Пути преодоления неуспешности обучающихся в коррекционной школе.
статья по теме
В статье рассматриваются причины школьной неуспешности и приведены примеры работы по ее профилактике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_po_neuspeshnosti.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Пути преодоления неуспешности обучающихся в коррекционной школе.
Каждый первоклашка приходя в школу полон энтузиазма, желания учиться! Ведь он теперь совсем взрослый, ученик. Как бывает обидно педагогам, родителям наблюдать, как гаснет в ребенке радость и приходит растерянность, неуверенность, разочарование. «Неуспевающий», «отстающий», «неуспешный»... Каждый родитель хочет видеть своего ребенка здоровым, счастливым, успешным. Так что же такое «успешный ученик», что такое «успех»? Обратимся к Википедии: «Успех — достижение поставленных целей в задуманном деле, положительный результат чего-либо, общественное признание чего-либо или кого-либо» [2]. Если мы обратимся к библиографическим издания, словарям и т. д., то такого понятия как «школьная неуспешность» мы не найдем. В педагогике и психологии понятие «школьная неуспешность» еще не обрело своего самостоятельного устойчивого научного статуса. В основном чтобы охватить круг явлений, свидетельствующий о неблагополучии ребенка в школе, используют различные формулировки: «школьные трудности», «школьная неуспеваемость», «хроническая школьная неуспешность»...
Известный исследователь проблемы школьной неуспешности Н.А. Менчинская считает, что причина кроется в утрате учащимися позиции школьника. Такие ученики потеряли интерес к учебной деятельности в силу возобладания у них других видов интересов из-за чрезмерной лёгкости или, наоборот, сложности учебного материала, наличия конфликта с преподавателем, несформированности или быстрого угасания учебной мотивации, неразвитости волевой сферы личности [3].
Исследователи установили группы причин школьных неудач:
1. На нее наслаиваются остальные проблемы школьной неуспешности, причины биопсихологического характера. Данные причины – это наследственные особенности, способности, черты характера, особенности функционирования нервной системы.
2. Вторая группа причин - социально- экономические причины, а именно: материальная необеспеченность семьи, неблагополучная обстановка в семье, алкоголизм, педагогическая безграмотность родителей. Общее состояние общества тоже отражается на детях, но главное – недостатки в семейной жизни.
3. Следующая группа причин - педагогические причины. Это отношения внутри школы: с педагогом, ученическим коллективом, особенности выбранной школой учебной программы, школьные порядки и атмосфера в классе.
Независимо от исходной причины развитие неуспешности протекает примерно по одному сценарию. В результате наблюдается сочетание низких достижений, высокой тревожности, неуверенности в себе, низкой самооценки и негативной оценки ребенка родителями и учителями.
Каковы же в МБСКОУ школе – интернате № 12 средства преодоления данной проблемы? Для начала хотелось бы привести результаты качества обученности за последние 4 года.
Показатели | 2011-2012 | 2012-2013 | 2013-2014 | 2014-2015 |
Успеваемость общая, % | 98,2 | 100 | 100 | 100 |
Успеваемость качественная, % | 39 | 39,75 | 41,2 | 41,5 |
Число учащихся на конец года | 171 | 172 | 186 | 194 |
Число второгодников | нет | нет | нет | Нет |
Число условно переведенных | 3 | нет | нет | нет |
Общая успеваемость в течении четырех лет стабильна с небольшим увеличением до 100% в 2012-2013 учебном году и дальнейшей стабилизацией показателей. Качественная успеваемость учащихся стабильно растет от 39% в 2011-2012 учебном году до 41,5 в 2014-2015 учебном году. Хотя в школе подавляющее большинство учащихся с диагнозом глухота или 4 степень тугоухости, граничащая с глухотой (70% от общего количества учащихся школы). У большинства учащихся школы ограниченный словарный запас, нарушения фонематического слуха, низкий уровень речевого развития и слухового восприятия, что мешает осмыслению текстовой информации. Низкая самостоятельность учащихся школы. У многих не сформирована самостоятельная учебная деятельность, задания в классе и на самоподготовке выполняются под руководством и в совместной деятельности с учителем и воспитателем.
Качество соответствует потенциальным слухо – речевым и интеллектуальным возможностям учащихся школы. Росту качества обучения способствует накапливаемый опыт работы педагогов с такими учащимися, а также:
- планирование и проведение разнообразных по форме и виду деятельности уроков, в том числе применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий;
- дифференцированное обучение, а также индивидуальные методы работы на уроках с глухими учащимися и учащимися со сложными дефектами слуха;
- воспитательная работа, направленная на развитие интереса у учащегося к обучению;
- повышения профессионального мастерства педагогов путем посещения курсов переподготовки, участие в методической работе школы, занятия самообразованием;
- помощь педагога – психолога, социального педагога (диагностика, тренинги). Комплексное тестирование при переходи с одной ступени обучения на другую, профессиональное самоопределение;
- индивидуальная работа с учащимися учителей – дефектологов;
- тесный контакт и работа с родителями.
Далее опишу еще аспекты , которые помогают в преодолении школьной неуспешности.
Чтобы ребенок чувствовал себя комфортно и был успешным, в школе работает система дополнительного образования, она способствует развитию творческих способностей, поддержке индивидуальности ребенка. Руководители кружков, совместно с воспитателями и классными руководителями, которые занимаются диагностикой интересов школьников и вовлечением детей в кружковую работу, создают условия для реализации личности ребенка. Тесная связь основного обучения с дополнительным образованием, успешность в дополнительном образовании (спорт, кружки) приводит к усилению мотивации в основном образовании. В школе – интернате действует 27 объединений дополнительного образования (помимо внеурочной деятельности), которые работают в рамках своих индивидуальных программ.
