Влияние взрослых на речевое развитие ребёнка.
консультация на тему

Атаманова Людмила Геннадьевна

Речь — одна из линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также оказывает огромную услугу в познании мира, в котором мы живем. Речь, чудесный дар природы, не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые, и в первую очередь родители, должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Мать, отец и другие члены семьи являются первыми собеседниками и учителями малыша на пути его речевого развития.      Очень важно содержание совместной деятельности ребенка и взрослого в ходе их общения. Взрослый выполняет в общении с ребенком чрезвычайно важные роли развитие его самосознания и уверенности в себе: во - первых, выражает свое отношение к окружающему, во — вторых, организует деятельность ребенка с предметами окружающей обстановки, дает образец правильной речи. В общении с взрослыми обогащается словарь ребенка. Дошкольник  учится правильно произносить звуки, строить фразы, высказывать свое мнение по тем или иным вопросам. Речь не передается по наследству, ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar.doc146.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Влияние взрослых на речевое развитие ребёнка.                            

Речь — одна из линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также оказывает огромную услугу в познании мира, в котором мы живем. Речь, чудесный дар природы, не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые, и в первую очередь родители, должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Мать, отец и другие члены семьи являются первыми собеседниками и учителями малыша на пути его речевого развития.      Очень важно содержание совместной деятельности ребенка и взрослого в ходе их общения. Взрослый выполняет в общении с ребенком чрезвычайно важные роли развитие его самосознания и уверенности в себе: во - первых, выражает свое отношение к окружающему, во — вторых, организует деятельность ребенка с предметами окружающей обстановки, дает образец правильной речи. В общении с взрослыми обогащается словарь ребенка. Дошкольник  учится правильно произносить звуки, строить фразы, высказывать свое мнение по тем или иным вопросам. Речь не передается по наследству, ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих

Общение взрослого с ребенком значительно обогащает, оживляет и повышает уровень общения дошкольника. Поиграйте с ребёнком. Это принесёт малышу пользу, а вам радость от общения с ним.

Глава 1. Влияние родителей на речь ребенка

1.Начало речи

Уже в первом полугодии жизни, когда общение взрослого с ребенком почти всецело остается чисто эмоциональным, закладываются основы будущей речи, будущего общения с помощью произносимых и понимаемых слов.

Взрослые разговаривают с ребенком, когда его пеленают, кормят, купают, укладывают спать. Поэтому совершенно не правы те родители, которые не придают значения ранним разговорам с младенцем, не веря в то, что он может их понять.

«Уроки подражания». Уже в 2-3 месяца малыш начинает «разговаривать» в те моменты, когда он спокоен (до сих пор лишь кричал, когда был чем-то озабочен). Пока это неясное бормотание, в котором можно услышать нечеткие звуки - чаще всего отрывистые и гортанные аа, га, ги, кхы. Затем, примерно с четвертого месяца, они становятся более протяжными: а-а, о-о, а-га, а-ги, а-бу. Это значит, что младенец вступил в так называемую стадию гуления.

Спустя некоторое время родители обнаруживают, что ребенок способен и на то, что довольно образно определяется как лепт: он начинает выговаривать отдельные звуковые сочетания, повторяя их: па-па-па, ма-ма-ма, га-га-га, ка-ка-ка…

 «Ба-ба-ба», лепечет малыш. Взрослый подхватывает эти слоги. После небольшой паузы он слышит их снова из уст ребенка. «Игра перекличка» полезна для развития подражания речевого слуха, звукопроизношения.

Может ли лепет сам по себе превратиться в речь? нет. Ребенок сам не составляет слова из слогов, образующих лепет, таких, как ма, ба, па, дя. Именно взрослые составляют слова из произносимых ребенком сочетаний и учат его произносить их, называть ими маму, папу, бабушку.

Таким образом, родителям необходимо общаться с ребенком с самых первых недель жизни.

Понимание. Итак, у ребенка происходит развитие речевого слуха, совершенствуются артикуляция, произнесение звуков речи. Но ведь это только одна сторона усвоения языка. Речевое обобщение предполагает понимание речи. Именно в этом отношении малыш во втором полугодии первого года жизни добивается многого.

Когда взрослые кормят ребенка, одевают его, играют с ним, они говорят с ребенком, называют действия и предметы: «Встань… Дай ручку… Наденем шапочку… А теперь завяжем платочек… Вот мячик… Возьми мячик…» Все это повторяется неоднократно, изо дня в день. И понемногу малыш начинает понимать отдельные слова и короткие фразы, даже ели родители не заботятся об этом специально. Но бывает плохо и скупость слов, и многословие.

Вот мама показывает ребенку игрушечную собачку и говорит: «Посмотри, моя радость, какая хорошая игрушка! Дедушка тебе подарил. Собачка лает, хвостиком машет, а глазки у нее черные! Ты не бойся, она не укусит, она любит маленьких детей. Она только плохих людей кусает!» Конечно, малыш радуется, слыша мамин голос, разглядывает собачку. Но слово «собачка» безнадежно затерялось в потоке других слов, а сам малыш извлечь его, конечно, не может.

Таким образом, чтобы слово сделалось понятным ребенку, стало обозначением, названием предмета, действия, нужно, чтобы оно было отнесено к этому предмету, этому действию. После показа новой игрушки, малыш заинтересовывается ею, тянется к ней. Родители называют ее ясно, отчетливо, подчеркивая это название голосом, паузой, так чтобы малыш действительно услышал произносимое слово. Потом, уже только услышав это слово (когда его спросят, например: «Где мячик? Где киска?..), он начинает искать предмет глазами. Он понял взрослого, а правильнее сказать - он учится понимать.

Так начинается во втором полугодии речевое общение.

Поскольку малыш отличает близких ему людей от других, вообще одного человека от другого, он может помнить имя человека. Конечно, строго говоря, «папа», «мама», «бабушка», «дедушка» - это не имена близких людей, но малыш узнает это гораздо позже и будет очень удивлен, что не только маму называют «мама». Сейчас это слово для него - имя конкретного человека, так же как сочетания слов «баба Катя» и «баба Оля» - просто имена двух бабушек, которые он воспринимает как «бабакатя» или «Бабаоля», тем более что и взрослые произносят эти сочетания как одно слово, с единым ударением.

