Рабочая программа по индивидуальному надомному обучению 4 класс
рабочая программа по теме

Рабочая программа разработана для обучающегося 4 класса с нарушением интеллекта по предметам письмо и развитие речи, чтение и развитие речи, математика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_nadomnogo_obucheniya_4_klass.doc359.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«Школа №854»

школьное отделение для детей с о ОВЗ

Рассмотрена на

заседании МО

Протокол №1

от «26»августа 2016 г.

«Принята»

на педагогическом совете

Протокол №1

от «28» августа 2015 г.

«Утверждаю»

Директор ГБОУ Школа №854

А.В.Курсаков

Рабочая программа

по индивидуальному обучению обучающегося  

  4   класса

 ____________________________

(надомное  обучение).

Разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы

под редакцией В.В. Воронковой

Составитель:

Гусейнова Э.Г.

учитель  

надомного обучения

2015-2016 учебный год.

Пояснительная записка.

         

        Программа составлена с учетом психофизических и интеллектуальных  особенностей обучающегося   с выраженным психическим недоразвитием, системным недоразвитием речи, нарушениями моторики.

У  обучающегося  низкий уровень познавательной активности (учебной), мотивационная сфера сформирована не достаточно, не выражено стремление к достижению учебных результатов, преодолению трудностей, характерно избегание. Преобладают игровые интересы. К заданиям интерес неустойчивый, работает в зависимости от настроения и состояния здоровья в конкретный день.

  Работоспособность низкая, темп работы падает, быстро утомляется даже при смене видов деятельности, истощаемый.

Ведущая рука правая.  Моторное недоразвитие, нарушение тонкой моторики, рисунки примитивны, искажены форма и пропорции. Согласованные действия рук не сформированы. Затруднены тонкие, дифференцированные движения рук и пальцев.

Внимание неустойчивое, низкое, объем значительно снижен, переключение и распределение находятся на низком уровне.   Концентрация на   короткий промежуток времени.

Целенаправленная деятельность сформирована слабо, осуществляется только с направляющей, контролирующей помощью взрослого. Самоконтроль в процессе выполнения низкий. Не критичен,  ориентирован только на успех. Необходима организующая, стимулирующая и контролирующая помощь со стороны учителя.

Произвольное запоминание затруднено, слуховая память на низком уровне, ведущей системой восприятия является визуальная, ниже – аудиальная.

Обращенную речь понимает, при предъявлении инструкции нуждается в дробном, поэтапном предъявлении. Словарный запас ниже возрастной нормы, фраза простая.

Затруднено использование имеющихся знаний, затруднен перенос полученных знаний и применение их в изменившихся условиях.  

 Анализ и синтез затруднены, доступно простое обобщение, причинно-следственные связи устанавливает с помощью.

         

В программе имеются разделы  по обучению чтению и развитию речи,    письму и развитию речи, математике.

                 

          Основной задачей  данной программы является всесторонняя педагогическая поддержка  обучающегося  с   интеллектуальной недостаточностью, что позволяет не только обучать, но и осуществлять различные коррекционные мероприятия по охране здоровья, по развитию сенсорных и моторных функций, предупреждению вторичных отклонений в развитии обучающегося, воспитанию интереса к различным видам  игровой и учебной деятельности.

 

Рабочая программа составлена на основании следующих документов:

  • Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 1-4 классы. Под редакцией В.В.Воронковой.  

        Примерная схема распределения учебного времени по предметам:

Чтение и развитие речи –  2 часа в неделю -70 часов

Письмо и развитие речи  –3 часа в неделю -105 часов

Математика – 3 часа в неделю -105 часов

Природоведение -1 час в неделю -35  часов

 

Математика

 

 Рабочая программа   составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 1-4 классов, сборник 1, допущена Министерством образования РФ,   под редакцией В.В.Воронковой  (авторы: В.В.Эк).

 

 Общая характеристика предмета

Обучение математике в  коррекционной  школе   носит предметно-практический характер.

Обучение математике связано с решением специфической задачи коррекционной школы - коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль.

Обучение математике носит практическую направленность, имеет тесную связь с другими учебными предметами (рисование, труд, развитие речи, письмо), готовит учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками.

По программе 4 класса изучаются:

1) Нумерация чисел в пределах 100.

2) Арифметические действия в пределах 100 (устное и письменное сложение и вычитание, умножение и деление).

