Здоровьесберегающие технологии для прафилактики нарушений ОДА
методическая разработка по физкультуре по теме
ЗОТ для прафилактики нарушений ОДА
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zot_dlya_prafilaktiki_narusheniy_oda.docx | 140.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
- Основные направления организации здоровьесберегающей среды в ОУ по профилактике нарушений опорно-двигателного аппарата………………………..…3
- Профилактика и коррекция нарушений двигательной сферы у детей……..6
2.1. Причины и проявления нарушений осанки и плоскостопия у детей………..7
2.2. Диагностика нарушений осанки и плоскостопия у детей…………………...12
2.3. Основные этапы работы в исправлении дефектов апорно-двигательного аппарата………………………………………………………………………………….18
2.4. Профилактика и коррекция нарушений осанки и плоскостопия у детей…19
Список литературы
1. Основные направления организации здоровьесберегающей среды в ОУ по профилактике нарушений опорно-двигателного аппарата
Концепция модернизации российского образования предполагает оптимизацию учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, в том числе за счет:
а)реальной разгрузки общего образования;
б) использования эффективных методов обучения;
в) повышения удельного веса и качества занятий физической культурой;
г) организации мониторинга состояния здоровья детей и молодежи;
д) улучшения организации питания обучающихся в образовательных учреждениях;
е) рационализации досуговой деятельности, каникулярного времени и летнего отдыха детей и молодежи.
Перечислим основные направления, по которым может вестись работа для организации здоровьесберегающей среды по профилактике нарушений ОДА в школе. Одним из приоритетных направлений в деятельности образовательного учреждения является формирование у учащихся активной жизненной позиции, желания вести здоровый образ жизни, относится к своему здоровью как к главной ценности.
Весь коллектив школы должен постоянно работать над созданием оптимальных санитарно-гигиенических условий в школе: соблюдение теплового режима, поддержание чистоты, соблюдение нормативов освещенности, соблюдение гигиенических норм и правил учащимися, организация питания.
Вызывает тревогу несоответствие классной мебели, требованиям СанПИНа по ростовым группам. Для решения этой проблемы и в целях формирования правильной осанки проводятся на уроках физкультминутки, рассаживают учащихся в классе в соответствии с рекомендациями медиков.
Изменяются подходы к физическому воспитанию школьников: идет увеличение количества уроков физкультуры во всех классах до 3-х часов в неделю, динамичности уроков, нацеленной на конкретные результаты физического развития каждого учащегося, появляется положительная мотивация учащихся к повышению своей физической культуры.
В школах создаются валеологические службы, которые занимаются пропагандой ЗОЖ, формированием понимания физиологии здоровья, обучением способам оздоровления организма, раскрытием значения взаимодействия человека с окружающей средой как фактора, влияющего в значительной мере на здоровье. Активно привлекаются родители к совместной деятельности через школьные и классные тематические конференции, к участию в подготовке и проведении общешкольных соревнований и оздоровительных мероприятий.
Особое значение имеет тесная взаимосвязь с учреждениями здравоохранения. Ежегодно проводятся медицинские осмотры учащихся, результаты анализируются и доводятся до сведения родителей. Проводится диагностика состояния здоровья учащихся и ведется профессиональный антропометрический контроль учащихся, позволяющий на раннйх стадиях выявлять нарушения ОДА.
Таким образом, в настоящее время особую актуальность приобретает разработка и реализация комплексных оздоровительно-профилактических мероприятий, направленных на снижение уровня заболеваемости в области опорно-двигательного аппарата, возрастает роль двигательной активности учащихся и воспитанников в учебно-воспитательном процессе.
Что касается детей с ограниченными возможностями здоровья, то внедрение здоровьесберегающих технологий в процесс их обучения и воспитания особенно важно. Исследователи отмечают, что только 10 % детей приходят в школу абсолютно здоровыми, а многие оказываются среди отстающих не из-за лени, а вследствие плохого состояния здоровья. По общероссийским данным, на сегодняшний день у каждого третьего ребенка отмечаются нарушения осанки, 80—85% школьников имеют ортопедическую патологию, в частности плоскостопие. Около 10% будущих первоклассников имеют нарушение зрения, а среди выпускников школ в среднем 25-30% страдающих близорукостью.
Кроме того, нередко дети с ОВЗ имеют сложную структуру дефекта, в которой нарушение двигательных или психических функций сочетается с недостаточностью в функционировании нервной системы, а также с общей соматической ослабленностью и низкой работоспособностью. Таким образом, уже в начале школьного обучения значительная доля детей имеет некие отклонения в работе основных органов и систем организма, которые при отсутствии профилактических мер могут со временем усугубляться и значительно затруднять образовательный процесс.
Наличие широкой распространенности нарушений осанки, плоскостопия среди детского контингента обусловливает необходимость повышения уровня компетентности педагогов общеобразовательных учреждений общего назначения по вопросам профилактики возникновения или усугубления патологии со стороны костно-мышечной системы у обучающихся и воспитанников.
В этой связи актуальной выступает задача подготовки субъектов образовательного процесса не только к созданию условий для здоровьесбережения детей и подростков в области ОДА, но и к оптимальному осуществлению просветительской деятельности, обеспечивающей приобщение обучающихся к жизненно необходимым знаниям о здоровье и здоровом образе жизни; формирование у них саморефлексии, позитивного мышления, воспитание культуры здоровья в соответствии с условиями и требованиями современной социальной, политической и культурной среды.
