Рабочая программа по дисциплине "Дискретная математика"
рабочая программа на тему
Рабочая программа по дисциплине "Дискретная математика" для студентов 2 курса специальности "Компьютерные системы и комплексы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab.progr_.diskr_.matem_.2015.doc | 278.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области
ГОБУ СПО ВО «Борисоглебский индустриальный техникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ДИСКРЕТНАЯ МАТЕМАТИКА
2015
Рабочая программа учебной дисциплины «Дискретная математика» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 230113 «Компьютерные системы и комплексы»
Разработчик:
Иванникова Елена Анатольевна, преподаватель ГОБУ СПО ВО «Борисоглебский индустриальный техникум»
Рассмотрена цикловой комиссией информационных технологий
Протокол от «___» _____________ 20__г. № ____
Председатель ц/к _______________ Г.В.Торгашин
Методист Заместитель директора
по учебной работе
________________ ____________
О.А.Сергеева С.С.Прохорова
Рецензенты:
________________
________________
СОДЕРЖАНИЕ
Стр. | |
1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины | 4 |
2. Структура и примерное содержание учебной дисциплины | 5 |
3. Условия реализации программы учебной дисциплины | 11 |
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины | 12 |
1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины
Дискретная математика
- Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 230113 «Компьютерные системы и комплексы»
1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Дисциплина входит в цикл общепрофессиональных дисциплин
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен уметь:
- формулировать задачи логического характера и применять средства математической логики для их решения;
- применять законы алгебры логики;
- определять типы графов и давать их характеристики;
- строить простейшие автоматы.
В результате освоения дисциплины студент должен знать:
- основные понятия и приемы дискретной математики;
- логические операции, формулы логики, законы алгебры логики;
- основные классы функций, полнота множества функций, теорема Поста;
- основные понятия теории множеств, теоретико-множествнные операции и их связь с логическими операциями;
- логика предикатов, бинарные отношения и их виды; элементы теории отображений и алгебры подстановок;
- метод математической индукции; алгоритмическое перечисление основных комбинаторных объектов;
- основные понятия теории графов, характеристики и виды графов;
- элементы теории автоматов.
1.4 Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки студента – 114 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки студента – 76 часов;
самостоятельной работы студента – 38 часов
2. Структура и примерное содержание учебной дисциплины
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 114 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 76 |
в том числе | |
- теоретические занятия | 44 |
- практические занятия | 30 |
- контрольные работы | 2 |
Самостоятельная работа студента (всего) | 38 |
в том числе | |
- систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы | 10 |
- выполнение домашней работы | 18 |
- подготовка рефератов | 10 |
Итоговая аттестация в форме контрольной работы |
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины Элементы высшей математики
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа студентов | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение | 4 | ||
Введение. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Предмет и задачи дисциплины “Дискретная математика”, ее связь с другими дисциплинами. Области применения методов дискретной математики, особая роль решения задач оптимизации. Обзор содержания курса. | |||
Самостоятельная работа студентов Подготовка рефератов по теме. | 2 | ||
Раздел 1. Множества | 30 | ||
Тема 1.1. Общие понятия теории множеств. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Понятие множества. Способы задания. Сравнение множеств. Подмножества. Универсальное множество. Изображение множеств. Равенство множеств. Понятие мощности. | |||
Самостоятельная работа студентов Выполнение домашнего задания по теме 1.1 | 1 | ||
Тема 1.2. Основные операции над множествами. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Основные операции над множествами: пересечение, объединение, разность, дополнение, симметрическая разность. Свойства операций над множествами. Декартово произведение. | |||
