Сюрпризы лесной тропинки
материал (5 класс) на тему
Внеклассное мероприятие «Сюрпризы лесной тропинки» направлено на развитие экологического воспитания воспитанниц. Основной целью разработки внеклассного мероприятия является расширение кругозора воспитанниц через воспитание любви к природе. С помощью используемых материалов воспитатель организует состязание воспитанниц в остроумии и эрудиции. Игра включает в себя ряд разнообразных заданий, дающих возможность каждой воспитаннице показать свои творческие способности и интеллектуальный уровень.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
syurprizy_lesnoy_tropinki.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: расширение кругозора воспитанниц через воспитание любви к природе.
Задачи:
Образовательные:
развитие представления воспитанниц о рациональном взаимодействии человека с природой - допустимых и недопустимых действиях в природе, природоохранной деятельности;
расширять опыт работы воспитанниц в экологически ориентированной деятельности.
Воспитательные:
воспитание осознанного понимания экологической культуры человека;
формирование потребности бережного отношения к природе, ресурсах, заботы о «братьях наших меньших»;
формировать умение воспитанниц оценивать результаты взаимодействия людей с природой.
Развивающие:
формирование умения и навыков поведения в экстремальных ситуациях;
формирование интеллектуальной и коммуникативной подготовки воспитанниц к личной безопасности жизни.
Педагогические технологии: личностно-ориентированные и игровые технологии.
Подготовительная работа:
поиск информации;
подбор музыкального сопровождения;
подготовка материального обеспечения мероприятия: картина лесной тропинки, берез, иллюстрации лекарственных растений, плакат:
Ты открой мне, природа, объятья,
Чтоб я слился с красою твоей.
И. Бунин
Форма проведения: интеллектуальная игра.
Методы проведения: групповая и индивидуальная работа.
План.
I. Организационная часть. Вступительное слово воспитателя.
II. Основная часть.
1. «Я слушал, как поет тропа лесная».
2. Царица Флора.
3. Муравьи – защитники леса.
4. Дары леса.
III. Подведение итогов игры. Рефлексия.
Ход мероприятия.
I. Организационная часть. Вступительное слово воспитателя.
Воспитатель. И. А. Бунин (1870–1953 гг.) – русский прозаик, поэт. Его по праву считают мастером лирического пейзажа. Бунина отличало тонкое восприятие природы. Он любил родную природу и в своей поэзии пытался изобразить согласие человека с ней. Бунин – лауреат Нобелевской премии (1933 г.).
II. Основная часть.
1. «Я слушал, как поет тропа лесная».
Воспитанница. Я слушал, как поет тропа лесная,
И все гадал: о ком она? О чем?
Который век бежит, не зарастая,
Как будто ей столетья нипочем.
Воспитанница. В ее напеве слышу отголоски
Шагов прошедших некогда людей.
Смотрю на тропку, стоя у березки,
И сердце бьется четче и нежней.
Воспитанница. И верится, не стало тленом, пылью
Минувшее, поныне живо тут.
Все люди, что по тропке проходили,
Идут по ней, незримые идут.
Воспитанница. И мы пройдем, а через годы – внуки,
И каждый сердцем у лесной тропы
Услышит те же песенные звуки
Одной для нас единственной судьбы.
А. Каныкин
Воспитатель. Дорогие друзья природы! Давайте подумаем и поразмышляем над смыслом этого стихотворения.
Воспитанница. Я думаю, как прекрасно услышать голос природы! Пройти по лесным тропинкам, постоять и поклониться березке – символу России. Я считаю, что человек меняется, а природа остается вечно красивой.
Воспитатель. По преданию, миром растений управляет мудрая Флора. Все, что произрастает на земле, называют ее именем (флора).
2. Царица Флора.