Если восьмимесячный ребенок уже плохо различает предметы, если он среди игрушек тут же выделяет новую и тянется к ней. Пользуясь этим, легко научить его понимать название новой игрушки, нового заинтересованного его предмета. Взрослый показывает ему игрушку - «Вот мишка» - и убирает ее. Раньше, в первом полугодии жизни, малыш тут же отвлекся бы, но теперь он продолжает смотреть в ту сторону, где был мишка, ждет его появления и очень радуется, когда игрушка появляется снова. Взрослый опять называет игрушку, когда она появляется, - это закрепляет понимание слова.

Не все можно взять в руки и показать, назвав: поэтому надо, чтобы малыш понял значение указательного жеста. Родители начинают с предметов, до которых можно дотронуться. Взрослый должен поочередно показывать и называть 2-3 предмета, до которых только дотрагивается: «Это киска. Это мишка. Это ав-ав». Малыш следит за движением руки взрослого. Когда он поймет значение указательного жеста, в руки взрослого попадает средство привлекать его внимание к предметам, находящимся вдали. Например, гуляя с малышом по улице, мама захотела показать ему летящею птицу. При этом никаких словесных указаний («Посмотри вверх и немного вправо - птичка летит») он, разумеется, не поймет. А вот указательный жест он поймет легко и впервые в жизни откроет для себя, что птицу зовут птицей. После понимания указательных жестов родителей ребенок постепенно будет запоминать названия игрушек, мебели и т. д. А через некоторое время сам будет обращаться к взрослым с помощью указательных жестов и вспомогательных слов.

Слово обобщает. «Где огонек?» - спрашивают малыша, и он устремляет взор на настольную лампу. Но лампочка под абажуром для него не огонек, что-то другое. Поначалу слово для малыша выступает только как имя единичного, конкретного, этого предмета, с которым оно впервые связалось.

К пониманию обобщающей роли слова малыш еще должен прийти. Чтобы слово-название не оставалось для него именем единичного предмета, нужно показать ребенку одинаковые предметы («Это ложка. И это ложка. И это ложка»), предметы, различающиеся величиной, формой цветом (лежат два мячика, один большой, второй маленький; и про тот и про другой надо сказать: «Это мячик»).

Слово и действие. Речь взрослого должна управлять не только восприятием ребенка, но и действиями его. Вот почему так важно учить малыша понимать слова, которые обозначают движения, действия. Одевая или раздевая ребенка, взрослый помогает ему встать, сесть, лечь и говорит при этом: «Встань, вставай… Сядь… садись… Ложись…» Он усваивает эти слова и потом проделывает все это сам, когда взрослый к нему обращается с соответствующей просьбой. Когда малыш научится ходить, он должен одновременно научиться понимать слова «иди», «подойди», «стой»…

Родители учат ребенка движениям и действиям, который выполняются руками, - обязательно учат его одновременно и пониманию слов, которые эти действия обозначают («разожми кулачок», «дай», «положи», «отпусти»). Он должен протягивать ручку при слове «здравствуй», должен уметь помахать ручкой при прощании («До свидания!»).

Когда малыш научится выполнять по просьбе взрослого отдельные действия («возьми», «положи», «подними»), это создаст основу для того, чтобы с помощью слов строить более сложные действия: «Возьми мячик. Дай мне», «Возьми мишку. Положи на стул».

Первые осмысленные слова возникают к концу года. Возникают не вдруг - на богатой почве лепета, понимания слов, произнесения звуков, слогов и слов по подражанию.

Составляя для малыша его первые слова, взрослые используют, как уже было сказано, слоги, которые произносит сам малыш. Но, повторяя за взрослым эти слова (мама, папа, баба) малыш просто пристраивает один слог к другому. Слоги одинаковые, но не совсем - один ударный, другой безударный. Значит, чтобы получилось настоящее слово, надо «оформить» его ударением, тогда оно будет звучать как единое целое. Слыша произносимое взрослым слово, малыш и воспринимает его в целом, но на первый план при этом для него выступает ритм слова, который создается ударным слогом. Именно по этому в речи ребенка появляются слова, состоящие из одного ударного слова (ка - каша) или воспроизводящие ритм услышанного слова (тика, типа - птичка, птица).

Таким образом, во-первых, к концу первого года жизни ребенок владеет примерно 10 словами, И во-вторых, к концу года малыш понимает значительное количество слов и выражений: имена близких людей, названия игрушек, предметов, нарисованных на картинках, некоторых действий. Он сам произносит 10-12 слов.

Среди них могут быть звукоподражания (ав-ав, кс-с), так называемые облегченные слова, образцы которых дает ему взрослый (би-би - машина, бо-бо - больно).

2. Работа над словом

речь ребенок общение слово воспитатель родитель

Речь для общения

Раннее детство - исключительно важное время для развития речи ребенка. То, что упущено от года до трех, восполняется в дельнейшем с огромным трудом, а то и не восполняется вовсе. Второй и третий годы жизни являются особо чувствительными периодом в усвоении речи малышом.

Развитие речи побуждается развитием, усложнением общения взрослого с ребенком. Если с ребенком общаются мало, ограничиваясь лишь уходом за ним, если нет богатой, разнообразной совместной деятельности малыша и взрослого (которая требует большего и большего речевого общения), то такой ребенок резко отстает в речевом и в общем развитии. С другой стороны, нехватка речевого общения может наблюдаться и тогда, когда родители проявляют чрезмерную заботливость, пытаясь предупредить каждое желание малыша, не дожидаясь, пока он скажет, что ему надо.

Потребность ребенка в речевом общении с взрослым должна всячески взрослыми поддерживаться. Важную роль играет при этом воспитательная тактика родителей, которые должны побуждать ребенка внятно, по возможности ясно выражать словами свои желания - и только в этом случае исполнять их.

С другой стороны развитие речи невозможно без обогащения впечатлений малыша, без знакомства его с широким кругом предметов и явлений окружающего мира, без овладения действиями с вещами.

Наблюдая развитие речи малыша, родители выделяют в нем две линии: во-первых, совершенствуется понимание им речи взрослых людей; во-вторых, складывается его собственная активная речь.

На каждом шагу дети встречаются с тем, что взрослые выражают различное отношение к тем или иным явлениям и оценивают их определенными словами. Самые первые слова-оценки «хорошо» и «плохо» сопровождаются интонацией голоса, иногда мимикой и жестами, которые усиливают действия этих слов. Сначала дети подражают взрослым и высказываются лишь по поводу того, что им хорошо известно, что прочно вошло в их пока еще небольшой жизненный опыт, но постепенно они начинают расширять круг своих суждений. Бывает, и ошибаются. («Плохая бабушка! Зачем она коврик палкой бьет?»)