- Профилактика и коррекция нарушений двигательной сферы у детей
Согласно исследованиям специалистов, 75 % болезней взрослых заложены в детстве. В последнее время увеличилось количество дошкольников, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата. К наиболее часто встречающимся нарушениям ОДА у детей относятся: искривление позвоночника в виде боковых его отклонений (сколиозы), чрезмерные отклонения позвоночника в грудном отделе (кифозы) и поясничном (лордозы); плоскостопие и врожденная косолапость; асимметричное положение плеч и др.
Сегодня мы все чаще слышим слово «гиподинамия», что означает «недостаток движения». Но это не совсем верно. Гиподинамия – своеобразная болезнь, которая звучит угрожающе: «Нарушение функций организма (опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения) при ограничении двигательной активности». За этим понятием скрываются мышечная недостаточность, нарушения осанки, сколиозы, масса функциональных нарушений со стороны важнейших органов и систем.
Не секрет, что в детском саду, в школе и дома дети большую часть времени проводят в статическом положении (за столами, у телевизора и т. д.). В современной системе образования преобладает тенденция удержания в течение длительного времени всех учащихся в сидячем, скованном положении (то есть в состоянии вынужденной гипокинезии), которое, по данным специальных исследований В.Ф. Базарного, в десятки раз превышает их физиологические потребности. Последнее особенно тяжело переносится мальчиками. Ограничение двигательной активности ребенка увеличивает статическую нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, плоскостопие, задержку возрастного развития, быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы.
Кроме того, вынужденная гипокинезия обусловливает состояние перманентного стресса, а затем и дистресса, созданного эмоциональным перенапряжением в условиях нефизиологичной двигательной депривации. В ряде случаев это явление сопровождается вытеснением эмоционального перенапряжения на психосоматический и психоневрологический уровень реагирования, с чем, по-видимому, может быть связано увеличение количества нервно-психических дисфункций среди школьников.
Поэтому предупреждение нарушений опорно-двигательного аппарата, зрения является одной из важнейших задач дошкольных учреждений.
2.1.Причины и проявления нарушений осанки и плоскостопия у детей
Не следует считать нарушения осанки, плоскостопие «мелочью», не требующей внимания. Нарушения опорно-двигательного аппарата — это очень серьезно. Ребенок растет, и исправить их становится все труднее.
Плоскостопие - это деформация стопы, вызванная уменьшением высоты свода.
Стопа в дошкольном возрасте находится в стадии интенсивного развития, ее формирование еще не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут привести к возникновению функциональных нарушений. Объем движений детской стопы больше, чем взрослой, вследствие большей эластичности мышечно-связочного аппарата, поэтому детская стопа менее приспособлена к статическим нагрузкам. При нагрузке своды стопы несколько уплощаются, но по ее окончании тотчас же, с помощью активного сокращения мышц, возвращаются в исходное положение. Длительная и чрезмерная нагрузка ведет к переутомлению мышц и стойкому опущению сводов.
Стопа является опорой, фундаментом тела, и его нарушение обязательно отражается на формировании всего организма. Изменение формы стопы вызывает не только снижение ее функциональных возможностей, но, что особенно важно, влияет на положение позвоночника, что отрицательно сказывается на функции последнего и, следовательно, на осанке и общем состоянии ребенка. Недостаточное развитие мышц и связок стоп неблагоприятно влияет на развитие многих движений, приводит к снижению двигательной активности вообще и может стать серьезным препятствием к занятиям спортом.
К причинам, способствующим развитию деформации стоп, относятся наследственная предрасположенность, перегрузка стоп, ношение узкой, неудобной обуви. Появлению плоскостопия у детей способствуют и неблагоприятные факторы, ослабляющие мышцы и связки. Это врожденная слабость связочного аппарата, снижение силы мышц после длительного пребывания в постели в результате болезни, инфекции, ожирение, диатез, недостаточное питание и общее плохое физическое развитие. Неблагоприятным фактором является также ходьба с излишне разведенными носками или широко расставленными ногами.
Необходимо помнить о том, что плоскостопие является одним из факторов риска возникновения нарушений осанки у детей.
Нарушения осанки сочетаются с нарушением работы многих органов и систем. Дети, имеющие нарушенную осанку, как правило, страдают плохим зрением, заболеваниями органов дыхания, нервной системы, пищеварения. У них обычно отмечается повышенная утомляемость и плохое самочувствие. Обратить внимание на осанку ребенка особенно важно еще и потому, что учебная нагрузка связана со значительным статическим напряжением, длительной относительно неподвижной позой и резким снижением двигательной активности. Все это — факторы риска нарушений осанки, даже если в дошкольном возрасте у ребенка все было в порядке; если же нарушения были еще до школы, то риск возрастет вдвойне.
Что же такое осанка? Это привычное положение тела человека во время движения и покоя, умение держать свое тело. Правильная осанка формируется с самого раннего детства в процессе роста, развития и воспитания. В дошкольном возрасте осанка еще не сформирована, поэтому неблагоприятные факторы наиболее сильно влияют на детей в период бурного роста (6-7 лет). Основной причиной дефектов осанки являются привычные порочные положения тела при сидении или стоянии. Конечно, многое зависит от наследственности, но не в том смысле, что дети наследуют от родителей уже искривленный позвоночник. Нет, обычно дети рождаются с нормальным позвоночником, однако очень часто они перенимают от родителей привычки неправильно сидеть, стоять и ходить, а также вынужденные неудобные позы, например, при чтении и письме.
