Индивидуально-образовательный маршрут
материал (8 класс) на тему
Индивидуально-образовательный маршрут по направлению исследовательская деятельность, область - филология
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individ_marshrut_boldysh_d.docx | 33.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Бюджетное общеобразовательное учреждение
«Егоровская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрен на заседании методического объединения Протокол № 1 «31» августа 2015 г. | Утверждаю Директор БОУ «Харитонова Г.И.» -------------------------- «1» сентября 2015 г. |
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ
Направление: «исследовательская деятельность»
на 2015-2016 учебный год
Болдыш Диана Геннадьевна
Класс 8
Учитель: Алтынкович С.Н.
2015 г
Пояснительная записка
Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и ее главные цели - установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления.
Целью данного курса является творческое развитие начинающего исследователя, развитие навыков самостоятельной научной работы.
Основными задачами преподавания данного курса являются:
- представление учащимся научного исследования как единой системы;
- формирование у учащихся чувства значимости научного исследования;
- приобщение учащихся к исследовательской и творческой деятельности;
- совершенствование знаний учащихся в области истории, географии, краеведения;
- формирование у учащихся активной социальной позиции и высокой культуры.
Режим занятий:
Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач предусмотрены 2 вида занятий: лекционные и практические. На занятия отведено то количество времени, которое потребуется для выполнения исследовательской работы по выбранной теме. Учитель распределяет выделенное количество часов на виды занятий, опираясь на собственный опыт и имея в виду готовность учащихся к занятиям исследовательской деятельностью. Виды занятий в процессе обучения тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга. Занятия проводятся во внеурочное время. Содержание программы рассчитано на сентябрь-январь учебного года. Программа рассчитана примерно на 22 часа из расчёта 1 занятие в неделю.
Основные методы:
Поисковый, аналитический, этимологический, описательный, сравнительно-сопоставительный, наглядно-иллюстративный
Содержание программы
- Выбор темы
Главный критерий при выборе темы- личность ребенка, сфера его интересов. Второй критерий - актуальность, общественная значимость темы. Практическая потребность.
- Постановка задач. Составление индивидуального плана работы. Формулировка объекта, предмета исследования, гипотезы, целей и задач исследования, планирование деятельности.
- Фиксация и предварительная обработка данных. Знакомство с литературой по выбранной теме, Интернет-ресурсов
- Сбор информации по выбранной теме. Беседы, интервью, иллюстративный материал
- Обработка результатов исследований и проверка гипотезы. Обработка текстовой, иллюстративной, видео, аудио-информации. Структурирование материала.
- Оформление результатов работы. Текстовое оформление в соответствии с требованиями творческой работы. Подготовка приложений. Составление презентации.
- Представление исследовательской работы. Подготовка к выступлению и выступление на школьной научно-практической конференции. Подготовка материала к участию в районной научно-практической конференции школьников.
Способ проверки ожидаемых результатов
Представление исследовательской работы в текстовом варианте, выступление на НОУ.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ занятия | Тема | Формы работы, виды деятельности | Планируемые результаты обучения | Виды и формы контроля | Дата проведения (план) | При меча ние |
1 | Введение | беседа | 7.09 | |||
2 | Выбор темы | Беседа, работа с источниками | участвовать в обсуждении исследуемого объекта | 14.09 | ||
3 | Постановка задач. Составление индивидуального плана работы | Составление индивидуального плана работы | Умение формулировать проблему | 21.09 | ||
4 | . Формулировка объекта, предмета исследования, гипотезы, целей и задач исследования | Практическая работа по выявлению объекта, предмета исследования | Умение формулировать проблему выдвигать гипотезу | 28.09 | ||
5 | Фиксация и предварительная обработка данных. Знакомство с литературой по выбранной теме, Интернет-ресурсами | Работа с источниками | навыки овладения теоретическими знаниями | 5.10 | ||
6 | Знакомство с литературой по выбранной теме, Интернет-ресурсами | Работа с источниками | навыки овладения научными терминами в области краеведения | 12.10 | ||
7 | Знакомство с литературой по выбранной теме, Интернет-ресурсами | Работа с источниками, Интернет-ресурсами | навыки овладения научными терминами в области краеведения навыки овладения теоретическими знаниями | 19.10 | ||
8 9 10 11 12 | Сбор информации по выбранной теме. Беседы, интервью, иллюстративный материал | Экскурсия; беседа, интервью, работа с фотографиями, архивными документами | уметь интервьюировать. уметь работать с архивными материалами; | 26.10 2.11 9.11 16.11 23.11 | ||
13 14 15 | Обработка результатов исследований и проверка гипотезы. Обработка текстовой, иллюстративной, видео, аудио-информации. Структурирование материала. | Структурирование собранного материала | навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; | 30.11 7.12 14.12 | ||
16 17 18 19 | Оформление результатов работы. Текстовое оформление в соответствии с требованиями творческой работы. Подготовка приложений. Составление презентации. | Оформление работы в печатном виде, составление презентации | умения правильно оформлять доклад, реферат, делать презентации. | 21.12 28.12 4.01 11.01 | ||
20 | Представление исследовательской работы. Подготовка к выступлению и выступление на школьной научно-практической конференции. | Составление доклада | участвовать в работе конференций, чтений; участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала
| 18.01 | ||
21 22 | Подготовка материала к участию в районной научно-практической конференции школьников. | Оформление работы в печатном и электронном виде | участвовать в работе конференций, чтений; умения правильно оформлять доклад, реферат, делать презентации. | 25.01 2.02 |
Планируемые результаты
Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, а также умениям:
- вести устный диалог на заданную тему;
- участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;
- участвовать в работе конференций, чтений;
- уметь работать с архивными материалами;
- уметь интервьюировать.