Особое значение имеет речь для освоения ребенком правил поведения. Ведь почти все требования взрослых выражены либо словом нельзя, либо, словом надо. Взрослые вводят и слово можно, и ребенок начинает пользоваться этим словом, чтобы попросить разрешения сделать что-нибудь.

Если ребенок на втором году не говорит или говорит мало, значительно меньше и невнятнее, чем его сверстники, это, естественно беспокоит взрослых. Однако не всегда подобные тревоги основательны. Темп развития речи у детей неодинаков. В этом отношении наблюдаются индивидуальные особенности.

Он заговорит несколько позднее. Но не без усилий со стороны взрослых. С таким ребенком надо больше заниматься, разговаривать, побуждать к произнесению слов, давать поручения, связанные с необходимостью что-то сказать, позвать кого-то.

Но порой задержка в развитии речи может иметь очень серьезную причину, требующую немедленного вмешательства. Иногда взрослым просто не приходит в голову, что малыш плохо слышит, так как он отзывается на свое имя, реагирует на музыку и другие громкие звуки. Если ребенок второго года не говорит, и имеются хотя бы малейшие подозрения на то, что он недостаточно хорошо слышит, необходимо срочно обратиться к врачу. Отставание в речи может быть и из-за промахов родителей. Один из них - с ребенком мало разговаривают. Другой - излишняя словоохотливость. Среди обилия непонятных, незнакомых слов ребенок не может уловить, что к чему относится.

Необходимо вводить новые слова так, чтобы ребенок мог понять их смысл. Нередко дети в силу подражательности, свойственной их возрасту, удивляют взрослых «знанием» таких выражений, которым их никто не учил. Вместе с тем те же дети могут не знать элементарных выражений, уже доступных их пониманию. Надо с самого начала приучить ребенка к тому, чтобы за словами и выражениями, которые он употребляет, стояло конкретное содержание.

Ребенок все понимает.

Как мы уже сказали, ребенок уже к концу первого года начинает понимать речь окружающих людей, но возможности его в этом отношении не следует переоценивать: понимание речи еще очень своеобразно - оно относится очень часто не к отдельным предметам и действиям, а к ситуации в целом.

Годовалый малыш по просьбе мамы показывает, где у него нос, глазки, ножки. Но вот об этом просят другие люди - и ребенок не отвечает на просьбу, он просто не понимает ее. Дело в том, что сигналом к действию служат пока не слова сами по себе, а жесты мамы, мимика, интонация.

Когда взрослый говорит малышу: «Дай ручку», он сопровождает свои слова соответствующим жестом. Ребенок улавливает связь этих слов из жеста, схватывает значение ситуации в целом, реагирует на нее.

Обычно после полутора лет ребенок начинает спрашивать о названиях предметов. Сначала он только показывает пальцем на какие-нибудь вещи и вопросительно смотрит на взрослого. Иногда он произносит при этом отдельные звуки. Затем к жесту присоединяются слова: «Это что?.. Это что?» Правда, вначале малыш интересуется не тем, как именно взрослый назовет предмет. Ему просто важно, чтобы ему ответили. Но, «сделав вывод», что с окружающими можно общаться при помощи речи, он довольно скоро начинает требовать не любого ответа, а ответа по существу.

На третьем году жизни в понимании речи взрослых малыш делает новые шаги. Важно то, что не только увеличивается количество понимаемых слов, но и само понимание становится качественно иным. Можно заметить: ребенок начинает прислушиваться к тому, о чем говорят между собой взрослые, ему нравится слушать сказки, стихи, рассказы.

Понимание ребенком речи взрослого достигает такого уровня, что малыш уже может слушать и понимать маленькие рассказы, содержание которых в известной мере ново для него. Причем это такие рассказы, которые ребенок слушает без иллюстрации, без помощи наглядности. Это очень важно - понимать речь саму по себе. Ведь главное преимущество речи состоит в том, чтобы тот, кто говорит, мог передать другому, слушающему, все, что он хочет передать, не пользуясь ничем, кроме речи, - ни жестами, ни картинками, ни игрушками.

Взрослым на данный период необходимо читать рассказы, с которыми они обращается к детям, небольшие, короткие. Краткость их, однако, состоит не в том, чтобы в небольшом количестве коротких предложений изложить какое-то понятное ребенку содержание. Краткость в самом содержании. Оно должно представлять собой последовательность нескольких простых событий, каждое из которых известно и понятно ребенку. И поэтому, когда взрослый рассказывает ребенку такие рассказы, он преследует цель научить ребенка воссоздавать в воображении ситуацию, о которой идет речь в рассказе. Следовательно, такой рассказ для ребенка - это, прежде всего, та же картина, которую он воспринимает не зрительно, а через речь. При этом взрослый непосредственно развивает речь ребенка, активизирует его активный словарный запас.

Что может сказать?

И хотя до полутора лет развитие собственной речи малыша происходит довольно медленно (в этот период он усваивает от 30-40 до 100 слов и употребляет их редко.), после полутора лет происходит резкий перелом. Вместе с требованием ребенка называть предметы можно отметить его попытки произносить слова, которые эти предметы обозначают. К концу второго года ребенок употребляет до 300, а к концу третьего года - до 1200 - 1500 слов.

Речь малыша на первых порах мало похожа на речь взрослого, ребенок употребляет слова, которыми взрослые обычно пользуются; такую речь называют автоматизированной. Откуда же берутся «автономные» слова?

Во-первых, сами взрослые специально придумывают их для детей. Из поколения в поколение передаются такие слова, как ам-ам, тпру, нака, бяка… Взрослые считают, что они более доступны детям.

Во-вторых, ребенок искажает в своей речи настоящие слова, произносимые взрослыми. Малыш еще недостаточно хорошо слышит слово, и у него еще не сложился в надлежащей мере аппарат произношения. Произнося слово, он невольно меняет звуковую форму. Молоко он произносит как «моко», голова - как «гова»… Обычно страдает середина слова. Ребенок воспроизводит ударный и первый слогиИ, наконец, ребенок сам придумывает «автономные» слова, часто шутя и играя.

Если взрослые требуют от ребенка четкого произношения слов, поправляют их, то «автономная» речь быстро исчезает. Но бывает, что окружающие умиляются «своеобразию» словотворчества ребенка и даже подражают ему. Тогда становление правильной речи идет с задержками.

