Практикум для педагогов "Коллаж мечты"
план-конспект на тему
Психология творчества давно и успешно применяется в работе с детьми и взрослыми. Арттерапия раскрывает многогранный внутренний потенциал человека и параллельно помогает бороться с рядом серьезных психологических проблем, в числе которых травмы, внутренние конфликты, страхи. Благодаря психологии творчества человек погружается в мир, где не нужно держать себя в рамках, можно снять стресс и обрести веру в себя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_kollazh_mechty.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра с использованием арт-технологии «Коллаж мечты»
Цель: сформировать для себя образы желаемого, чтобы точнее навести подсознание на желаемую цель; создать условия для творческого самовыражения.
Материалы:
- бумага для основы (формата А-4, А-3, А-1);
- ножницы, клей, фломастеры;
- вырезки из журналов разнопланового содержания.
Ход игры
1. На сегодняшний день, многие педагоги знают, что такое арт-терапия, арт-технология, коллаж и успешно используют элементы данных направлений в своей работе.
Арттерапия включает в себя ряд направлений психологической работы, связанных с творчеством – это изотерапия, цветотерапия, фототерапия, сказкотерапия, музыкотерапия, коллажирование. Психология творчества давно и успешно применяется в работе с детьми и взрослыми. Арттерапия раскрывает многогранный внутренний потенциал человека и параллельно помогает бороться с рядом серьезных психологических проблем, в числе которых травмы, внутренние конфликты, страхи. Благодаря психологии творчества человек погружается в мир, где не нужно держать себя в рамках, можно снять стресс и обрести веру в себя.
Чаще всего арт-технологии используются в диагностике, коррекции, психотерапии, а на сегодняшний день и в образовательном процессе на разных ступенях обучения. Одной из разновидностей арт-технологий является техника коллажирования.
Коллаж (французское collage, буквально – наклеивание), технический приём в изобразительном искусстве, наклеивание на какую-либо основу материалов, отличающихся от неё по цвету и фактуре; коллажем также называется произведение, целиком выполненное этим приёмом. Коллаж применяется главным образом в графике ради большей эмоциональной остроты фактуры произведения, неожиданности сочетания разнородных материалов. Считается, что технику коллажа изобрел Жорж Брак в 1910, хотя примерно в то же время свои первые коллажи создал и Пикассо.
В отличие от рисунка коллаж предполагает большую свободу автора в исполнении, например, наклеенные картинки могут выходить за края основы, клеиться друг на друга, складываться гармошкой и т.д. Если нет ножниц, то картинки могут даже вырываться руками и именно руками можно придать им нужную форму. Главное в коллаже – возможность выразить свои мысли, идеи, свой взгляд и свое понимание темы.
Одна из целей работы с коллажами – развитие творческих способностей и повышение самооценки. Побочным продуктом арт-терапии является чувство удовлетворения, которое возникает в результате выявления скрытых талантов и их развития.
Коллажирование как арт-технология обладает широкой областью применения и позволяет решать большой круг задач:
- получить успешный результат и сформировать положительную установку на дальнейшую творческую деятельность;
- выразить свое отношение к заданной теме;
- развить художественные способности и повысить самооценку;
- проявить оригинальность и уникальность личности участника группы;
- проработать мысли и чувства, которые мы привыкли подавлять;
- дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам;
- осознавание своих социальных ролей, установок (при создании группового коллажа);
- коллаж является дополнительным диагностическим средством.
2. Разминка «Дракон, самурай и девочка»
Цель: создание эмоционально-насыщенной атмосферы.
Ведущий предлагает участникам разделиться на две команды и встать в две шеренги – одна команда напротив другой.
- Это упражнение-соревнование. Соревноваться будем командами. Играем до трех победных очков у какой-либо из команд.
Для проведения соревнования нам надо выучить три фигуры (педагог показывает, участники повторяют).
