Рабочая программа по Основам религиоведения
рабочая программа на тему

религиоведение

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_osnovam_religiovedeniya.farmatsiya.doc101.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Сызранский медико-гуманитарный колледж»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ОСНОВЫ РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ»

2014

Рассмотрена и одобрена на заседании

     ЦМК ОГСЭМЕД

 Протокол  № ____   от «___»________г.

  Председатель ЦМК _________________

                                      /Т.А. Назарова/

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

_____________________

/Н.А. Шигина/

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 060301 Фармация.

Разработчик:

Студеникин Ю.Е., преподаватель

                               

СОДЕРЖАНИЕ                                                                                                                                                                       

                                 СТР.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

ДИСИЦПЛИНЫ                                                                                      5 - 7

  1. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                                                                    8  

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                                                                 9 - 12                                                                                  

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                                                                18 - 22

                                                                                     

I. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ОСНОВЫ РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ»

  1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью дополнительной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 060301 Фармация.

  1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина «Основы религиоведения» принадлежит к циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин.

           

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- разбираться в содержании религиозных традиций, понимать их мировоззренческое и социально-нравственное значение;

- владеть ключевыми понятиями конфессиональной и религиоведческой терминологии.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

-существенные и общие черты основных мировых религий;

-структуру и типы религиозных верований;

-особенности религиозного взгляда на мир и человека;

-основные характеристики и особенности наиболее распространенных религиозных учений;

-разнообразие религиозных подходов к осмыслению жизни и смерти;

-основные нравственные нормы, закрепленные в религиях мира.

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающихся  42 часа,

в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающихся 32 часа;

самостоятельной работы обучающегося  10 часов.

2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСИЦПЛИНЫ

  1. .Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

42

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

32

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

10

В том числе:

внеаудиторная самостоятельная работа (подготовка реферата, эссе, сообщений, оформление таблиц, поиск дополнительного материала по теме)

10

Итоговая аттестация в форме экзамена

2.2.        Тематический план и содержание учебной дисциплины


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

5

Раздел 1.Введение

Тема 1.Религия как историко-культурный феномен.

Теоретические занятия:

Понятия: вера и религия. Возникновение религиозной веры в истории человечества. Структура, формы и типы религии. Единые черты религиозных учений. Науки о религии. Функции религии. Классификация религий. Методы классификации. Религиозные организации. Атеизм.

1

1,2

Раздел 2. Религии мира

Тема 2.1.        Ранние религиозные верования и культы.

Теоретические занятия:

Зарождение религии.

Примитивные формы верований: тотемизм, фетишизм, анимизм, магия, погребальный культ. Ранние формы религиозных верований: культ священных вождей, аграрный культ, шаманизм. Язычество.

1

1,2

Тема 2.2        Политеизм древних цивилизаций.

Теоретические занятия:

Боги античного мира. Верования и культы Древнего Египта. Пантеон богов Древней Греции. Космогония.

2

1,2

Тема 2.3 Национально-государственные религии. Иудаизм.

Теоретические занятия:

Понятие национально-государственной религии. Возникновение и этапы становления иудаизма. Особенности культа и вероучения.

2

1,2,3

Практические занятия:

Праздники и традиции иудеев. Организация иудейской общины. Символы иудаизма. Ортодоксальный иудаизм. Устройство синагоги.

2

Тема 2.4 Мировые религии. Буддизм.

Теоретические занятия:

Зарождение буддизма. Учение Будды. Буддистская община, значение и особенности буддизма. Направления буддизма. Ламаизм.

2

1,2,3

Практические занятия:

Праздники и традиции буддистов. Символы буддизма. Буддистские храмы.

2

2

Тема 2.5 Мировые религии. Христианство.

Теоретические занятия:

Происхождение христианства. Источники. Исторические условия становления. Иудейское христианство. Личность Иисуса. Становление церковной организации. Распространение христианства. Христианская догматика. Раскол христианской церкви на западное и восточное направления. Причины раскола. Разница в догматах и таинствах. Протестантское движение.

4

1,2,3

Практические занятия:

Особенности культа и вероучения православия. Организация православной церкви. Особенности культа и вероучения католицизма. Организация католической церкви. Особенности культа и вероучения протестантизма. Организация протестантской общины.

4

1

Тема 2.6 Мировые религии. Ислам.