Итак, в середине второго года жизни в развитии речи ребенка происходит важный сдвиг: малыш начинает использовать, накопленный к тому времени словарь в целях активного обращения к взрослому. Появляются первые простейшие предложения. Их характерная особенность в том, что слова, которые в них входят, употребляются в неизменной форме: «исё мако» (еще молока), «мама, бобо» (мама, больно). Предложения включают два слова; 3-4 словные предложения появляются позже, к двум годам.

Пусть такая речь несовершенна по форме, по грамматической структуре. Но она сразу значительно расширяет возможности речевого общения взрослого и ребенка. А это, в свою очередь приводит к тому, что словарь малыша значительно обогащается. Ведь он уже хорошо подражает речи взрослого, услышанным словам, хорошо понимает обращенную к нему речь и может комбинировать в предложении вновь усвоенные слова со словами, усвоенными ранее.

Но главное событие в развитии речи в этот период (к концу второго года) заключается не в количественном росте словаря, а в том, что слова, которые ребенок использует в своих предложениях (теперь уже зачастую в 3-4-словных), приобретают соответствующею грамматическую форму: «девочка села», «девочка сидит».

С этого времени начинается один из важнейших этапов овладения родным языком - овладения его грамматической структурой. Усвоение грамматики происходит интенсивно, и основные грамматические закономерности ребенок усваивает примерно к трем годам. Так, к этому времени в своей речи он употребляет все падежные формы, формы глаголов, сложные предложения с союзами. («Во сне видела, что волк укусил мне руку»).

К трем годам в словарь ребенка входят все части речи, служебные слова, междометия.

Что же способствует развитию речи ребенку? Детям третьего года жизни можно и нужно давать специальные речевые задания. Более простые из них - это задания повторить слова или произнести какой-нибудь отдельный звук, когда взрослый учит произносить слово правильно. Более сложные - когда ребенка просят, например: «Пойди к бабушке и скажи ей: «Бабушка, дай мне, пожалуйста, мою шапочку».

Почему такие задания полезны для развития речи? Во-первых, потому, что взрослый дает ребенку образец речи, и не просто образец правильного построения фразы, а пример использования речи в конкретных условиях общения. Можно даже сказать, что подобные задания не только способствуют формированию грамотной, лексической правильности речи, но и воспитывает культуру речевого общения. Во-вторых, эти задания полезны потому, что ребенок учится сознательно, осознано строить свою речь, пусть в элементарной форме, осознавать то, как говорят другие, как говорит он сам.

Речевые задания с уже определенной формой высказывания уместны в общении с детьми до двух лет. Более старшим детям можно давать задания в более общей форме: «Подойди к бабушке и попроси ее дать твою шапочку», «Попроси у бабушки свою шапочку».

Речевые задания могут даваться и для того, чтобы ребенок обратился к взрослому, и для того, чтобы он обратился к другому ребенку, к нескольким детям. Тем самым активизируется речевое общение между детьми.

Речевые задания хорошо помогают обучать детей задавать вопросы: «Где?», «Какой?», «Куда?» и т. д., употребляя сложные предложения. Например, ребенку предлагается спросить у взрослого (или у другого ребенка): «Спроси у Натальи Петровны, куда она положила свою книжку, игрушку». Ребенок может задать вопрос различными способами («Куда вы положили новую книжку, игрушку», «Вера Ивановна спрашивает, где новая книжка, игрушка» и т. д.), и это будут или вопросы, или сложные предложения с союзными словами «куда», «где» и т. п.

Важная роль таких речевых заданий и устных рассказов в развитии речи малышей вовсе не означает, что рассматривание с детьми предметов, игрушек, картинок и чтение им книжек с иллюстрациями имеют второстепенное значение. Уже детям второго года жизни можно показывать не только предметные картинки, т. е. с изображением отдельных людей, животных, предметов, но и картинки сюжетные, на которых изображено какое-нибудь событие. На третьем году жизни возможности детей в рассмотрении картинок увеличиваются, однако дети не представляются самим себе - руководить рассмотрением должен взрослый. Он объясняет смысл изображенного, раскрывает последовательность действий, задает детям вопросы…

Предметная картинка, кажется, очень простой: нарисована кукла, зайка, собака, флажок, мячик… Казалось бы, не очень много можно извлечь из такой картинки для того, чтобы развить речь ребенка. Он вспомнит, как называется то, что изображено на картинке, назовет. Это, конечно, важно. И если изображен новый, незнакомый малышу предмет, он познакомится с ним и усвоит новое слово. Это тоже важно, но на картинке нельзя изобразить предмет вообще: собаку вообще, мячик вообще. Мячики бывают разноцветные. Собаки тоже разные: с большими висящими ушами, собаки лохматый… На все детали изображения можно обращать внимание ребенка и задавать соответствующие вопросы.

Мячик можно нарисовать один, чтобы не было на картинке ничего дурного. И тогда это будет просто мячик, который нигде, вроде, не лежит, не прыгает, не катится - ничего не делает. А вот ничего не делающую собаку нарисовать не возможно. Поэтому, показывая ребенку такую картинку, можно спрашивать и о названии того, что изображено, и задавать вопрос: «Что делает?».

Особенно разнообразными могут быть вопросы, если на картинке изображен человек. Так рассматривая картинку, на которой нарисована девочка, и отвечая на вопросы, ребенок называет предметы одежды девочки, цвет платья, ботиночек и т. д. До середины третьего года у детей нередки пропуски предлогов, и ответы на вопросы «Где сидит?», «Где лежит?» способствуют закреплению использования предлогов в речи, и не только в отношении преодоления пропусков, но и в отношении правильности употребления.

Предметные картинки, на которых изображены именно предметы, а не живые существа, годятся не только для того, чтобы обогащать речь детей словами, обозначающими предметы их свойства и качества. Взрослый показывает малышу картинку (синий мячик) и спрашивает: «Что это?» Едва ли малыш ответит: «Синий мяч». Скорее он скажет: «Это мячик» или просто «Мячик». Следующий вопрос взрослого: «Какой? Какого цвета?» Ответ: «Синий».

А затем наступает важный момент: изолированные реплики ребенка нужно соединить вместе, чтобы дать ему образец более полного ответа. Используя эти приемы, мы обогащаем речь ребенка. Наглядность, непосредственное ознакомление детей с предметами и явлениями окружающего мира, с происходящим вокруг событиями остаются прочной основа обогащения знаний и представлений детей. Без такого обогащения, связанного с усвоением новых слов, которые закрепляют, сохраняют в памяти эти знания и представления, ребенку просто не о чем будет рассказывать. Не существует речи без смысла, без мысли, а истоки мысли - в непосредственном, чувственном познании окружающего мира, в восприятии, ощущениях.

