Статья "Дифференцированный подход к учащимся как одно из средств развивающего обучения"
статья по алгебре (10 класс) на тему

Жидаль Наталия Анатольевна

 В статье рассматриваются основные методы и способы дифференцированного подхода к обучению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon differentsirovannyy_podhod_-_statya.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дифференцированный подход к учащимся, как одно из средств развивающего обучения.

  Жидаль Наталия Анатольевна,

 преподаватель математики высшей категории,

Санкт-Петербургского государственного  бюджетного

Профессионального  образовательного учреждения
«Техникум «Приморский».

  «Правильному применению методов можно научиться только применяя их на разнообразных примерах»

Г. Цейтен.

Аннотация.

     В статье описываются основные методы и способы дифференцированного подхода к учащимся. Рекомендации преподавателям по применению их в своей практике.

     Решение проблемы успешного обучения учащихся, развитие их познавательной  активности опираются на дифференцированный подход к обучению как средству формирования положительного отношения к учебе, познавательных способностей.

    Дидактикой обосновано, что «не зная свойств объекта, на который будет оказано действие, мы не можем выбрать и способа деятельности. Этим объектом является ученик, а его свойства проявляются в том, как он усваивает изучаемое содержание, как он относится к учению и как он изменяется под влиянием усвоенного содержания»1.

    Без индивидуальности не может быть развивающего обучения. Одним из принципов развивающего обучения является специальное формирование обобщенных приемов умственной деятельности, которые делятся на две группы – алгоритмического и эвристического типа.

     Различные виды индивидуализации обучения могут создать необходимые условия для развития у учащихся этих приемов умственной деятельности. В практике обучения математике чаще всего дифференцируют по степени трудности самостоятельные работы и домашние задания. Другими словами – учитывается специфика умственной деятельности учащихся.

    Исследованиями педагогов-психологов2 установлено, что при введении нового материала один учащийся усваивает его сразу и легко оперирует новыми понятиями, другие достигают высшего уровня усвоения лишь после длительной дополнительной работы. Имеются и те, которые к моменту перехода к новому материалу не успевают овладеть тем, что изучалось ранее.

     Учащиеся, медленно усваивающие знания, проходят в основном те же этапы в процессе обучения, что и их товарищи, но для этого им требуется значительно больше времени. Слабоуспевающие учащиеся медленнее воспринимают новый материал, у них с трудом протекает процесс формирования понятий и установления связей между ними. Если не учитывать индивидуальные особенности этой категории учащихся, не осуществлять дифференцированную работу с ними на уроках, не оказывать необходимой помощи, то уже на уроке у них будет накапливаться отставание в усвоении учебного материала. Интерес к учению может ослабеть, что приведет к снижению успеваемости.

     В условиях индивидуализации обучения различия в уровнях усвоения знаний могут быть сглажены к концу изучения того или иного материала, раздела программы. При этом должны соблюдаться определенные психолого-педагогические требования, главное среди которых – соответствие этих требований зоне их актуального развития (т.е. тому уровню, которого эти учащиеся уже достигли), а их потенциальных возможностей – возможности достижения поставленной перед ними цели – самостоятельно или с использованием некоторой помощи со стороны.

     Нельзя признать плодотворной практику, когда всем учащимся без учета их определившихся склонностей предлагают одно и то же задание. В этом случае преподаватель пытается оценить способности учащихся одним критерием. Однако необходимо изыскивать пути и способы одновременной работы со всей аудиторией  и с отдельными учащимися.

     Успех в учении – основной фактор, способствующий устойчивому интересу к учебному предмету. В педагогической литературе отмечается: учащиеся любят то, что понимают, в чем добиваются успеха, что умеют делать. Следовательно нужно выявить причины нежелания учиться, составить перечень всех пробелов в знаниях, наметить сроки их ликвидации, прикрепить к слабым учащимся сильных в качестве консультантов, при возможности раз в неделю справляться о выполнении задания, дать возможность сдавать задолженности частями, консультируя при этом ход дальнейшего выполнения задания.