В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности, умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в области краеведения; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения правильно оформлять доклад, реферат, делать презентации.
Систематизация и усвоение полученных теоретических знаний проверяется при выполнении учащимися практических работ – проведения предметного исследования и оформления собственной исследовательской деятельности.
Литература
- Ю.С. Самохин «Как помочь учителю-краеведу. Место педагога в краеведческих исследованиях со школьниками»
Интернет-ресурсы:
http://kraevedenie.chat.ru/articls_sam/help_tsh.htm Сетевой альманах Ю.С. Самохина «Вопросы краеведения»
Приложение
Выбор темы проекта
Работа над исследовательским проектом начинается с выбора темы. Правильно выбрать тему исследования - значит наполовину обеспечить успешное ее выполнение. От чего зависит выбор темы? Практика показывает, что это связано с тем, что наиболее интересно ученику, или с тем, что у него есть подходящий материал для исследования. Иногда тема выбирается по совету учителей или родителей. Выбор темы исследования – непростой момент. Иногда ученики предлагают темы, которые им явно не по силам. Зачастую темы носят реферативный характер. А бывает, что тема интересная, но нет достаточного материала для исследования. И здесь ученику нужна консультация педагога.
литературоведение, история, краеведение, лингвистика, этнография, ономастика,
Главный критерий при выборе темы- личность ребенка, сфера его интересов. Девочка с математическими способностями анализирует деятельность благотворительного общества с помощью диаграмм. Хорошо рисующая девочка исследует особенности одежды. Мальчик, интересующийся оружием, знакомится с воспоминаниями ветерана войны о битве за Ленинград, а девочка с наклонностями начинающего психолога пытается с этих позиций изучить мемуары свидетеля эпохи.
Второй критерий - актуальность, общественная значимость темы. Прежде всего надо исследовать те проблемы, которые предыдущими поколениями не были затронуты. Поэтому опираемся на необработанные, не проанализированные источники из архивов, запасников музеев. Возможна работа на основе изученных материалов, но в том случае, если мнение предыдущих авторов расходится со взглядами нынешнего исследователя.
Практическая потребность. Например, необходимость обработать материалы экспедиции.
Формулировка темы может сложиться позднее, корректироваться. Удачная формулировка темы уточняет проблему, очерчивает рамки исследования, конкретизирует основной замысел, создавая предпосылки успеха для работы в целом. Когда тема будет отвечать этим требованиям и будет раскрываться «по законам исследования», у ребенка будет формироваться умение соотносить такие понятия, как «тема», «проблема», «задача исследования», «пути решения проблемы». Ученые отмечают, что умение видеть проблему – одно из базовых умений исследователя. Практически любая работа при правильном подходе и, если преподнести ее под оригинальным углом зрения, будет актуальной. Но все это возможно только при условии полного владения информацией.
Практическое задание
Сформулируйте несколько тем исследовательской работы, актуальных для вашей местности по представленным направлениям краеведения (литературоведение краеведение, историческое краеведение, лингвистика, этнография, ономастика, родословие, персоналии, церковное краеведение:).