Различные нарушения осанки у детей не столь уж редки. Искривление позвоночника — это отклонение позвоночного столба от средней линии. При вялой осанке голова опущена, грудь уплощена, плечи сведены, лопатки отстают от спины, ноги слегка согнуты в коленях. При сутуловатости голова выдвинута вперед, плечи сильно сведены, живот выпячен. Для лордотической осанки характерен увеличенный прогиб поясничного отдела позвоночника. Для кифотической — увеличение глубины как шейного, так и поясничного изгибов (спина круглая, плечи опущены, голова наклонена вперед, живот выпячен)
Большая часть этих нарушений носит чисто функциональный характер и связана в основном с нарушением симметрии мышечного тонуса (слабость мышечного тонуса) . Они начинают проявляться у детей 4 лет - у 15-17%, в 7 лет - у каждого третьего ребенка (!). Причинами этих функциональных нарушений осанки, по данным врачей-педиатров, могут быть общая ослабленность организма, нерациональная организация режима, нарушение зрения, понижение слуха, недостаточность общего физического развития и недостаточная двигательная активность.
К нарушению осанки могут привести и такие заболевания, как рахит, гипотрофия, избыточная масса тела, а также неправильное питание, при котором не выдерживается соотношение основных ингредиентов пищи - солей, витаминов, микроэлементов. Даже небольшое изменение положения таза способно спровоцировать искривление позвоночника. К этому могут приводить и другие причины: плоскостопие, патологии тазобедренных суставов, травмы копчика, болезни внутренних органов малого таза.
К гораздо более серьезным нарушениям относится сколиоз, в основе которого лежит боковое искривление позвоночника со скручиванием (торсией) позвонков.
Сколиоз дети очень часто приобретают в школе. Дети ежедневно носят тяжеленные учебники в сумке на плече. На уроках физкультуры, как правило, весь класс занимается по единой программе, а между прочим, некоторые упражнения можно делать не всем. Например, кувырки через голову категорически противопоказаны ребятишкам с аномалиями в шейном отделе позвоночника. У мальчиков в переходном возрасте нередко встречается так называемый синдром Шейермана—May — врожденная слабость хрящевой соединительной ткани. С 10—13 лет ребенок быстро растет, но его рост и вес не соответствуют плотности костной ткани. Когда он резко вытягивается, его будто «переламывает» вперед: спина сутулая. Грудные позвонки (с 9 по 12-й) деформируются. Возникают боли в пояснице, страдают органы малого таза, кишечник, желчный пузырь, поджелудочная железа, ухудшается зрение.
Что же является первопричиной возникновения и развития сколиоза? Одни считают, что причина лежит в слабости мышц и патологии соединительной ткани, другие доказывают, что основным пусковым механизмом является родовая травма позвоночника.
Еще в 70-х годах XX в. А. Ю. Ратнер выдвинул гипотезу, что около 60% сколиозов возникает в результате родовой травмы шейного отдела позвоночника. Это предположение легло в основу нейрогенной теории, согласно которой при патологической родовой деятельности происходит смещение позвоночно-двигательных сегментов в шейном отделе позвоночника младенца, что вызывает нарушение кровообращения в спинном и головном мозге. В периоды быстрого роста, когда на кровообращение ложится большая нагрузка, возникает дефицит кровотока в структурах мозга, отвечающих за мышечный тонус. Недостаточное мозговое кровообращение приводит к снижению тонуса и питания мышц. Мышцы, у которых снижен тонус и нет достаточного питания, не могут удержать позвоночный столб в нормальном физиологическом состоянии. Усугубляет ситуацию привычка сидеть и стоять криво, и в результате возникает нарушение осанки, которое в дальнейшем может перейти в сколиоз.
Нарушение осанки имеет серьезные последствия для организма, приводя к снижению подвижности грудной клетки, диафрагмы, вследствие чего затрудняется вентиляция легких, организм испытывает недостаток кислорода, учащаются простудные и бронхолегочные заболевания, страдают и другие внутренние органы. Также дефекты осанки влекут ухудшение рессорной функции позвоночника, что, в свою очередь, негативно влияет на деятельность центральной нервной системы, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, становится спутником многих хронических заболеваний вследствие проявления общей функциональной слабости, гипотонического состояния мышц и связочного аппарата ребенка.
В связи с этим, педагогам и родителям следует помнить: лечить всегда труднее, чем предупредить развитие патологического процесса. Как говорят специалисты, все ортопедические болезни – это миллиметры, умноженные на годы.
В наших силах предотвратить появление таких серьезных заболеваний, как плоскостопие, сколиоз и другие нарушения осанки у детей. Для этого, прежде всего, необходимо внимательно следить за осанкой, походкой ребенка, обращать внимание на то, как он сидит и стоит, проводить массаж, лечебную гимнастику, а также обеспечить комфортный психологический климат в семье и образовательном учреждении.
Диагностика нарушения осанки и плоскостопия у детей
Часто искривление позвоночника у детей развивается быстро, особенно в период их бурного роста (в 12-14 лет), и родители не успевают уследить за тем, как и когда это происходит. И однажды они замечают, что спина у их ребенка стала неровной, а позвоночник искривлен.
Говорить о правильной осанке у ребенка младшего дошкольного возраста не приходится. Она просто не сформирована. Поэтому основное внимание и родителей, и педагогов должно уделяться физическому воспитанию детей, направленному на укрепление мышц шеи, спины, живота и ног.