3) Меры и именованные числа (стоимость, длина, масса, емкость, время), соотношения между ними.

4) Задачи:

а) на увеличение и уменьшение в несколько раз;

б) на увеличение и уменьшение на несколько единиц;

в) нахождение суммы и остатка;

г) нахождение произведения и частного;

д) деление на равные части и по содержанию;

е) составные арифметические задачи.

5) Геометрический материал.

В поурочном планировании выделены такие этапы урока: тема, повторение; геометрический материал, контрольные и диагностические материалы.

Основной формой организации процесса обучения математики является урок. Ведущей формой работы является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода. Устный счет является неотъемлемой частью каждого урока. На каждом уроке ведется работа над задачей. На некоторых уроках работа по усвоению алгоритма решения задач того или иного вида, по формированию умения моделировать задачу является основным содержанием. Это отражено в календарном и тематическом планировании.

Каждый урок математики должен быть оснащен необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом; для пробуждения интереса к математике рекомендуется использовать дидактические игры, занимательные упражнения, математические викторины, эстафеты и др.

Основными видами деятельности учащегося  по предмету являются:

  • Устный счет.
  • Беседа (диалог).
  • Работа с учебником.
  • Практическая деятельность: выполнение заданий по нумерации, на сравнение, заданий вычислительного характера по алгоритмам, решение арифметических задач и задач с практическим содержанием.
  • Самостоятельная работа по   карточкам.
  • Измерительные и графические работы.

 

 

Содержание программы учебного курса

Темы программы представлены в тематическом планировании.

Календарно-тематическое планирование по математике      

 п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

1

Нумерация. Повторение.

1

2

Сложение и вычитание чисел в пределах ста без перехода.

1

3

Таблица разрядов, классы.

1

4

Простые и составные числа.

1

5

Числовые выражения.

1

6

Решение примеров в пределах 100 без перехода через разряд.

1

7

Сложение двузначного числа с однозначным с переходом через разряд.

1

8

Вычитание однозначного из двузначного числа с переходом через разряд.

1

9

Письменное сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через разряд.

1

10

Присчитывание по 3, 6, 9.

1

11

Присчитывание по 4, 8, 7.

1

12

Умножение и деление на 2.

1

13

Умножение и деление на 3.

1

14

Повторение изученного материала.

1

15

Самостоятельная работа.

1

16

Умножение и деление на 4.

1

17

Умножение и деление на 5.

1

18

Решение примеров и задач на умножение и деление

1

19

Увеличение числа на несколько единиц.

1

20

Уменьшение числа на несколько единиц

21

Решение примеров и задач.

1

22

Контрольная работа.

1

23

Работа над ошибками.

1

24

Увеличение числа в несколько раз.

1

25

Уменьшение числа в несколько раз.

1

26

Единица (мера) массы – центнер. Обозначение – 1 ц. Соотношение: 1ц = 100 кг.

1

27

Повторение изученного материала.

1

28

Решение примеров и задач.

1

29

Умножение на 6.

1

30

Деление на 6.

1

31

Решение примеров и задач на умножение и деление

1

32

Самостоятельная работа.

1

33

Увеличение числа на несколько единиц.

1

34

Ломаные линии: замкнутая, незамкнутая.

1

35

Граница многоугольника – замкнутая ломаная линия.

1

36

Умножение на 7.

1

37

Деление на 7.

1

38

Решение примеров и задач.

1

39

Отрезок, прямая.

1

40

Меры стоимости: рубль, копейка.

1

41

Зависимость между стоимостью, ценой, количеством.

1

42

Тренировочные упражнения.

1

43

Составные задачи, решаемые двумя арифметическими действиями.

1

44

Решение задач.

1

45

Контрольная работа.

1

46

Работа над ошибками.

1

47

Таблица умножения на 8.

1

48

Решение примеров.Повторение.

1

49

Повторение изученного материала.

1

50

Таблица умножения и деления на 7, 8.

1

51

Решение примеров и задач.

1

52

Таблица умножения на 9.

1

53

Таблица деления на 9.

1

54

Взаимосвязь умножения и деления.

1

55

Тренировочные упражнения.

1

56

Решение примеров и задач на умножение и деление

1

57

Умножение на единицу и умножение единицы.

1

58

Деление на единицу.

1

59

Умножение нуля на нуль.

1

60

Деления нуля.

1

61

Тренировочные упражнения.

1

62

Деление на 1.