Воспитанница. В Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге есть картина «Флора» Голландского живописца Рембрандта. «Она величаво, неслышной поступью проходит перед тобой, и кажется, что этот свет ей дают живые цветы венка, украшающего ее голову. Венок состоит из живых цветов, которые растут в лесах и перелесках, на лесных лугах и опушках». (Из книги В. Г. Рубцова «Зеленая аптека».)
Воспитатель. Я принесла вам головоломки. Если вы их верно разгадаете, мы совершим экскурсию на лесную тропинку и найдем там сюрпризы.
Воспитатель раздает конверты с карточками, на которых зашифрованы 7 названий растений.
личтеост – чистотел
ацушди – душица
ьащелв – щавель
акифла – фиалка
шыдлна – ландыш
акчплата – лапчатка
емзиакнял – земляника
Воспитанницы выполняют задание.
Воспитатель. Назовите растения леса, которые вы отгадали.
Воспитанницы отвечают.
Воспитатель. Молодцы. Тогда идем на экскурсию.
Воспитанницам вручаются открытки (иллюстрации) разных растений. Среди них те растения, которые были угаданы.
Чистотел, душица, щавель, фиалка, ландыш, лапчатка, земляника, медуница, вороний глаз, белена, валериана.
Воспитатель. Внимательно посмотрите на открытки и назовите растения, которые не были зашифрованы.
Ответы воспитанниц: медуница, вороний глаз, белена, валериана.
Воспитатель. Я хочу помочь вам найти то место, где растут лесные растения. Это… Ну-ка, отгадайте!
Вся в белое платье одета,
В сережках, в листве кружевной.
Встречает горячее лето
Она на опушке лесной.
Р. Рождественский «Береза».
Ответы воспитанниц.
Воспитатель. Молодцы! Теперь вам нужно идти по лесной тропинке.
Указывает на картину, где изображена лесная тропинка среди берез.
3. Муравьи – защитники леса.
Все идут к картине, на пути встречается муравейник.
Воспитатель. Стойте! Стойте! Это же муравейник!
Воспитанница пытается раскидать его ногой.
Воспитатель. Нельзя так поступать!
Воспитанница. А почему нельзя?
Воспитатель. Кто объяснит, почему?
Воспитанница. Муравьев называют санитарами леса. Они уничтожают гусениц, которые поедают листья, траву, цветы.
Воспитанница. Я считаю, что нельзя разрушать дом, где кто-то живет.
Я – муравей,
Я – житель лесной,
И дом мой стоит
Под высокой сосной.
Ты мимо пройди
И не трогай его,
(Указывает на муравейник.)
Нам больше не надо
От вас ничего.
Воспитанница. Муравьи – защитники леса. Обитатели одного муравейника могут защитить от вредителей 0,8 га леса, уничтожая за 1 день 18000 вредных насекомых. Каждое среднее по силе гнездо рыжих муравьев уничтожает за сутки около ста тысяч, а за лето – 4–5 миллионов вредных насекомых.
Воспитатель. Писатель Б. Васильев написал повесть «Не стреляйте в белых лебедей», одним из главных героев которой является юный Колька. Для него лес – дом родной. Он знает лесные запахи. Ему дорог каждый житель леса. Стихи о муравьях написал он.
Все подходят к картине.
Воспитатель. Вот вы и добрались до лесной тропинки.
4. Дары леса.
Появляются Волк и Лиса.
Лиса. Дорогие гости леса! Вы куда идете? А не хотите ли вы отведать вкусного салата?
Волк. Попробуйте. Он приготовлен из листьев белены черной. У нее один запах чего стоит. Ах, нет, мы еще добавили листья болиголова пятнистого. Правда, у него мышиный запах, но ничего.
Лиса. А чтобы салат был вкуснее, мы в него положили красивые цветы аконита.
Воспитатель. Не трогайте, не ешьте, ведь эти все растения ядовиты. (Лисе и Волку). Уходите отсюда!
Все. Уходите!
Воспитатель. А вы знаете, что можно сделать из собранных вами даров леса? (Показывает иллюстрации.)
