Конспект урока в 6 классе по робототехнике Движение по черной линии
план-конспект урока по технологии (6 класс)

Лошкарева Галина Александровна

Конспект урока для шестиклассниковв рамках общеобразовательной программы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_algoritm_dvizheniya_po_chernoy_linii.docx19.66 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока на тему “ Датчики. Назначение и функции различных датчиков. Движение по черной линии”

Возраст учащихся - 12-13 лет (6 класс)

Дата проведения: 24.04.2024 г

Цель урока:

Освоить и применить новый алгоритм следования робота по черной линии

Тип урока:  Комбинированный урок

Учащихся в классе (аудитории):  16

Используемые учебники и учебные пособия:

Филиппов С.А. «Робототехника для детей и родителей» – Санкт-Петербург: Издательство «Наука», 2010. - 195 стр.

Джеймс Флойд Келли "Руководство по программированию LEGO MINDSTORMS NXT-G", 2007. - 196 стр.

Используемое оборудование:

Персональные компьютеры

Программное обеспечение Trik Studio

Используемые ЦОР ( по возможности):

Презентация к уроку

Урок рассчитан на 2 часа.

 Типология урока:  урок усвоения новых знаний, отработки и рефлексии.

Дидактическая цель: организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному запоминанию новых знаний и способов деятельности.

Задачи:

Обучающие: познакомить учащихся с математической моделью движения по черной линии, освоить программирование алгоритма в среде Trik Studio.

Развивающие: развитие навыков программирования, логического мышления учащихся, памяти, внимания, воображения, познавательной активности, способность быстро воспринимать информацию.

Воспитывающие: воспитание умения работать в команде; взаимной ответственности за результаты учебного труда; прививать чувство самокритичности в оценке своей работы наряду с чувством уверенности в правильности ее выполнения; воспитывать у учащихся самостоятельность, активность, интерес к предмету, правила поведения.

Универсальные учебные действия отрабатываемые на уроке.

Коммуникативные действия. Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос; понимание позиции других людей, отличной от собственной. Выполнение заданий учащимися индивидуально. Каждый работает над заданием и выполняет его, под непосредственным руководством учителя.

Личностные действия: формировать интерес к новому материалу, уметь сравнивать ожидаемые и достигнутые результаты; уметь давать оценку деятельности и результату деятельности; осознавать значение новых знаний и умений для себя, своей жизни.

Регулятивные: УУД. Умение учиться и способность к организации своей деятельности;  способность ставить цель и следовать ей в учебной деятельности; умение планировать свою деятельности  и действовать по плану;  умение адекватно воспринимать оценки и отметки.

Обще учебные универсальные действия: поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных инструментов ИКТ и источников информации; структурирование знаний; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, наглядный, частично-поисковый, исследовательский.

Формы организации обучения: индивидуальная, фронтальная.

Изучив материал урока, учащиеся должны:

знать/понимать: математическую модель движения по черной линии; принцип работы датчика освещенности;

уметь: составлять программу в среде Trik Studio; находить ошибки в алгоритме; исправлять алгоритм движения робота используя метод наблюдения, использовать математические возможности среды Trik Studio.


Структура урока.

Ход урока (этапы)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые УУД

Организационный момент

Начинаем наше занятие. Сегодня мы с вами познакомимся с новыми возможностями роботов и новым значком для записи алгоритма движения. Но для того чтоб задать роботу новую задачу необходимо вспомнить основные принципы движения.

Повторение изученного

Поэтому предлагаю вам составить алгоритм движения робота по «Восьмерке»

Давайте вспомним как выполняются повороты

Движение прямо двумя моторами, моторы стоп, минимальное движение назад, моторы вперед одним мотором, движение вперед двумя моторами. Составляют программу

Регулятивные УУД: планирование действий в соответствии с поставленной задачей

Актуализация знаний

 Сегодня мы будем учить робота следовать по черной линии. Какой орган чувств помогает человеку видеть?

А какой аналог глаз есть у робота?

Верно.

Нажмите отладку. Сначала начертим рабочее пространство для выполнения задачи. Возьмите карандаш в панели инструментов и начертите большую окружность или овал, во все поле.  Увеличите толщину линии до 10. Теперь роботу будет проще по ней двигаться. Переместите робота на линию в любое место.

