Рабочая программа по геометрии 8 кл, Атанасян Л.С.
рабочая программа (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ТЮМЕНИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 88
«Рассмотрено» на заседании МО _____________________ Протокол № _____ от «__» ________201__ г | «Согласовано» Заместитель директора по УВР____________ от «__» ______201__ г | «Утверждаю» Директор МАОУ СОШ № 88_________________ от«__»_______201__г |
«Рассмотрено» на заседании педагогического совета Протокол № _____ от «__» __________ 201__ года | «Согласовано» Председатель Управляющего совета ____________ от «__» _________ 201__ года |
Рабочая программа
по предмету «Геометрия»
для 8 класса
Составители:
учитель Силина Наталья Викторовна
Срок реализации программы:
2015 – 2016 уч.год
Тюмень, 2015 г.
Пояснительная записка
Настоящая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897,в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования (Реестр. Протокол от 08.04.2015 №1/15).
- Основная образовательная программа основного общего образования МАОУ СОШ №88, г. Тюмень, 2015 г.
- Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189, (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 № 19993).
Данная программа является рабочей программой по предмету «Геометрия» для 8 классов МАОУ СОШ №88.
Изучение геометрии направлено на достижение следующих целей:
- овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- воспитание культуры личности, отношение к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
В процессе обучения геометрии будет реализован компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
- приобретение знаний и умений для использования в практической деятельности и повседневной жизни;
- овладение способами познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной деятельности;
- освоение познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной компетенциями;
- освоение общекультурной, практической математической, социально-личностной компетенциями, что предполагает:
- общекультурную компетентность (формирование представлений об идеях и методах математики, о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов; формирование понимания, что геометрические формы являются идеализированными образами реальных объектов);
- практическую математическую компетентность (овладение языком геометрии в устной и письменной форме, геометрическими знаниями и умениями, необходимыми для изучения школьных естественно-научных дисциплин; овладение практическими навыками использования геометрических инструментов для изображения фигур, нахождения их размеров);
- социально-личностную компетентность (развитие логического мышления, алгоритмической культуры, пространственного воображения, интуиции, которые необходимы для продолжения образования и для самостоятельной деятельности; формирование умения проводить аргументацию своего выбора или хода решения задачи; воспитание средствами математики культуры личности через знакомство с историей геометрии, эволюцией геометрических идей).
Общая характеристика учебного предмета
Математическое образование в основной школе складывается из следующих содержательных компонентов: арифметика; алгебра; геометрия; элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики. Эти содержательные компоненты, развиваясь на протяжении всех лет обучения, естественным образом переплетаются и взаимодействуют в учебных курсах.
Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимая для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Таким образом, в ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность: развить представления о числе и роли вычислений в человеческой практике; сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру; развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими пространственными телами и их свойствами; развить логическое мышление и речь – умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства; сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.
Организация учебного процесса
ФГОС определяет системно-деятельностный подход как основной в организации образовательного процесса. Формирование целостных представлений о геометрии будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления геометрических фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д.
Планируется использование следующих технологий в преподавании предмета:
- технологии полного усвоения;
- технология сотрудничества;
- технологии обучения на основе решения задач;
- технологии обучения на основе схематических и новых знаковых моделей.
Место учебного предмета в учебном плане.
Согласно учебному плану МАОУ СОШ №88 на 2014-2015 учебный год рабочая программа предусматривает обучение геометрии в объеме 102 часов, 3 часа в неделю.
34 часа из вариативной части добавлены на расширение и углубление предметных и метапредметных знаний и улучшение качества достижения планируемых результатов. Содержание авторской программы в рабочей программе представлено с изменением количества часов. Сравнительная таблица приведена ниже.