Слово в речи ребенка.

К полутора годам малыш обычно произносит все гласные звуки (хотя не всегда четко), ему доступны многие согласные звуки (м, п, б, к, г, т, д. в, ф, ), а также звук j. Многие из согласных звуков произносят смягченно (дяй вместо дай). Отчетливость произнесения звуков во многом зависит от их места в слове, так, если слово состоит из двух открытых слогов (после согласного идет гласный: мама, Вова, Катя), то малыш произносит его правильно. Если же слово состоит из трех и более слогов, то ребенок часто заменяет одни звуки другими, пропускает звуки и слоги (вместо машина - паина, вместо велосипед - апипед). Пропускается звук и в том случае, когда два согласных стоят рядом), орой произносится как тоой, коёй, дверь - как вей).

Знакомя малыша с новыми словами, необходимо обращать внимание на твердость произнесения согласных звуков. Для этого полезно использовать звукоподражательные слова. Показывая игрушечного гуся, взрослый говорит ребенку: «Это гусь. Он кричит: га-га-га! А теперь ты скажи, как кричит гусь». Если малыш будет ошибаться и произносит звук г мягкого (гя-гя-гя), родители поправляют его.

Общая смягченность речи характерна и для третьего года жизни. Многие звуки еще отсутствуют и заменяются более легкими для произнесения, так, шипящие звуки (ш, ж, ч, щ) нередко заменяются мягкими свистящими звуками: сяпки (шапка), зюк (жук), сенок (щенок) иногда вместо звука ч ребенок может произнести звук ть: тясы (часы). Твердые свистящие заменяются мягкими (сянки вместо санки), согласные р, рь, л отсутствуют или заменяются звуками ль, й: ыба (рыба), гия (гиря), двель (дверь)… 

 Внимание к правильному формированию звуковой стороны речи должно быть не меньше, чем внимание к содержательной ее стороне. Родитель обращает внимание на то, как правильно произносятся слова, требуют от него выговаривания слова и фразы четко, внятно.

Конечно, несовершенства речи (на 4-6-м году), вследствие, как правило, постепенно исчезают сами собой, по мере того, как ребенок, постоянно слыша правильную речь взрослых, прилаживается к ней, овладевает правильной артикуляцией. Однако малышу нужно помогать в этом, используя звукоподражание, показывая рисунки предметов, в названиях которых есть тот или иной звук, непроизносимый или неправильно произносимый ребенком. Так, можно попросить малыша изобразить жужжание жука (ж-ж-ж), шум деревьев (ш-ш-ш) и т. п.

Когда детям читают народные песенки, потешки, когда разучивают их с ними, то, разумеется, это, прежде всего, важно для ознакомления детей с художественным словом. Но вместе с тем это способствует усвоению правильного звукопроизношения. Многие из потешек и песенок, наверное, и создавались для того, чтобы дать малышу возможность «поиграть» звуками.

Ночь прошла,

Темноту увела.

Замолчал сверчок,

Запел петушок.

Полежала немножко,

Распахнула окошко.

Здравствуй, солнышко,

Колоколнышко!

Чики-чики, чикалочки,

Едет Ваня на палочке,

А Дуня в тележке

Щелкает орешки.

Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду!

Сидит ворон на дубу,

Он играет во трубу -

Во серебряную.

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Важно, чтобы взрослые, разговаривая с маленьким ребенком, следили за и четкостью, и ясностью своей речи, за ее темпом произношения.

Звуки речи.

По мимо разучивания произведений детской литературы, для восприятия у ребенка звуковой культуры речи важно проводить упражнения, особое внимание, уделяя, естественно, произношению звуков, которые ребенок не выговаривает. К 5 годам ребенок может правильно произносить все звуки.

С малышом этого возраста родители проводят упражнения по звуковому анализу слова, - это очень важно для последующего усвоения грамоты. Детям читают потешку, стихотворение, где только раз повторяется звук, вызывающий трудности в произношении. Сначала ребенок повторяет текст за взрослым, а затем называет звук, который чаще всего повторяется.

Приведенный пример занятия, цель которого - помочь выработать у ребенка правильное произношение звука ш, развить речевой слух.

Работа над звуковой культурой ребенка не ограничивается только работой над произношением. Так как важны и такие элементы звуковой культуры, как дикция, темп, умение регулировать силу голоса, интонационная выразительность речи.

Для развития интонационной выразительности речи проводят с ребенком игры с пением и стихами («Гуси - гуси» - народная игра, где ребенок упражняется в диалогической речи, «Теремок»).

От пяти до семи

В дошкольном возрасте ребенок усваивает разговорную форму речи, а так же устную речь. К 6-7 годам его речь развита уже хорошо.

Дефекты произношения нескольких групп звуков (шипящих и свистящих, например) встречаются, но редко. Однако бывают случаи, когда дети неправильно произносят отдельные звуки: к, л, ш, ж. Это обусловлено недостаточной подвижностью мышц артикуляционного аппарата, особенностями его строения (неправильное строение зубов, широкий, малоподвижный язык, короткая подъязычная уздечка и др.), а также неправильное произношение звуков окружающими.

В этих случаях, не надеясь, что неправильное произношение устраниться само по себе, взрослые обращаются к специалисту-логопеду.

Но и в том случае, если в речи ребенка нет нарушений произношения звуков и слов, звуковой культуре речи родитель по-прежнему следят за ней. Именно теперь большое значение приобретает работа над темпом речи, дикцией и интонационной выразительностью.

Большой материал дадут произведения так называемых малых форм фольклора: потешки, скороговорки, пословицы, поговорки.

Сначала взрослый четко и выразительно произносит скороговорку (например: «Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят»), ребенок ее повторяет. Для упражнения в изменении силы голоса скороговорка произносится громко - тише - шепотом или шепотом - громче - громче. Для развития темпа речи скороговорка произносится быстро - умеренно - замедленно (и наоборот).

Чтобы дети усваивали различные интонации (повествование, вопрос, восклицание), можно проводить различные упражнения с изменением смыслового ударения на разных словах.

Взрослый предлагает ребенку ответить на его вопрос, но так, чтобы голосом выделить нужное слово.