Воспитанницы:
Щавель. Из его листьев можно приготовить салат или зеленые щи.
Душица. Ее считают цветком-медоносом, так как возле нее всегда много пчел. Листья душицы придадут аппетитный вкус и приятный запах, если добавить их в салат или в блюдо с вареным картофелем. Из соцветий молодых побегов можно заварить чай.
Земляника. Всем знаком очень приятный, своеобразный аромат самой вкусной ягоды русского леса.
Воспитанница. Шум в лесу повсюду слышится
И плывет среди кустов,
Ветерком едва колышется
Море красных огоньков.
Сорвешь этот огонек
И положишь в кузовок.
В. Рубцов
Плоды земляники хорошо собирать по утрам, когда солнечные лучи высушили росу, или под вечер. В это время ягоды очень ароматны. Плоды земляники можно добавить в чай. Если же вы попали в лес слишком рано, когда ягод еще нет, не беда: можно приготовить ароматнейший чай из молодых земляничных листочков.
Лапчатка (гусиная лапка) исстари считалась лекарственным растением, излечивающим много разных заболеваний.
Воспитанница. У лесного ручейка
Расцвела былинка
С корешками в два вершка,
Стебель, как тростинка,
В корешках вода живая,
И целебная такая.
В. Рубцов
Я сорвала очень красивый цветок – вороний глаз. Так и хочется съесть его плод.
Воспитанница. Очень зло глядит на вас
Из травы вороний глаз.
Посмотрите, даже вид
Этих ягод ядовит.
В. Кожевников
Воспитатель. Вороний глаз растет в лиственных лесах. Легенда гласит о том, что многие годы в дупле могучего дуба жил старик-кудесник со своим верным другом черным вороном. Его он научил предсказывать будущее. Когда старик умер, ворон постоянно летал над лесом, оплакивая волшебника. Там, где птица роняла свои слезы, на земле каждую весну вырастал цветок Вороний глаз – ядовитое растение.
Чистотел.
Воспитанница. Эта ласточкина травка
Желтый сок в себе несет.
Слава чудо-чистотела
Вслед за ней везде идет!
В. Рубцов
Ландыш – очень красивый, душистый цветок, полевая фиалка. Посмотрите, какие мелкие соцветия. Сверху – белые, в середине и внизу – ярко-желтые.
Воспитатель. Я спрятала от вас одно лекарственное растение. Отгадайте, какое? (Показывает иллюстрацию.)
Давайте вспомним стихи:
В перелесках меж полей
Растет корень-чародей.
Он целебен, ароматен,
Сердцу каждому приятен.
Вы его не рвите рьяно,
Это наша… (валериана.)
III. Подведение итогов игры. Рефлексия.
Воспитатель. Я уверена, когда вы станете взрослыми, вы все это вспомните с радостью, все, о чем сегодня узнали. Следуйте каждый день, шаг за шагом в тайны природы. Изучайте их, используйте, охраняйте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Путешествие по лесной тропинке"
Сценарий выступления на экологическую тематику....
игра-турнир "на лесных тропинках"
турнир знатоков природы "На лесных тропинках", внеклассное мероприятие для 6класса, проводится в виде игры крестики - нолики....
ОМ "Путешествие по лесной тропе"
Открытое мероприятие для 2 - 4 классов "Путешествие по лесной тропе"...
лесные тропинки таёжных лесов Северо-Запада
Мы с вами живём в зоне средней и южной тайги. Коренными для области являются еловые леса, покрывавшие в прошлом большую часть территории.На Корейском перешейки на песчано-валунных Мы с вами...
Конспект образовательной деятельности по логоритмике "Осенними лесными тропинками"
В данном материале представлены логоритмические упражнения для детей старшего дошкольного возраста....
"Сюрпризы лесной тропинки"
Инсценированная игра...
«Учебно-экологическая тропа «Тайны лесных тропинок»
laquo;Учебно-экологическая тропа «Тайны лесных тропинок»...