1

63

Тренировочные упражнения.

1

64

Умножение числа 10 на 10.

1

65

Деление чисел на 10.

1

66

Тренировочные упражнения.

1

67

Контрольная работа.

1

68

Работа над ошибками.

1

69

Повторение.        

1

70

Тренировочные упражнения.

1

71

Контрольная работа.

1

72

Работа над ошибками.

1

73

Название компонентов и результатов умножения и деления.

1

74

Единица (мера) времени – секунда.

1

75

Соотношение: 1 мин. = 60 сек.

1

76

Тренировочные упражнения.

1

77

Двойное обозначение времени.

1

78

Вычитание чисел, выраженных двумя единицами измерения.Повторение.

1

79

Решение примеров и задач на умножение.

1

80

Решение примеров и задач на деление.

1

81

Решение задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз.

1

82

Зависимость между, ценой, количеством, стоимостью.

1

83

Решение простых задач, выражающих зависимость цены, количества, стоимости.

1

84

Решение задач по краткой записи.

1

85

Решение примеров.

1

86

Решение примеров на деление.

1

87

Решение задач.

1

88

Тренировочные упражнения.

1

89

Решение задач, выражающих зависимость цены, количества, стоимости.

1

90

Контрольная работа.

1

91

Работа над ошибками.

1

92

Повторение изученного материала.

1

93

Замкнутые и незамкнутые кривые: окружность, дуга.

1

94

Ломаные линии – замкнутая, незамкнутая – граница многоугольника.

1

95

Тренировочные упражнения.

1

96

Взаимное положение на плоскости геометрических фигур (пересечение, точки пересечения)

1

97

Прямоугольник. Построение прямоугольника с помощью чертёжного треугольника.

1

98

Название сторон прямоугольника.

1

99

Квадрат, как частный случай прямоугольника.

1

100

Построение квадрата с помощью чертёжного треугольника.

1

101

Компоненты сложения и вычитания.

1

102

Нахождение неизвестного слагаемого.

1

103

Нахождение неизвестного уменьшаемого.

1

104

Повторение изученного материала за год.

1

                                                            ИТОГО ЗА ГОД 104 ЧАСА.

Требования к уровню подготовки учащихся

В рабочей программе предусмотрена дифференциация учебных требований к разным категориям детей по их обучаемости математическим знаниям и умениям. Программа определяет оптимальный объем знаний и умений по математике, который доступен большинству школьников (I уровень обучения), и упрощения, которые могут быть сделаны, чтобы облегчить усвоение основного программного материала (для учащихся II уровня обучения). Указания относительно упрощений даны в календарно-тематическом планировании в разделе «Дифференцированные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся».

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

 Основные требования к знаниям и умениям учащегося

Учащийся должен знать:

  • нумерацию чисел в пределах 100;
  • таблицу умножения однозначных чисел и числа 10, правило умножения чисел 1 и 0, деление 0 и деление на 1, на 10;
  • названия компонентов всех арифметических действий;
  • меры длины, массы, стоимости, емкости, времени; соотношение между крупными и мелкими мерами;
  • различные случаи взаимного расположения двух геометрических фигур;
  • названия элементов четырехугольников.

 

Учащийся должен уметь:

                    выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания;

                    соблюдать порядок действий в примерах в 2-3 действия, пользоваться переместительным свойством сложения и умножения;

                    кратко записывать условие задачи, самостоятельно моделировать и решать простые арифметические задачи; составные в 2 действия; различать геометрические фигуры, называть их признаки, чертить фигуры по заданным параметрам;

                    различать замкнутые, незамкнутые кривые, ломаные линии;

                    вычислять длину ломаной;

                    узнавать, чертить взаимное положение прямых, кривых линий, многоугольников, окружностей, находить точки пересечения;

                    определять время по часам тремя способами.

Примечания.

Необязательным является знание таблиц умножения чисел 6 – 9, но обязательно умение пользоваться этими таблицами на печатной основе. Возможно решение составных задач с помощью учителя. Время достаточно определять хотя бы одним способом.

Письмо и развитие речи

 Пояснительная записка

        Рабочая программа по учебному предмету «Письмо и развитие речи»    составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:

                 1. Программы для подготовительного, 1 – 4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой;

        2.Учебного плана образовательного учреждения.