Раздел | Количество часов в авторской программе | Количество часов в рабочей программе |
Повторение за курс 7 класса | 3 | |
Четырехугольники | 14 | 20 |
Площадь | 14 | 22 |
Подобные треугольники | 19 | 27 |
Окружность | 17 | 24 |
Повторение. Решение задач | 4 | 6 |
Региональный компонент в объеме 5 часов изучается интегрировано в темах:
- Четырехугольники
- Подобные треугольники
Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения предмета «Геометрия» в 8 классе
Рабочая программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения программы по геометрии 8 класса:
личностные:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видах деятельности;
- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
- критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
- креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении геометрических задач;
- умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
- способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
метапредметные:
- умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
- умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
- осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;
- умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаковосимволические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетент- ности);
- умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
- умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
- умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
- умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
- умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
- понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
- умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
- умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
предметные:
Учащийся научится:
• распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры;
- пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;
• распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации;
• находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру углов от 0° до 180°, применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов, отношения фигур (равенство, подобие, симметрии);
• решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств;
• решать несложные задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки;
• решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства),
• использовать свойства измерения длин, площадей и углов при решении задач на нахождение длины отрезка, длины окружности, длины дуги окружности, градусной меры угла;
• вычислять площади треугольников, прямоугольников, параллелограммов, трапеций;
• решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства).
Учащийся получит возможность:
• овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства: методом от противного, методом перебора вариантов;
• приобрести опыт применения алгебраического аппарата при решении геометрических задач;
• овладеть традиционной схемой решения задач на построение с помощью циркуля и линейки: анализ, построение, доказательство и исследование;
• приобрести опыт исследования свойств планиметрических фигур с помощью компьютерных программ;
научиться решать задачи на построение методом геометрического места точек и методом подобия;
вычислять площади фигур, составленных из двух или более прямоугольников, параллелограммов, треугольников, трапеций;
вычислять площади многоугольников, используя отношения равновеликости и равносоставленности;
приобрести опыт применения алгебраического аппарата при решении задач на вычисление площадей многоугольников;
• приобрести опыт выполнения проектов по геометрии.
Система оценивания достижения планируемых результатов
Система оценивания достижения планируемых результатов учащимися включает в себя оценивание по следующим составляющим:
- оценивание тематических проверочных и контрольных работ;
- оценивание итоговой контрольной работы;
- оценивание устных ответов учащихся;
- оценивание учебного проекта.
Требования к письменным и контрольным работам обучающихся
Оценка письменных и контрольных работ обучающихся по математике осуществляется по следующим критериям:
Критерии и нормы оценки достижения планируемых результатов по математике.
1. Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике.
Ответ оценивается отметкой «5», если:
- работа выполнена полностью;
- в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
- в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится в следующих случаях:
- работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
- допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
- допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
- допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.
2. Оценка устных ответов обучающихся по математике.
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
- изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
- правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
- продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
- возможны одна – две неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;
- допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала;
- имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
- ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
- при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Требования к речи обучающихся
Обучающиеся должны уметь:
- излагать материал логично и последовательно;
- отвечать громко, четко, с соблюдением логических ударений, пауз и правильной интонации.
Для речевой культуры обучающихся важны и такие умения, как умение слушать и понимать речь учителя и товарищей, внимательно относиться к высказываниям других, умение поставить вопрос, принять участие в обсуждении проблемы.
Текущий контроль осуществляется в форме контрольных, самостоятельных работ; промежуточный контроль - в виде административной контрольной работы.
Для всех учащихся в качестве подготовки к отчетной проектной деятельности за курс основной школы мы предполагаем выполнение учебного проекта по предмету.
Работа по проекту проводится в течение года. Защита проекта проходит на учебном занятии или во внеурочное время. Ребятам, показавшим высокий результат при защите учебного проекта, рекомендуется участие в школьной конференции «Шаг в будущее».
Критерии оценки проектной работы.
Результаты выполнения проекта оцениваются по итогам рассмотрения комиссией представленного продукта с краткой пояснительной запиской, презентацией обучающегося и отзыва руководителя.
Выделяют два уровня сформированности навыков проектной деятельности: базовый и повышенный. Главное отличие выделенных уровней состоит в степени самостоятельности обучающегося в ходе выполнения проекта, поэтому выявление и фиксация в ходе защиты того, что обучающийся способен выполнять самостоятельно, а что — только с помощью руководителя проекта, являются основной задачей оценочной деятельности.
