Конспект занятия "Забота о глазах"
план-конспект на тему
Занятие направлено на знакомство детей с внешними и внутренними органами человека, воспитание в детях чувство необходимости сохранения физического здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_1.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия «Забота о глазах»
Цель: продолжать знакомить детей с внешними и внутренними органами человека, воспитывать в детях чувство необходимости сохранения физического здоровья, ответственности, формировать и способствовать становлению мотивационной сферы гигиенического поведения ребят.
Задачи:
- приобщение к здоровому образу жизни;
- развитие физической культуры детей, положительных привычек;
- выработка навыков гигиены зрения;
- расширение активного словарного запаса и кругозора детей;
выработка особого мнения о здоровом человеке и правил здоровьесбережения.
Ход занятия
1 этап. Организационный.
1. Проверка присутствующих.
2. Сообщение темы и цели занятия.
2 этап. Основной.
1.Глаза – главные помощники человека.
2.Правила бережного отношения к зрению.
3 этап. Заключительный.
Практические занятия
Гимнастика для глаз. Игра «Полезно-вредно». Проведение опыта «Воздействие света на зрачок глаза».
4 этап. Рефлексия.
- О чём мы сегодня будем говорить, вы, ребята, узнаете, если отгадаете загадку:
Два братца через дорогу живут, друг друга не видят? (глаза)
-Как вы думаете, кто из животных самый зоркий? Хорошо известно, что самое острое зрение у орла. Как вы понимаете выражение «острое зрение»? он парит на большой высоте и из-за облаков высматривает свою добычу на земле, (показ картинки орла). Ночью лучше всех видит сова. Она легко отыщет мышь в темноте (показ картинки совы).
А вот что можно сказать о кроте? Почему он слепой?
Человек не такой зоркий, как эти птицы. Можно ли назвать глаза главными помощниками человека? Докажите это. Глаза помогают видеть всё, что есть вокруг, различать и узнавать предметы, их цвет, форму, величину. Повернитесь лицом к соседу, посмотрите, какие красивые глаза у человека. Как говорят о глазах, чтобы передать их красоту? (прекрасные очи, ясные, чистые, огромные, весёлые, зоркие и т/д) . Каким бывает цвет глаз у человека? (карие, голубые, зелёные, серые, синие). Какие по размеру бывают глаза? Где и как глаза расположены? (Показ плаката «Строение глаза»)
- Что можно обнаружить в глазу, когда его рассматриваешь вблизи? Да, это цветное колечко называется «радужка». От неё зависит цвет наших глаз. Радужную оболочку покрывает прозрачная тонкая плёнка –«роговица». В центре глаза мы видим чёрную точку. Она- то расширяется, то сжимается. Это «зрачок». Он регулирует количество света. Лучи света проходят через зрачок и хрусталик и собираются на сетчатке глаза. Дальше по нервам сигналы передаются в мозг, и человек видит то, на что смотрит.
Динамическая пауза «Буратино потянулся»
Буратино потянулся
Раз – нагнулся, два – нагнулся,
Руки в стороны развел,
Видно ключик не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать»
«Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо,
Деревцо все выше, выше,
А ребята – тише, тише»
«Раз, два – выше голова
Три, четыре – руки шире
Пять, шесть – всем присесть
Семь, восемь – встать попросим
Девять, десять – тихо сесть
Практическое занятие:
Проведение опыта с зеркалом:
Яркий свет-зрачок сужается, слабый - расширяется. Ткани глаза очень нежные, поэтому глаза от природы у человека хорошо защищены.
- Какие части глаза помогают в защите? (Веки, ресницы)
- Отгадайте загадку: «Под мостом – мостищем, под соболем - соболищем два соболька разыгрались» (брови и глаза). Брови, ресницы и веки у нас не только для красоты. Они оберегают глаза от пыли, ветра и пота. А зачем человеку слёзы? (рассуждения детей, вывод – защита от пыли). Предлагаю открыть рабочие тетради и нарисовать схему – строение глаза, не забудьте указать на все части глаза.
На парте у каждого лежит памятка «Гимнастика для глаз». Внимательно просмотрите предложенные упражнения. Для чего, по вашему мнению, нужно делать зарядку для глаз? Правильно от ежедневной гимнастики укрепятся не только мышцы тела, но и глаз.
Выполняем стоя у парты комплекс упражнений для глаз. (см. приложение 1 )
В итоге, трудно было? Много времени заняла гимнастика?
Игра «Полезно-вредно»
Поиграем в игру «Полезно – вредно». Если вы считаете, что фраза верна, хлопните в ладошки, если не верна – скрестите руки на груди. Итак,
· читать лёжа в сумерках
· смотреть на яркий свет
· оберегать глаза от ударов
· смотреть близко телевизор
· промывать по утрам глаза
· тереть глаза грязными руками
· читать сидя
· есть полезную пищу, витамины
· обращаться к врачу-окулисту
· выполнять гимнастику для глаз во время уроков, дома
· соблюдать режим дня
-От чего человек может потерять зрение? Легко ли живётся слепым людям? Что вы почувствуете, если увидите слепого человека? Как надо поступить? Что носят люди с недостатками зрения?
Давайте вместе выведем правила бережного отношения к зрению:
*умываться по утрам
* смотреть телевизор не более 1-1,5 часов в день
*сидеть не ближе 3 м от телевизора, подальше от монитора компьютера
*не читать лежа, в транспорте
*беречь глаза от попадания инородных предметов
*при чтении и письме свет должен падать слева
*употреблять в пищу витамины, морковь, лук, сладкий перец, помидоры, петрушку.