        Роль и место дисциплины в образовательном процессе

        В начальном обучении предмет «Письмо и развитие речи»    занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и функции предмета «Письмо и развитие речи»    носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют успешность всего школьного обучения.

         Рабочая учебная программа предназначена для учащегося 4  класса  специальной (коррекционной) школы и составлена с учётом возрастных и психологических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений.

 

        Предлагаемая программа и тематическое планирование ориентирована на учебник авторов  Аксёнова А. К., Галунчикова Н. Г. Русский язык: учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: «Просвещение», 2009, включенного в Федеральный перечень учебников, допущенных МО и НРФ к использованию в образовательном процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях на 2015-2016 учебный год.

        Структурно и содержательно программа для 4 класса составлена таким образом, что уровень сложности материала опирается на ранее полученные знания во время уроков русского языка в 2 - 3 классах и рассчитана на 104 часа,  3 часа в неделю.

 

        Цель курса: создать условия для овладения учащимися элементарными знаниями по грамматике.

        Задачи:

  • вырабатывать элементарные навыки грамотного письма;
  • учить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, развивать у учащихся устную и письменную речь,
  • формировать практически значимые орфографические и пунктуационные навыки;
  • воспитывать интерес к родному языку.

   

          Наряду с этими задачами на занятиях решаются специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.

         Основные направления коррекционной работы:

  • развитие зрительного и слухового восприятия и узнавания,
  • развитие пространственной ориентации,
  • развитие основных мыслительных операций,
  • коррекция речи и мышления,
  • коррекция фонематического слуха,
  • коррекция нарушений эмоционально - личностной сферы,
  • обогащение словаря,
  • коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

        Специфика программы

        Отличительной особенностью рабочей программы по сравнению с примерной программой  является коррекционная и практическая направленность, индивидуализация  обучения. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности умственно отсталых школьников обусловлена трудностями овладения ими русской (родной) фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций.

        Программа по грамматике и правописанию включает следующие разделы: повторение; звуки и буквы; слово; предложение; связная речь; письмо и чистописание.

         Фонетико-фонематические нарушения учащихся затрудняют овладение ими грамматикой и правописанием. Вследствие этого особое внимание в 4 классе уделяется звукобуквенному анализу, который является основой формирования фонетически правильного письма  и письма по правилу.

         В процессе практических грамматических упражнений изучаются различные разряды слов – названия предметов, действий, признаков, родственные слова. Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обозначение и активизацию словаря учащихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания.

         Изучение предложений имеет особое значение для подготовки ребенка к самостоятельной жизни, к общению. Постепенно в процессе упражнений у учащихся формируются навыки построения разной степени распространённости простого предложения. Одновременно идёт закрепление орфографических и пунктуационных навыков.

         На уроках русского языка особое внимание уделяется формированию навыков связанной письменной речи, т.к. возможности школьников излагать свои мысли в письменной форме, весьма ограничены. В связи с этим  ведётся постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связному устному и письменному высказыванию.

         В 4 классе проводятся подготовительные упражнения – ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом и др.

         Графические навыки у учащихся совершенствуются к 4-му классу. Трудности формирования графических навыков у учащихся с ОВЗ часто бывают связаны с недостатком развития движений мелких мышц руки и малой их координированностью. Эта работа заключается в закреплении написания строчных и прописных букв и их соединений, что предупреждает появление при письме графических ошибок в списывании с рукописного и печатного текста.

               

        Основные содержательные линии курса (разделы, структура)

  • Повторение пройденного в начале года
  • Звуки и буквы
  • Слово
  • Предложение
  • Связная речь
  • Повторение пройденного в конце года

        Повторение пройденного в начале года: практическое построение простого предложения. Составление предложений с употреблением слов в косвенных падежах по вопросам, из слов, данных в начальной форме; заканчивание предложений; восстановление нарушенного порядка слов в предложении.

        Звуки и буквы: алфавит;  употребление ь на конце и в середине слова. Разделительный ь перед гласными е, ё, ю, я, и. Сочетания гласных с шипящими. Правописание звонких и глухих согласных в конце и середине слов. Проверка написания путем изменения формы слова и подбора (по образцу) родственных слов.  Ударение. Различение ударных и безударных гласных. Правописание безударных гласных путем изменения формы слова (водá — вóды) или подбора по образцу родственных слов (водá — вóдный).