Примерное содержательное описание каждого критерия
Критерий | Уровни сформированности навыков проектной деятельности | |
Базовый | Повышенный | |
Самосто-ятельное приобретение знаний и решение проблем | Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно с опорой на помощь руководителя ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрирована способность приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания изученного | Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыками критического мышления, умение самостоятельно мыслить; продемонстрирована способность на этой основе приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы |
Знание предмета | Продемонстрировано понимание содержания выполненной работы. В работе и в ответах на вопросы по содержанию работы отсутствуют грубые ошибки | Продемонстрировано свободное владение предметом проектной деятельности. Ошибки отсутствуют |
Регуля-тивные действия | Продемонстрированы навыки определения темы и планирования работы. Работа доведена до конца и представлена комиссии; некоторые этапы выполнялись под контролем и при поддержке руководителя. При этом проявляются отдельные элементы самооценки и самоконтроля обучающегося | Работа тщательно спланирована и последовательно реализована, своевременно пройдены все необходимые этапы обсуждения и представления. Контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно |
Комму-никация | Продемонстрированы навыки оформления проектной работы и пояснительной записки, а также подготовки простой презентации. Автор отвечает на вопросы | Тема ясно определена и пояснена. Текст/сообщение хорошо структурированы. Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументированно. Работа/сообщение вызывает интерес. Автор свободно отвечает на вопросы |
Каждый ученик ведет свой портфель достижений.
Портфель достижений представляет собой специально организованную подборку работ, которые демонстрируют усилия, прогресс и достижения обучающегося в области математики.
В состав портфеля достижений могут включаться:
- результаты, достигнутые обучающимися в ходе учебной деятельности: урочной и внеурочной;
- работы по индивидуальной траектории обучения;
- учебные проекты;
- результаты участия в олимпиадах, конкурсах, смотрах, выставках;
- различные творческие работы;
- медиапроекты.
Отбор работ для портфеля достижений ведется самим обучающимся совместно с классным руководителем, учителем предметником и при участии семьи.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Геометрия 8 класс
Повторение (3 часа)
Четырехугольники (20 часов)
Многоугольник, выпуклый многоугольник, четырехугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Трапеция. Прямоугольник, ромб, квадрат, их свойства. Осевая и центральная симметрии.
РК. Симметрия в архитектуре г.Тюмени.
Цель: изучить наиболее важные виды четырехугольников — параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат, трапецию; дать представление о фигурах, обладающих осевой или центральной симметрией.
Доказательства большинства теорем данной темы и решения многих задач проводятся с помощью признаков равенства треугольников, поэтому полезно их повторить, в начале изучения темы.
Осевая и центральная симметрии вводятся не как преобразование плоскости, а как свойства геометрических фигур, в частности четырехугольников. Рассмотрение этих понятий как движений плоскости состоится в 9 классе.
Площадь (22 часов)
Понятие площади многоугольника. Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора.
Цель: расширить и углубить полученные в 5—6 классах представления обучающихся об измерении и вычислении площадей; вывести формулы площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции; доказать одну из главных теорем геометрии — теорему Пифагора.
Вывод формул для вычисления площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции основывается на двух основных свойствах площадей, которые принимаются исходя из наглядных представлений, а также на формуле площади квадрата, обоснование которой не является обязательным для обучающихся.
Нетрадиционной для школьного курса является теорема об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу. Она позволяет в дальнейшем дать простое доказательство признаков подобия треугольников. В этом состоит одно из преимуществ, обусловленных ранним введением понятия площади. Доказательство теоремы Пифагора основывается на свойствах площадей и формулах для площадей квадрата и прямоугольника. Доказывается также теорема, обратная теореме Пифагора.
Подобные треугольники (27 часов)
Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.
РК Измерение высоты зданий г.Тюмени.
Цель: ввести понятие подобных треугольников; рассмотреть признаки подобия треугольников и их применения; сделать первый шаг в освоении учащимися тригонометрического аппарата геометрии.
Определение подобных треугольников дается не на основе преобразования подобия, а через равенство углов и пропорциональность сходственных сторон.
Признаки подобия треугольников доказываются с помощью теоремы об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу.
На основе признаков подобия доказывается теорема о средней линии треугольника, утверждение о точке пересечения медиан треугольника, а также два утверждения о пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике. Дается представление о методе подобия в задачах на построение.
В заключение темы вводятся элементы тригонометрии — синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.