К возрасту 7 лет осанке и положению позвоночника ребенка следует уделять особое внимание, ведь именно в этом возрасте признаки нарушения осанки или сколиоза еще не проявляются. Их надо выявлять.
Как оценить осанку ребенка?
Для этого необходимо понаблюдать, как он сидит и стоит в обычной, непринужденной позе, как он ходит.
Позвоночник новорожденного в норме имеет форму равномерной дуги. Постепенно младенческая выпуклость позвоночника уменьшается, и у годовалого ребенка он выпрямляется настолько, что приближается к прямой линии. Такая форма спины сохраняется примерно до пятилетнего возраста. С этого времени параллельно с общим ростом и созреванием крохи позвоночник начинает менять форму, приобретая физиологические искривления и индивидуальные особенности. В возрасте 3 лет и старше отклонения в области позвоночника выявляются следующим образом: попросите своего малыша встать боком к вам и наклониться вперед. У здорового ребенка при таком сгибании вперед позвоночник образует равномерную дугу. Если же вы видите участки, которые сгибаются сильнее, а смежные с ними остаются разогнутыми, обращайтесь к врачу немедля. При осмотре ребенка необходимо обращать внимание на состояние всех отделов спины: оцените, одинакова ли высота плеч, равномерно ли отстоят обе лопатки, не нарушена ли симметричность талии, нет ли отклонений в вертикали межъягодичной складки и в положении ягодиц. Выявление хотя бы одного нарушения — повод для обращения к врачу.
При правильной осанке лопатки должны располагаться симметрично, плечи — на одном уровне и слегка развернуты, живот подтянут, ноги прямые, походка ровная.
Чтобы детально изучить осанку, попросите ребенка встать прямо, но не напрягаться (желательно, чтобы он был раздет). Встаньте в нескольких шагах за его спиной. Сначала на глаз, потом с помощью обычной линейки оцените симметричность специальных ориентиров. Первый ориентир — это плечи, которые мы оцениваем по высоте и по форме контура. Затем осмотрите лопатки по высоте и по расстоянию от позвоночника. Дальше направьте взгляд вниз к «треугольникам талии». «Треугольники талии» появляются, когда ребенок стоит, свободно опустив руки. Они находятся между контурами тела и руками. Далее — ягодицы. Обратите внимание, вертикальна ли межъягодичная складка и на одной ли высоте находятся складки, расположенные под ягодицами. Затем попросите ребенка встать как можно прямее (как солдат по команде «Смирно!»). За счет напряжения мышц позвоночник может выпрямиться (если вы заметили несимметричность основных ориентиров), и асимметрия исчезнет. Если же асимметрия не исчезает при попытке выпрямиться, можно заподозрить сколиоз. Существует и еще один способ отличить нарушение осанки от сколиоза. Надо попросить ребенка лечь на живот. Если позвоночник выпрямляется, это нарушение осанки.
Для сколиоза также характерна деформация позвоночника в виде скручивания вокруг вертикальной оси (торсия). Выявить наличие торсии можно, попросив ребенка наклониться вперед. Скручивание позвоночника проявляется в виде реберного выбухания (горба) с одной стороны от позвоночника (чаще всего на уровне лопаток), а по другую сторону, на уровне поясницы, в виде мышечного валика.
По форме искривления сколиоз может быть С-образным и S-образным.
По тяжести деформации различают 4 степени сколиоза:
Первая степень характеризуется небольшим отклонением позвоночного столба и начальной степенью торсии. Вторая степень — заметное отклонение позвоночного столба во фронтальной плоскости, выраженная торсия. Угол первичной дуги искривления в пределах 21-30°, имеется реберный горб и мышечный валик. Рентгенологически проявляется деформация тел позвонков на вершине искривления.
Третья степень — более выраженная деформация, большой реберный горб, резкая деформация грудной клетки. Угол первичной дуги от 40° до 60°. Рентгенологически видны клиновидные позвонки на вершине искривления.
Четвертая степень характеризуется тяжелым обезображиванием туловища, деформацией таза, отклонением туловища, стойкой деформацией грудной клетки, а также наличием заднего и переднего горбов. Рентгенологически определяется выраженная клиновидная деформация тел позвонков в грудном и поясничном отделах позвоночного столба, обызвествление связочного аппарата. Угол основного искривления достигает 61-90°.
Кроме того, при обследовании ребенка необходимо измерить длину его ног — при различной длине нижних конечностей формируется неструктурный сколиоз. Его особенность проявляется в том, что при подкладывании под укороченную ногу подставки происходит выпрямление позвоночника.
Однако глазом отличить начальную стадию сколиоза от асимметричной осанки самим родителям или воспитателям достаточно сложно. Поэтому при малейшем подозрении на нарушение осанки необходимо срочно обратиться к ортопеду.
Сколиоз
Правильная осанка
Специалисты заметили, что скачки развития искривлений позвоночника у детей чаще всего совпадают с периодами интенсивного роста. Такие периоды общеизвестны: первые полтора года жизни, возрастной отрезок от 5 до 7 лет, затем — от 12 до 14 лет (он совпадает с периодом полового созревания). Постарайтесь в указанные сроки ежемесячно измерять рост своего ребенка, а все цифры заносить в блокнот. Если вы обнаружите слишком резкий скачок, стоит подумать о курсе щадящей мануальной терапии. Такие сеансы желательно проводить именно в периоды наиболее интенсивного роста.