        Слово: различение основных категорий слов (названия предметов, действий, качеств) в тексте по вопросам, правильное употребление их в связи друг с другом.  Имена собственные. Расширение круга имен собственных: названия рек, гор, морей. Большая буква в именах собственных.  Предлоги до, без, под, над, около, перед.  Разделительный ъ. Родственные слова. Общая часть родственных слов (корень).  Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне: умение пользоваться словарем, данным в учебнике.

        Предложение: членение речи на предложения, выделение в предложениях слов, обозначающих, о  ком  или о чем  говорится, что говорится. Упражнения в составлении предложений. Распространение предложений. Установление связи между словами в предложениях по вопросам. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки) Главные члены предложения: подлежащее, сказуемое. Второстепенные члены предложения (без деления на виды).

        Связная речь:   Составление и запись небольшого рассказа по серии картинок под руководством учителя и самостоятельно.  Составление и запись рассказа по сюжетной картинке и подробному вопроснику после устного разбора содержания, языка и правописания. Изложение под руководством учителя небольшого текста (20—30 слов) по данным учителем вопросам.  Восстановление несложного деформированного текста по вопросам. Описание несложных знакомых предметов и картин по коллективно составленному плану в виде вопросов. Составление и написание под руководством учителя небольшого письма родным, товарищам. Адрес на конверте.

 

        Основными видами деятельности учащихся по предмету являются:

  • анализ, обобщение, группировка, систематизация элементарного языкового материала,
  • звуко - буквенный анализ слова,
  • овладение правописанием слов, предложений, текстов,
  • различение разрядов слов – названия предметов, действий, признаков,
  • работа с предложением: его построение, установление связи слов в предложении, нахождение главных и второстепенных членов предложения,
  • ответы на последовательно – поставленные вопросы,
  • совершенствование графического навыка,
  • списывание с письменного и печатного текста, письмо под диктовку,
  • самостоятельные письменные работы, которые способствуют воспитанию самостоятельности и самоконтролю,
  • работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя,
  • развёрнутые объяснения при написании слов с изученными орфограммами, что содействует развитию речи и мышления, приучают к осознанному выполнению задания,
  • работа над ошибками, способствующая раскрытию причин, осознанию и исправлению ошибок.

                   

При изучении тем курса используются:

  • учебники,
  • наглядные пособия (алфавит, рабочие тетради по русскому языку на печатной основе, опорные таблицы, алгоритмы рассуждений и др.),
  • дидактический материал,
  • коррекционные задания и упражнения,
  • игры по русскому языку.

   

             

Календарно-тематическое планирование по  письму и развитию речи

4 класс

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

1

Повторение о предложении

1

2

Практическое (предложение, построен. занятие)

1

3

Составление предложений с употреблением слов в косвенных падежах в вопросах.

1

4

Заканчивание предложений

1

5

Восстановление нарушенного порядка слов в предложении.

1

6

Алфавит

1

7

Употребление мягкого знака «ь» на конце слова

1

8

Употребление «ь» в середине слова

1

9

Звукобуквенный анализ слов

1

10

Работа с деформированным текстом

1

11

Знакомство с текстом

1

12

Различие текста и не текста

1

13

Тема текста

1

14

Заголовок

1

15

Составление рассказа на тему: «Осень»

1

16

Сочинение по серии картинок

1

17

Повторение изученного материала

1

18

Диктант

1

19

Работа над ошибками

1

20

Разделительный «ь» перед гласными

1

21

Разделительный «ь», обозначающий мягкость согласного в словах

1

22

Разделительный «ь» перед гласными «е», «ё»

1

23

Разделительный «ь» перед гласными «ю», «я»

1

24

Разделительный «ь» перед гласными «я», «и»

1

25

Перенос слова при письме

1

26

Перенос слова при письме

1

27

Повторение изученного материала

1

28

Сочетание гласных после шипящих

1

29

Правописание слов с сочетанием «жи - ши»

1

30

Правописание слов с сочетанием «ча - ща»

1

31

Правописание слов с сочетанием «чу - щу»

1

32

Тренировочные упражнения

1

33

Диктант

1

34

Работа над ошибками

1

35

Правописание звонких и глухих согласных

1

36

Звонкие и глухие согласные в середине слова

1

37

Звонкие и глухие согласные в конце слова

1

38

Повторение. Правописание звонких и глухих согласных

1

39

Проверка написания путём изменения формы слова и подбора (по образцу) подобных слов

1

40

Проверка написания путём изменения формы слова и подбора (по образцу) родственных слов