Окружность (24 часов)
Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности, ее свойство и признак. Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки треугольника. Вписанная и описанная окружности.
Цель: расширить сведения об окружности, полученные учащимися в 7 классе; изучить новые факты, связанные с окружностью; познакомить обучающихся с четырьмя замечательными точками треугольника.
В данной теме вводится много новых понятий и рассматривается много утверждений, связанных с окружностью. Для их усвоения следует уделить большое внимание решению задач.
Утверждения о точке пересечения биссектрис треугольника и точке пересечения серединных перпендикуляров к сторонам треугольника выводятся как следствия из теорем о свойствах биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку. Теорема о точке пересечения высот треугольника (или их продолжений) доказывается с помощью утверждения о точке пересечения серединных перпендикуляров.
Наряду с теоремами об окружностях, вписанной в треугольник и описанной около него, рассматриваются свойство сторон описанного четырехугольника и свойство углов вписанного четырехугольника.
Повторение. (6 часа)
Цель: Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс геометрии 8 класса.
Тематическое планирование с указанием основных видов деятельности
№ | Тема урока | Кол-во | |
Раздел 1: Повторение - 3 ч | |||
1. | Признаки равенства треугольников; соотношения между сторонами и углами треугольника | 1 | Формулировать определение и свойства изученных фигур; Доказывать теоремы; Применять знания при решении задач; Составлять алгоритм решения задач; Оценивать правильность выполнения заданий; Объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных примерах. |
2. | Параллельность прямых, свойства равнобедренного треугольника | 1 | |
3. | Контрольная работа по повторению | 1 | |
Раздел 2: Четырёхугольники - 20 ч | |||
1. | Многоугольники. Сумма углов выпуклого n-угольника | 1 | Объяснять, что такое многоугольник, его вершины, смежные стороны, диагонали, изображать и распознавать многоугольники на чертежах; показывать элементы многоугольника, его внутреннюю и внешнюю области; формулировать определение выпуклого многоугольника; изображать и распознавать выпуклые и невыпуклые многоугольники; формулировать и доказывать утверждение о сумме углов выпуклого многоугольника; объяснять, какие стороны (вершины) четырёхугольника называются противоположными; формулировать определения параллелограмма, трапеции, равнобедренной и прямоугольной трапеций, прямоугольника, ромба, квадрата; изображать и распознавать эти четырёхугольники; формулировать и доказывать утверждения об их свойствах и признаках; решать задачи на вычисление, доказательство и построение, связанные с этими видами четырёхугольников; объяснять, какие две точки называются симметричными относительно прямой (точки), в каком случае фигура называется симметричной относительно прямой (точки) и что такое ось (центр) симметрии фигуры; приводить примеры фигур, обладающих осевой (центральной) симметрией, а также примеры осевой и центральной симметрий в окружающей нас обстановке; моделировать условие задачи с помощью чертежа или рисунка, проводить дополнительные построения в ходе решения; выделять на чертеже конфигурации, необходимые для проведения обоснований логических шагов решения; интерпретировать полученный результат и сопоставлять его с условием задачи; использовать поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебной литературы; оценивать правильность выполнения действий; контролировать свои действия и действия партнера; договариваться и находить совместное решение. |
2. | Многоугольники. Четырёхугольник | 1 | |
3. | Параллелограмм. Свойства сторон и углов параллелограмма | 1 | |
4. | Параллелограмм. Свойство диагоналей параллелограмма | 1 | |
5. | Признаки параллелограмма | 2 | |
6. | Трапеция. Свойства равнобедренной трапеции | 2 | |
7. | Решение задач на построение | 2 | |
8. | Прямоугольник | 1 | |
9. | Ромб | 1 | |
10. | Квадрат | 1 | |
11. | Осевая и центральная симметрия. РК. Симметрия в архитектуре г.Тюмени (1ч) | 1 | |
12. | Решение задач | 2 | |
13. | Обобщение по теме "Четырехугольники". Решение задач. Защита проектов. | 2 | |
14. | Контрольная работа №1 по теме "Четырёхугольники" | 1 | |