Нe стоит забывать и о фундаменте нашего тела — о стопах. Именно стопы защищают позвоночник от толчков и ударов, поэтому их хорошее состояние является залогом ровного позвоночника. Но дети очень часто страдают плоскостопием. По данным осмотров в детских учреждениях, 80—85% школьников имеют ортопедическую патологию, в частности плоскостопие.
Плоскостопие представляет собой уплощение сводов стопы и бывает продольным и поперечным. Поставить диагноз «Плоскостопие» у детей старше 7 лет несложно, так как именно к этому возрасту происходит формирование всех сводов стопы.
Нормальная стопа Плоскостопие Нормальная стопа Плоскостопие
Сложно диагностировать плоскостопие у детей раннего возраста, потому как зачастую трудно отличить функциональное плоскостопие от патологического. Все дети рождаются с плоской стопой. Своды начинают формироваться, только когда ребенок начинает ходить, бегать, прыгать, и полностью формируются к 6—7 годам. Однако плоская стопа может быть результатом врожденных дефектов, патологии нервной и эндокринной систем. Поэтому отличить норму от патологии может только врач. Надо помнить, что с самого раннего возраста и весь период интенсивного роста организма (в 3 и 6 месяцев, а также в 1, 3 и 5 лет) необходимо регулярно посещать ортопеда. Не поддавайтесь расхожему мнению, что не бывает плоскостопия у детей до 5 лет. Более того, вы можете предотвратить развитие заболевания.
Основные симптомы уплощения свода стопы (плоскостопия) — боль и изменение очертаний стопы. При слабовыраженном плоскостопии (I степени) после физических нагрузок в ногах появляется чувство усталости, при надавливании на стопу возникают болезненные ощущения. Походка становится менее пластичной, нередко к вечеру стопа отекает.
Итак, как проверить состояние стоп малыша? Прежде всего, следует обратить внимание на походку ребенка и сроки, когда он начал ходить. Если это произошло намного позже года, проявите беспокойство. Чтобы походка была правильной, необходимо, чтобы ребенок ставил обе стопы параллельно друг другу. При каждом шаге параллельное положение стоп должно соблюдаться.
Одним из признаков плоскостопия является неуверенность в ходьбе и движениях. Косолапость, отклонения стоп наружу или вовнутрь также могут свидетельствовать об уплощении свода стопы. Очень часто люди, страдающие плоскостопием, ходят, развернув носки и широко расставив ноги, слегка сгибая их в коленных и тазобедренных суставах, усиленно размахивая руками.
Если стопы отклоняются от параллельных линий, носки повернуты внутрь и смотрят друг на друга, что создает эффект косолапости, такое нарушение называется варусным приведением стоп. Если стопы смотрят в стороны, то это называется вальгусной установкой стоп. Бывает, что внутренний край стопы завален внутрь — это вальгусная деформация стопы. Такая деформация приводит к неуклюжей походке, при которой носки разведены в стороны, и вследствие неправильного распределения нагрузки деформируются коленные суставы по типу Х-образной деформации. При отклонении стопы наружу возникает варусная деформация стопы.
Обследуйте ботиночки школьника: не изнашиваются ли они по внутренней стороне подошвы и каблука? В старшем возрасте школьник сам выразит свои жалобы, по которым можно заподозрить плоскостопие: при ходьбе быстро утомляются ноги, появляется боль в икроножных мышцах, на подошве, в области свода стопы.
Определить наличие плоскостопия можно и по отпечаткам подошвы. Внимание! При определении плоскостопия по отпечаткам подошвы у детей дошкольного возраста может быть допущена ошибка, так как в раннем детстве все или почти все дети являются плоскостопными.
Отпечатки стоп а — нормальная стопа, б — плоская стопа
Безусловно, если выявлено то или иное нарушение, нужно безотлагательно начинать лечение. Помните о том, что, распознав болезнь вовремя, можно при определенных профессиональных усилиях уменьшить нарастающий косметический дефект, а также избежать возникновения нарушений со стороны других органов и систем.
- Основные этапы работы в исправлении дефектов опорно-двигательного аппарата
I этап - доступные знания по анатомии (позвоночник, конечности, суставы, мышцы).
II этап - применение знаний в практической работе «Тело человека».
III этап - формирование навыков правильной осанки.
IV этап - разгрузка позвоночника.
V этап – укрепление мышечной системы организма ребенка.
VI этап – ощущение мышечных усилий и подвижности суставов.
VII этап – исправление дефектов.
Применение здоровье сберегающих технологий в работе учителя-логопеда предполагает, в первую очередь, организацию щадящего режима работы для детей с нарушениями речи, дозирование учебной нагрузки без форсирования и усложнения программы овладения письмом и чтением. В логопедические занятия включаются упражнения по развитию моторных функций, упражнения с элементами психогимнастики, речевые игры фонетической и лексико-грамматической направленности.
Наряду с традиционными методами применяется технология рече-двигательной ритмики физически обусловленных двигательных упражнений, связанных с произношением, которые дают положительную динамику усвоения навыков произношения. Эффективным средством повышения мотивации и активной заинтересованности в коррекционном процессе являются интегрированные занятия, проводимые логопедом совместно с воспитателями, педагогом-психологом, медицинским работником.