1

41

Ударение

1

42

Ударные и безударные гласные

1

43

Различие в произношении ударных и безударных гласных

1

44

Правописание безударных гласных путём изменения формы слова (вода - воды)

1

45

Подбор по образцу родственных слов (вода - воды)

1

46

Непроверяемые гласные

1

47

Диктант

1

48

Работа над ошибками

1

49

Непроверяемые гласные

1

50

Тренировочные упражнения

1

51

Словарный диктант

1

52

Ударение (повторение)

1

53

Ударные и безударные гласные (повторение)

1

54

Непроверяемые гласные (повторение)

1

55

Ударные и безударные гласные (повторение)

1

56

Непроверяемые гласные (повторение)

1

57

Названия предметов

1

58

Различение основных категорий слов в тексте по вопросам

1

59

Правильное употребление друг с другом слов

1

60

Слова – названия признаков предмета

1

61

Название и выделение в предложениях слов, обозначающих признак предмета

1

62

Название действий

1

63

Различение основных категорий слов (название предметов, действий) по вопросам

1

64

Правильное употребление их в связи друг с другом

1

65

Правильно отнесение признаков предмета к словам, обозначающих предмет

1

66

Тренировочные упражнения

1

67

Имена собственные. Большая буква в именах, фамилиях людей.

1

68

Расширение круга имён собственных: названия рек, гор, морей.

1

69

Большая буква в именах собственных

1

70

Предлоги

1

71

Раздельное написание предлогов с другими словами

1

72

Диктант

1

73

Работа над ошибками

1

74

Родственные слова

1

75

Умение выделять общую часть в родственных словах

1

76

Произношение и написание корня в родственных словах

1

77

«Опасные» гласные в родственных словах

1

78

Повторение изученного материала

1

79

Тренировочные упражнения

80

Словарный диктант

1

81

Предложение. Знаки препинания.

1

82

Предложение, как единица речи

1

83

Выделение из текста предложений на заданную тему.

1

84

Прописная буква в начале предложения.

1

85

Самостоятельная работа.

1

86

Составление предложений по вопросам.

87

Составление предложений на заданную тему.

1

88

Построение простого предложения.

1

89

Составление предложений по образцу.

1

90

Упражнения с деформированным текстом.

1

91

Тренировочные упражнения

1

92

Словарный диктант

1

93

Знаки препинания в конце предложения.

94

Восклицательный знак в конце предложения.

1

95

Вопросительный знак в конце предложения.

1

96

Точка в предложении.

1

97

Главные и второстепенные слова в предложении.

1

98

Сказуемое – главный член предложения.

1

99

Подлежащее – главный член предложения.

1

100

Диктант

1

101

Работа над ошибками.

1

102

Повторение изученного материала.

1

103

Повторение изученного материала

1

104

Повторение изученного материала

1

                                                                                   Итого за год 104 часа.

Планируемые результаты освоения курса

«Звуки и буквы»

        Учащийся должен знать:

        - алфавит,

        - расположение слов в алфавитном порядке в словаре.

        Учащийся должен уметь:

        - анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков  в слове),

        - употреблять ь на конце и в середине слова,

        - употреблять разделительный ь перед гласными е, ё, ю, я, и,

        - писать сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу,

        - писать слова с парными согласными в конце и в середине слова, подбирать проверочные слова,

-         ставить в словах ударение, различать ударные и безударные гласные,

        - писать слова с безударными гласными, подбирать проверочные слова.

        ПРИМЕЧАНИЯ.

        Обязательно:

        - знать алфавит, расположение слов в алфавитном порядке в словаре,

        - уметь анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков в слове).

«Слово»

        Учащийся должен знать:

        - предлоги до, без, под, над, около, перед,

        Учащийся должен уметь:

        - различать основные категории слов (названия предметов, действий, качеств) в тексте по вопросам, правильно употреблять их в связи друг с другом,

        - правильно писать имена собственные,

        - писать предлоги раздельно с другими словами,

        - употреблять разделительный ъ,

        - подбирать родственные слова, находить корень,

        - писать слова с непроверяемыми гласными, пользуясь словарём.

«Предложение»

        Учащийся должен знать:

        - члены предложения: подлежащее, сказуемое.

        Учащийся должен уметь:

        - членить речь на предложения, выделять в предложении слова, обозначающие, о ком или о чём говорится, что говорится.