Теоретические занятия:

История  становления ислама: доисламская эпоха, посланник Аллаха Мухаммед, его жизнь и учение, начало мусульманской эры. Священные книги. Основные принципы ислама.

2

1,2

Практические занятия:

Течения в исламе. Исламские праздники. Особенности организации мусульманской церкви.

2

2,3

Тема 2.7 Новые религиозные учения.

Теоретические занятия:

Нетрадиционные религии Нового времени: причины появления и распространения, общая характеристика, классификация сект, типичные и уникальные черты, техники воздействия на людей.

2

1

Практические занятия:

Тоталитарные и деструктивные секты. Организация Свидетелей Иеговы. Учение Международного Общества Сознания Кришны. Сатанизм.

2

2,3

Раздел 3.  Религия в современном мире.

Тема 3.1 Многоконфессиональность

России.

практика занятия:

Политика государства в сфере религии. Иудаизм в России.

Буддизм в России. Христианство в России. Ислам в России.

2

1,2

Тема 3.2 Религия и медицина.

Теоретическое занятие:

Взаимодействие медицины и религии. Проблема медицинской и религиозной этики.

2

1,2

Итоговый контроль

Экзамен

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета истории, или, при его отсутствии, кабинета оборудованного ТСО. Оборудование учебного кабинета:

Технические   средства   обучения:   проектор,   экран,   компьютер   с лицензионным программным обеспечением.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,

дополнительной литературы.

Основные источники:

1.        В.В. Дмитриев, Л.Д. Дымченко. Основы религиоведения. СПб., 2001.

2.        История религии. Учебное пособие. СПб., 1995.

3.        Лобазова О.Ф. Религиоведение. Ростов-на-Дону «Феникс» 2004.

4.        Муза Н.И. История религий. Ростов-на- Дону «Феникс» 2004.

5.        Религии мира 10-11 классы. М. «Дрофа» 1997.

Дополнительные источники:

1.        Аксенова Т. Ваша защита – православная молитва. ООО «Центральный книжный двор» «Издательство АСТ» 2001.

2.        Андреева Н.И. Мировая художественная культура. Ростов-на-Дону «Феникс», 2005.

3.        Анке Шифер. Религии мира. История святыни. Контэнт, 2010 г. – 176 стр.

4.        Всеобщая история религий мира. Эксмо. 2006 г. – 736 стр.

5.        С.А. Горохов, Т.Т. Христов. Религии народов мира. КноРус, 2010 г. – 432 стр.

6.        Джон Янг Христианство. М. 2005. Дубровская О. Древние религии мира. М.2003.

7.        Дуглас Хардиг. Религии мира. Открытый мир. Ганга, 2008 г.- 176 стр.

8.        Еремеев Д.Е. Ислам – образ жизни и          стиль мышления. М. 1990.

9.        Игнатьев И.П. Как стать Буддой. Л. 1991

10.        Новейший словарь религиоведения. Феникс, 2010 г.- 448 стр.

11.        О вере и нравственности по учению православной церкви. М.1991.

12.        О происхождении богов. М., 1990.

13.        Официальный сайт Московского патриархата Русской православной церкви - http://www.patriarchia.ru/

14.        Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. СПб., 1995.

15.        50 религиозных идей, которые не понравятся Богу. Эксмо, 2009 г. – 352 стр.

16.        Н.В. Румянцев. Православные праздники. Их происхождение и классовая сущность. Русская правда. 2011 г. – 464 стр.

17.        Русские обряды и обычаи. М. «Вече» 2005.

18.        Самир Сельманович Это все о Боге. История мусульманина атеиста иудея христианина. Эксмо, 2010 г. – 336 стр.

19.        Самые знаменитые святые и чудотворцы России. М. «Вече» 2000.

20.                Таевский  Синкретические религии и секты. М. 2001.

21.        Физа М. Хасснайн. В поисках исторического Иисуса. Из апокрифических, буддийских, исламских и санскритских первоисточников. Саттва, 2006 г. – 288 стр.

22.        Христианство. М.2000.

23.        Чумакова Т. Православие. «Питер» 2006.

24.        Чернов А. Пасха.М.1973.3)  Филлипов Л.А. Крещение. М.1973.

25.        В.М. Чернышев. Религиоведение. Общество любителей православной литературы им. Святителя льва, Папы Римского, 2010 г.- 336 стр.

