Методический семинар "Технологии реализации ФГОС"
статья на тему
Материал содержит представление моего опыта реализации современных технологий образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_seminar_tehnologii_realizatsii_fgos_syrova_myu.docx | 21.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Мой педагогическая деятельность началась в школе посёлка Молодёжный с 1992 года, в которую я пришла работать сразу после окончания Хабаровского государственного педагогического института. Тогда в освоении методики преподавания большее внимание уделялось традиционной модели обучения- комбинированному уроку. Начало же моей работы учителем связано с внедрением в образование различных технологий. Поэтому самообразование идёт всю мою профессиональную деятельность. Началом послужила технология поэтапного формирования умственных действий, разработанная на основе теории усвоения Петра Яковлевича Гальперина. Главной целью внедрения данной технологии стало повышение эффективности усвоения знаний. Однако вся моя педагогическая деятельность пришлась на период коренных перемен как в обществе, так и в образовании. Изменения в обществе, которое за короткий период стало в первую очередь информационным, изменения в экономике привели к потребности в новом выпускнике школы- не просто с хорошим багажом знаний, но и способным самостоятельно производить их, подвели к созданию новых технологий обучения и внедрению их в образовательный процесс.
Одним из актуальных вопросов последних лет является переход на новые федеральные государственные образовательные стандарты. Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы:
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме;
метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;
предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами Выполнение данных функций определяет и выбор педагогом приоритетных образовательных технологий.
Мной уже в течение последних 5 лет применяется технология деятельностного метода, изучены и применяются технологии критического мышления и проектного метода. Переход на данные технологии, заставил коренным образом изменить подход к взаимоотношениям учитель- ученик. Главным стало не передача знаний, а обучение учащихся тому, как обучаться самостоятельно, выстраивать свою траекторию обучения, научить находить недостающие знания в проблемных ситуациях. Целями современного математического образования стали цели в направлении личностного развития: развитие логического и критического мышления, способности к умственному эксперименту, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта, способности принимать самостоятельные решения, формирование качеств мышления необходимых для адаптации в современном информационном обществе, развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей. Исходя из них, мною была выбрана технология деятельностного метода, как системообразующая организации процесса обучения. Данная технология позволяет фиксировать на каком этапе деятельности и за счёт чего происходит развитие ученика. В ходе применения деятельностного метода на уроках ученик включается в активную познавательную деятельность и является субъектом деятельности, учитель выполняет функцию управленца, организатора процесса, знания перестают быть самоцелью, а становятся базой для организации полноценной интеллектуальной деятельности учащихся. Самостоятельное «добывание» учащимися знаний обеспечивает более сознательное и глубокое усвоение учебного материала, создаёт условия, при которых практически все ученики осваивают необходимый минимум, а более одарённые учащиеся получают возможность полноценно развивать и реализовывать свои способности.
Технология деятельностного метода применяю для обучающихся как в пятом классе, так и в одиннадцатом. При этом сохраняя общие закономерности, структура урока может видоизменяться в зависимости от возрастного этапа обучения и типа урока. Исходя из содержания изучаемого материала, все этапы технологии могут быть пройдены как на одном уроке, так и в течение нескольких уроков. Если изучаемое предметное содержание небольшое по объёму, то все этапы деятельности (самоопределение к деятельности, актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности, постановка учебной задачи, построение проекта выхода из затруднения, первичное закрепление во внешней речи, самостоятельная работа с проверкой по эталону, включение в систему знаний и повторений, рефлексия деятельности) могут быть организованы на одном уроке. Такие уроки чаще всего характерны для процесса обучения в 5-6 классах.
В старших классах, где объём содержания учебного материала значительно увеличивается, целесообразна разбивка этапов деятельности на несколько уроков: урок открытия новых знаний, урок включения изученного в систему знаний и повторений, урок рефлексии.
Как сопутствующие, расширяющие возможности технологии деятельностного метода применяю технологии проблемного обучения, дифференцированного обучения и информационно-коммуникационные.
Технологию проблемного обучения применяю на этапах актуализации знаний и фиксации затруднений в деятельности, постановки учебной задачи, построения выхода из затруднений, если все этапы деятельности организую на одном уроке, либо на уроке открытия новых знаний, если этапы деятельности разбиваются на несколько уроков.
Приемы создания проблемных ситуаций используются в практике следующие:
1.Учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им найти способ его решения.
2.Учитель побуждает школьников делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты.
3. Ставятся конкретные вопросы на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения.
4. Даются исследовательские задания.
Первый путь создания проблемной ситуации.
Наиболее характерной является проблемная ситуация с «затруднением». В ее основе лежит противоречие между необходимостью выполнить практическое задание учителя и невозможностью это сделать без сегодняшнего нового материала. Для вывода учеников из проблемной ситуации учитель разворачивает диалог, побуждающий их к осознанию противоречия и формулированию проблемы.
Второй путь постановки учебной проблемы на уроке – подводящий диалог.
В структуру подводящего диалога могут входить и репродуктивные задания (вспомни, выполни уже привычные) и мыслительные (проанализируй и сравни). Ответом на последний вопрос станет формулировка темы урока.