15. | Анализ контрольной работы. | 1 | |
Раздел 3: Площади фигур - 22 ч | |||
1. | Площадь многоугольника, квадрата, прямоугольника | 2 | Объяснять, как производится измерение площадей многоугольников; формулировать основные свойства площадей и выводить с их помощью формулы площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции; формулировать и доказывать теорему об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу; формулировать и доказывать теорему Пифагора и обратную ей; выводить формулу Герона для площади треугольника; решать задачи на вычисление и доказательство, связанные с формулами площадей и теоремой Пифагора; моделировать условие задачи с помощью чертежа или рисунка, проводить дополнительные построения в ходе решения; выделять на чертеже конфигурации, необходимые для проведения обоснований логических шагов решения; интерпретировать полученный результат и сопоставлять его с условием задачи; использовать поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебной литературы; оценивать правильность выполнения действий; контролировать свои действия и действия партнера; договариваться и находить совместное решение; строить речевое высказывание в устной и письменной форме |
2. | Площадь параллелограмма | 3 | |
3. | Площадь треугольника | 3 | |
4. | Площадь трапеции | 3 | |
5. | Теорема Пифагора | 3 | |
6. | Теорема, обратная теореме Пифагора | 1 | |
7. | Решение задач по теме "Площади фигур" РК. Решение задач на нахождение площади по данным Тюменской области (2ч) | 3 | |
8. | Обобщение по теме "Площади фигур". Защита проектов. | 2 | |
9. | Контрольная работа №2 по теме "Площади фигур" | 1 | |
10. | Анализ контрольной работы. | 1 | |
Раздел 4: Подобные треугольники - 27 ч | |||
1. | Определение подобных треугольников | 1 | Объяснять понятие пропорциональности отрезков; формулировать определения подобных треугольников и коэффициента подобия; формулировать и доказывать теоремы: об отношении площадей подобных треугольников,
объяснять, что такое метод подобия в задачах на построение, и приводить примеры применения этого метода; объяснять, как можно использовать свойства подобных треугольников в измерительных работах на местности; объяснять, как ввести понятие подобия для произвольных фигур; формулировать определение и иллюстрировать понятия синуса, косинуса и тангенса острого угла прямоугольного треугольника; выводить основное тригонометрическое тождество и значения синуса, косинуса и тангенса для углов 30°, 45°, 60°; решать задачи, связанные с подобием треугольников, для вычисления значений тригонометрических функций использовать компьютерные программы; моделировать условие задачи с помощью чертежа или рисунка, проводить дополнительные построения в ходе решения; выделять на чертеже конфигурации, необходимые для проведения обоснований логических шагов решения; интерпретировать полученный результат и сопоставлять его с условием задачи; использовать поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебной литературы; оценивать правильность выполнения действий; контролировать свои действия и действия партнера; договариваться и находить совместное решение; строить речевое высказывание в устной и письменной форме |
2. | Отношение площадей подобных треугольников. Теорема о биссектрисе треугольника | 2 | |
3. | Признаки подобия треугольников | 5 | |
4. | Решение задач. РК. Измерение высоты зданий г.Тюмени (1ч) | 2 | |
5. | Обобщение по теме "Подобные треугольники". Защита проектов. | 1 | |
6. | Контрольная работа №3 по теме "Подобные треугольники" | 1 | |
7. | Анализ контрольной работы. | 1 | |
8. | Средняя линия треугольника | 2 | |
9. | Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике | 2 | |
10. | Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника | 3 | |
11. | Решение задач. РК. Решение задач практического содержания по данным Тюменской области (1ч) | 4 | |
12. | Обобщение по теме "Подобные треугольники". Защита проектов. | 1 | |
13. | Контрольная работа №4 по теме "Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника" | 1 | |
14. | Анализ контрольной работы. | 1 | |
Раздел 5: Окружность - 24 ч | |||
1. | Касательная к окружности | 4 | Исследовать взаимное расположение прямой и окружности; формулировать определение касательной к окружности; формулировать и доказывать теоремы:
