Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа №32 им. И.С.Исакова Муниципального образования Туапсинский район
Программа
дополнительного образования по волейболу
Разработала: учитель физической культуры МБОУ ООШ №32 им. И.С.Исакова Тополян К.А.
2014 г. Пояснительная записка. Волейбол — один из наиболее увлекательных и массовых видов спорта, получивших всенародное признание. Его отличает богатое и разнообразное двигательное содержание. Чтобы играть в волейбол, необходимо уметь быстро бегать, мгновенно менять направление и скорость движения, высоко прыгать, обладать силой, ловкостью и выносливостью. Эмоциональные напряжения, испытываемые во время игры, вызывают в организме занимающихся высокие сдвиги в деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Качественные изменения происходят и в двигательном аппарате. Прыжки при передачах мяча, нападающих ударах и блокировании укрепляют костную систему, суставы становятся более подвижными, повышается сила и эластичность мышц. Постоянные взаимодействия с мячом способствуют улучшению глубинного и периферического зрения, точности и ориентировке в пространстве. Игра в волейбол развивает также мгновенную реакцию на зрительные и слуховые сигналы, повышает мышечное чувство и способность к быстрым чередованиям напряжений и расслаблений мыши. Небольшой объем статических усилий и нагрузок в игре благотворно влияет на рост юных спортсменов. Программа курса волейбол для детей 11-16 лет рассчитана на- 108 занятий, при 3-х разовых занятиях в неделю по 2 часа. Включает в себя теоретическую и практическую часть. В теоретической части рассматриваются вопросы техники и тактики игры в волейбол. В практической части углублено изучаются технические приемы и тактические комбинации. В занятиях с учащимися 11-16 лет целесообразно акцентировать внимание на комбинированные упражнения, технику передач и учебно-тренировочные игры, поэтому на эти разделы программы отводится большее количество часов. Цели и задачи. Цели: - Снабдить учащихся знаниями о технике и тактике игры в волейбол.
- Содействовать укреплению здоровья детей 11-16 лет.
- Воспитывать моральные и волевые качества занимающихся, содействовать развитию чувства товарищества и взаимопомощи
Задачи: - Сформировать общие представления о технике и тактике игры в волейбол.
- Обучить приемам волейбола, сформировать начальные навыки судейства.
- Научить занимающихся применять полученные знания в игровой деятельности и в самостоятельных занятиях.
Ожидаемый результат. По окончании курса учащиеся должны владеть понятиями «Техника игры», «Тактика игры», знать правила игры, владеть основными техническими приемами, применять полученные знания в игре и организации самостоятельных занятий волейболом, сформировать первичные навыки судейства. Оценка практической подготовленности по контрольным упражнениям:. Технический прием | Контрольные упражнения | Возраст лет | Оценка | мальчики | девочки | высокий | Выше среднего | средний | низкий | высокий | Выше среднего | средний | низкий | I. Передача мяча | 1. Поточная передача мяча двумя руками сверху в стенку с расстояния 3 м (кол-во раз). | 11 12 13 14 | 4 7 9 12 | 3 5 6 9 | 2 3 4 5 | 1 1 2 3 | 4 6 7 9 | 3 4 5 7 | 2 3 3 4 | 1 1 2 3 | 2. Передача мяча двумя руками сверху с собственного набрасывания из зоны 6 в кольцо диаметром 1 м, установленное в зоне 3 (10 попыток) | 11 12 | 3 5 | 2 4 | 1 2 | 0 1 | 3 4 | 2 3 | 1 2 | 0 1 | 3. Передача мяча двумя руками сверху из зоны4 через сетку в квадрат3х3 м, расположенный в зоне 6; мяч предварительно передан из зоны 3 (10 попыток) | 11 12 | 4 6 | 3 5 | 2 3 | 1 2 | 4 5 | 3 4 | 2 3 | 1 2 | 4. Передача мяча двумя руками