Влияние соски на речевое развитие ребёнка.
консультация на тему

Баранова Евгения Петровна

В этой статье родители узнают о негативном влиянии соски-пустышки на речевое развитие ребёнка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Влияние соски-пустышки на речевое развитие ребенка.

   Нужна ли соска–пустышка? Соска нужна, прежде всего, РОДИТЕЛЯМ. Ведь не секрет, что для них соска чуть ли не самый быстрый способ утешить ребенка. Благодаря соске,  можно хоть немного выкроить время для себя.                                                  У ребенка, потребность сосать, является инстинктивным рефлексом в первый период жизни.

   Соска тормозит речевое и интеллектуальное развитие малыша. Вы видели личико малютки, сосущего соску? Да, оно забавно и трогательно. Но при этом его выражение  абсолютно безучастное и отрешенное. Монотонное сосание пустышки погружает малютку, в своего рода, транс. Кроха не вслушивается в слова, не интересуется окружающим миром, все его познавательные и умственные процессы заторможены. Усилия ребёнка направлены только на сосательный процесс, он доминирует!                              

   У детей, погруженных первый год своей жизни в сосочный «анабиоз»,   впоследствии довольно часто отмечается ЗАДЕРЖКА ПСИХО-РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ. Ведь, если на начальной стадии развития ребёнок не добирает информацию (зрительную, звуковую, кинестетическую и проч.), то это, в купе с различными заболеваниями, и препятствует появлению первых слов, затормаживает развитие основных психических процессов.

   Когда ребенок плачет — он выдает эмоции. Если ты постоянно закрываешь ему рот соской, он эти эмоции оставляет при себе. Это негативно сказывается на психическом развитии малыша.

Использование соски-пустышки облегчает путь для инфекций. По статистике, сосание соски почти на 50% повышает риск ушных и ротовых инфекций у младенцев.

    Если после двух лет ребенок не перестает сосать, это влияет на развитие речи при произношении звуков в словах, упрощении или искажении их.

   Ребенку проще сосать соску, и показывать пальцем маме, что он хочет, чем пробовать объяснить на словах.

   Привязанность к соске влияет на анатомию рта, челюсти и зубов, а грудное вскармливание развивает координированное дыхание, глотание и артикуляцию речи.

   Действительно, пустышка с повторяющимися сосательными движениями не дает нормально формироваться подвижности органов речи, а также замедляет речевое развитие даже у здорового ребенка и негативно отражается на его общем развитии. Соска способствует обязательному появлению дефектов произношения.

   У большинства детей при рождении нижняя челюсть несколько меньше верхней.    Примерно до 6 месяцев их размеры выравниваются. Этому способствует активное сосание, при котором нижняя челюсть выдвигается вперед. Правильное формирование нижней челюсти обеспечивает кормление грудью.

    Во время кормления ребенок должен трудиться, вследствие чего и извлекаются челюсти. В противном случае формируется ненужный размер челюсти, что приводит к массе неудобств и патологий. Из-за длительного сосания сосок, нарушается строение ротовой полости: деформируется нёбо, зубы начинают расти вкривь и вкось, формируется неправильный прикус. И не только на стадии молочного прикуса. При сосании пустышек зачатки постоянных зубов тоже смещаются.

   «Сосочные» дети, - постоянные клиенты врачей - ортодонтов. Для исправления неправильного прикуса, ребёнку приходится несколько месяцев (а иногда и лет), ходить с металлическими крючками и пластинами во рту. Помимо чисто физического дискомфорта, ребёнок испытывает неловкость в общении со сверстниками, у него возникает масса комплексов по поводу своей внешности.

   Стоит отметить, что механизм сосания груди и соски разный. Если при кормлении грудью ребенок языком выжимает молоко, то посасывая молоко через соску — она работает только губами и деснами.

   Сосание грудного молока стимулирует к развитию артикуляции звуков: [б], [п], [в], [ф], [ч], [д '], [н']. Акт глотания способствует развитию артикуляции звуков: [е], [и], [и], [г], [х].  Позже пища с ложечки способствует подготовке произношения звуков: [с], [с], [ц], [ш], [ж], [ч], [йи], [р], [л].

   С соской во рту, малыш не гулит, не лепечет, его артикуляционный аппарат не тренируется! Мышцы языка и губ выполняют однообразную, монотонную работу, совсем не способствующую их укреплению. Впоследствии, ребёнок – «сосочник» долго не сможет произвольно растянуть губы в улыбке. А это так необходимо для произнесения звуков [С], [З], [Ц], [Л], [Р]! Из-за неправильного положения губ, слова с этими звуками будут звучать искажённо. Кроме этого, язык, привыкнув находиться во время сосания пустышки между зубами, останется там и при произнесении слов. Большинство звуков приобретёт межзубное звучание, которое в народе называют «шепелявым». И это ещё не всё. Язык, долгое время пролежавшей под соской, на дне ротовой полости, скорей всего не сможет подняться вверх, к нёбу. Значит, возникнут трудности со звуками, так называемого, верхнего подъёма: [Ш], [Ж], [Щ], [Ч], [Л], [Р]. Приведённые примеры, - далеко не полный перечень речевых проблем, спровоцированных соской.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карта речевого развития ребёнка с множественными нарушениями

Определение уровня речевого развития детей с умственной отсталостью и сочетанными нарушениями, проживающих в детских домах-интернатах. Один из разделов карты индивидуального сопровождения ребёнка....

Влияние заучивания стихотворений на интеллектуальное и речевое развитие ребёнка

Заучивание стихов – это своеобразная, и очень  интенсивная, полезная гимнастика для мозга, развивающая память, внимание. Заучивание стихотворений активизирует и стимулирует сразу несколько важны...

Влияние классической музыки на развитие ребёнка

В своей методической разработке я подчеркнула значение влияния классической музыки на эмоциональное, духовное и интеллектуальное развитие ребёнка....

речевое развитие ребёнка 4 лет

Уважаемые родители, если Вы хотите узнать соответствует ли речевое развитие вашего ребёнка возрастной норме, ...

Речевое развитие ребёнка в норме

Учитель-логопед Весельева Л.Н. Речевое развитие ребёнка в норме  Для нормального формирования речи необходима определенная зрелость коры головного мозга и органов чувств ребенка (слуха, зрен...

Влияние взрослых на речевое развитие ребёнка.

Речь — одна из линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убежд...