Практикум для педагогов "Коллаж мечты"
план-конспект на тему

Сауцкая Вера Юрьевна

Психология творчества давно и успешно применяется в работе с детьми и взрослыми. Арттерапия раскрывает многогранный внутренний потенциал человека и параллельно помогает бороться с рядом серьезных психологических проблем, в числе которых травмы, внутренние конфликты, страхи. Благодаря психологии творчества человек погружается в мир, где не нужно держать себя в рамках, можно снять стресс и обрести веру в себя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra_kollazh_mechty.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игра с использованием арт-технологии «Коллаж мечты»

Цель: сформировать для себя образы желаемого, чтобы точнее навести подсознание на желаемую цель; создать условия для творческого самовыражения.

Материалы:

  • бумага для основы (формата А-4, А-3, А-1);
  • ножницы, клей, фломастеры;
  • вырезки из журналов разнопланового содержания.

Ход игры

1. На сегодняшний день, многие педагоги знают, что такое арт-терапия, арт-технология, коллаж и успешно используют элементы данных направлений в своей работе.

Арттерапия включает в себя ряд направлений психологической работы, связанных с творчеством – это изотерапия, цветотерапия, фототерапия, сказкотерапия, музыкотерапия, коллажирование. Психология творчества давно и успешно применяется в работе с детьми и взрослыми. Арттерапия раскрывает многогранный внутренний потенциал человека и параллельно помогает бороться с рядом серьезных психологических проблем, в числе которых травмы, внутренние конфликты, страхи. Благодаря психологии творчества человек погружается в мир, где не нужно держать себя в рамках, можно снять стресс и обрести веру в себя.

Чаще всего арт-технологии используются в диагностике, коррекции, психотерапии, а на сегодняшний день и в образовательном процессе на разных ступенях обучения. Одной из разновидностей арт-технологий является техника коллажирования.

Коллаж (французское collage, буквально – наклеивание), технический приём в изобразительном искусстве, наклеивание на какую-либо основу материалов, отличающихся от неё по цвету и фактуре; коллажем также называется произведение, целиком выполненное этим приёмом. Коллаж применяется главным образом в графике ради большей эмоциональной остроты фактуры произведения, неожиданности сочетания разнородных материалов. Считается, что технику коллажа изобрел Жорж Брак в 1910, хотя примерно в то же время свои первые коллажи создал и Пикассо.

В отличие от рисунка коллаж предполагает большую свободу автора в исполнении, например, наклеенные картинки могут выходить за края основы, клеиться друг на друга, складываться гармошкой и т.д. Если нет ножниц, то картинки могут даже вырываться руками и именно руками можно придать им нужную форму. Главное в коллаже – возможность выразить свои мысли, идеи, свой взгляд и свое понимание темы.

Одна из целей работы с коллажами – развитие творческих способностей и повышение самооценки. Побочным продуктом арт-терапии является чувство удовлетворения, которое возникает в результате выявления скрытых талантов и их развития.

Коллажирование как арт-технология обладает широкой областью применения и позволяет решать большой круг задач:

- получить успешный результат и сформировать положительную установку на дальнейшую творческую деятельность;

- выразить свое отношение к заданной теме;

- развить художественные способности и повысить самооценку;

- проявить оригинальность и уникальность личности участника группы;

- проработать мысли и чувства, которые мы привыкли подавлять;

- дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам;

- осознавание своих социальных ролей, установок (при создании группового коллажа);

-  коллаж является дополнительным диагностическим средством.

2. Разминка «Дракон, самурай и девочка»

Цель: создание эмоционально-насыщенной атмосферы.

Ведущий предлагает участникам разделиться на две команды и встать в две шеренги – одна команда напротив другой.

- Это упражнение-соревнование. Соревноваться будем командами. Играем до трех победных очков у какой-либо из команд.

Для проведения соревнования нам надо выучить три фигуры (педагог показывает, участники повторяют).

Девочка: Педагог переминается с ноги на ногу, руки как будто бы держатся за края воображаемой юбочки, проговаривая при этом характерный звук: «Ля-ля-ля-ля».

Дракон: Ноги на ширине плеч, руки подняты над головой, пальцы растопырены как когти. Характерный агрессивный звук: «У-У-У-У!!!».

Самурай: Ведущий встает в боевую стойку: одна нога выпадом вперед, одна рука тоже вперед, как будто бы самурай держит воображаемый меч и направляет его в противника. При этом издает звук: «Х-А-А-А!!!».

- Командам будет дано по 30 секунд, чтобы договориться, какую из трех фигур выбрать для показа. После этого я говорю: «Три-два-один!» И обе команды одновременно показывают ту фигуру, которую они выбрали. Ваши фигуры могут совпасть, а могут и не совпасть, если совпали – в этом раунде ничья. Если не совпали, то действует правило: «Самурай побеждает дракона: команда, показавшая самурая, зарабатывает победное очко. Дракон похищает девочку: команда, показавшая дракона, зарабатывает победное очко. Девочка очаровывает самурая: команда, показавшая девочку, зарабатывает победное очко».

Внимание, игра! Сейчас у вас есть 20 секунд, чтобы договориться, какую фигуру надо показать, чтобы заработать победное очко!

3. Изготовление коллажей.

1. Подумайте, о чем вы мечтаете в разных сферах жизни. Обратите внимание, должны быть учтены по меньшей мере 5 областей: отношения, семья, материальная сфера, самореализация, здоровье.

Проанализируйте, в какой из сфер у вас максимальное количество пробелов: больше всего мечтаний будет связано именно с ней. Но не стоит забывать и об остальном.

2. Теперь из разных картинок создайте коллаж, который отразит это. Если не найдете подходящей иллюстрации – дорисуйте, чего не хватает. Дайте название готовому произведению.

После изготовления коллажей участники вывешивают свои работы на стенд, и начинается обсуждение в следующем порядке:

  1. Представитель от группы представляет свою работу.
  2. Комментирует, что именно он хотел отразить этим коллажем, озвучивает общую идею группы.
  3. Озвучивает свое эмоциональное отношение к процессу составления коллажа и к результату.
  4. Отмечается, какая часть коллажа особенно привлекательна, чем; какая часть коллажа вызывает отрицательные эмоции, что не нравится, отталкивает в коллаже, как это изменить.
  5. Устанавливается, какие выводы сделал для себя участник в процессе изготовления коллажа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час «Дом моей мечты».

Разработка классного часа. "Дом моей мечты"...

Презентация к творческому проекту "Дом моей мечты"

Презентация к защите творческого проекта "Дом моей мечты", выполненный обучающимися 8 класса А....

Конспект проведения беседы/мастер-класса с воспитанниками семьи Добряковых на тему: "Мечта мечте навстречу"

Учить детей слышать и понимать аргументы других людей. Формировать сочувствие и желание принимать и понимать людей, отличающихся от других. Развивать эмоциональную честность и саморегуляцию поведения....

Семинар - практикум для педагогов на тему: «Практикум общения педагогов с родителями»

У педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями.Любая с...

Семинар-практикум "Мечты и цели"

Занятие поможет подросткам разобраться, в чём отличие между целью и мечтой. Ребята задумаются над тем, о чём они мечтают, и сможет ли мечта стать реальностью в их жизни, научатся ставить жизненные цел...

Урок литературы 6 класс Алые паруса как символ воплощения мечты. Победа романтической мечты над реальностью жизни.

В ходе урока учащиеся познакомятся с жизнью А.Грина, его произведением "Алые паруса". Работа с текстом помогает учащимся представить разных героев произведения, увидеть их отношение к жизни....