Проблема исследования понимается как категория, означающая нечто неизвестное науке, что предстоит открыть, доказать. Далее необходимо определить объект исследования. Объект исследования – это область, в рамках которой содержится то, что будет изучаться, источник необходимой для исследования информации. Предмет исследования более конкретен, очерчивает только то, что непосредственно будет изучаться в данной работе из каждого объекта. Например, объектом исследования является фольклор буйских удмуртов, предмет исследований – песенный фольклор буйских удмуртов, его особенности, исторические условия формирования.
Цель выражается кратко и предельно точно, выражая то основное, что намеревается сделать исследователь; начинается с глаголов «выяснить», «выявить», «обосновать», «сформировать» и др. Цель конкретизируется и развивается в задачах, состоящих из комплекса конкретных проблем, выполнение которых ведет к достижению цели. К примеру цель: изучить особенности песенного фольклора буйских удмуртов
Экспериментальные исследования требуют выдвижения гипотезы – развернутого предположения, где изложена технология того нововведения, за счет которого ожидается достижение цели. Гипотез может быть несколько – какие-то подтвердятся, какие-то – нет.
Гипотеза – это утверждение, требующее доказательства. То есть, гипотеза – это как бы уже предполагаемый итог, результат, это фраза, или формула, которые должны получиться в конце проделанной исследовательской работы, поэтому она должна формулироваться не как вопрос, и не как сама по себе проблема (проблема формулируется в тексте обычно перед самой гипотезой, то есть текст должен содержать и формулировку проблемы и формулировку гипотезы), а как повествовательно-утвердительная фраза (это как бы уже вывод, только сделанный предварительно, еще до самого исследования).
К примеру: гипотеза - особенностями песенного фольклора буйских удмуртов являются – заимствование башкирских песенных традиций, сохранение архаичных форм песенной культуры удмуртского народа, обусловленных длительным тесным проживанием с башкирами, ранним отлучением удмуртской диаспоры и дальнейшим локальным развитием песенного искусства.
Составление плана исследования
Предварительно необходимо составить план исследования. Надо учесть, что при проведении работы возникает необходимость дорабатывать и совершенствовать план. Исследование – живой и творческий процесс, что-то нужно дополнить, отчего –то отказаться. Для того, чтобы составить план исследования, надо ответить на вопрос: «Как мы можем узнать что-то новое о том, что исследуем?». Для этого необходимо определить, какими инструментами или методами мы можем пользоваться, а затем выстроить их по порядку.
Список возможных путей и методов исследования:
· изучить литературу о том, что исследуешь;
· посмотреть кино- и телефильмы по этой проблеме;
· обратиться к Интернет;
· изучить документальные источники в архивах, музеях;
· провести опрос населения;
· организовать переписку;
· понаблюдать;
· провести эксперимент (реконструкцию);
· провести сбор полевого материала;
· подвести итоги (сделать выводы и умозаключение) и подготовиться к защите.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование индивидуального образовательно-профессионального маршрута школьников в условиях профильного обучения
В статье представлен опыт работы по предпрофильной подготовки обучающихся 9-х классов. ...
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
В своей статье я хочу рассказать об опыте выстраивания индивидуального образовательного маршрута в период внедрения ФГОС второго поколения, который реализуется в образовательных условиях нашей школы. ...
Доклад на тему "Разработка примерных индивидуальных образовательных траекторий (ИОТ), индивидуальных образовательных маршрутов"
Индивидуальная образовательная траектория (ИОТ) – это персональный путь творческой реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании, смысл, значение, цель и компоненты каждого пос...
Презентация на тему "Разработка примерных индивидуальных образовательных траекторий (ИОТ), индивидуальных образовательных маршрутов"
Индивидуальная образовательная траектория (ИОТ) – это персональный путь творческой реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании, смысл, значение, цель и компоненты каждого пос...
Индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальный учебный план: разница понятий для успешной практики
В статье приведено сравнение нескольких понятий «индивидуальный образовательный маршрут», которое педагоги лицея №373 Московского района проводили при выборе для использования в работе. Пр...
Статья "Взаимодействие общего и дополнительного образования для проектирования индивидуальных образовательных траекторий (маршрутов)"
Статья представлена в Сборник «Национальный проект «Образование»: от идеи до воплощения»Раскрывает работу по приоритетным направлениям национального проекта:Направление 4....
Индивидуальный образовательный маршрут как средство повышения профессионального мастерства педагога дополнительного образования: выбор темы, система работы и индивидуальный план по теме самообразования
Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к самообразованию, стремление к профессиональному росту, к самосовершенствованию. В публикации представлены техно...