Методический семинар "Интегрированный урок как средство развивающего обучения"
материал на тему
Что такое интеграционный урок? Как придумать интеграционный урок? Ответы на эти вопросы можно получить в данном материале.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod.seminar.docx | 20.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Методический семинар.
Интегрированный урок как средство развивающего обучения.
Интеграция – это соединение знаний из разных областей. Она способствует целостности восприятия мира и человека, живущего в нём и познающего.
Интеграция предметов в современной школе – одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих развитию творческого потенциала учителя и ученика. Проблема интеграции важна и современна. Её актуальность продиктована новыми социальными вопросами, предъявляемыми к школе, и обусловлена изменениями в сфере науки и производства.
Существующее образование предметоцентрично, то есть все учебные предметы функционируют, как автономные образовательные системы и не в достаточной степени удовлетворяют требованиям времени: введение проблем интеграции позволит решить многие задачи.
Результаты интегрированного обучения проявляются в развитии творческого мышления школьников. Оно способствует интенсификации, систематизации, оптимизации учебно-познавательной деятельности, что особенно важно, например, для подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку и литературе.
К вопросу интеграции обращались многие классики педагогической мысли: А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, Н.К.Крупская, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов. Мне нравится взгляд на интеграцию В.А.Сухомлинского, который считал, что нужно знакомить детей с каждым предметом в его связи с другими, «открыть его так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги».Смысл использования межпредметных связей заключается в том, что в урок эпизодически включается материал других предметов, но при этом сохраняется самостоятельность каждого предмета со своими целями, задачами, программой. Структура таких уроков отличается компактностью, чёткостью, информативностью материала.
В современной школе интеграция как технология и метод обучения, с одной стороны, это способ, помогающий связать в единое целое разрозненные части и элементы, с другой – установить взаимосвязь внутри системы. Такого рода внутренняя интеграция есть результат многообразных проявлений множественных связей.
Апробируются различные виды интеграции:
А) проблемная интеграция ( предполагает обращение на уроке или на ряде уроков к одной и той же ключевой идее, которая становится не объектом для повторения, а примером для обнаружения новых оттенков и граней изучаемого явления);
Б) тематическая интеграция ( создается общей темой урока, одновременно давая возможность развернуть главное содержание при обращении к разным аспектам);
В) межпредметная интеграция ( в рамках урока сближаются предметы, близкие по способу познания мира: литература и МХК; музыка и литература; литература, музыка и ИЗО.
С учетом того или иного распределения обязанностей между учителями и учениками интегрированные уроки имеют самые различные формы, в том числе и нестандартные. Вот некоторые из них:
1. урок творческого поиска;
2. лабораторные работы;
3. урок – проект;
4) урок – путешествие и т. п.
В форме интегрированных уроков целесообразно проводить обобщающие уроки, на которых будут раскрыты важные проблемы. Часто такие уроки не вмещаются в рамки 45 минут, тогда они удачно сочетаются с внеклассной работой. Одним из существенных результатов должно быть единство в формировании у ребят ценностей, изучаемых в процессе постижения различных школьных предметов. К таким ценностям относятся язык и речь, культура, взаимоотношения людей, история страны и народа.
В качестве примеров можно привести такие уроки: «Выразительные возможности предложений с однородными членами в рассказе Л.Н.Толстого «После бала» 8 класс» (русский язык и литература); «Обобщающий урок по разделу «Лексика» на примерах традиций хлебопечения. 6 класс» (технология и русский язык); «Литературный транссиб.10 класс» (география, литература, история); «Тихая моя родина…Н.Рубцова.6 класс» (музыка, изобразительное искусство, литература); «В гостях у великого сказочника» по творчеству Х.К.Андерсена.6 класс» (литература, география, биология). Также прекрасные разработки интегрированных уроков русского языка и литературы можно найти в сборниках Г.А.Соколовой «Уроки русского языка и словесности».
Интегрированный урок требует от учителя дополнительной подготовки, большой эрудиции, высокого профессионализма. Разрабатывая такой урок, учитель должен учитывать:
- Цель урока ( это может быть сокращения сроков изучения темы, ликвидация пробелов в знаниях учащихся, перераспределение приоритетов и т. п.);
- Подбор объектов, то есть источников информации;
- Определение системообразующего фактора, то есть нахождение основания для объединения разнопредметной информации ( это идея, явление, понятие или предмет);
- Создание новой структуры курса, то есть изменение функционального назначения знаний;
- Переработка содержания ( разрушение старых форм, создание новых связей между отдельными элементами системы).
Таким образом, интегрированные уроки способствуют формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом; развивают потенциал обучающихся, побуждают к активному познанию окружающего мира, к осмыслению причинно – следственных связей, к развитию логического мышления, коммуникативных способностей.