        - составлять и распространять предложения, устанавливать связь между словами в предложениях по вопросам,

        - ставить знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный знак, восклицательный знак),

        - находить в предложении подлежащее, сказуемое, второстепенные члены (без деления на виды),

        - списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями,

        - писать под диктовку предложения и тексты (30 – 35 слов).

        ПРИМЕЧАНИЯ.

        Обязательно:

        - составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам,

        - ставить знаки препинания в конце предложения,

        - списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями,

        - писать под диктовку предложения и тексты (30 – 35 слов).

«Связная речь»

        Учащийся должен уметь:

        - составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам.

Чтение и развитие речи

Пояснительная записка.

           Программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук  В.В.Воронковой – М.; Просвещение.

           Предлагаемая программа ориентирована на учебник С.Ю. Ильиной и Л.В. Матвеевой  «Книга для чтения». Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. М., «Просвещение».

           Основная цель – научить   читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать его содержание, уметь поделиться впечатлением о прочитанном, пересказывать текст.

Задачи:

  1. Развивать навык правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения.
  2. Формировать читательскую самостоятельность у обучающихся: развитие у них интереса к чтению, знакомство с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирование навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры; посещение библиотеки, умение выбирать книги по интересу.
  3. Учить самостоятельно работать с книгой.

         Тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств.

Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.  

Основные направления коррекционной работы:

  • развитие артикуляционной моторики;
  • формирование умения работать по словесной инструкции, алгоритму;
  • развитие высших психических функций;
  • коррекция нарушений  эмоционально-личностной сферы;
  • развитие речи, владение техникой речи;
  • расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;
  • коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

Программа рассчитана на 70 часов, по 2 часа в неделю.

Содержание программы

      Чтение произведений устного народного творчества в обработке русских писателей.

      Рассказы и стихотворения о героизме народа во время войны.    

      Общественно полезные дела школьников.

      Чтение рассказов и стихотворений русских и зарубежных классиков о природе, жизни животных, занятиях взрослых и детей в разные времена года.

Техника чтения

      Правильное чтение вслух целыми словами. Чтение про себя.

      Работа над выразительным чтением: соблюдение пауз между предложениями, логического ударения, необходимой интонации.

       

Понимание читаемого

      Выделение главной мысли произведения, осознание последовательности, причинности и смысла читаемого. Деление текста на законченные по смыслу части по данным заглавиям.

      Подведение учащихся к выводу из произведения, сравнение прочитанного с опытом детей и ранее прочитанным. Выделение главных действующих лиц, оценка их поступков; выбор в тексте слов, выражений, характеризующих героев, события, картины природы.

Развитие устной речи

        Самостоятельный полный и выборочный пересказ, рассказ по аналогии с прочитанным.

         Заучивание наизусть стихотворений, басен.

Внеклассное чтение

         Чтение доступных детских книг из школьной библиотеки и детских журналов; называние заглавия прочитанной книги, ее автора; ответы на вопросы по содержанию; рассказывание отдельных эпизодов из прочитанного.

Календарно-тематическое планирование по чтению  4  класс.

п/п

                         Тема урока

Кол-во часов

Дата

1

Е. Благина «Прощание с летом»

1

2

Э. Шим «Брат и младшая сестра»

1

3

Е. Пермяк «Пичугин мост»

1

4

По И. Дику «Счастливая ручка»

1

5

«Виктор Мокроусов»

1

6

А. Гайдар «Невидимые помощники»

1

7

А. Гайдар «Невидимые помощники»

1

8

А. К. Толстой «Осень! Обсыпается весь…»

1

9

По В. Пескову «Осенний лес»

1

10

А. Твардовский «Лес осенью»

1

11

Внеклассное чтение

1

12

Народные приметы

1

13

В. Гаршин «лягушка - путешественница»

1

14

По Д. Мамину – Сибиряку «Приёмный»

1

15

«Гуси - лебеди»

1

16

«Росомаха и лисица »

1

17

«Лиса и волк»

1

18

И. Крылов «Трудолюбивый медведь»

1

19

«Айога» (Нанайская сказка)

1

20

Е. Пермяк «Для чего руки нужны»

1

21

По Л. Толстому «праведный судья»

1

22

А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

1

23

П. Ершов «Конёк - горбунок»

1

24

«Соломинка, уголёк и боб»

