Профильное обучение
методическая разработка на тему
Школьная география – это единственный учебный предмет, который рассматривает прямые и косвенные связи между природными и социально – экономическими объектами, явлениями и процессами, которые оказывают грандиозное воздействие на окружающую людей географическую действительность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilnoe_obuchenie.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Профильное обучение
Школьная география – это единственный учебный предмет, который рассматривает прямые и косвенные связи между природными и социально – экономическими объектами, явлениями и процессами, которые оказывают грандиозное воздействие на окружающую людей географическую действительность.
Специфика географии как науки и учебного предмета – ее естественно – общественная сущность. География интегрирует естественные, общественные и технические элементы научного знания. Современная география изучает пространственно – временные взаимосвязи и взаимодействия в географической действительности, представляющей собой целостную систему «человек – природа – хозяйство - окружающая среда».
Расширение и углубление взаимодействия человека с окружающей средой, обострение экологического конфликта между обществом и природой, истощение природных ресурсов обусловливают интеграцию различных дисциплин в познании географического пространства.
Структура данной программы на базовом уровне ориентируется на формирование культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.
Изучение курса географии на профильном уровне позволяет максимально использовать общеобразовательный и культурологический материал географии как науки и учебного предмета, помогает выпускникам на основе системы географических знаний, умений, навыков самоопределиться в стремительно меняющемся окружающем мире, продолжить свое образование в выбранной области.
Изучение географии в старшей школе на профильном уровне направлено на
достижение следующих целей:
- Освоение системы знаний для понимания предмета и задач современной
географии, ее методов, структуры, тенденций развития, места и роли географии в системе, жизни общества, решения его проблем, для подготовки к продолжению образования в выбранной области.
- Овладение умениями решать задачи, требующие комплексного поиска, анализа и отбора географической информации, учета географической ситуации на конкретной территории, геоинформационного моделирования явлений и процессов с учетом пространственно – временных условий и факторов.
- Развитие географического мышления для ориентации в проблемах территориальной организации общества, его взаимодействия с природой, навыков грамотного решения профессионально ориентированных задач.
- Воспитание геоинформационной культуры, формирование патриотизма, толерантности к другим народам и культурам, социально- ответственного отношения к окружающей среде.
- Приобретение компетентности в сфере географического моделирования и
прогнозирования, использования разнообразных знаний и умений в быту, обеспечения личной безопасности, адаптации к условиям среды.
- Нахождение и применение географической информации, включая карты, статистические материалы, Интернет, геоинформационные системы для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития.
- Понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, дело-
и образовательных программ, телекоммуникации, простого общения.
- Применение здоровьесберегающих методик, внедрение личностно - ориентированного подхода.
Программа включает межпредметные связи с историей, обществознанием, математикой.
Требования к уровню подготовки :
В результате изучения географии на профильном уровне ученик должен:
Знать / уметь / понимать:
- Определение собственного отношения к явлениям современной жизни, отстаивание своей гражданской позиции, формулирование своих мировоззренческих взглядов.
- Выполнение в повседневной жизни и в практической деятельности экологи-
ческих требований, оценивание и корректировка своей деятельности в окружающей среде
- Осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности
- Конструктивное восприятие определенных явлений современной жизни, объемное определение своих возможностей.
- Основные географические понятия и термины; традиционные и новые
методы географических исследований.
- Особенности населения регионов мира ,их численность и динамику, этногеографическую специфику, различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
- Географические аспекты отраслевой и территориальной структуры МХ, размещения его основных отраслей, специфику экономики отдельных стран и
регионов, их различия по уровню социально – экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда.
- Особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда.
Уметь:
- Читать карты и владеть приемами работы с ними.
- Составлять комплексную географическую характеристику стран, регионов мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные закономерности.
- Оценивать ЭГП, природно – ресурсный потенциал регионов и отдельных стран, объяснять их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и
территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий.
- Сопоставлять карты различной тематики.
- Определять и сравнивать по разным источникам информации географические
тенденции развития природных, социально – экономических и геоэкологических
процессов, объектов и явлений.
- Применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими процессами, объектами и явлениями, под влиянием разнообразных факторов.
- Составлять карты различной тематики.
Использовать приобретенные ЗУН на практике и в повседневной жизни :
- Понимания географической специфики регионов мира и отдельных стран в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха,
деловых и образовательных программ, различных видов человеческого обще
ния.
- Для выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций.