Эти уроки здоровьесберегающие: снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключения на разнообразные виды деятельности.
Наконец, интеграция дает возможность для самореализации, творчества учителя, способствует раскрытию его способностей.
Как придумать интегрированный урок?
Интегрированные уроки - не новшество образовательной системы, но в современном учебном мире они требуют к себе особого отношения, так как расширяют сферу знаний обучающихся по различным дисциплинам, обогащают содержание школьных предметов, играют важную роль в формировании у ребенка целостной картины мира.
Интеграция - это взаимопроникновение, слияние в одном учебном материале обобщённых знаний в той или иной области. В процессе интегрирования возникает смысловое поле, в котором взаимодействуют различные смежные предметы. Это поле образуется какой-либо проблемой, которая может быть решена средствами каждого предмета в отдельности, но интеграция смежных дисциплин создаёт резонанс, усиливающий возможности не только каждого из интегрируемых предметов, но и решения самой проблемы.
Интегрированные уроки - это уроки изучения определённых тем на основе двух-трёх учебных предметов. Метод интеграции, применяемый на уроках, способствует формированию межпредметных понятий, позволяет педагогам осуществлять межпредметную координацию содержания учебного материала с целью его оптимизации (устранения дублирования, разночтения и т. д.), создаёт условия для развития личности учащихся, формирования положительной мотивации к обучению, адекватности самооценки, ведёт ребёнка к овладению метапредметными понятиями.
С введением ФГОС интегрированные уроки стали занимать особое место. Проведение таких уроков - один из путей повышения эффективности образовательного процесса на основе реализации принципов деятельностного подхода в обучении.
Компетентностная педагогическая цель ИУ - первичное формирование полного цикла умений проблемной компетенции: от постановки проблемы до самооценки проделанной работы по её разрешению. Параллельно формируются основы кооперативной (работа в группах) и коммуникативной (деловая игра) компетенций.
Как же придумать интегрированный урок? Сначала давайте обратим внимание на вопросы детей. Затем найдём единомышленников-учителей, заинтересуем (!) детей их же вопросом, предложим интересный вариант сценария проведения занятия, а далее... только рабочие моменты! Проблема, которая волнует самих обучающихся, будет лежать в основе ИУ.
Все ИУ, нацеленные, в том числе и на формирование элементов информационной (информационно - технологической) компетенции, должна проводится совместно учителями-предметниками (от 2 до 4 человек). На этих уроках предусматривается деятельность учащихся в группах, что одновременно решает задачи развития кооперативной компетенции; предусматривается дискуссия учащихся, что позволяет решать задачи развития коммуникативной компетенции.
Учитель на уроке создаёт условия для практической деятельности учащихся. Им предоставляется возможность выбора объекта изучения, вида и формы отчетных работ, литературы, по которой они будут готовить собственные работы. На основе собранных материалов каждая группа составляет собственное мнение и представляет классу.
Материалы для подготовки к семинару взяты из научно – методического журнала « Русский язык и литература. Все для учителя!» №2(2015 год.) с.4-8; №10 (2014 год.) с. 2-4; № 9(2015 год, ) с.9-10.
Подготовила: учитель русского языка и литературы Грачева Л.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок литературы как средство развивающего обучения.
В статье я делюсь опытом проведения интегрированных уроков литературы....
статья "Интегрированный урок литературы как средство развивающего обучения".
В своей статье я поделилась опытом проведения интегрированных уроков литературы, которые играют большую роль в развитии творческого потенциала учеников, вызывают интерес к урокам литературы, повышают ...
Нестандартные формы уроков как средство развивающего обучения в системе работы с одарёнными детьми.
Внеклассная работа повышает интерес учащихся к предмету...
Статья "Дифференцированный подход к учащимся как одно из средств развивающего обучения"
В статье рассматриваются основные методы и способы дифференцированного подхода к обучению....
статья "Интегрированный урок как средство развивающего обучения"
Сущность интегрированных уроков литературы состоит в целостном восприятии окружающей среды. Ученику интересно распознать суть художественного произведения не в разобщённом понятии, а в совокупности ми...
Педагогический проект по русскому языку: «Формирование коммуникативно - компетентной личности средствами развивающего обучения, представленного лэпбук-технологией, на уроках русского языка и во внеурочной деятельности»
При разработке данного проекта учитывался социальный заказ современного российского общества в активной, коммуникативной личности.В связи с этим перед педагогами стоит задача поиска новых нестандартны...
Презентация "Моделирование как средство развивающего обучения в ДОУ".
Формирование профессиональной компетентности педагогов в области методики использования моделирования в образовательной деятельности....