сверху из зоны 3 в кольцо, установленное в зоне 4, с предварительной передачи мяча из зоны 5 (10 попыток) | 13 14 15 16 17 | 4 6 6 6 7 | 3 5 5 5 5 | 2 3 3 3 3 | 1 2 2 2 2 | 3 5 5 5 6 | 2 4 4 4 5 | 1 2 3 3 3 | 0 1 2 2 2 | 5. Передача мяча двумя руками сверху в прыжке из зоны 4, через сетку в квадрат 3х3 м, расположенный у лицевой линии в зоне 6, с предварительной передачи мяча из зоны 3 (10 попыток) | 13 14 | 5 6 | 4 5 | 3 3 | 2 2 | 4 5 | 3 4 | 2 3 | 1 2 | 6. Передача мяча двумя руками сверху из зоны 2 в кольцо, установленное в зоне 4, предварительной передачи мяча из зоны 6 (10 попыток) | 15 16 17 | 4 4 5 | 3 3 4 | 2 2 2 | 1 1 1 | 3 4 4 | 2 3 3 | 1 2 2 | 0 1 1 | 7. Передача мяча двумя руками сверху в прыжке из зоны 4 через сетку в прямоугольник 2х3 м, расположенный у лицевой линии в зоне 6, предварительной передачи мяча из зоны 3 (10 попыток) | 15 16 17 | 5 5 7 | 4 4 5 | 3 3 4 | 2 2 2 | 4 4 5 | 3 3 4 | 2 2 3 | 1 1 2 | II. Подача мяча | 1. Нижняя прямая подача в пределы площадки (10 попыток) | 11 12 | 7 8 | 4 6 | 3 4 | 1 2 | 6 7 | 4 5 | 3 3 | 1 2 | 2. Нижняя прямая подача на точность (по 5 попыток в левую и правую половину площадки) | 11 12 | 4 6 | 3 4 | 2 3 | 1 2 | 4 5 | 3 4 | 1 2 | 0 1 | 3. Верхняя прямая подача в пределы площадки (10 попыток) | 13 14 | 8 9 | 5 7 | 3 5 | 2 3 | 6 7 | 4 5 | 3 4 | 2 2 | 4. Верхняя прямая подача на точность (по 5 попыток в левую и правую половину площадки) | 13 14 | 5 6 | 4 5 | 2 3 | 1 2 | 4 5 | 3 4 | 2 2 | 1 1 | 5. Верхняя прямая подача на точность по заданию (по 5 попыток в левую и правую половину площадки) | 15 16 17 | 6 7 8 | 5 5 6 | 3 4 4 | 2 3 3 | 5 5 6 | 4 4 4 | 2 3 3 | 1 2 2 | 6. Верхняя боковая подача в пределы площадки (10 попыток) | 15 16 17 | 5 7 8 | 4 6 7 | 2 4 5 | 1 2 3 | 4 5 6 | 3 3 5 | 2 2 3 | 1 1 2 |
Технический прием | Контрольные упражнения | Возраст лет | Оценка | мальчики | девочки | высокий | Выше среднего | средний | низкий | высокий | Выше среднего | средний | низкий | III. Нападающий удар | 1. Прямой нападающий удар из зоны 4 в пределы площадки с передачи из зоны 3 (10 попыток) | 11 12 13 14 | 3 4 6 8 | 2 3 5 6 | 1 2 3 4 | 0 1 2 3 | 2 3 6 6 | 1 2 5 5 | - 1 3 3 | - - 2 2 | 2. Нападающий удар из зоны 4 на точность (по 5 попыток в зоны 1 и 5) с передачи из зоны 3 | 15 16 17 | 6 7 8 | 5 6 7 | 4 4 5 | 3 3 4 | 5 6 7 | 4 5 6 | 3 3 4 | 2 2 3 | 3. Прямой нападающий удар из зоны 4 на силу в пределы площадки с передачи из зоны 3 (10 попыток) | 15 16 17 | 5 7 8 | 4 6 6 | 3 5 5 | 2 4 4 | 4 6 6 | 3 5 5 | 2 4 4 | 1 3 3 | IV. Блокирование | 1. Блокирование нападающего удара из зоны 4 в зону 5 (10 попыток) | 13 14 15 16 17 | 2 2 5 6 8 | 1 1 4 5 6 | 1 1 2 4 4 | - - 1 2 3 | 1 2 4 5 7 | 1 1 3 4 5 | - - 2 3 3 | - - 1 1 1 | 2. Блокирование нападающего удара из зоны 2 в зону 1 (10 попыток) | 13 14 15 16 17 | 2 2 5 6 8 | 1 1 4 5 6 | 1 1 2 4 4 | - - 1 2 3 | 1 2 5 5 7 | 1 1 3 4 5 | - - 2 3 3 | - - 1 1 1 | 3. Блокирование нападающего удара из зоны 3 в пределы площадки (10 попыток) | 15 16 17 | 4 5 6 | 3 4 5 | 2 3 4 | 1 2 2 | 3 4 5 | 2 3 4 | 2 3 3 | 1 1 1 |
Учебно-тематический план. № п/п | Темы | Количество занятий | В том числе | Теоретич. | Практич. | I. | Основы знаний. | 2 | | . | | Понятие о технике и тактике игры. | 1 | 1 | | Правила игры в волейбол | 1 | 1 | | II. | Технические и тактические приемы. | 106 | | | | Подачи. | 10 | 1 | 9 | Передачи. | 20 | 1 | 19 | Нападающий удар. | 10 | 1 | 9 | Блокирование. | 10 | 1 | 9 | Комбинированные упражнения. | 20 | | 20 | Учебно-тренировочные игры. | 31 | 1 | 29 | Судейство игр. | 5 | 1 | 4 | Итого: | 108 | 8 | 100 |
