандашом, циркулем и другими инструментами и принадлежностями.

  1. Структура курса

Модуль (ГЛАВА)

Примерное количество часов

8 класс

Правила оформления чертежей

7

Геометрические построения на плоскости

4

Способы проецирования

9

Чтение и выполнение чертежей предметов

14

9 класс

1.

Сечения и разрезы

13

2.

Определение необходимого количества изображений

3

3.

Сборочные чертежи

13

4.

Чтение строительных чертежей

5

  1. Контроль реализации программы

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

  1. Активность участия.
  2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
  3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
  4. Самостоятельность.
  5. Оригинальность суждений.

Критерии и система оценки графической работы

  1. Четкость выполнения графической работы;
  2. Композиция, компоновка на листе.
  3. Правильность выполнения

Критерии и система оценки практических работ

  1. Правильность выполнения;
  2. Самостоятельность;
  3. Четкость выполнения, композиция.

Формы контроля уровня обученности

  1. Викторины
  2. Кроссворды
  3. Тестирование
  4. Решение занимательных задач.

Оценка работ учащихся. За устные ответы и графические (практические) работы учащимся выставляются оценки по пятибалльной системе. За графические работы рекомендуется выставление двух оценок, дифференцированно отражающих правильность выполнения и качество графического оформления чертежа. Такой критерий удобен учителю и понятен учащимся.

Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный. Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя. Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный. Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя. 

  1. Календарно-тематический план

8 класс

№ урока

Тема урока

Кол-во

часов

Сроки

Примечание

Введение. Учебный предмет черчение.

1

Правила оформления чертежей.

1

Графическая работа № 1 «Линии чертежа»

1

Сведения о чертёжном шрифте

1

Сведения о чертёжном шрифте

1

Сведения о нанесении размеров

1

Графическая работа № 2 «Чертёж плоской детали»

1

Деление окружности на равные части

1

Сопряжения

1

Сопряжения

1

Графическая работа № 3 «Чертёж детали с использованием геометрических построений»

1

Способы проецирования

1

Проецирование детали на три плоскости проекций

1

Расположение видов на чертеже. Местные виды.

1

Графическая работа № 4 «Построение трёх проекций предмета».

1

Получение и построение аксонометрических проекций.

1

Аксонометрические проекции плоскогранных предметов.

1

Аксонометрические проекции плоскогранных предметов.

1

Аксонометрические проекции предметов имеющих круглые поверхности.

1

Технический рисунок.

1

Графическая работа № 5 «Технический рисунок».

1

Анализ геометрической формы предмета. Проекции геометрических тел.

1

Анализ геометрической формы предмета. Проекции геометрических тел.

1

Чертежи развёрток поверхностей геометрических тел.

1

Графическая работа № 6 «Построение третьей проекции по двум данным».

1

Нанесение размеров с учётом формы предмета.

1

Графическая работа № 7 «Чертежи и аксонометрические проекции предметов».

1

Порядок чтения чертежей деталей.

1

Практическая работа «Устное чтение чертежей».

1

Графическая работа № 8 «Выполнение чертежа предмета с преобразованием его формы».

1

Эскизы деталей.

1

Графическая работа № 9 «Эскиз и технический рисунок предмета».

1

Графическая работа № 9 «Эскиз и технический рисунок предмета».

1

Графическая работа № 10 «Выполнение чертежа предмета»

1

9 класс

№ урока

Тема урока

Кол-во

часов

Сроки

Примечание

Обобщение сведений о способах проецирования

1

Понятие о сечении. Наложенные сечения.

1

Вынесенные сечения.

1

Графическая работа №1 «Сечения».

1

Разрезы. Назначение, правила выполнения разрезов.

1

Простые разрезы. Фронтальный разрез.

1

Профильный разрез.

1

Горизонтальный разрез.

1

Графическая работа №2 «Простые разрезы».

1

Соединение части вида и части разреза.

1

Разрезы в аксонометрических проекциях.

1

Графическая работа №3 «Чертёж детали с применением разреза»

1

Графическая работа №3 «Чертёж детали с применением разреза»

1

Выбор количества изображений и главного изображения

1

Условности и упрощения на чертежах

1

Графическая работа № 4 «Устное чтение чертежей».

1

Общие сведения о соединениях деталей.

1

Изображение и обозначение резьбы.

1

Изображение болтовых и шпилечных соединений.

1

Изображение болтовых и шпилечных соединений.

