Статья "Влияние неблагополучной семьи на развитие ребёнка".
статья на тему
Статья "Влияние неблагополучной семьи на развитие ребёнка".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sayt.vliyanie_neblagopoluchnoy_semi_na_razvitie_rebyonka.docx | 20.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Влияние неблагополучной семьи на развитие ребёнка.
Семейное воспитание – один из важнейших первых трамплинов для каждого человека,
именно отсюда подаются надежды и зарождаются страхи… Давайте дадим определение
этому понятию и попытаемся разобраться, как отклонение от принятых норм в
воспитании детей, может отразиться на психике и развитии будущего поколения.
Семейное воспитание - это управляемая система взаимоотношений родителей с детьми, и
ведущая роль в ней принадлежит родителям. Кто, как не родители, должны разработать
правильную тактику взаимоотношений с детьми; найти те формы взаимодействий,
которые приведут к нормальному формированию детской психики.
Ошибки в выборе методов воспитания могут привести к асоциальному поведению
детей, появлению у них вредных привычек, неуправляемости и деформации личности.
Большинство родителей пытаются добиться от детей послушания, вместо того, чтобы
понять ребёнка. Поучениями и нотациями они навязывают детям собственное мнение,
которое кажется неоспоримым, но тем самым только отдаляют детей от себя. Это не
разговор по душам, так нельзя заглянуть в суть проблемы и решить причины ее
возникновения. Что мы получаем в итоге? Родители формально довольны и
удовлетворены, так как они выполнили свой долг и разобрались в сложившейся ситуации;
дети же не восприняли и не приняли такие аргументы. Данный метод не просто
бесполезен, он опасен для воспитания, потому что ставит еще больший барьер
непонимания и агрессии.
Следующий метод, а точнее неизбежная особенность семейного воспитания является
образец поведения родителей перед глазами своих детей. Не все поступки родителей
соответствуют общественным нормам, соответственно дети впитывают и положительные,
и отрицательные стороны поведения, что приводит к конфликту с обществом и
противоправному поведению.
Специфические особенности семейного воспитания наиболее ярко проявляются в
целом ряде трудностей, с которыми сталкиваются родители, и ошибках, которые они
допускают, что не может не сказаться негативным образом на формировании личности их
детей. В первую очередь это касается стиля семейного воспитания, выбор которого чаще
всего определяется личными взглядами родителей на проблемы развития и личностного
становления своих детей.
Порою родителям кажется, что развитие ребенка происходит как бы само собой: дети
растут, становятся сильнее, умнее, а роль взрослых сводится к тому, чтобы создать
условия для этого. Но это не так. Родители не только помогают детям нормально жить и
расти, но и воспитывают их, способствуют (а иногда и препятствуют) их психическому
развитию. Ребенок не может стать нормальным, полноценным человеком, если он не
получает достаточного внимания и заботы со стороны близких взрослых.
Многочисленные психологические исследования показывают, что общение ребенка с
близкими взрослыми является главным и решающим условием становления всех его
психических способностей и качеств: мышления, речи, самооценки, эмоциональной
сферы, воображения и пр. Общение со взрослым имеет исключительное значение для
ребенка на всех этапах детства. Но особенно важным оно является в первые семь лет его
жизни, когда закладываются все основы личности и деятельности растущего человека.
Общество возлагает на родителей моральные и этические обязанности удовлетворять
жизненные потребности своих детей с любовной заботой, другими словами, родители
дают ребенку чувство любви. Ребенок учится любить родителей, приобщаясь к
социальной эмоции, воплощенной в родительских заботах, радостях, печалях, успехах.
Родители учат малыша улыбаться, смеяться, играть, трудиться, сдерживать слезы,
преодолевать трудности. Родители учат ребенка любить, превращая его в адресат
собственной любви. На основе приобретаемой способности любить своих родителей
ребенок может развить в себе и более совершенные и специальные формы любви к
людям, к собственным детям и к Родине. Но всё это происходит в нормальной,
благополучной семье.
Дети из неблагополучных семей знают о жизни больше, чем иные взрослые. Слишком
многое им пришлось пережить и испытать. Как ни странно, но большинство маленьких
бродяжек имеют родителей - и мать, и отца. Обычно это пьяницы и алкоголики, против
которых возбуждаются дела о лишении родительских прав. А как иначе? Мама с папой не
только не занимаются воспитанием ребенка, они его просто не замечают. Ребенок
исчезает из сферы внимания, становится безнадзорным, проводит время по своему
усмотрению, «наставить на путь истинный» его некому. Бывает, пребывание дома
представляет прямую угрозу жизни и здоровью детей. На квартирах постоянно
устраиваются пьянки (а то и притоны). Мало того, что дети видят весь этот разврат, но
нередко и сами становятся его участниками. В детстве, как известно, формируется
представление об образе жизни. Оно складывается постепенно, но зато с годами
становится настолько устойчивым, что переделать, изменить его практически
невозможно. Предположим, ребенка дома жестоко бьют. Он убегает из дома и таким
образом спасается от очередных побоев. Подсознание сразу же это отличает: это хорошо.
Или, родители все пропивают, и в доме нет даже корки хлеба, а на улице можно стащить
или выклянчить еду. Детское подсознание опять фиксирует положительную эмоцию.
Словом, судьбы маленьких беглецов - это истории о том, как дети не смогли справиться со
стоящими перед ними жизненными проблемами, и нашли так сказать, обходные пути. В
любом случае изначально вина лежит на родителях, ведь это они либо не желали помочь
сыну или дочке преодолеть возникшие трудности, либо своим поведением сами создали
невыносимые для ребенка условия. Каждому ребенку, хлебнувшему самостоятельности,
требуется помощь. Одним нужен врач, другим психолог, а третьим просто хорошее
отношение. Главная задача - создать у мальчиков и девочек верное представление о
жизни. Но к этой проблеме надо подходить дифференцировано, по возрасту.