     При оценке целесообразно учитывать лишь те ошибки и пробелы, которые появились при изучении нового материала. Это помогает учащемуся подтянуться, проверить свои силы, воспитывает у него потребность заниматься регулярно: «Любому ученику приятно получать хорошие оценки, даже нарушителю дисциплины. Важно только, чтобы с помощью товарищей и учителей он добился первых успехов, чтобы они были замечены и отмечены, чтобы он видел: учитель рад его достижениям и огорчается его неудачами».3

     Наибольшие затруднения у преподавателей вызывает прогнозирование – предвидение результата педагогического воздействия, определение зоны ближайшего развития личности, выявление затруднений учащихся. По мысли Л.С.Выготского в «зоне ближайшего развития» находятся действия и операции, которые  учащийся  еще не может выполнить самостоятельно, но которые могут быть им выполнены с помощью педагога. Преподаватель дает вспомогательные вопросы или делает дополнительные разъяснения, указывает, где в учебнике, конспекте или другой литературе можно найти соответствующий материал, разбивает задачи на составные части, рассматривает аналогичные задачи. Помощь, оказываемая слабоуспевающим учащимся при работе над новым материалом, может быть различной, но во всех случаях она должна обеспечить учащимся его усвоение.  

     Дифференцированный подход к обучению предусматривает использование соответствующих дидактических материалов. Как же наиболее рационально организовать дифференцированную работу учащихся на уроках и при выполнении домашних заданий? В настоящее время есть масса дидактической литературы по любой теме и к любому учебнику. Каждый преподаватель выбирает для себя тот материал, который наиболее подходит к программе  и учебному плану.

   Анализ работы передовых учителей показывает, что дифференциация заданий особенно важна при закреплении учащимися нового материала, когда происходит его усвоение, а также при повторении пройденного. Но преподаватель должен всегда помнить, что «при подготовке к проверке знаний учащихся важно выделить контролируемые результаты обучения – систему фактов, обязательных для усвоения всеми учащимися»4.

     В процессе самостоятельной работы дифференцируются не только знания, но и характер помощи преподавателя. Учащимся, испытывающим затруднения в связи с тем, что они забыли материал, предшествующий изучаемой теме, преподаватель рекомендует прочитать необходимый материал в конспекте, параграфе учебника, справочной литературе. Предлагает выполнить задание, которое поможет перейти от знакомого и известного к неизвестному, дает план в виде нескольких вопросов, расчленяет задания на отдельные небольшие шаги (этапы), логически и структурно связанные между собой. Каждый последующий шаг становится посильным, если учащийся справился с предыдущим. Все эти индивидуальные задания и приемы выполняют роль ступенек, помогающим учащимся ликвидировать пробелы в знаниях, предусматривают выработку навыков самостоятельной работы, развитие умения анализировать, обобщать материал, выделять главное, увязывать новое с пройденным ранее. В результате происходит формирование тех умений и навыков в учебном труде, которых недостает учащемуся.

     За счет более «уплотненного» использования различных заданий на уроках удается сократить ежедневные домашние задания. Однако наблюдение за работой учащихся в аудитории и дома показывают, что степень усвоения материала у них различна. Одни на уроке успевают понять и суть изучаемого вопроса, и выполнить несколько вариантов заданий на применение полученных знаний, другие едва справляются с самыми элементарными заданиями. Чтобы домашнее задание не было слишком легким для одних, а для других трудным, необходимо его индивидуализировать, т.е. для тех, кто справился на уроке с работой определенной степени сложности, для работы дома предлагаются более трудные задания. Слабоуспевающим учащимся указывается, какие разделы необходимо повторить, на что следует обратить внимание.

     Учащиеся должны понимать, что на дом задается то, что необходимо для полного усвоения изучаемого материала, прочного формирования умений и навыков, что домашняя работа не формальное дополнение к урокам, а необходимое условие успешного обучения.

     Дифференцированные домашние задания необходимы на таком этапе в ходе учебного процесса, как завершение изучения отдельной темы, раздела учебного материала, после чего проводится контрольная работа или зачетный урок.