1

Графическая работа № 5«Чертеж  резьбового соединения».

1

Шпоночные и штифтовые соединения.

1

Общие сведения о сборочных чертежах изделий.

1

Разрезы на сборочных чертежах.

1

Порядок чтения сборочных чертежей. Условности и упрощения на сборочных чертежах.

1

Практическая работа «Чтение сборочных чертежей»

1

Понятие о деталировании.

1

Графическая работа № 6 «Деталирование»

1

Графическая работа № 7 «Конструирование»

1

Основные особенности строительных чертежей.

1

Условные изображения на строительных чертежах

1

Правила чтения строительных чертежей.

1

Практическая работа «Чтение строительного чертежа»

1

Контрольная графическая работа

1

Содержание программы

8 класс

(34 ч, по 1 ч. в неделю)

     ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ЧЕРТЕЖЕЙ (7 ч.)

             Значение черчения в практической деятельности людей. Краткие сведения об истории черчения. Современные методы выполнения чертежей с применением компьютерных программ. Цели и задачи изучения черчения в школе. Инструменты, принадлежности и материалы для выполнения чертежей. Рациональные приёмы работы инструментами. Организация рабочего места.

        Понятие о стандартах. Линии чертежа. Форматы.     Некоторые сведения о нанесении размеров на чертежах (выносная и размерная линии, стрелки, знаки диаметра и радиуса; указание толщины и длины детали надписью; расположение размерных чисел). Применение и обозначение масштаба. Сведения о чертежном шрифте. Буквы, цифры и знаки на чертежах.

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОСТРОЕНИЯ (4 ч.)

             Сопряжения (сопряжения прямого, острого и тупого углов, сопряжение прямой и окружности, сопряжение дуг и окружностей внешнее и внутреннее). Деление окружности на равные части (деление окружности на 3, 5, 6, 7, 12 частей)

СПОСОБЫ ПРОЕЦИРОВАНИЯ (9 ч.)

             Проецирование. Центральное и параллельное проецирование. Прямоугольные проекции. Выполнение изображений предметов на одной, двух и трех взаимно перпендикулярных плоскостях проекций.

Расположение видов на чертеже и их названия: вид спереди, вид сверху, вид слева. Определение необходимого и достаточного числа видов на чертежах. Понятие о местных видах (расположенных в проекционной связи). Косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная изометрическая проекции. Направление осей, показатели искажения, нанесение размеров. Аксонометрические проекции плоских и объемных фигур. Эллипс как проекция окружности. Построение овала. Понятие о техническом рисунке. Технические рисунки и аксонометрические проекции предметов. Выбор вида — аксонометрической проекции и рационального способа ее построения.

ЧТЕНИЕ И ВЫПОЛНЕНИЕ ЧЕРТЕЖЕЙ ДЕТАЛЕЙ (14 ч.)

             Анализ геометрической формы предметов. Проекции геометрических тел. Мысленное расчленение предмета на геометрические тела — призмы, цилиндры, конусы, пирамиды, шар и их части. Чертежи группы геометрических тел.

Нахождение на чертеже вершин, ребер, образующих и поверхностей тел, составляющих форму предмета. Нанесение размеров на чертежах с учетом формы предметов. Использование знака квадрата. Развертывание поверхностей некоторых тел. Анализ графического состава изображений. Выполнение чертежей предметов с использованием геометрических построений: деление отрезка, окружности и угла на равные части; сопряжений. Чтение чертежей детали.

Выполнение эскиза детали (с натуры). Решение графических задач, в том числе творческих. Определение необходимого и достаточного числа изображений на чертежах. Выбор главного изображения. Чтение и выполнение чертежей, содержащих условности. Решение графических задач, в том числе творческих.

9 класс

(34 ч., по 1ч. в неделю)

РАЗРЕЗЫ И СЕЧЕНИЯ (13ч.)

             Повторение материала по темам: «Прямоугольное проецирование» и «Аксонометрические проекции».

        Сечения. Правила выполнения наложенных и вынесенных сечений. Обозначение сечений. Графическое изображение материалов на сечениях. Выполнение сечений предметов.

             Разрезы. Различия между разрезами и сечениями. Простые разрезы (горизонтальные, фронтальные и профильные). Соединения части вида с частью разреза. Обозначение разрезов. Местные разрезы. Особые случаи разрезов. Сложные разрезы (ступенчатый и  ломаный). Применение разрезов в аксонометрических проекциях.