- Ты куда завтра идешь?

- Я завтра иду в кино.

- Ты когда идешь в кино?

- Я завтра иду в кино.

Кто идет завтра в кино?

Я завтра иду в кино.

Это задание дети выполняют, опираясь на личный опыт. Веди в жизни детей очень часто возникает необходимость выразить просьбу, удивление, радость или отрицательное отношение.

Дети старшего дошкольного возраста могут уже не подражать интонациям взрослого - они сознательно выражают свои чувства при чтений стихотворений, самостоятельно, по-своему передают радость, печаль, удивление и спокойное повествование.

Взрослый должен ставить перед ребенком задачу, чтобы он знал, чем учиться. Эта задача должна быть четкой и доступной пониманию ребенка. Например, задание «запомни стихотворение, прочитай его правильно, красиво» побуждает ребенка не только запомнить текст стихотворения, но и добиться, чтобы оно звучало выразительно.

Что касается грамматической правильности речи, то морфологические ошибки едва ли не самые распространенные в этом возрасте. Упражнения, в которых ребенок сам осознает правильность той формы, которую он употребляет. Например, показывается картинка с изображением одного лисенка (медвежонка, щенка или детенышей животных). Ребенок говорит лисенок (лисята), затем четыре лисенка. Про последнюю картинку можно сказать много лисят.

Глава 2. Влияние воспитателя на речь ребенка

1. Речь воспитателя

Учить детей следует на лучших образцах родного языка. Дети дошкольного возраста, подражая окружающим, перенимают не только все тонкости правильного произношения фраз, но также и те несовершенства речи, которые встречаются у взрослых. От культуры речи воспитателя зависит культура речи детей.

Речь воспитателя, которая находиться постоянно в поле зрения малышей, в общении сними, является основным источником, из которого дети понимают образец родного языка, культурной речи, поэтому она должна быть не только правильной, с ясным и отчетливым произнесением всех звуков родного языка, но, и выдержана в определенном темпе, громкости, должна быть интонировано выразительной, правильно оформленной грамматически, связной, доступной для понимания, с правильным и точным использованием словесных обозначений.

Педагог должен самокритично относится к собственной речи и при наличии недочетов в ней стремиться к их усилению.

Чувства ребенка развиваются в процессе усвоения им языка тех произведений, с которыми знакомит его воспитатель. Художественное слово помогает ребенку понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его этические (нравственные) представления.

Знакомство с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества - потешек, песен, затем он слушает народные сказки, тот же метод мы видели и при работе родителей с ребенком. Глубокая человечность, предельно точная моральная нравственность, живой юмор, образность языка - особенности этих фольклорных произведений - миниатюр. Наконец, ребятам читают авторские сказки, стихи, рассказы, доступные им.

Путешествие в мир сказки развивает воображение, фантазию детей, пробуждает их к самосочинительству.

И эстетические, и особенно нравственные представления дети должны вынести именно из художественных произведений, а не из нравоучительных рассуждений воспитателей по поводу прочитанных произведений, подготовленных выспрашиваний по вопросам.

2. Уголок книги

В каждой возрастной группе детского сада устраиваются своеобразные информационный центры - уголки книги. На специальных легких и красивых витринах, на полочках или шкафчиках выстраиваются книги как рекомендованные детям данного возраста «Программой воспитания в детском саду», так и те, которые по своей тематике и доступности близки к ним. Как правило, книги эти богато иллюстрированы и должны быть в хорошем состоянии.

Начиная со средней группы, проводятся короткие, но содержательные беседы о книгах, о писателях. В ходе этих бесед выясняются, какие книги любимы детьми, а позже - и почему им нравится та или иная книга.

3. Работа воспитателя с ребенком над формированием речи

Беседы.

Разговор и беседы - в сущности два почти тождественных проявления одного и того же процесса: речевого общения людей. Беседы - один из ценнейший приемов развития детей. Беседа выявляет, как велика у детей потребность выражать свои мысли, как разъясняется их язык. Беседовать можно начинать уже с трех, - четырехлетними детьми, если они владеют речью в должной для их возраста мере.

С такими маленькими детьми беседы должны проводиться по возможности индивидуально, при наличии того предмета, явления, которым беседа вызвана. Беседа ни в коем случае не должна преследовать цели словесного насаждения в головы детей знаний. Ее цель - систематизировать и закреплять живым словом знания, приобретенные опытным путем, непосредственно связанные с восприятиями детей и их живыми впечатлениями.

Чтобы беседы носили оживленный характер и достигали наибольшего (в смысле развития мыслительной способности детей и их речи), надо стремиться извлекать самостоятельную мысль детей, личное их отношение к предмету. Умение спрашивать - дело нелегкое, но еще труднее приучать детей к свободной речи, к расспрашиванию в пределах того материала, который беседа охватывает.

Методические приемы при руководстве беседой сводятся к следующему:

1. Не надо давать детям уклоняться от главной темы.

2. Неуклонно вести к конечным выводам.

3. Не прерывать детей без безусловной необходимости. Относить замечания и поправки к концу.

4. Не требовать полных ответов. Беседа должна вестись естественно и непринужденно. Краткий ответ, раз он логически и грамматически верен, может быть убедительнее распространенного.

5. Не злоупотреблять вопросами. Обходиться без них, если возможно достигнуть той же цели путем краткого указания, напоминания.

6. Побуждать детей к вопросам.

7. Привлекать к оценке высказываемых мыслей и их словесного изложения всех детей.

8. Вызывать соревнования высказываться ясно и изысканно.

9. Беседы ведутся индивидуально и коллективно. Начиная со среднего дошкольного возраста, коллективные беседы в детском саду преобладают; место, им отводимое, последовательно расширяется, осложняется их содержание.

10. Беседа, обусловленная содержанием педагогической работы, заносится в план.

Рассказывание.

Рассказу должно быть отведено большое место в развитии детей. Задача рассказа - доставлять радость и этим путем развивать ум, чувства и речь ребенка. Искусство рассказывания дело нелегкое. Оно является иногда прирожденным даром, и дар этот присущ обыкновенно людям, способным глубоко, по-детски чувствовать и грезить.

Что же рассказывать детям? Все, что доступно их возрасту и пониманию: сказка, повесть, событие из жизни человека, животных растений, проявления бьющей кругом жизни, многое, с чем они встречаются потом в книге, - все это должно пройти на заре их жизни перед их сознанием в виде яркого, образного рассказа.