Практические занятия Операции на множествах. | 2 | ||
Самостоятельная работа студентов Выполнение домашнего задания по теме 1.2 | 1 | ||
Тема 1.3. Соответствия между множествами. Отображения. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Соответствие между множествами. Образ и прообраз. Множество значений и область определения соответствия. Понятие отображения. Задание отображений. Виды отображений. Композиция функций. Тождественное отображение. | |||
Практические занятия Отображения: их представление и свойства. | 2 | ||
Самостоятельная работа студентов Выполнение домашнего задания по теме 1.3 | 2 | ||
Тема 1.4. Классификация множеств. Мощность множества. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Мощность множества. Эквивалентные множества. Классификация множеств в зависимости от их мощности. Булеан множества. Основная теорема о конечных множествах. Множество мощности континуума. Сравнение множеств. | |||
Самостоятельная работа студентов Подготовка рефератов по теме «Математические и общелогические парадоксы теории множеств» | 2 | ||
Тема 1.5. Отношения. Бинарные отношения и их свойства. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Понятие отношения на множестве. Бинарные отношения. Примеры бинарных отношений. Свойства бинарных отношений. Отношение эквивалентности. Отношение толерантности. Отношение порядка. Функциональные отношения. | |||
Практические занятия Способы задания отношений. Свойства отношения. | 2 | ||
Самостоятельная работа студентов Выполнение домашнего задания по теме 1.5 | 2 | ||
Тема 1.6. Элементы комбинаторики. | Содержание учебного материала | 2 | 3 |
Правило суммы и правило произведения. Перестановки, размещения и сочетания. Примеры. Применение комбинаторики. | |||
Практические занятия Решение комбинаторных задач. | 2 | ||
Самостоятельная работа студентов Выполнение домашнего задания по теме 1.6 | 2 | ||
Раздел 2. Графы. | 20 | ||
Тема 2.1. Основные понятия и определения графа и его элементов | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Понятие графа. Виды графов. Элементы графов, маршруты, циклы. Ориентированные и неориентированные графы. Пути и цепи, контуры и циклы в графе. Изоморфные графы. Планарные и плоские графы. Теорема Эйлера. | |||
Самостоятельная работа студентов Подготовка рефератов по теме «Исторические задачи о графах» | 2 | ||
Тема 2.2. Операции над графами. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Операции над графами: объединение и пересечение. Подграфы. Кольцевая сумма. | |||
Практические занятия Операции над графами. | 2 | ||
Самостоятельная работа студентов Выполнение домашнего задания по теме 2.2 | 2 | ||
Тема 2.3. Деревья. Лес. Бинарные деревья. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Деревья и их свойства. Лес. Упорядоченное дерево. Бинарные деревья. | |||
Практические занятия Ориентированные, упорядоченные и бинарные деревья. Обходы бинарных деревьев. | 2 | ||
Самостоятельная работа студентов Проработка конспекта и учебной литературы по вопросам к теме 2.3 | 1 | ||
Тема 2.4. Способы задания графа. Изоморфные графы. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Способы задания графов. Изоморфные графы. Матрица инцидентности. Матрица смежности. | |||
Практические занятия Способы задания графов. | 2 | ||
Самостоятельная работа студентов Выполнение домашнего задания по теме 2.4 | 1 | ||
Раздел 3. Математическая логика. | 20 | ||
Тема 3.1. Суждения как форма мышления. Простые высказывания. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Суждение. Высказывание. Примеры простых высказываний. Формализация высказываний. | |||
Самостоятельная работа студентов Подготовка рефератов по теме. | 2 | ||
Тема 3.2. Булевы функции. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Логические функции. Равенство функций. Формулы. Булевы функции одной переменной. Булевы функции двух переменных. Таблицы истинности. Симметрические функции. Стрелка Пирса. Штрих Шеффера. Импликации. Способы задания булевых функций. | |||
Практические занятия Булевы функции и логические исчисления. | 2 | ||
Самостоятельная работа студентов Выполнение домашнего задания по теме 3.2 | 1 | ||