Определение необходимого количества изображений (3ч.)

             Выбор количества изображений и главного изображения. Условности и упрощения на чертежах

СБОРОЧНЫЕ ЧЕРТЕЖИ (13 ч.)

             Чертежи типовых соединений деталей . Общие понятия о соединении деталей. Разъемные соединения деталей: болтовые, шпилечные, винтовые, шпоночные и штифтовые. Ознакомление с условностями изображения и обозначения на чертежах неразъемных соединений (сварных, паяных, клеевых). Изображение резьбы на стержне и в отверстии. Обозначение метрической резьбы. Упрощенное изображение резьбовых соединений. Работа со стандартами и справочными материалами. Чтение чертежей, содержащих изображение изученных соединений деталей. Выполнение чертежей резьбовых соединений.

        Сборочные чертежи изделий . Обобщение и систематизация знаний о сборочных чертежах (спецификация, номера позиций и др.), приобретенных учащимися в процессе трудового обучения. Изображения на сборочных чертежах.

Некоторые условности и упрощения на сборочных чертежах. Штриховка сечений смежных деталей. Размеры на сборочных чертежах. Чтение сборочных чертежей. Деталирование. Выполнение простейших сборочных чертежей, в том числе с элементами конструирования.

ЧТЕНИЕ СТРОИТЕЛЬНЫХ ЧЕРТЕЖЕЙ (5 ч.)

             Понятие об архитектурно-строительных чертежах, их назначении. Отличия строительных чертежей от машиностроительных. Фасады. Планы. Разрезы. Масштабы. Размеры на строительных чертежах. Условные изображения дверных и оконных проемов, санитарно-технического оборудования. Чтение несложных строительных чертежей. Работа со справочником.

7. Перечень практических работ в 8 классе

ТЕМА

Линии чертежа.

Чертеж «плоской» детали.

Чертёж детали с использованием геометрических построений

Построение трёх проекций предмета

Технический рисунок

Построение третьей проекции по двум данным

Чертежи и аксонометрические проекции предметов

Выполнение чертежа предмета в 3-х видах с преобразованием его формы

Эскиз и технический рисунок предмета

Выполнение чертежа предмета

8. Перечень практических работ в 9 классе

ТЕМА

Сечения

Простые разрезы

Чертёж детали с применением разреза

Устное чтение чертежей

Чертеж  резьбового соединения

Чтение сборочных чертежей

Деталирование

Конструирование

Чтение строительного чертежа

9. Учебно-методическое обеспечение курса

  1. Авторская программа по  Черчению/автор –составитель Степакова В.В.  - М. Просвещение, 2008г
  2. Ботвинников А.Д. Черчение: Учебник для общеобразоват. учреждений/ А.Д. Ботвинников, В.Н. Виноградов, И.С. Вышнепольский – 4-е изд., дораб. -М.: АСТ: Астрель, 2008                                                                                            
  3. Методическое пособие по черчению к  учебнику А. Д. Ботвинникова и др. «Черчение» / А. Д Ботвинников, В. Н. Виноградов, И. С. Вышнепольский и др. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2006
  4. Черчение: Чертежи типовых соединений деталей: Рабочая тетрадь № 7- 2-е издание переработанное -М.: Венда-Граф,2005
  5. Черчение: Аксонометрические проекции: Рабочая тетрадь № 4- 2-е издание переработанное и дополненное -М.: Венда-Граф,2007
  6. Черчение : Учебник для общеобразовательных учреждений/ Под редакцией профессора Н.Г. Преображенской - М.: Венда-Граф,2006

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по черчению 8, 9 классы

Рабочая программа по черчению...

Рабочая программа по черчению 9 класс

Настоящая программа по черчению для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Черчени...

Рабочая программа по черчению 9 класс

Настоящая программа по черчению для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Черчение», ав...

Рабочая программа по Черчению 8-9 класс

Рабочая  программа по черчению для 8, 9 классов создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Черче...

Рабочая программа по черчению для 9 класса

Рабочая программа по черчению для 9 класса. Разработана на основе нормативных документов и программы общеобразовательных учреждений (Черчение 9, Москва, «Просвещение», 2008. Составитель В. А. Гервер, ...

Рабочая программа по черчению для 9 класса

Рабочая программа по черчению для 9 класса составлена на основе базисного учебного плана, федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования и программы  общео...