К методике проведения рассказывания нельзя предъявлять строгих, непоколебимых требований. Рассказчик должен руководствоваться заинтересованностью детей. Содержание рассказа определяется педагогическим процессом и требованием подвижной, меняющейся жизни. При планировании занятий отмечаются и часы рассказа, но часто рассказ рождается и по непредвиденному поводу, а потому ответить на вопрос, как часто можно рассказывать детям, трудно. Ответ подскажут сами дети и разум педагога.

Обстановка при рассказе, как и при беседе, должна быть естественная, непринужденная. Дети усаживаются, как хотят, соблюдая общие интересы и правила приличия.

Все пока сказанное относилось к рассказыванию детям, но рассказывать должны и сами дети.

Рассказывая, дети должны обращаться не к одному педагогу, а ко всем товарищам. При этом им надо прививать соответствующие культурные навыки: как вставать, выйти, повернуться лицом к товарищам, следить за своей позой.

Во время выступления перебивать детей можно только в случае крайней необходимости. Если изложение хоть сколько-нибудь гладко, надо дать высказаться до конца даже в том случае, если ребенок сделал пропуск. Надо всеми мерами стараться, чтобы работа была общей, чтобы в ней были заинтересованы все.

Рассказы, придуманные детьми, вскрывают запас их представлений, направленность интересов и уровень из речевых умений.

При каждой работе следует давать детям время для обдумывания, никогда ничего не требовать сразу.

Рассказы по картинкам. Картинки - материал, исключительно приспособленный к тому, чтобы стимулировать к составлению рассказов. Рассказывание детям по картинкам - один из наиболее целесообразных приемов по слушанию речи. Чем больше рассказывать детям по картинкам, тем быстрее они встанут на путь составления рассказов.

Составлять рассказы по картинке дети должны не только индивидуально, но и коллективно. Вначале в таком занятии участвует сам педагог: он его ведет, не дает детям уклоняться от темы, путем наводящих вопросов помогает им тему развивать, освещать ее наиболее существенные стороны.

Чтение.

Живой рассказ должен предпочитаться чтению по книге, но на определенной ступени художественное чтение отходит от рассказа и выступает как фактор громадного значения в деле постижения живой русской речи. Выразительное художественное чтение доводит до сознания детей все неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что дети начинают активно пользоваться этим богатством.

Письма.

Письма играют существенную роль в жизни человека, и детей надо упражнять с ранних лет в этой форме изложения собственных мыслей. Это прекрасный путь к развитию их языка.

Но писать письма могут только дети, в соответствующей степени овладевшие процессом письма. Дошкольники на это еще не способны. Тем не менее, подготовка к овладению письма, использование его как ценного приема по развитию речи детей могли и должны иметь место уже в дошкольном возрасте.

Заучивание стихотворений.

Наравне со сказкой и рассказом как фактор развития речи детей должно быть поставлено художественное стихотворение. Стихотворение имеет то громадное преимущество, что оно действует на душу ребенка силой и обаянием ритма.

Хорошее стихотворение - та же музыка. Самые маленькие дети легко постигают его ритм, способны наслаждаться созвучием его строф, красотой построения.

Чем меньше ребенок, тем определеннее должен быть ритм стихотворения, тем проще те художественные образы, которые в нем воплощаются, и нельзя не удивляться той легкости, с котой такие стихотворения детьми запоминаются.

Требования, которые предъявляются к стихам для маленьких:

1. простота и четкость ритма.

2. краткость самого стишка и отдельных строк.

3. простота и ясность знакомых детям образов

4. отсутствие описательного и созерцательного моментов при ярко выраженной действительности.

Итак, взаимодействие с взрослым, общение с ним очень влияют на познавательную активность ребенка, дают значимый дополнительный импульс к его деятельности. Воспитатель оказывает развивающее и закрепляющее влияние в речевой деятельности. Ребенок общается с воспитателем и на занятиях, где непосредственно получает знания о родном языке, о культуре общения, так и на прогулке, во время игры, в беседе с взрослым, где приобретаются навыки разговорной речи.

Предлагаем  вашему вниманию игры на развитие речи  для  детей 6-7 лет

"Два приятеля"

Цель: развитие словаря синонимов.

Придумай слова - приятели к данным словам: крошечный - (маленький), смелый - (храбрый), прекрасный - (красивый).

"Семейная олимпиада"

Цель: уточнение синтагматических связей прилагательного и существительного, развитие словаря признаков.

В эту игру интереснее играть всей семьёй, а соревновательный азарт будет способствовать интересу у ребёнка к таким играм.

Загадываем любое слово, обозначающее предмет. Каждый из играющих должен подобрать к нему как можно больше слов-признаков, отвечающих на вопросы "какой?", "какая?", "какое?", "какие?". Например: трава (какая она?) - зеленая, мягкая, изумрудная, шелковистая, высокая, густая, скользкая, сухая, болотная …  Побеждает тот, кто назовет последним слово-признак.

"Два брата"

Цель: развитие словообразования при помощи суффиксов -ИЩ-, -ИК-.

Для этой игры нам понадобятся картинки двух разных человечков.

Предлагаем ребёнку послушать историю о двух братьях.

Жили-были два брата. Одного звали Ик, он был низкого роста и худенький. А другого звали Ищ, он был толстый и высокий. У каждого из братьев было своё жилище. У Ика был маленький домик, а у Ища - большой домище. У Ика был носик, а у Ища - носище. У Ика были пальчики, а у Ища - пальчища.

Предлагаем ребёнку подумать, что могло бы быть у каждого из братьев в их облике, доме. Если ребёнок затрудняется, можно продолжить дальше, называя предмет только одного из братьев.

Глазик - глазище;  ротик - ротище; зубик - зубище;  котик - котище; кустик - кустище; шарфик - шарфище;  ножик - ножище; коврик - коврище;  слоник - слонище.

"Назови ласково"

Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным, образование уменьшительных форм прилагательных.

Мы сегодня будем играть в ласковые слова. Послушай, как красиво звучит:

Цветок красный, а цветочек красненький.

Далее мы произносим только часть фразы, а ребёнок ее заканчивает.

Яблоко сладкое, а яблочко … (сладенькое).

Чашка синяя, а чашечка … (синенькая).

Груша жёлтая, а грушка … (желтенькая).

Ведро синее, а ведерко … (синенькое).

Солнце теплое, а солнышко … (тепленькое).

Цыпленок пушистый, а цыпленочек … (пушистенький).