Тема 3.3. Сложные высказывания. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Образование сложных высказываний. Логические операции над сложными высказываниями. Таблицы истинности логических операций. Словарь перевода на язык алгебры логики. Формулы алгебры логики. | |||
Практические занятия Операции над сложными высказываниями. | 2 | ||
Самостоятельная работа студентов Выполнение домашнего задания по теме 3.3 | 2 | ||
Тема 3.4. Основные классы функций. Полнота множества функций. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Функциональная замкнутость. Функционально полные системы функций. Теорема Поста. Критерии функциональной полноты булевых функций. | |||
Практические занятия Исследование полноты системы логических функций (использование теоремы Поста). | 2 | ||
Самостоятельная работа студентов Проработка конспекта и учебной литературы по вопросам к теме 3.4 | 1 | ||
Раздел 4. Формальные системы и умозаключения. Логика предикатов. | 22 | ||
Тема 4.1. Формальные системы. Исчисление высказываний. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Понятие о формальных системах. Представление системы. Средства, аксиомы и правила вывода. Интерпретация формальной теории. Требования, предъявляемые к формальным системам. Исчисление высказываний. | |||
Самостоятельная работа студентов Проработка конспекта и учебной литературы по вопросам к теме 4.1 | 2 | ||
Тема 4.2. Логика предикатов. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Определение исчисления предикатов как формальной теории. Понятие предиката. Язык логики предикатов. Множество истинности предиката. Логические операции над предикатами. | |||
Практические занятия Логические операции над предикатами. | 2 | ||
Самостоятельная работа студентов Выполнение домашнего задания по теме 4.2 | 2 | ||
Тема 4.3. Умозаключения как форма мышления. Дедуктивные умозаключения и их виды. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Умозаключение. Посылки. Заключение Вывод. Виды умозаключений: индуктивные и дедуктивные; достоверные и вероятностные. Дедуктивные умозаключения и их виды. | |||
Практические занятия Применение аппарата алгебры высказываний для работы с умозаключениями. | 2 | ||
Самостоятельная работа студентов Проработка конспекта и учебной литературы по вопросам к теме 4.3 | 2 | ||
Тема 4.4. Индуктивные умозаключения и их виды. Метод математической индукции. | Содержание учебного материала | 2 | 3 |
Индукция. Виды индукции. Метод математической индукции. | |||
Практические занятия Применение метода математической индукции к решению задач. | 2 | ||
Самостоятельная работа студентов Выполнение домашнего задания по теме 4.3 | 2 | ||
Раздел 5. Конечные автоматы. | 16 | ||
Тема 5.1. Определение конечных автоматов. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Понятие автомата. Виды автоматов: информационные, управляющие и вычислительные. Синхронные и асинхронные автоматы. Конечные и бесконечные автоматы. Комбинационный автомат. Представление событий в автомате. | |||
Самостоятельная работа студентов Проработка конспекта и учебной литературы по вопросам к теме 5.1 | 2 | ||
Тема 5.2. Способы задания конечных автоматов. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Табличный, графический и аналитический способы задания конечных автоматов. | |||
Практические занятия Способы задания конечных автоматов. | 2 | ||
Самостоятельная работа студентов Проработка конспекта и учебной литературы по вопросам к теме 5.2 | 2 | ||
Тема 5.3. Общие задачи теории автоматов. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Три основные задачи теории автоматов: задача синтеза, задача анализа и задача декомпозиции. Перспективы применения теории конечных автоматов. | |||
Практические занятия Построение автоматов, распознающих заданные свойства. | 2 | ||
Самостоятельная работа студентов Подготовка рефератов по теме 5.3 | 2 | ||
Итоговая контрольная работа. | 2 | 3 | |
Содержание учебного материала | 2 | ||
Итоговая контрольная работа по изученным темам. | |||
ВСЕГО: | 114 |
3. Условия реализации программы учебной дисциплины
3.1 Требования к минимальному материально- техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета математических дисциплин.
Оборудование учебного кабинета:
- комплект учебно-методической документации;
- методические рекомендации для выполнения практических работ;
- компьютер, мультимедийное оборудование.