формулировать понятия центрального угла и градусной меры дуги окружности; формулировать и доказывать теоремы: о вписанном угле, о произведении отрезков пересекающихся хорд; формулировать и доказывать теоремы, связанные с замечательными точками треугольника: о биссектрисе угла и, как следствие, о пересечении биссектрис треугольника; о серединном перпендикуляре к отрезку и, как следствие, о пересечении серединных перпендикуляров к сторонам треугольника; о пересечении высот треугольника; формулировать определения окружностей, вписанной в многоугольник и описанной около многоугольника; формулировать и доказывать теоремы: об окружности, вписанной в треугольник; об окружности, описанной около треугольника; о свойстве сторон описанного четырёхугольника; о свойстве углов вписанного четырёхугольника; решать задачи на вычисление, доказательство и построение, связанные с окружностью, вписанными и описанными треугольниками и четырёхугольниками; исследовать свойства конфигураций, связанных с окружностью, с помощью компьютерных программ; моделировать условие задачи с помощью чертежа или рисунка, проводить дополнительные построения в ходе решения; выделять на чертеже конфигурации, необходимые для проведения обоснований логических шагов решения; интерпретировать полученный результат и сопоставлять его с условием задачи; использовать поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебной литературы; оценивать правильность выполнения действий; контролировать свои действия и действия партнера; договариваться и находить совместное решение; строить речевое высказывание в устной и письменной форме |
2. | Центральные и вписанные углы | 4 | |
3. | Четыре замечательные точки треугольника | 4 | |
4. | Вписанные и описанные окружности | 4 | |
5. | Решение задач | 4 | |
6. | Обобщение по теме "Окружность". Защита проектов. | 2 | |
7. | Контрольная работа №5 по теме "Окружность" | 1 | |
8. | Анализ контрольной работы | 1 | |
Раздел 6: Итоговое повторение курса геометрии 8-го класса - 6 ч | |||
1. | Повторение. Решение задач | 2 | Формулировать определение и свойства изученных фигур; Доказывать теоремы; Применять полученные теоретические знания при решении задач; Свободно работать с текстами научного стиля; Составлять алгоритм решения задач; Оценивать правильность выполнения заданий; Участвовать в диалоге, понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение; Аргументировано отвечать на поставленные вопросы; Расширять и обобщать знания по изученным темам; Самостоятельно выбирать способ решения задач повышенной сложности по всему курсу геометрии. |
2. | Итоговый зачёт | 2 | |
3. | Решение задач | 2 |
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
№ | Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения | Необходимое количество | Фактическое наличие |
Уровень основного общего образования | Уровень основного общего образования | ||
1 | Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | ||
1.1 | Стандарт основного общего образования по математике ФГОС ООО Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897. | Д | 1 |
1.2 | Примерные программы по учебным предметам. Математика. 5-9 классы: проект.- 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 67с. – (Стандарты второго поколения). | Д | 1 |
1.3 | Геометрия. 7-9 классы : учеб. для общеобразоват. учреждений / J1. С. Атанасян [и др.]. - М. : Просвещение, 2012. | К | 30 |
1.4 | Геометрия в таблицах. 7 – 11 кл.: справочное пособие / авт.-сост. Л. И. Звавич, А.Р.Рязановский. – 19 –е изд. – М.: Дрофа, 2014. | Д | 1 |
1.5 | Научная, научно-популярная, историческая литература | П | 3 |
1.6 | Справочные пособия (энциклопедии, словари, сборники основных формул и т.п.) | Д | 1 |
Математика: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы / П.И. Алтынов, И.И. Баврин. – 3 – е изд., - М. : Дрофа, 2000 г. | Д | 1 | |
Большой энциклопедический словарь по математике / главный редактор Ю.В. Прохоров, научное издательство Большая Российская энциклопедия, Москва, 2000 г. | Д | 1 | |
1.7 | Бутузов В.Ф. Геометрия. Рабочая программа к учебнику Л.С. Атанасяна и др. 7-9 классы. М.: Просвещение, 2013. | Д | 1 |
Изучение геометрии в 7-9 классах : метод, рекомендации : кн. для учителя / Л. С. Атанасян [и др.]. - М. : Просвещение, 2011. | Д | 1 | |