*ежедневно делать гимнастику для глаз
*укреплять глаза, глядя на восход или закат
Давайте посоветуем людям в очках следующее:
· не горюйте. Со временем с помощью очков зрение может улучшиться
· берегите свои «вторые глаза», часто мойте и протирайте
· храните очки в футляре
· не кладите стёклами вниз
· снимайте во время занятий спортом
· не обращайте внимание на глупцов, которые дразнятся.
Физкультминутка «Как живешь?»
Как живешь? – Вот так! (Показывают большой палец.)
Как идешь? – Вот так! («Шагают» двумя пальцами по ладони.)
А бежишь? – Вот так! (Сгибают руки в локтях и показывают, как работают ими при беге.)
Ночью спишь? – Вот так! (Кладут руки под щеку, а на них – голову.)
Как берешь? Вот так! (Делают руками хватательные движения.)
А даешь? – Вот так! (Делают руками движения. Как будто дают что-то.)
Как шалишь? – Вот так! (Надувают щеки и слегка шлепают по ним ладонями.)
А грозишь? – Вот так! (грозят пальчиком своему соседу.)
Как сидишь? – Вот так! (ребята садятся за парты).
Рефлексия:
- О чём сегодня шла речь?
- Что интересного, важного для вас узнали?
- С какими новыми словами встретились? (очи, радужка, веки, зрачок, роговица, врач - окулист).
-Что они означают?
-О чём расскажете дома?
Приложение 1
Упражнения для глаз
«Мечталка».
Такие упражнения снимают спазм цилиарных мышц.
Закрыть глаза, положить на них тёплые ладошки, но не давить на веки. Расслабиться и, всматриваясь в темноту перед глазами, представить, что разглядываешь тёмное небо. (30-40 сек.).
Открыть глаза, широко и радостно улыбнуться (до 5 сек.)
«Смотрелки».
Закрыть глаза, сильно зажмуриться на 15-20 сек.
Открыть глаза, посмотреть вдаль, т.е. задуматься.
При открытых глазах сделать массаж двух точек (внутренний конец бровей): погладить точки (до 5 сек.) а потом надавить на них (20-30 сек.).
Закрыть глаза, вдох – носом: шумный, мощный короткий; выдох – со звуком «ах», «ух».
Расслабить мышцы лица, т.е. отпустить нижнюю челюсть, дышать спокойно.
«Рисовать брови».
Закрыть глаза, тёплыми пальцами «нарисовать» под бровями дугу. «Рисовать» от носа к вискам. На виски не давить (10-15 раз).
«Рисовать» так же, но над бровями.
Открыть глаза, посмотреть вдаль.
«Глаза устали» (выполняются стоя или сидя).
Закрыть глаза зажмуриться. Открыть глаза, смотреть вдаль. Дыхание ритмичное. Упражнение выполняется 3 раза.
Не поворачивая голову смотреть: вправо 1сек. – вдаль 3 сек.; влево 1 сек. – вдаль 3 сек.; вниз 1 сек. – вдаль 3 сек.; вверх 1 сек. – вдаль 3 сек.;
Смотреть на переносицу 2 сек.; смотреть вдаль 3 сек.. Повторить 3 раза.
Не поворачивая голову медленно смотреть вверх, вправо, вниз, влево и в обратную сторону – потом вдаль .
Смотреть на палец вытянутой руки 2 сек. – потом вдаль 3-4 сек.
Закрыть глаза. Шумно вдохнуть. Шумно выдохнуть.
«Подышим».
Сидя, откинувшись на спинку стула. Глубокий вдох. Наклонившись вперёд, к столу, выдох. Повторить 3-4 раза.
Откинувшись на спинку стула. Прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, затем открыть, глядеть вдаль. 4-5 раз.
Руки на поясе. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки. Вернуться в исходное положение, повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки. 6 раз.
Голова прямо. Поднять глаза к верху, сделать ими круговые движения по часовой стрелке, затем против часовой. 5-6 раз. Затем закрыть глаза на 8-10 сек.
Руки вытянуть вперёд, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх. Следить за руками, не поднимая головы. Вдох. Руки опустить. Выдох. 4-5 раз.
(Дидактический материал к междисциплинарной программе «Здоровье», Томск, 2004г.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока "Печорин глазами женщин"
данный урок предназначен для изучения романа Лермонтова "Герои нашего времени", в данном уроке использован нестандартный подход к изучению образа главного героя...
Конспект урока "Мир глазами поэта"
Цель урока:· формирование теоретико-литературных понятий: «поэт», «прозаик», анализ стихотворения...
Конспект урока "Мир глазами поэта"
Цель урока:· формирование теоретико-литературных понятий: «поэт», «прозаик», анализ стихотворения...
План-конспект урока на кабардинскорм языке "Мир глазами поэтов, художников, композиторов"
Это интегрированный урок. На уроке используются стихи Шогенцукова, Пушкина, Кулиева....
Конспект НОД Осень глазами художников
Тема. «Осень – глазами художника». Программное содержание: Продолжать приобщать детей к восприятию искусства, развивать интерес к нему.Познакомить с жанрами изобразительно...
Конспект интегрированного урока "Глаз как оптическая система"
Данный интегрированный урок физики (интеграция предметов физика-биология) предназначен для учащихся 12 класса коррекционной школы II вида....
Конспект урока в 8 классе по теме "Глаз. Дефекты глаза и их исправление".
Урок по теме "Глаз. Дефекты глаза и их исправление" основан на применении проектной технологии. Учащиеся класса выполнили мини-проекты, которые используются в объяснении нового материала.Проекты "Стро...