3.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Спирина М.С., Спирин П.А. Дискретная математика. – М.: «Академия», 2009
- Канцедал С.А. Дискретная математика – М.: «ИНФРА-М», 2007
Дополнительные источники:
- Гаврилов Г.П., Сапоженко А.А. Задачи и упражнения по дискретной математики. – М.: ФИЗМАТЛИТ, 2005
- Подгорнова О.В. Математические и логические основы электронно-вычислительной техники. – М.: «Академия», 2010
- Асеев Г.Г., Абрамов А.М., Ситников Д.Э. Дискретная математика. – Ростов-на-Дону, «Феникс», 2003
4.Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, выполнения самостоятельных и контрольных работ, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: | |
- формулировать задачи логического характера и применять средства математической логики для их решения; | практические занятия, самостоятельные работы, итоговая контрольная работа по дисциплине |
- применять законы алгебры логики; | практические занятия, самостоятельные работы, итоговая контрольная работа по дисциплине |
- определять типы графов и давать их характеристики; | практические занятия, самостоятельные работы, итоговая контрольная работа по дисциплине |
- строить простейшие автоматы. | практические занятия, самостоятельные работы, итоговая контрольная работа по дисциплине |
Знания: | |
- основные понятия и приемы дискретной математики; | практические занятия, самостоятельные работы, итоговая контрольная работа по дисциплине |
- логические операции, формулы логики, законы алгебры логики; | практические занятия, самостоятельные работы, итоговая контрольная работа по дисциплине |
- основные классы функций, полнота множества функций, теорема Поста; | практические занятия, самостоятельные работы, итоговая контрольная работа по дисциплине |
- основные понятия теории множеств, теоретико-множествнные операции и их связь с логическими операциями; | практические занятия, самостоятельные работы, итоговая контрольная работа по дисциплине |
- логика предикатов, бинарные отношения и их виды; элементы теории отображений и алгебры подстановок; | практические занятия, самостоятельные работы, итоговая контрольная работа по дисциплине |
- метод математической индукции; алгоритмическое перечисление основных комбинаторных объектов; | практические занятия, самостоятельные работы, итоговая контрольная работа по дисциплине |
- основные понятия теории графов, характеристики и виды графов; | практические занятия, самостоятельные работы, итоговая контрольная работа по дисциплине |
- элементы теории автоматов. | практические занятия, самостоятельные работы, итоговая контрольная работа по дисциплине |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа спецкурса по математике 6 класс "Математика вокруг нас"
Рабочая программа спецкурса позволят рассматривать задания повышенного уровня сложности, готовит учащихся к олимпиадам...
Рабочая программа по курсу математика 6 класс по программе «Математика 6 класс» авторов Н. Я. Виленкина и др.
Пояснительная записка к рабочей программе по математике. 6 класс. Данная рабочая программа по математике для 5 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования, с уче...
Рабочая программа кружка по математике "Школа абитуриента" 9 класс.Автор: Егоричева Ольга Васильевна, учитель математики МБОУ "Тимошинская средняя общеобразовательная работа". Бабаевский район, д.Тимошино
Рабочая программа кружка по математике "Школа абитуриента" предназначена для подготовки обучающихся 9 класса к государственой итоговой аттестации за курс основной школы. Программа содержит: пояснитель...
Рабочая программа факультатива по математике "За страницами учебника математики" 5 класс
Данная программа математического факультатива «За страницами учебника математики» рассчитана на один год обучения для учащихся 5-х классов, проявляющих интерес к математике, желающих изучать математик...
Рабочая программа спецкурса по математике в 6 классе "Математика вокруг нас"
Представляю вам свою версию программы спецкурса "Математика вокруг нас"....
Рабочая программа учебного курса математики в 5 классе на основе авторской программы С.М. Никольского, М.К. Потапова, Н.Н. Решетникова, А.В. Шевкина «Математика. 5-6 классы»
Пояснительная записка, содержание курса, тематическое планирование...
Рабочая программа учебного курса математики в 8 классе. Программа разработана для преподавания курса математики по учебнику алгебры под редакцией С. А. Теляковского и учебнику геометрии под редакцией Атанасяна Л.С.
Пояснительная записка, содержание курса, тематическое планирование...