- Нахождения и применение географической информации, включая карты, статистические материалы, Интернет, геоинформационные системы для прави-
ной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной
жизни геополитической и геоэкономической ситуации в России, других стра-
нах и регионах мира, тенденций их возможного развития.
Требования стандарта к уровню подготовки обучающихся относятся к трем основным видам деятельности:
- Воспроизведение знаний и умений,
- Применение знаний и умений в знакомой ситуации,
- Применение знаний и умений в измененной или новой ситуации.
Воспроизведение знаний требует называть основные факты и закономерности, признаки географических объектов и явлений; показывать и описывать положение важнейших географических объектов.
Применение знаний и умений в знакомой ситуации предполагает владение умениями определять показатели, характеризующие географические объекты, процессы, явления на основе предъявляемой в разном виде информации.
Применение знаний в изменённой и (или) новой ситуации предусматривает умения распознавать в реальных жизненных ситуациях вопросы, идеи или проблемы, которые могут быть решены средствами географии; объяснять события в контексте реальных ситуаций с использованием имеющихся географических знаний; давать оценку географическим объектам, процессам и явлениям, прогнозировать их развитие.
Формы и методы контроля Контроль знаний, умений и навыков является важнейшим этапом учебного процесса и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.
Используемые методы и формы контроля выбираются с учетом уровня подготовки учащихся, уровня их мотивации к изучению предмета. В структуре программы проверочные средства должны находиться в логической связи
с содержанием учебного материала. Реализация механизма оценки уровня обученности предполагает систематизацию и обобщение знаний, закрепление умений и навыков; проверку уровня усвоения знаний и овладения умениями и навыками, заданными как планируемые результаты обучения. Они представляются в начале каждого курса в виде требований к подготовке учащихся.. Предполагается применение тестового контроля, выполнение практических и самостоятельных работ, проектной деятельности. В общем смысл заданий можно свести к
следующему:
- знать основные понятия и термины
- называть или показывать
- определять
- описывать
- объяснять
- прогнозировать
Тестовые задания представлены заданиями с выбором единственно ответа, с выбором нескольких верных ответов, задания, где необходимо установить соответствие между явлениями, процессами.
Самостоятельные работы позволяют проконтролировать знание терминов, основных понятий и ведущих положений темы.
Материал для разноуровневых заданий учитывает личностно – ориетированный
подход в обучении.
Практические работы являются тренировочными, итоговыми и пронизывают весь курс географии. Задача практических работ – обеспечить формирование практических умений и навыков, развитие творческой самостоятельности.
Часть практических работ выполняется с целью закрепления нового материала,
как в условиях урока, так и при выполнении домашнего задания, а также с целью проверки знаний и умений.
Преподавание географии на профильном уровне осуществляется мной в 10 Б классе (социально - экономический профиль).
За период обучения я выделила некоторые преимущества и недостатки преподавания географии на профильном уровне:
К числу преимуществ можно отнести:
1. Преподавание ведется 3 раза в неделю, что дает возможность учителю и ученикам изучать не только теоретический материал, но и вести на практике его отработку.
2. Содержание программы устроено таким образом, что материал, изученный с 6 по 9 класс можно повторить, закрепить.
3. Это же дает возможность подготовить учащихся к ЕГЭ.
4. Полученные знания на уроках географии дополняются знаниями из экономики, которая
изучается в профильном классе 2 часа в неделю.
К числу недостатков относится:
1. Отсутствие учебников и атласа для профильного класса, что осложняет работу учителя
и подготовку учащихся к уроку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по профильному обучению "Диагностические методики профильной подготовки учащихся"
Программа по профильному обучению "Диагностические методики профильной подготовки учащихся"...
Использование информационных технологий при обучении химии как средство повышения мотивации школьников в рамках профильного обучения
Данная работа была представлена на муниципальный конкурс учебно-методических проектов «Методическая коллекция» (2 место)....
Организация профильного обучения через создание индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся в рамках сетевого обучения в муниципальном районе
На момент начала организации сетевого профильного обучения в Седельниковском муниципальном районе Закон 273-ФЗ еще не был принят, но подготовительная работа была начата.Подготовка к введению сетевой ф...
Индивидуальные профильные маршруты как одна из форм профильного обучения.
Свобода означает - ответственность....
Доклад на тему: Особенности обучения математике в условиях эксперимента по профильному обучению
План 1. Профильное обучение на современном этапе.2. Особенности обучения математике в профильных классах:2.1 Место математики в индиви...