- Профилактика и коррекция нарушений осанки и плоскостопия у детей
Ребенок должен много двигаться, тем более что из-за особенностей детской нервной системы и мышц поддерживать неподвижную позу ему труднее, чем бегать, прыгать, вертеться и скакать. В положении сидя или стоя, особенно если находиться в одной и той же позе приходится дольше нескольких минут, ребенок «обвисает», вертикальная нагрузка переносится с мышц на связки и межпозвонковые диски, и начинается формирование плохой осанки. Небольшая, но регулярная физическая нагрузка (плавание, домашние тренажеры, больше подвижных игр и поменьше телевизора, ежедневная физкультура) - необходимое условие для нормального развития опорно-двигательного аппарата.
Лечение дефектов осанки и деформаций опорно-двигательного аппарата носит комплексный характер. Оно предусматривает широкое использование лечебной физической культуры совместно с физиотерапией, массажем, закаливанием, гигиеническими мероприятиями в режиме труда и отдыха.
Методов коррекции сколиоза в настоящее время очень много. Это и мануальная терапия, лечение положением, элементы силовой гимнастики, плавание, йога и многое другое. Определиться в выборе метода лечения должен помочь врач (в каждом случае индивидуально).
В профилактике и лечении сколиоза немаловажное значение имеет четкий распорядок дня с чередованием различных видов деятельности: сидение за столом, подвижные игры, прогулки на свежем воздухе.
Особое внимание нужно уделить спорту. Самым полезным видом спорта при сколиозе считается плавание (особенно брассом). Но заниматься следует с тренером, специально подготовленным для занятий с детьми, страдающими сколиозом. Лечебное плавание имеет ряд особенностей: применяется длительное водное скольжение, работает только та рука, мышцы которой ослаблены, и многое другое. Не менее полезным видом спорта является ходьба на лыжах. Однако катание с гор необходимо исключить — оно вызывает слишком сильное сотрясение позвоночника.
Питание детей должно быть полностью сбалансированным по белково-углеводному составу и богато кальцием и витаминами.
Для хорошего состояния позвоночника очень важен правильный подбор детской мебели, особенно столов и стульчиков. Они должны подходить под рост ребенка. К кровати также предъявляются особые требования: на ней должны находиться специальный полужесткий матрац и невысокая подушка.
Главная задача в лечении сколиоза состоит в том, чтобы снизить нагрузку на позвоночник и укрепить мышцы спины и живота. Укрепить мышцы спины можно с помощью лечебной физкультуры и массажа. Лучше всего, если эти мероприятия проводятся специалистами. Однако необходимо проводить самостоятельные занятия физкультурой дома и ввести это в привычку.
Корригирующие упражнения направлены на исправление, нормализацию осанки.
К корригирующим упражнениям относятся гимнастические упражнения для мышц спины, брюшного пресса и плечевого пояса, выполняемые в различных исходных положениях, как правило, лежа (на спине, животе), сидя и стоя (у гимнастической стенки, у стены, касаясь лопатками стены). Упражнения выполняются с гимнастической палкой, мячами. При деформации позвоночника включают корригирующие упражнения в сочетании с общеразвивающими.
Самыми полезными для позвоночника считаются упражнения, выполняемые лежа на животе. В этом положении попросите ребенка сделать птичку: поднять над полом плечи, грудную клетку и согнутые в локтях руки и удерживать их в таком положении от нескольких секунд до 2 минут. Очень полезно выполнять движения руками, как при плавании брассом: ребенок приподнимает плечи и грудь и разводит руки в стороны. Выполняется такое «сухое» плавание от нескольких секунд до 2 минут. И еще одно упражнение — положение как при выполнении «птички», но следует поднимать и опускать плечи и грудь.
Главное средство профилактики и необходимый компонент лечения заболеваний позвоночника - выработка навыка правильной осанки. К сожалению, это трудная задача не столько для ребенка, сколько для родителей и педагогов. Сама собой хорошая осанка может сформироваться в исключительных случаях - у совершенно здорового, переполненного энергией, гармонично развитого ребенка. Всем остальным необходимо:
- обеспечить условия для формирования правильной осанки;
- знать, что такое правильная осанка, как именно надо стоять, сидеть и двигаться не сутулясь;
- сознательно и бережно относиться к своему здоровью и одной из главных
его опор - позвоночнику; - доводить навык правильной осанки до автоматизма с помощью специальных упражнений.
Правильному положению и отчетливому ощущению прямой спины способствуют и упражнения с обручами, палками, положенными на лопатки.
При работе с ослабленными детишками выручает использование мячей-фитболлов. эти упражнения оказывают благоприятное воздействие на позвоночник, суставы и окружающие ткани, что способствует профилактике и коррекции осанки. Упражнения на мячах тренируют вестибулярный аппарат, развивают координацию движений и функцию равновесия, содействуют развитию двигательных способностей и повышают эмоциональный фон занятий, вызывая положительный настрой.
Практически это единственный вид аэробики, где при выполнении физических упражнений одновременно включаются двигательный, вестибулярный, зрительный и тактильный анализаторы, что в геометрической прогрессии усиливает положительный эффект от занятий.
Дети, занимающиеся фитбол-аэробикой, меньше болеют, у них улучшаются осанка, внимание, настроение, появляется чувство радости, удовольствия. На положительном эмоциональном фоне быстрее и эффективнее проходит процесс обучения двигательным умениям и навыкам.
«Баланс-гимнастика» представляет из себя комплекс движений с элементами иппотерапии. Когда малыш выполняет определенные движения, от мяча исходят низкочастотные колебания, такие же как при лечебной верховой езде. Воздействие на глубокие мышечно-связочные структуры дает прекрасный терапевтический эффект.