Девочка: Педагог переминается с ноги на ногу, руки как будто бы держатся за края воображаемой юбочки, проговаривая при этом характерный звук: «Ля-ля-ля-ля».
Дракон: Ноги на ширине плеч, руки подняты над головой, пальцы растопырены как когти. Характерный агрессивный звук: «У-У-У-У!!!».
Самурай: Ведущий встает в боевую стойку: одна нога выпадом вперед, одна рука тоже вперед, как будто бы самурай держит воображаемый меч и направляет его в противника. При этом издает звук: «Х-А-А-А!!!».
- Командам будет дано по 30 секунд, чтобы договориться, какую из трех фигур выбрать для показа. После этого я говорю: «Три-два-один!» И обе команды одновременно показывают ту фигуру, которую они выбрали. Ваши фигуры могут совпасть, а могут и не совпасть, если совпали – в этом раунде ничья. Если не совпали, то действует правило: «Самурай побеждает дракона: команда, показавшая самурая, зарабатывает победное очко. Дракон похищает девочку: команда, показавшая дракона, зарабатывает победное очко. Девочка очаровывает самурая: команда, показавшая девочку, зарабатывает победное очко».
Внимание, игра! Сейчас у вас есть 20 секунд, чтобы договориться, какую фигуру надо показать, чтобы заработать победное очко!
3. Изготовление коллажей.
1. Подумайте, о чем вы мечтаете в разных сферах жизни. Обратите внимание, должны быть учтены по меньшей мере 5 областей: отношения, семья, материальная сфера, самореализация, здоровье.
Проанализируйте, в какой из сфер у вас максимальное количество пробелов: больше всего мечтаний будет связано именно с ней. Но не стоит забывать и об остальном.
2. Теперь из разных картинок создайте коллаж, который отразит это. Если не найдете подходящей иллюстрации – дорисуйте, чего не хватает. Дайте название готовому произведению.
После изготовления коллажей участники вывешивают свои работы на стенд, и начинается обсуждение в следующем порядке:
- Представитель от группы представляет свою работу.
- Комментирует, что именно он хотел отразить этим коллажем, озвучивает общую идею группы.
- Озвучивает свое эмоциональное отношение к процессу составления коллажа и к результату.
- Отмечается, какая часть коллажа особенно привлекательна, чем; какая часть коллажа вызывает отрицательные эмоции, что не нравится, отталкивает в коллаже, как это изменить.
- Устанавливается, какие выводы сделал для себя участник в процессе изготовления коллажа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час «Дом моей мечты».
Разработка классного часа. "Дом моей мечты"...
Презентация к творческому проекту "Дом моей мечты"
Презентация к защите творческого проекта "Дом моей мечты", выполненный обучающимися 8 класса А....
Конспект проведения беседы/мастер-класса с воспитанниками семьи Добряковых на тему: "Мечта мечте навстречу"
Учить детей слышать и понимать аргументы других людей. Формировать сочувствие и желание принимать и понимать людей, отличающихся от других. Развивать эмоциональную честность и саморегуляцию поведения....
Итоговое сочинение как форма государственной итоговой аттестации обучающихся по направлению “Мечта и реальность”, тема “Человек без мечты, что птица без крыльев” в 10(11) классе.
Методическая разработка урока литературы....
Семинар - практикум для педагогов на тему: «Практикум общения педагогов с родителями»
У педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями.Любая с...
Семинар-практикум "Мечты и цели"
Занятие поможет подросткам разобраться, в чём отличие между целью и мечтой. Ребята задумаются над тем, о чём они мечтают, и сможет ли мечта стать реальностью в их жизни, научатся ставить жизненные цел...
Урок литературы 6 класс Алые паруса как символ воплощения мечты. Победа романтической мечты над реальностью жизни.
В ходе урока учащиеся познакомятся с жизнью А.Грина, его произведением "Алые паруса". Работа с текстом помогает учащимся представить разных героев произведения, увидеть их отношение к жизни....