Среди функционально несостоятельных, не справляющихся с воспитанием детей
большинство семей составляют семьи, характеризующиеся неблагоприятными социально-
психологическими факторами, так называемые конфликтные семьи, где хронически
обострены отношения супругов, и педагогически несостоятельные семьи с низкой
психолого-педагогической культурой родителей, неправильным стилем детско-
родительских отношений. Наблюдаются самые разнообразные неправильные стили
детско-родительских отношений: жестко-авторитарный, педантично-подозрительный,
увещевательный, непоследовательный, отстраненно-равнодушный, попустительски-
снисходительный и др.
Как правило, родители с социально-психологическими и психолого-педагогическими
проблемами не осознают свои трудности, не стремятся обращаться за помощью к
педагогам, психологам. Однако далеко не всегда без помощи специалиста способны
справиться с ними, понять свои ошибки, особенности своего ребенка, перестроить стиль
отношений в семье, выйти из затянувшегося внутрисемейного конфликта.
Вместе с тем, есть значительное число не осознающих свои проблемы семей, условия в
которых, тем не менее, столь тяжелы, что они угрожают жизни и здоровью детей. Это, как
правило, семьи с криминальными факторами риска, где родители из-за своего
антиобщественного или преступного образа жизни не создают элементарных условий для
воспитания детей, допускается жестокое обращение с детьми, женщинами, имеет место
вовлечение детей, подростков в преступную и антиобщественную деятельность.
Наибольшую опасность по своему негативному воздействию на детей представляют
криминально-аморальные семьи. Жизнь детей в таких семьях из-за жестокого обращения,
пьяных дебошей, сексуальной распущенности родителей, отсутствия элементарной
заботы о содержании детей зачастую находится под угрозой. Это так называемые
социальные сироты (сироты при живых родителях), воспитание которых должно быть
возложено на государственно-общественное попечение. В противном случае ребенка ждет
раннее бродяжничество, побеги из дома, полная социальная незащищенность как от
жестокого обращения в семье, так и от криминализирующего влияния преступных
образований.
Асоциально-аморальные семьи, которые хотя и относятся к семьям с прямым
десоциализирующим влиянием, тем не менее, в соответствии со своими специфическими
социально-психологическими характеристиками требуют иного подхода. На практике к
асоциально-аморальным семьям чаще всего относят семьи с откровенными
стяжательскими ориентациями, живущие по принципу "цель оправдывает средства", в
которых отсутствуют моральные нормы и ограничения. Внешне обстановка в этих семьях
может выглядеть вполне благопристойной, уровень жизни достаточно высок, но духовные
ценности подменены исключительно стяжательскими ориентациями с весьма
неразборчивыми средствами их достижения.
Такие семьи, несмотря на свою внешнюю респектабельность, благодаря своим
искаженным моральным представлениям, также оказывают на детей прямое
десоциализирующее влияние, непосредственно прививая им антиобщественные взгляды и
ценностные ориентации.
Мы привыкли рассматривать семью как очаг мира и любви, где человека окружают
самые близкие и дорогие люди. Однако неблагополучные семьи все чаще напоминают
театр военных действий, арену ожесточенных споров, взаимных обвинений и угроз,
нередко доходит и до применения физической силы. Долгое время считалось: все это дела
деликатные, внутри - семейные... Но слишком тягостны и обширны последствия такого
насилия. Слишком широко и глубоко они отзываются на судьбах взрослых и детей, чтобы
это могло оставаться «частным делом»... Число детей, живущих в неблагополучных
семьях неизвестно, однако есть основания полагать, что оно велико. Дети в семье -
дополнение, обогащение жизни двух людей, связавших себя узами брака. Они приносят
радость и заботу, которые расширяют любовь друг к другу, делают любовь между мужем
и женой более глубокой, осмысленной, человеческой. Неблагополучная семья - это семья,
в которой ребенок испытывает дискомфорт, стресс, пренебрежение со стороны взрослых,
подвергается насилию или жестокому обращению. А так быть не должно. Семья должна
нести ребёнку любовь, заботу, удовлетворение его нужд, защиту его прав и законных
интересов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние неблагополучной семьи на развитие и воспитание ребенка
Семейное воспитание - это управляемая система взаимоотношений родителей с детьми, и ведущая роль в ней принадлежит родителям. Именно им необходимо знать, какие формы взаимоотношений с собственными дет...
Из опыта работы "Работа заместителя директора по правовому воспитанию с учащимися и родителями по выявлению неблагополучных семей и семей, состоящих в едином банке данных, профилактике преступлений и правонарушений"
о специфике работы заместителя директора по правовому воспитанию...
Психологические особенности детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях. Взаимодействие семьи и школы.
Семья занимает одно из ведущих мест среди общечеловеческих ценностей. Полноценное и благоприятное формирование психики ребенка - главная роль семьи. Однако не все родители стремятся оказать должное вн...
Программа по организации работы с неблагополучными семьями "Семья-не вакуум"
данная программа содержит в себе теоретические и практические аспекты работы с семьями...
Карта социального развития воспитанника из неблагополучной семьи
Карта социального развития воспитанника из неблагополучной семьи...
Карта социального развития воспитанника из неблагополучной семьи
Карта социального развития воспитанника из неблагополучной семьи...
Программа работы с неблагополучными семьями"СЕМЬЯ- это семь Я"
краткая характеристика и способы работы с неблагополучными семьями....