В проведении гимнастики у маленьких детей есть свои особенности. Все упражнения следует выполнять в игровых формах. Поэтому важно следить, чтобы ребенок не заигрался и выполнял движения четко, иначе толку от такой гимнастики будет мало.
Игровые приемы способствуют дополнительной психоэмоциональной разгрузке, помогают ребенку сохранить интерес к занятиям, а тренировка по переключению внимания стимулирует более динамичное протекание психических процессов.
Для всех детей без исключения и особенно для больных сколиозом необходимо проводить профилактику плоскостопия, которая заключается в физкультуре и массаже. В основе профилактики плоскостопия лежит, во-первых, укрепление мышц, сохраняющих свод; во-вторых, ношение рациональной обуви; в-третьих, ограничение статической нагрузки на нижние конечности.
Ежегодная диагностика состояния сводов стопы у детей дошкольного возраста осуществляется медицинским персоналом с использованием объективных методов исследования (плантография). С детьми, у которых выявлены функциональная недостаточность стоп или плоскостопие, проводится индивидуальная работа, включая занятия ЛФК.
При обнаружении плоскостопия следует снизить нагрузку на стопы — меньше стоять, не поднимать тяжестей, сократить время пешеходных прогулок, обратить внимание на обувь ребенка. Если уплощение стопы находится на начальных этапах (об этом проинформирует врач), нужно срочно начинать выполнять комплекс корригирующей гимнастики для стоп. Также к методам коррекции плоскостопия относятся массаж, самомассаж, специальные подвижные игры. Успешное решение оздоровительных задач физического воспитания возможно только на основе совместной деятельности педагогического коллектива и семьи.
Создание полноценной физкультурно-оздоровительной среды в ДОУ предусматривает наличие оборудования и инвентаря, способствующего укреплению мышц стопы и голени и оказывающего положительное влияние на формирование сводов стопы (ребристые и наклонные доски, скошенные поверхности, гимнастическая стенка, веревочные лестницы, обручи, мячи, скакалки, массажные коврики, гимнастические палки, гимнастические маты, велосипеды, педали которых имеют конусообразный валик, предназначенный для формирования свода стопы, специальные тренажеры).
Оборудование и инвентарь комплектуются таким образом, чтобы в каждой группе они были различными и, меняя их, можно было разнообразить воздействия при наименьших экономических затратах.
Поскольку важными условиями предупреждения деформации стоп являются гигиена обуви и правильный ее подбор, воспитатели должны обязательно обращать внимание на обувь, в которой дети находятся в помещении, на улице, на занятиях физическими упражнениями, и дают соответствующие рекомендации родителям.
При планировании системы закаливания предусматривается применение специальных закаливающих процедур для стоп. Закаливание стоп способствует укреплению мышц, связок и суставов, стимулирует активные точки и зоны, расположенные на стопе, и является прекрасным средством профилактики и коррекции плоскостопия. Укреплению мышечно-связочного аппарата ног также способствует и хождение босиком по неровной почве, песку. Это вызывает защитный рефлекс, «щадящий» свод стопы и препятствующий появлению или прогрессированию плоскостопия.
С целью закаливания стоп и профилактики плоскостопия во время занятий физической культурой, утренней зарядки, гимнастики после дневного сна, проводимых в помещении, дети занимаются босиком.
Большое значение при профилактике плоскостопия имеют специальные физкультурные приемы: ходьба на цыпочках, прыжки, элементы подвижных спортивных игр (волейбол, баскетбол и т.д.). Также эффективны в применении массаж и теплые ножные ванны. Полезно регулярно проводить закаливающие процедуры — обтирание, обливание или контрастный душ. Упражнения для профилактики плоскостопия следует сочетать с упражнениями, направленными на воспитание правильной осанки; при этом должны учитываться возрастные особенности детей.
Индивидуализировать процесс воспитания и обучения детей позволяет наличие в каждой коррекционной группе на каждого ребенка листа рекомендаций всех специалистов, работающих с детьми.
Упражнения для профилактики плоскостопия
Корригирующая ходьба («отправляемся в лес») в чередовании с обычной ходьбой: на носках («лисичка»), на пятках («на траве роса, не замочите ноги»), на внешней стороне стопы («медведь»), с высоким подниманием колена («лось»), в полуприседе («ежик»), по корригирующим дорожкам («пройдем босиком и по камешкам, и по веточкам, и по шишечкам»).
Упражнения для рофилактики нарушений осанки
Физкультминутка «У меня спина прямая». И.п. — узкая стойка, руки за спину, сцеплены в замок.
У меня спина прямая, я наклонов не боюсь (наклон вперед):
Выпрямляюсь, прогибаюсь, поворачиваюсь (действия в соответствии с текстом).
Раз, два, три, четыре, три, четыре, раз, два (повороты туловища)!
Я хожу с осанкой гордой, прямо голову держу (ходьба на месте).
Раз, два, три, четыре, три, четыре, раз, Два (повороты туловища)!
Я могу присесть и встать, снова сесть и снова встать (действия в соответствии с текстом).
Наклонюсь туда-сюда! Ох, прямешенька спина (наклоны туловища)!
Раз, два, три, четыре, три, четыре, раз, Два (повороты туловища)!