26.        В.Б. Шапарь. Угроза национальной безопасности России. Феникс, 2007 г. – 352 стр.

27.        В.Н. Шутов. Анатомия мировых религий. Прошлое, настоящее, будущее. Этерна, 2009 г. – 608 стр.

28.        Штереншис М. три веры в одного Бога. Связь иудаизма, христианства и ислама. ИсраДон, 2008 г. – 336 стр.

29.        Е.С. Элбакян. Религиоведение. Словарь. Академический проект, 2007 г. – 640 стр.

30.        И.Н. Яблоков. Религиоведение. Гардарики, 2010 г. – 320 стр.

4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные

знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- ориентироваться в религиях,  культурной ситуации в России и мире;

- распознавать религиозные символы.

- разбираться в содержании религиозных традиций, понимать их мировоззренческое и социально-нравственное значение;

- владеть ключевыми понятиями конфессиональной и религиоведческой терминологии.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- основные догматы мировых религий.;

- существенные и общие черты основных мировых религий;

-структуру и типы религиозных верований;

-особенности религиозного взгляда на мир и человека;

-основные характеристики и особенности наиболее распространенных религиозных учений;

-разнообразие религиозных подходов к осмыслению жизни и смерти;

-основные нравственные нормы, закрепленные в религиях мира.

Формы контроля обучения:

– домашние задания проблемного характера;

– практические задания по работе с информацией, документами, литературой;

– подготовка    и    защита    индивидуальных    и групповых заданий проектного характера.

Формы оценки результативности обучения:

-    накопительная   система   баллов,   на   основе которой выставляется итоговая отметка.

-  традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу, на основе которых выставляется итоговая отметка

Методы контроля направлены на проверку умения учащихся:

– отбирать и оценивать исторические факты,

процессы, явления;

– выполнять условия задания на творческом уровне с представлением собственной позиции;

– делать осознанный выбор способов действий из ранее известных;

–   осуществлять      коррекцию  (исправление)

сделанных ошибок на новом уровне предлагаемых заданий;

– работать в группе и представлять как свою, так и позицию группы;

методы оценки результатов обучения:

– мониторинг   роста    творческой

самостоятельности и навыков получения нового

знания каждым обучающимся

– формирование        результата        итоговой аттестации   по   дисциплине   на   основе   результатов экзамена.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики (Модуль "Основы светской этики" 4-5 класс. Модуль "Основы мировых религиозных культур" 4 класс)

Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики (далее – Учебный курс ОРКСЭ) составлена в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 ян...

Рабочая программа спецкурса « Основы русской словесности» 5 класса составлена на основе авторской программы Русская словесность. От слова к словесности. 5—9 классы. / Автор программы Р. И. Альбеткова

Программа по словесности построена в тесном взаимодействии с программами по русскому языку и литературе. При этом учитывается наличие в классе учащихся, для которых русский  язык не является родн...

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 8 класса, разработана на основе комплексной программы 5-11 классы. Основная школа.Средняя (полная) школа. Под общей ред.А.Т.Смирнова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по основам безопасности жизнедеятельностиУровень общего образования общеобразовательный 8 классКоличество часов 34Учитель Плохих Светлана НиколаевнаПрограмма разработана на...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по основам религиозной культуры и светской этики (модуль «Основы православной культуры»)

Рабочая программа разработана на основе авторской  программы А.Я. Данилюка. Основы религиозных культур и светской этики. Москва, « Просвещение»,2012г....

Рабочая программа по «Основам духовно-нравственной культуры народов России». Основам светской этики (ОДНКНР. ОСЭ) для V класса

Рабочая программа по "ОДКНР" . Основам светской этики. Составлена по учебнику М.Т. Студеникина....

Рабочая программа по Основам безопасности жизнедеятельности для 10 и 11 класса в соответствии с ФГОС на основе комплексной программы ОБЖ под общей редакцией А. Т. Смирнова.

Рабочая программа по ОБЖ для 10 и 11 класса разработана в соответствии с основными требованиями ФГОС на основе программы и УМК А.Т.Смирнова...

Рабочая программа на основе программы авторского коллектива под руководством В.В.Пасечника (сборник «Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников "Линия жизни" 5—9 классы.» - М.: Просвещение , 2011.),

Рабочая  программа составлена на основе программы авторского коллектива под руководством  В.В.Пасечника (сборник «Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников "Л...