Дом низкий, а домик … (низенький).

Морковь вкусная, а морковочка … (вкусненькая).

"Найди по цвету"

Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным в роде и числе.

Для этой игры нам понадобятся картинки с изображением предметов разного цвета.

Называем цвет, употребляя прилагательное в определенной форме (род, число), а ребёнок находит предметы данного цвета, которые подходят к этой форме прилагательного. Например:  Красное - яблоко, кресло, платье; желтая - репа, краска, сумка;  синий - василек, баклажан, карандаш.

"Выбери правильное слово"

Цель: развитие мышления, речевого внимания.

Из предложенных слов, обозначающих признаки предмета, предлагаем ребёнку выбрать одно, наиболее подходящее по смыслу.

Подумай и скажи, какое слово подходит больше других?

Весной дует … (жаркий, теплый, знойный) ветер.

На лугу распустились … (зеленые, синие, красные) маки.

Мама взяла в лес … (сумку, пакет, корзинку).

Дед Мороз приходит в гости …(осенью, весной, зимой).

Собака живет… (в лесу, в конуре, в берлоге).

Поезд едет по…(дороге, воде, рельсам).

"Найди картинку"

Цель: развитие анализа и синтеза.

Нам понадобятся картинки с изображением различных видов транспорта.

Посмотри на картинки и назови ту, о которой можно рассказать, используя слова:

аэропорт, небо, пилот, стюардесса, крылья, иллюминатор;

рельсы, купе, вокзал, вагон, проводник, перрон;

причал, море, капитан, палуба, моряк, берег;

шоссе, кондуктор, водитель, остановка;

эскалатор, турникет, платформа, поезд, станция, машинист.

"Скажи наоборот"

Цель: расширение словаря антонимов.

Для этой игры нам понадобится мяч.

Сейчас мы превратимся с тобой в упрямцев, которые делают всё наоборот. Я бросаю тебя мяч и называю слово, а ты говоришь наоборот. Например: темно, а наоборот - светло.

Бросаем мяч ребёнку и произносим слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по значению.

ДРУГ - ВРАГ, ДЕНЬ - НОЧЬ, РАДОСТЬ -ГРУСТЬ (ПЕЧАЛЬ) , ЗЛО -ДОБРО ,ПРАВДА - ЛОЖЬ,   ТЯЖЕЛО - ЛЕГКО,   МОЖНО - НЕЛЬЗЯ , ТРУДНО -ЛЕГКО,  ГОВОРИТЬ -МОЛЧАТЬ , ПОКУПАТЬ - ПРОДАВАТЬ, ПОДНИМАТЬ -ОПУСКАТЬ , БРОСАТЬ -ПОДНИМАТЬ ,ПРЯТАТЬ-ИСКАТЬ, ЗАЖИГАТЬ -ТУШИТЬ.

УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

«История детства». 

Наверняка ваш малыш просит рассказать ему различные смешные и страшные случаи из вашего детства. Договоритесь с ним о честном взаимообмене историями. Ведь биография вашего ребенка уже имеет свои яркие страницы. Пусть он вспомнит и поделится с вами прошлыми переживаниями. Задавайте наводящие вопросы, уточняйте детали для того, чтобы история получилась живой, насыщенной эмоциями.

«Репортаж с места событий». 

Если вам удалось побывать в зоопарке, кукольном театре или цирке, и вам хочется рассказать об этом событии родственникам и друзьям, сделайте «отчет о проделанной работе». Для выполнения этого замысла вам понадобится ватман, фломастеры, фотографии с места событий, слушатели и рассказчик. Наклейте фотографии на ватман, сделайте интересные надписи под снимками. А рассказчик (ребенок) пусть возьмет в руки карандаш, указывает на фото и комментирует их «с чувством, с толком, с расстановкой».

«Домашний журналист».

 Расскажите ребенку о профессии журналиста: он пишет статьи, репортажи, ездит по миру, выступает на телевидении и, конечно, берет интервью. Предложите малышу взять интервью у родственников: папы, сестренки, бабушки, тети. Для выполнения этого задания соорудите микрофон (им может быть микрофон от караоке, щетка для волос или палка, обмотанная шарфиком). Затем помогите «журналисту» составить перечень вопросов индивидуально для каждой домашней «знаменитости». Не забудьте также о речевом этикете: «спасибо», «пожалуйста», «извините за нескромный вопрос» и т. д. Ничего, что вопросы перепутаются, и юный журналист забудет, что хотел спросить. Как знать, быть может, эти скромные интервью останутся в анналах истории вашего рода.

"Похожие слова"

Цель: расширение словаря синонимов, развитие умения определять схожие по смыслу слова.

Называем ребёнку ряд слов, и просим определить, какие два из них похожи по смыслу и почему. Объясняем ребёнку, что похожие слова - это слова-приятели. А называют их так, потому что они похожи по смыслу.

Приятель - друг - враг; грусть - радость - печаль;  еда - очистки - пища; труд - завод - работа;

танец - пляска - песня; бежать - мчаться - идти; думать - хотеть - размышлять; бежать - мчаться - идти; слушать - глядеть - смотреть; трусливый - тихий – пугливый; бестолковый - маленький - глупый;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карта речевого развития ребёнка с множественными нарушениями

Определение уровня речевого развития детей с умственной отсталостью и сочетанными нарушениями, проживающих в детских домах-интернатах. Один из разделов карты индивидуального сопровождения ребёнка....

Влияние заучивания стихотворений на интеллектуальное и речевое развитие ребёнка

Заучивание стихов – это своеобразная, и очень  интенсивная, полезная гимнастика для мозга, развивающая память, внимание. Заучивание стихотворений активизирует и стимулирует сразу несколько важны...

Влияние классической музыки на развитие ребёнка

В своей методической разработке я подчеркнула значение влияния классической музыки на эмоциональное, духовное и интеллектуальное развитие ребёнка....

речевое развитие ребёнка 4 лет

Уважаемые родители, если Вы хотите узнать соответствует ли речевое развитие вашего ребёнка возрастной норме, ...

Речевое развитие ребёнка в норме

Учитель-логопед Весельева Л.Н. Речевое развитие ребёнка в норме  Для нормального формирования речи необходима определенная зрелость коры головного мозга и органов чувств ребенка (слуха, зрен...

Влияние соски на речевое развитие ребёнка.

В этой статье родители узнают о негативном влиянии соски-пустышки на речевое развитие ребёнка....