2 | ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ | ||
2.1 | Таблицы по математике для 8 класса | Д | 1 |
2.2. | Портреты выдающихся деятелей математики (Евклид, Лобачевский Николай Иванович) | Д | 1 КОМПЛЕКТ |
3 | Компьютерные и информационно-коммуникативные средства | ||
3.1 | Мультимедийные обучающие программы и электронные учебные издания по основным разделам курса математики Учебное электронное издание Математика 5 – 11 класс, издательство «Дрофа». Математика. Арифметика. Геометрия. 6 класс (Е. А. Бунимович). Витаминный курс Математика 6 – 7 классы. Математика 5 – 11 классы. Практикум, выполнено на платформе «1С : Образование 3.0» под редакцией Дубровского В.Н. | Д/П | 7 |
3.2 | Электронная база данных для создания тематических и итоговых разноуровневых тренировочных и проверочных материалов для организации фронтальной и индивидуальной работы | Д/П | 5 |
3.3. | Инструментальная среда по математике SMART Notebook software | Д | 3 |
4 | Экранно-звуковые пособия (могут быть в цифровом виде) | ||
4.1 | Видеофильмы по истории развития математики, математических идей и методов Видеофильм "Геометрия Эвклида" Видеофильм "От Архимеда до наших дней" Видеофильм "Этюды о русских ученых" | Д | 3 |
5 | Технические средства (ТСО) | ||
5.1 | Мультимедийный компьютер Flatron L 1732 S | Д | 1 |
5.2 | Сканер Canon I – sensys MF 3010 | Д | 1 |
5.3 | Принтер лазерный Canon I – sensys MF 3010 | Д | 1 |
5.4 | Копировальный аппарат Canon I – sensys MF 3010 | Д | 1 |
5.5 | Мультимедиапроектор Hitachi CP – X 268A | Д | 1 |
5.6 | Экран (на штативе или навесной) | Д | 1 |
5.7 | Комплект netbook Samsung | П | 7 |
6 | УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО-ЛАБОРАТОРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ | ||
6.1 | Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц | Д | 1 |
6.2 | Доска магнитная с координатной сеткой | Д | 1 |
6.3 | Комплект инструментов классных: линейка, транспортир, угольник (300, 600), угольник (450, 450), циркуль | Д | 1 |
6.4 | Комплект стереометрических тел (демонстрационный) | Д | 1 |
6.5 | Конструктор «Машины и механизмы» | Д | 1 |
6.6 | Набор счетного материала | Д | 1 |
6. 7 | Алгебраические весы | Д | 1 |
6.8 | Дидактическое пособие по математике «Изучаем дроби» | Д | 2 |
6.9 | Дидактическое пособие по математике «Фигуры и доли 3D» | Д | 2 |
6.10 | Конструктор геометрических фигур | Д | 1 |
6.11 | Конструктор для сборки каркасных моделей стереометрических фигур | Д | 1 |
6.12 | Набор для изучения понятия объема | Д | 1 |
6.13 | Дидактическое пособие по математике «Наглядная геометрия» | Д | 1 |
6.14 | Набор разверток стереометрических фигур | Д | 1 |
7 | СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ УЧЕБНАЯ МЕБЕЛЬ | ||
7.1 | Компьютерный стол | Д | 1 |
7.2 | Шкаф секционный для хранения оборудования | Д | 1 |
7.3 | Шкаф секционный для хранения литературы и демонстрационного оборудования (с остекленной средней частью) | Д | 1 |
7.4 | Стенд экспозиционный | Д | 1 |
7.5 | Ящики для хранения таблиц | Д | 1 |
7.6 | Штатив для таблиц | Д | 1 |
Для характеристики количественных показателей используются следующие символические обозначения:
- Д - демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев);
- К - полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса);
- Ф - комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух учащихся);
- П - комплект, необходимый для практической работы в малых группах (6 - 7 экз.).
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Геометрия»
Выпускник научится (для использования в повседневной жизни и обеспечения возможности успешного продолжения образования на базовом уровне)
Геометрические фигуры
- Оперировать на базовом уровне понятиями геометрических фигур;
- извлекать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах в явном виде;
- применять для решения задач геометрические факты, если условия их применения заданы в явной форме;
- решать задачи на нахождение геометрических величин по образцам или алгоритмам.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
- использовать свойства геометрических фигур для решения типовых задач, возникающих в ситуациях повседневной жизни, задач практического содержания.