В начальной школе четко отлажена работа по внеурочной деятельности, она представлена пятью направлениями: спортивно — оздоровительное, общекультурное, общеинтеллектуальное, социальное и духовно — нарвственное. В ее рамках действует 23 курса. Внеурочная деятельость направлена на реализацию индивидуальных потребностей обучающих школы и их законных представителей путем предоставления выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие детей.
В школе – интернате работает школьный ПМПК. Он создан для выявления характера и причин отклонений в поведении и учебе учащихся, для разработки программы воспитательных мер в целях коррекции отклоняющегося поведения, а также для консультации в решении сложных и конфликтных ситуаций. На нем разрабатываются положения и рекомендации, направленные на улучшение условий для успешного обучения и воспитания учащихся, снижения уровня психологической напряженности в учебно – воспитательном процессе. Консилиум работает по плану, утвержденному на заседании ПМПК. В конце I четверти на консилиуме проходит анализ диагностических данных 1-х классов, выявление проблем, связанных с адаптацией учащихся к школьной жизни. На которых выступают классные руководители, учителя – дефектологи, педагог – психолог, работающие с этими детьми. Выявляются учащиеся с проблемами в обучении и даются рекомендации по работе с ними.
Во второй четверти проводится консилиум по шестым классам, в связи с переходом в основную школу. Также проводится анализ адаптации учащихся.
Также в школе работает Совет профилактики, его целью является работа по профилактики противоправных поступков учащихся, укреплению дисциплины, социальной реабилитации учащихся с различными формами и степенью социальной дезадаптации. При возникновении проблем у учащихся на обсуждение в Совет выносятся проблемные вопросы по которым принимаются решения совместно с администрацией школы, специалистами, педагогами и родителями. При необходимости составляется реабилитационная программа по работу с учащимся, обеспечивается проведение индивидуальной психолого — коррекционной работы с детьми.
В декабре 2014 года в школе было разработано Положение учета посещаемости учебных занятий обучающимися МБСКОУ школы — интерната II вида № 12, которое позволяет повысить эффективность профилактической работы по предупреждению уклонения несовершеннолетних от учебы. В течении первой половины для выясняется где находится учащийся. Классный руководитель совместно с социальным педагогом при отсутствии ребёнка в школе без уважительной причины проводит впоследствии с ним беседу, для выяснения причин отсутствия. Ставятся в известность родители, при необходимости проводится индивидуальная консультация педагога — психолога с обучающимся, т. е. принимаются все меры для устранения причины прогулов.
Возможность понять истинные причины и наметить пути решения проблем является принципиально важным моментом работы всего педагогического коллектива и социально - психологической службы школы.
Своевременное выявление причин, приводящих к неуспешности, и соответствующая коррекционная работа позволяют уменьшить вероятность перерастания временных неудач в обучении в хроническую неуспеваемость.
Библиографический список.
- Анализ работы МБСКОУ школы-интерната II вида № 12 за 2014 – 2015 учебный год.
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D1%81%D0%BF%D0%B5%D1%85
- http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-dlya-roditelei/2012/11/22/problema-shkolnoy-neuspeshnosti-i-puti-eyo
- http://festival.1september.ru/articles/571914/
- http://festival.1september.ru/articles/633123/
- http://erono.ru/art/?ELEMENT_ID=965
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПУТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ VIII
Интеллектуальное развитие детей нередко опережает их психическое и физическое развитие. Степень координации визуального восприятия и механического движения зависит от возраста ребенка и достигает необ...
Авторизированная образовательная программа Танцевальная студия «Веретёнышко» Для обучающихся специальных (коррекционных) школ VIII вида
Необходимость создания программы обусловлена тем, что способствует удовлетворению индивидуальных потребностей и запросов учащихся. Создаёт условия для развития личности аномального ребёнка...
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ VIII ВИДА ПОСРЕДСТВОМ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
Перед специальной (коррекционной) школой VIII вида стоит сложная задача - социальная адаптация воспитанников через учебно-воспитатель...
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОСЯЗАНИЯ У НЕЗРЯЧИХ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В КОРРЕКЦИОННЙ ШКОЛЕ
Незрячие дети с тяжелой умственной отсталостью, обучающиеся в коррекционной школе имеют свои права и потребности, которые очень специфичны.Но они изолированы от мира, поэтому нужно помочь им и знать к...
Использование информационных технологий на занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов с обучающимися специальной (коррекционной) школы VIII вида
Обучающиеся коррекционных школ требуют особых условий для психического развития и коррекции нарушенных функций. Важным условием полного усвоения знаний обучающимися на занятиях по развитию психомотори...
Роль факультативных занятий по физике в развитии познавательных интересов обучающихся в коррекционной школе VIII вида
Для детей с отклонениями в развитии, как известно, характерен общий недостаток – нарушение сложных форм познавательной деятельности.Чтобы помочь учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний...
"В гостях у сказки" дополнительная коррекционно-развивающая программа для обучающихся специальных (коррекционных) школ VIII вида.
Программа предназначена для обеспечения эффективного обучения детей с умеренной умственной отсталостью....