1

25

«Встреча зимы» И. Никитин

1

26

«Зима в лесу» по И. Соколову - Микитову

1

27

«Детство» И. Суриков

1

28

«Филиппок» Л. Толстой

1

29

«Народные приметы»

1

30

«Для чего нужен снег» Ю. Дмитриев

1

31

«Ёлка в тайге» А. Гайдар

1

32

Внеклассное чтение

1

33

«Как я ездил верхом» Л. Толстой

1

34

«Мальчик и дворовая собака»

1

35

«Гаечки» М. Пришвин

1

36

«Воробьишко» М. Горький

1

37

«Пожарник Карл» А. Барков

1

38

«Медвежонок» по Г. Скребицкому

1

39

«В чудной стране» И. Токмакова

1

40

«Вини-Пух и все – все - все» по А. Милну

1

41

«Золотой ключик, или приключения Буратино» А. Толстой

1

42

«В чудной стране» И. Токмакова

1

43

«Вини-Пух и все – все - все» по А. Милну

1

44

«Золотой ключик, или приключения Буратино» А. Толстой

1

45

Обобщающий урок по теме: «В стране чудес»

1

46

«Весенние воды» Ф. Тютчев

1

47

Народные приметы

1

48

«Утро» В. Ситников

1

49

«Весна» по Л. Толстому

1

50

«Полюбуйся, весна наступает»

1

51

Внеклассное чтение

1

52

«Ещё мама» по А. Платонову

1

53

Внеклассное чтение

1

54

«Разговор о маме» Н. Саксонская

1

55

«Бабушкины руки» Л. Квитко

1

56

«Резеда» по Е. Кононенко

1

57

«Дедушка Мазай и зайцы»

1

58

«Яшка» А. Барков

1

59

«Весенняя гроза» Ф. Тютчев

1

60

«Лесной цветок» В. Орлов

1

61

«Медведь и солнце» Н. Сладков

1

62

Обобщающий урок по теме: «Весна идёт!»

1

63

Внеклассное чтение

1

64

«Вечер ясен и тих» И. Никитин

1

65

«Заботливый цветок» по К. Паустовскому

1

66

«Крестьянские дети» Н. Некрасов

1

67

«Огородники» по Н. Носову

1

68

«У речки» И. Антонов

1

69

«Письмо ровеснику» В. Орлов

1

70

«Последний день учения» М. Бородицкая

1

                                                                          Итого за год 70 часов.

Основные требования к знаниям и умениям обучающегося

Учащийся должен уметь:

  • осознанно, правильно, выразительно читать текст вслух целыми словами с соблюдением пауз и соответствующей интонацией;
  • читать про себя;
  • отвечать на вопросы по прочитанному;
  • выделять главных действующих лиц, уметь выразить к ним свое отношение;
  • определять главную мысль произведения;
  • читать отрывки по ролям;
  • пересказывать содержание прочитанного;
  • отличать сказку от рассказа;
  • читать доступные детские книги из школьной библиотеки и детские газеты, журналы.

Учащийся должен знать:

  • наизусть 7-8 стихотворений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике (надомное обучение). 5 класс

Рабочая программа по математике для обучающегося 5 – А класса ___________________ составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и ориентиро...

Рабочая программа по алгебре (надомное обучение). 8 класс

Рабочая программа по алгебре для обучающегося 8-Г класса ___________________ на 2012- 2013 учебный год составлена на основе  федерального компонента Государственного образовательного стандарта ос...

Рабочая программа по геометрии (надомное обучение). 8 класс

Рабочая программа по геометрии для обучающегося 8 – Г класса _____________________ составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и ориентир...

Рабочая программа для индивидуального (надомного) обучения по географии. 7 класс.

Рабочая программа расчитана на учеников средней школы....

Рабочая программа по физике, надомное обучение 9 класс.

Программа разработана для надомного обучения в 9 классе по физике....

Рабочая программа по географии (надомное обучение) для 7 класса

Рабочая программа по географии для 7 класса, предназначена  для учеников общеобразовательной школы имеющих ограниченые возможности здоровья. Учебник Н. Н. Петрова Н. А. Максимова География 9 клас...

Рабочая программа по индивидуальному надомному обучению 8 класс

Рабочая программа разработана для индивидуального обучения обучающейся с нарушением интеллекта 8 класса по предметам письмо и развитие речи, чтение и развитие речи, математика, биология, география и и...