Содержание программы. Материал программы разбит на два раздела: раздел основы знаний и технико-тактические приемы. I. Основы знаний – 2 занятия - понятие о технике и тактике игры; - основные положения правил игры в волейбол. Нарушения, жесты судей. II. Технико-тактические приемы – 106 занятий 1. Подачи – 10 занятий - техника выполнения прямой нижней подачи; - прямая верхняя подача; - ознакомление с техникой выполнения верхней боковой подачи. 2. Передачи – 20 занятий - верхняя передача двумя руками перед собой с выходом; - приём мяча снизу двумя руками; - верхняя передача двумя руками над собой через голову; - верхняя передача двумя руками в прыжке. 3. Нападающий удар – 10 занятий - техника выполнения прямого нападающего удара правой и левой рукой перевод правой рукой (влево и вправо из зоны 4;2;3.); -ознакомление с техникой постановки одиночного и группового блока. 4. Комбинированные упражнения – 20 занятий - подача – передача; - подача – передача – нападающий удар; - передача – нападающий удар – передача (игра в защите). 5. Учебно-тренировочные игры – 31 занятие - отработка навыков взаимодействия игроков на площадке; - отработка индивидуальных действий игроков разных игровых амплуа. 6. Судейство игр – 5 занятий - отработка навыков судейства школьных соревнований. На каждом занятии осуществляется физическая подготовка учащихся, направленная на развитие основных двигательных качеств и координационных способностей обучающихся. Методические рекомендации по содержанию и проведению занятий. В рамках содержания первого раздела занимающейся получают теоретические знания о технике и тактике игры волейбол. Знакомятся с гигиеническими требованиями к местам занятий и инвентарем, спортивной одежде и обуви. В ходе бесед и лекции занимающейся знакомятся с основными правилами игры в волейбол. Изучая наглядные пособия, дополнительную литературу, учащийся получают представления о судействе игры, о жестах судей. На занятиях используется беседа с занимающимися, рассказ преподавателя, работа с дополнительной литературой. При изучении 2 раздела программы «Технические и тактические приемы» применяются как общеобразовательные методы, так и специфические, основанные на активной двигательной деятельности: метод регламентированного упражнения, игровой и соревновательный методы, словесные и сенсорные методы, а также различные средства: подготовительные упражнения, подвижные спортивные игры, игровые упражнения, учебные игры, соревнования. При занятии с учащимися данной возрастной группы большое значение имеет наглядность в обучении. Поэтому при изучении техники выполнения отдельных элементов необходимо использовать рассказ-показ, демонстрацию таблиц и рисунков изучаемого двигательного действия. Закрепление правильных способов выполнения изученных движений до стадии навыка, их дальнейшее совершенствование проводится посредством самостоятельных упражнений занимающихся. Основные методы: игровой, соревновательный. Максимальный эффект обеспечивается лишь при оптимальном сочетании различных средств и методов, выбранных с учетом особенностей спортивной специализации. Материально-техническое обеспечение: - Спортивный зал;
- Волейбольные мячи – 10 шт;
- Набивные мячи -2 шт;
- Скакалки – 10 шт;
- Стойки с волейбольной сеткой;
Список используемой литературы. Ю.Н. Клещев, А.Г. Фурманов Юный волейболист, М – «Физкультура и спорт» 1979 г. А.Г. Фурманов Волейбол на лужайке, в парке, во дворе, М – «Физкультура и спорт» 1982 г. Ю.Д. Железняк, Л.Н. Слупский, Волейбол в школе, М – «Просвещение» 1989 г. Л.П. Матвеев. Теория и методика физической культуры: учебник для институтов физ. культуры. – Москва, «Физкультура и спорт» 1991 год. Программы для внешкольных учреждений. Просвещение. 1986г. |