Третий путь постановки учебной проблемы
Сообщение темы урока в готовом виде, но с мотивирующим пятном. Есть два приема: «яркое пятно» и «актуальность». Первый заключается в сообщении ученикам интригующего материала, второй состоит в обнаружении смысла значимости темы для самих учеников.
Приведу пример создания проблемной ситуации на уроке математики в 5 классе по теме: «Доли» .
Учащимся предлагается репродуктивные задания: выполнить деление натурального числа на натуральное число. Большинство примеров подобрано так, что действие выполняется нацело. В предпоследних двух примерах это действие выполнить нельзя. Учащиеся делают вывод о невозможности выполнения действия. Затем предлагаю, учащимся практическую задачу: «Можно ли разделите одно яблоко на пятерых ребят». Все единогласно говорят о том6 что это сделать можно. В это момент возникает противоречие 1 разделить на пять нельзя, а одно яблоко разделить на пять можно. В результате мозгового штурма приходим к пониманию, что в деление 1 на пять появляется новое понятие – доля. Учащиеся самостоятельно выходят на тему урока, рождают новое знание- натуральными числами описать деление не всегда возможно, возникает необходимость в расширении множества чисел. Учащиеся обучаются методам научного познания мира, рассмотрению объектов мира и математических понятий, как взаимосвязанных друг с другом систем, выявляют многообразие связей между этими системами, что позволяет им сводить изучаемые предметы и своё представление о мире в единую теоретическую картину.
Кроме технологии деятельностного метода в зависимости от изучаемого материала применяю технологию критического мышления. Очень часто в 5 класс приходят ученики, которые плохо понимают учебные тексты. Поэтому, если учебный материал позволяет, организую работу учащихся с текстом учебника. После самостоятельного чтения, организую работу в парах, в ходе которой ученики должны выделить основную идею изучаемого текста, составить краткий план. Затем выслушивается каждая пара по цепочке, вносятся коррективы, коллективно обсуждают, как материал связан с предыдущим, что узнали нового, что нужно занести в конспект. Формируется краткий конспект в тетради.
В совокупности технологии деятельностного метода, развития критического мышления позволяют осуществлять метапредметный подход в обучении математике. Внедряя в образовательный процесс данные технологии, в первую очередь мной планировалось повысить результаты развития логического мышления учащихся, способности школьников в освоении новых видов деятельности, создание психологической комфортности, в которой способности каждого смогут проявиться как можно более полно, а так же формированию у учащихся подхода к математике как к системе знаний о мире, выраженной в числах и фигурах.
В результате применения выбранных технологий в учебном процессе повышается эмоциональный учащихся на процесс познания, мотивация к учебной деятельности, интерес к овладению новыми знаниями, умениями и практическому их применению. Всё это способствует развитию творческих способностей школьников, устной речи, умению формулировать и высказывать свою точку зрения, активизирует мышление. В школьном туре всероссийской олимпиады школьников 59% участников преодолели 50% барьер. Средний балл сдачи ЕГЭ по математике превышает краевой уже в течение трёх лет. Высокий процент качества знаний наблюдается в большинстве классов 7кл – 64%, 9кл- 75%, 6 кл-82%, 5 кл- 87%. Все эти данные подтверждают результативность применяемых технологий и общего подхода в преподавании.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Исследовательская деятельность педагога как методический инструмент реализации ФГОС»
Об исследовательской деятельности обучающихся можно говорить долго, и это тема не одной встречи. Безусловно, исследовательская деятельность являются направлениями работы с одар...
Опыт работы «Методический семинар» (Реализация ФГОС на уроках русского языка и литературы)
Опыт работы «Методический семинар» (Реализация ФГОС на уроках русского языка и литературы)...
презентация "Опыт работы «Методический семинар» (Реализация ФГОС на уроках русского языка и литературы)
Презентация "Опыт работы «Методический семинар» (Реализация ФГОС на уроках русского языка и литературы)...
Итоги методической недели «Реализация программы формирования компетенций обучающихся в области использования ИКТ, в учебно-исследовательской, проектной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО, ООО»
После проведения методической недели были проанализированы эффективность уроков по этому аспекту деятельности....
Методическая разработка "Методические приёмы работы с исторической картой в условиях реализации ФГОС". Сборник материалов из опыта работы.
В сборнике приведены примеры методических приёмов работы с картой на уроках истории. Приведённые в сборнике примеры заданий, включающие в себя работу с картой, разработаны в соответствии с ФГОС. Все п...
методическое совещание «МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ОБНОВЛЁННЫХ ФГОС НОО И ФГОС ООО»
6 октября 2022 года в 15:00 состоялось методическое совещание перехода на обновленные государственные стандарты начального общего и основного общего образования в общеобразовательных организациях Хант...
Методическая разработка «Методические рекомендации к организации проектной деятельности на уроках технологии в рамках реализации ФГОС»
Статья содержит конкретные рекомендации из опыта работы по организации и выполнению творческого проекта на уроках технологии в рамках реализации ФГОС. Также здесь представлены ...