Движение по черной линии
методическая разработка (5 класс) на тему

Антипина Ксения Викторовна

Разработка занятия по робототехнике "Программирование и отладка модели робота" содержит развернутый план-конспект занятия, презентацию и файл готовой программ, написанной в среде программирования LEGO NXT 2.0

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dvizhenie_po_linii.rar1.94 МБ

Предварительный просмотр:

Занятие по робототехнике:

Аппаратная и программная отладка модели робота

«Движение по линии»

Цели занятия: 

  • сформировать умения строить модели по схемам;
  • закрепить работу с датчиком освещенности;
  • проектирование технического, программного решения идеи  и ее реализации в виде функционирующей модели.

Задачи:

  • развитие умения ориентироваться в пространстве;
  • развитие мелкой моторики;
  • воспитание самостоятельности, аккуратности и внимательности работе.

Форма занятия - групповая (практическая работа).

Оборудование:

  • компьютер с установленной средой программирования;
  • набор конструктора Lego MINDSTORMS NXT 2.0;
  • компьютер учительский;
  • проектор.

Ход занятия:

I. Организационный момент

Добрый день, ребята! Добрый день, уважаемые гости!

II. Актуализация знаний

Для начала давайте вспомним:

  1. Чем мы занимались на прошлом занятии?
  2. Какие задачи стоят перед нами сегодня?
  3. Какой датчик мы использовали при моделировании и сборке робота?
  4. Каково назначение и функции датчика освещенности?
  5. Каковы возможности применения датчика освещенности?
  6. Какие действия может выполнить робот NXT с помощью блока «Движение»?
  7. Каким образом можно повернуть робота на определенный угол?
  8. Какой тип алгоритмов будем использовать для программирования робота?
  9. Какую модель робота мы должны получить по окончанию проекта?
  10. Особенности нашего робота?
  11. Какие блоки мы будем использовать при программировании робота NXT?
  12. Какой блок изображен на экране под цифрой 1, 2, 3? (слайд 2)

III. Практическая часть

При программировании модели робота следует учесть следующие моменты (слайд 3):

  1. Если оба датчика над белой поверхностью, то это нормальная ситуация, в которой линия находится между датчиками, поэтому робот должен ехать прямо.
  2. Если левый датчик еще над светлой поверхностью, а правый датчик уже над темной, значит, робот заехал своей правой частью на линию и ему нужно поворачивать направо, чтобы линия опять оказалась между датчиками.
  3. Если левый датчик оказался над темной поверхностью, а правый еще над светлой, то для выравнивания роботу нужно поворачивать налево.
  4. Если оба датчика над темной поверхностью, то в общем случае, робот опять продолжает двигаться прямо.

Обучающиеся приступают к работе, под руководством учителя.

  1. Данная конструкция определяет, как включить моторы в зависимости от показаний датчиков в определенном месте поля, соответственно через мгновение программа должна проверить, не изменились ли показания, чтобы соответствующим образом подправить поведение моторов, а через мгновение еще раз, еще и т.д. Поэтому она должна быть помещена в цикл, который будет обеспечивать такую повторяющуюся проверку.           (Слайд 4)
  2. Выбираем какой датчик будет опрашиваться первым. Это не имеет большого значения, поэтому пусть будет левый. Необходимо определить, над светлой или над темной он поверхностью. Для этого используем блок «Переключатель».  (Слайд 5)

Это действие еще не позволяет сказать в какую сторону роботу надо ехать. Но оно разделит состояния, перечисленные выше, на две группы: (I, II) для верхней ветви и (III, IV) для нижней. В каждой из групп теперь по два состояния, поэтому необходимо выбрать какое-то из них. Если внимательно посмотреть на первые два состояния I и II, то они отличаются положением правого датчика - в одном случае он над светлой поверхностью, в другом - над темной. Именно это и определит выбор, какое действие предпринять.

  1. Теперь нужно вставить блоки, определяющие поведение моторов: верхняя ветвь вложенного условия определяет комбинацию "оба датчика на светлом", верхняя - "левый на светлом, правый на темном". (Слайд 6)
  2. Получившиеся две ветви наполняются блоками движения. Верхняя ветвь отвечает за состояние "левый на темном, правый на светлом", а нижняя - за "оба датчика на темном". (Слайд 7)

Нижняя ветка основного условия отвечает за другую группу состояний III и IV. Эти два состояния также отличаются друг от друга уровнем освещенности, который улавливает правый датчик. Значит, он будет определять выбор каждого из них.

  1. Загружаем написанную программу в микрокомпьютер. (Слайд 8)

IV. Тестирование робота на поле (Слайд 9).

        При сбоях в работе робота проводится разбор и исправление учащимися ошибок программы с помощью файла Proverka.rbt .

V. Подведение итогов занятия. Рефлексия

  1. Что в работе вызвало у вас затруднения?
  2. Где в дальнейшем могут быть использованы знания, полученные вами сегодня на занятии?

(Слайд 10) Спасибо за продуктивную работу! До свидания, ребята.

        

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Средняя линия треугольника. Средняя линия трапеции"

Урок обобщения и закрепления знаний по теме "Средняя линия треугольника. Средняя линия трапеции" в 8 классе с использованием ИКТ....

Рабочая программа по биологии 5 кл.ФГОС Предметная линия учебников «Линия жизни»

Рабочая программа по биологии  5 кл.ФГОС Предметная линия учебников «Линия жизни»...

Разработка классного часа в 7 классе "Чернобыль... Черная быль... Черная боль..."

Разработка классного часа в 7 классе в предверии очередной трагической годовщины аварии на Чернобыльской АЭС. При подготовке разработки использовались материалы сайтов Интернет...

Конспект урока по математике на тему : "Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч."

Педагогические цели: дать первичные представления о кривой и прямой линиях, отрезке; продолжить работу по усвоению состава чисел 2–5; учить чертить геометрические фигуры по линейке, правильно пользова...

Ломаная линия. Длина ломаной линии.

Урок математики для учащихся 4 класса МКОУ КШ №8...

«Разработка занятия внеурочной деятельности для обучающихся 7 класса «Алгоритмы движения по линии «Зигзаг» с одним датчиком»

Материал включает в себя конспект внеурочного занятия по робототехнике, в котором учащиеся учатся строить алгоритмы движения робота по линии «Зигзаг» с одним датчиком...