Измерения и вычисления
- применять теорему Пифагора, базовые тригонометрические соотношения для вычисления длин, расстояний, площадей в простейших случаях.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
- вычислять расстояния на местности в стандартных ситуациях, площади в простейших случаях, применять формулы в простейших ситуациях в повседневной жизни.
Геометрические построения
- Изображать типовые плоские фигуры и фигуры в пространстве от руки и с помощью инструментов.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
- выполнять простейшие построения на местности, необходимые в реальной жизни.
История математики
- Описывать отдельные выдающиеся результаты, полученные в ходе развития математики как науки;
- знать примеры математических открытий и их авторов, в связи с отечественной и всемирной историей;
- понимать роль математики в развитии России.
Методы математики
- Выбирать подходящий изученный метод для решении изученных типов математических задач;
- Приводить примеры математических закономерностей в окружающей действительности и произведениях искусства.
Выпускник получит возможность научиться для обеспечения возможности успешного продолжения образования на базовом и углублённом уровнях
Геометрические фигуры
- Оперировать понятиями геометрических фигур;
- извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах;
- применять геометрические факты для решения задач, в том числе, предполагающих несколько шагов решения;
- формулировать в простейших случаях свойства и признаки фигур;
- доказывать геометрические утверждения;
- владеть стандартной классификацией плоских фигур (треугольников и четырёхугольников).
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
- использовать свойства геометрических фигур для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин.
Отношения
- Оперировать понятиями: равенство фигур, равные фигуры, параллельность прямых, перпендикулярность прямых, подобие фигур, подобные фигуры, подобные треугольники;
- применять теорему Фалеса и теорему о пропорциональных отрезках при решении задач;
- характеризовать взаимное расположение прямой и окружности, двух окружностей.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
- использовать отношения для решения задач, возникающих в реальной жизни.
Измерения и вычисления
- Оперировать представлениями о длине, площади как величинами. Применять теорему Пифагора, формулы площади при решении многошаговых задач, в которых не все данные представлены явно, а требуют вычислений, оперировать более широким количеством формул длины, площади вычислять характеристики комбинаций фигур (окружностей и многоугольников);
- формулировать задачи на вычисление длин, площадей и решать их.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
- проводить вычисления на местности;
- применять формулы при вычислениях в смежных учебных предметах, в окружающей действительности.
Геометрические построения
- Изображать геометрические фигуры по текстовому и символьному описанию;
- свободно оперировать чертёжными инструментами в несложных случаях,
- выполнять построения треугольников, применять отдельные методы построений циркулем и линейкой и проводить простейшие исследования числа решений.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
- выполнять простейшие построения на местности, необходимые в реальной жизни;
- оценивать размеры реальных объектов окружающего мира.
История математики
- Характеризовать вклад выдающихся математиков в развитие математики и иных научных областей;
- понимать роль математики в развитии России.
Методы математики
- Используя изученные методы, проводить доказательство, выполнять опровержение;
- выбирать изученные методы и их комбинации для решения математических задач;
- использовать математические знания для описания закономерностей в окружающей действительности и произведениях искусства;
- применять простейшие программные средства и электронно-коммуникационные системы при решении математических задач.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по геометрии. 7 класс.Учебник: Геометрия, 7-9: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др./ – 16-е изд. – М. : Просвещение, 2008.
Рабочая программа по геометрии. 7 класс.Учебник: Геометрия, 7-9: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др./ – 16-е изд. – М. : Просвещение, 2008....
Рабочая программа по геометрии для 9 класса по учебнику "Геометрия, 7-9" авт. Атанасян Л.С.
Настоящая программа по геометрии для основной общеобразовательной школы 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (прика...
Рабочая программа по геометрии 8 класс к учебнику "Геометрия 7-9" /Атанасян Л.С./
Основой для рабочей программы по геометрии в 8 классе является Примерная программа основного общего образования по математике составленная на основе федерального компонента государственного стандарта ...
Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы
Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы (2 часа в неделю)...
Рабочая программа по геометрии, УМК Атанасян Л.С. 9 класс
Рабочая программа по геометрии, УМК Атанасян Л.С., рассчитана на 2 часа в неделю....
рабочая программа по геометрии к АТАНАСЯНУ 7 КЛ
рабочая программа по геометрии к АТАНАСЯНУ 7 КЛ...