Поза «зародыш» (хатха-йога). И.п. - лежа на спине. Согнуть в колене правую ногу и прижать ее руками к животу. Позу удерживать 5-6 секунд и вернуться в и.п. Повторить движение левой ногой, потом двумя ногами. Дыхание ровное. спокойное, мышцы расслаблены. Прижимая колени к животу, подтянуть голову к коленям и задержаться в этом положении, после чего опустить голову, выпрямить ноги и расслабиться. Повторить упражнение несколько раз.
Дыхательно-звуковая гимнастика «Полет на Луну»
При выполнении упражнений вдох делается через нос, рот закрыт.
«Запускаем двигатель». И.п. - стойка ноги врозь, руки перед грудью, сжаты в кулаки. Вдох - и.п.; выдох - вращать согнутые руки (одна вокруг другой) на уровне груди; при этом на одном вдохе произносить: «Р-р-р-р». Повторить четыре-шесть раз.
«Летим на ракете». И.п. - стоя на коленях, руки вверх, ладони соединить над головой. Вдох - и.п.; долгий выдох - покачиваться из стороны в сторону, перенося тяжесть тела с одной ноги на другую, протяжно произносить: «У-у-у-у-у». Повторить четыре-шесть раз.
«Надеваем шлем от скафандра». И.п. — сидя на корточках, руки над головой сцеплены в замок. Вдох - и.п.; выдох - развести руки в стороны, произнести: «Чик». Повторить четыре-шесть раз.
«Пересаживаемся в луноход». И.п. — узкая стойка, руки вдоль туловища. Вдох -и.п.; выдох - полный присед, руки вперед, произнести: «Ух!». Повторить четыре-шесть раз.
«Лунатики». И.п. - стоя на коленях, руки согнуты в локтях и разведены в стороны, пальцы врозь. Вдох - и.п.; выдох - наклонить туловище в сторону, произнести: «Хи-хи». Повторить по три-четыре раза в каждую сторону.
«Вдохнем свежий воздух на Земле». И.п. — ноги врозь, руки вдоль туловища. Вдох - через стороны поднять руки вверх; выдох - руки плавно опустить, произнести: «Ах!». Повторить четыре-шесть раз.
Самостоятельная работа детей с диагнозом «плосковальгусные стопы» на стационарных массажерах. Водные процедуры
Список литературы
- Бедрина М. А. Сохранение здоровья и формирование потребности в здоровом образе жизни // По материалам Ярмарки образовательных ресурсов «Новое образование – Поволжскому округу, 2008 г.»;
- Безрукова Е. В. Сколиоз и плоскостопие. Как с ними бороться // Дошкольная педагогика, № 1 (34), 2007;
- Зайцева Г. Г. Сохранение и укрепление здоровья – актуальная проблема школы // По материалам Ярмарки образовательных ресурсов «Новое образование – Поволжскому округу, 2008 г.»;
- Корнева И. Н. Здоровьесберегающие технологии в дошкольных образовательных учреждениях. // http://pedsovet.org/forum;
- Плохая осанка – плохое зрение? // Московский Комсомолец. – Москва. 14.09.2003;
- Плосконожки // Лиза. Мой ребенок. Специальный журнал для мам и пап. Декабрь, 2002, с. 70. Издательский дом «Бурда»;
- Сайкина Е. Г. Фитнесс-танец как средство профилактики и коррекции плоскостопия // Дошкольная педагогика, № 5 (20), 2004;
- Соловьева Н.И. Концепция здоровьесберегающей технологии в образовании и основные организационно-методические подходы ее реализации./ http://pedsovet.org/forum;
- Среда детского сада: гигиенические требования. М.И. Степанова /Дошкольное воспитание, № 9, 2006, с. 55;
- Сыркина О. В. Создание здоровьесохраняющей среды в условиях ДОУ // Дошкольная педагогика, № 5 (32), 2006;
- Укрепляем мышцы спины // Лиза. Мой ребенок. Специальный журнал для мам и пап. Май, 2003. с. 90. Издательский дом «Бурда»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии на занятиях по развитию слухового восприятия и формированию произношения у детей с нарушениями слуха
соблюдение здоровьесберегающих технологий на занятиях по РСВ и ФП...
мини-проект на тему: “Использование элементов здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе коррекционной школы как средства повышения умственной работоспособности учащихся с нарушением интеллекта”.
Цель и задачи:Создание оптимальных благоприятных условий на уроках для эффективного усвоения учебного материала на основе использования здоровьезберегающих технологий.Разработать комплекс здоровьесбер...
Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения
Современные здоровьесберегающие технологии, применяемые на логопедических занятиях....
МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА «КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ»
В данной работе раскрывается система коррекционно-развивающего обучения детей с речевыми нарушениями с использованием здоровьесберегающих технологий....
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда с младшими школьниками с нарушениями зрения
Применение работе здоровьесберегающих технологий помогает организовать коррекционный процесс с учетом интересов ребенка и отклонений его развития, поддержать его активность, са...
Справка об отсутствии нарушений по ТБ и применении здоровьесберегающих технологий на уроках
Для п.3.1.4 "Создание здоровьесберегающих условий для обучающихся" нового Перечня критериев аттестации по должности "учитель" вполне возможно представить справку об отсутствии нарушений по...
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими речевые нарушения (охрана зрения).
Глаз человека – удивительный дар природы. Он способен различать тончайшие оттенки и мельчайшие размеры, хорошо видеть днем и неплохо ночью. Одни ученые говорят, что 70% всей информации от окружа...