     Часто, не владея в достаточной мере приемами самоконтроля, учащиеся, неправильно решившие задание, допускают ту же ошибку в следующем, аналогичном. При решении однотипных заданий появляется вероятность закрепления ошибки. Чтобы не допустить этого, необходимо обратить их особое внимание на повторение ошибки, пригласить на дополнительную консультацию по тем вопросам, которые вызывают затруднения.

     Дифференцированный подход требует дополнительной и кропотливой работы преподавателя, но он позволяет добиться хороших результатов.

    Объемы статьи не предусматривают возможности приведения карточек-заданий и другого дидактического материала, но его можно найти в методической разработке «Разнообразные формы и виды индивидуальной работы учащихся на уроках математики, как средство формирования теоретического мышления на примере Темы № 12 «Корни. Степени. Логарифмы», опубликованной в социальной сети работников образования nsportal.ru  на моем мини-сайте http://nsportal.ru/zhidal-nataliya-anatolevna.

Заключение.

    Необходимо осознать, что «нет ни одного ребенка неспособного, бездарного. Важно, чтобы этот ум, эта талантливость стали основой успехов в учении, чтобы ни один ученик не учился ниже своих возможностей»5.

   Возможности детей не являются застывшими и неизменными. Они постоянно обогащаются под влиянием достигаемой в учебном процессе активизации умственной деятельности.

     Внедрение новых технологий обучения - дело непростое. Наибольшие сложности с применением методик развивающего обучения возникают там, где имеется значительная часть слабоуспевающих учащихся. Поэтому теоретики и методисты развивающего обучения вынуждены прибегать к дифференциации обучения.

     Так ка в системе НПО и СПО доля таких учащихся велика, то дифференцированный подход к учащимся является одним из необходимых средств развивающего обучения.  

Список используемых источников:

  1. «Дидактика современной школы»: пособие для учителей / под ред. В.А.Онищука - К. 1987
  2.  Н.М.Менчинская «Психологии обучения арифметике» - М.1952
  3. В.А.Крутецкий «Психология математических способностей школьников» М. 1956
  4. А.Д.Семушкин «Экспериментальная система оценки успеваемости учащихся по математике в 4 – 10 классах»  Математика в школе, №5 1979
  5.  В.А.Сухомлинский
  6. Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов «Общие положения теории развивающего обучения»
  7. Э.А.Михайлычев «Дидактическая теория» - М. 2001
  8. Н.К.Беденко, Г.Н.Белоусова «Дифференцированный подход к учащимся при обучении математике в средних ПТУ» - М.1988


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме: "Занятия в заочной физико-технической школе как одна из форм развивающего обучения в средней школе"

Всем нынешним выпускникам предстоит сдавать ЕГЭ.Как им помочь? - думают родители и учителя.Конечно , нужны дополнительные занятия.Надо обратиться к профессионалу. Система работы школьного факульт...

Система организации самостоятельной работы обучающихся на уроках математики 5-11 классов, как одной из форм развивающего обучения

В настоящее время новое понимание качества образования выводит на первый план развитие учащихся к самоопределению в деятельности и общении, самоизмерению, раскрытию природного дара человека, развитие ...

Самостоятельная работа на уроках математики как одна из форм развивающего обучения

Актуальность методической разработки обусловлена решением задач, поставленных перед современным математическим образованием:устранение излишней формализации обучения, усиление прикладной направленност...

Доклад на тему : Самостоятельная работа на уроках математики как одна из форм развивающего обучения

Доклад на тему : Самостоятельная работа на уроках математики  как одна из форм развивающего обучения...

Педагогический проект "Самостоятельная работа на уроках математики как одна из форм развивающего обучения"

      Внимание к проблеме развития самостоятельности обучающихся объясняется тем, что она играет весомую роль не только в деле общего образования, но и в подготовке обучающихся к...

Нетрадиционный урок как одна из форм развивающего обучения в соответствии с реализацией ФГОС

   В последние годы особую популярность в практике учителей приобрели нетрадиционные уроки. Что следует понимать под понятием «нетрадиционный урок»? Нетрадиционный урок ...

Самостоятельная работа на уроках математики как одна из форм развивающего обучения

В докладе рассматриваются формы и виды самостоятельной работы...