Давайте попробуем написать примерный алгоритм.

Как будет вести себя робот, действующий по этой программе?

Глаза.

Датчик освещенности, света, цвета

Поедет вперед, пока датчик не “увидит” темный участок.

Подготавливают рабочее поле в 2D

Предлагают варианты ответа.

Регулятивные УУД: планирование действий в соответствии с поставленной задачей

Постановка проблемы

А теперь подумайте… Робот двигается по прямой линии? Значит нам потребуются повороты. Но! Ваша линия начерченная от руки довольно кривя, значит есть как правые так и левые повороты и они на протяжении всего пути следования. Значит для того чтоб робот постоянно видел черную линию он должен одновременно делать и правые и левые повороты. Для написания такого алгоритма мы будем использовать значок «Условие». Из этого значка будет две исходящие связи так как что?

Именно такую программу - которая обеспечит движение по черной линии - мы с вами сегодня научимся писать.

Нет, кривая

Если не право то лево и наоборот

Коммуникативные УУД: формирование и высказывание своего мнения.

Личностные УУД: формирование интереса к новому материалу

Изучение нового материала

Давайте начнем вместе.  Учитель контролирует учащихся.

А теперь вам надо самостоятельно закончить программу, робот же двигается по кругу до бесконечности.

Нажмите отладку и понаблюдайте за движением робота.

Что заметили? Робот идет по линии?

Как можно заставить его двигаться четко по линии?

А теперь в отладке попробуйте уменьшать постепенно толщину линии на какой толщине робот потеряет ее?

У некоторых получились разные значения. Почему?

Записывают программу вместе с учителем

Дописывают конец программы

Наблюдают за роботом

Нет он двигается вдоль нее на каком-то расстоянии

Добавить еще один датчик, изменить скорость моторов, настроить датчик.

Проводят эксперимент

Наверное все зависит от настройки датчиков и скорости движения.

Познавательные УУД: использование датчиков робота как инструментов измерения;

Коммуникативные УУД: решение задачи, выполнение расчетов.

Познавательные УУД: связь теоретических расчетов с практическим результатом.

Личностные УУД: умение оценивать свои действия;

Познавательные УУД: разработка программы для решения поставленной задачи, корректировка программы в случае необходимости, поиск путей решения проблем.

Подведение итогов

Итак, что нового вы сегодня узнали?

Пригодятся ли вам сегодняшние новые знания?

Что вам понравилось на уроке? Что получилось - не получилось?

Познакомились новым значком, датчиком света и алгоритмом следования по черной линии.

Ответы учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Движение воды в океане. Конспект урока. 6 класс

Конспект урока по географии в 6 классе предназначен для лучшего закрепления учебного материала учащимися данного возраста....

Конспект урока 4 класс "Передачи баскетбольного мяча на месте и в движении"

Закрепление навыка передач мяча от груди двумя руками, с ударом в пол, от плеча одной рукой на месте и в движении с ведением мяча....

Конспект урока по счёту на тему: «Прямая и ломаная линия. Отрезок»

В мтериале представлен конспект урока по счёту в 6 классе в школе VIII вида.  Также представлен демонстрационный и раздаточный материал, который был использован на уроке. На каждого ученика был с...

Савинова Л.М. Конспект урока английского языка "Правила дорожного движения в России" в 6 классе по УМК Spotlight

Урок из модуля 3 УМК Spotlight 6 имеет цель научить учащихся формулировать правила дорожного движения в родной стране и иллюстрировать их, используя ИКТ - создание проекта в программе Power Point....

План – конспект урока 6 класс (мальчики). Тема: Свойства черных и цветных металлов. Проволока. Сгибание заготовок из проволоки.

Приступая к  изготовлению какого – либо изделия, необходимо правильно выбрать наиболее подходящий для него материал. А правильный выбор можно сделать, зная свойства металла или сплава....

Математика,5 класс.Конспект урока по теме"Задачи на движение"

Конспект урока математики в 5 классе по теме "Задачи на движение" с учетом требований ФГОС ....

Движение по черной линии

Разработка занятия по робототехнике "Программирование и отладка модели робота" содержит развернутый план-конспект занятия, презентацию и файл готовой программ, написанной в среде программирования LEGO...