статья "Психологические основы урока"
статья на тему

Паккарь Татьяна Васильевна

Каждый из нас хорошо  помнит свои первые уроки. Были не только первые радости или огорчения, было неповторимое чувство единения с классом и детьми на уроке. Успешный педагогический процесс без этого невозможен. И тольков такие минуты понимаешь, в чём счастье работы учителем, почему многие из нас не уходят из профессии, даже когда очень трудно...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_psihologicheskie_osnovy_uroka.docx17.43 КБ

Предварительный просмотр:

Паккарь Татьяна Васильевна,
учитель истории и обществознания
ГОУ СОШ № 28 ВО района СПб


Каждый из  нас  хорошо помнит свои первые уроки.  Были не только первые радости и огорчения, было неповторимое чувство единства с классом и детьми на уроке. Успешный педагогический процесс без этого  невозможен. И только в  такие минуты понимаешь, в чём  счастье  работы  учителем,  почему очень многие из нас не уходят из профессии, даже когда очень трудно.

Однако достижение такого единства требует времени, опыта, а главное условие – взаимное уважение  между учениками  и  учителем.

Для достижения этого единства нужно решить две проблемы:

•    Выработать свой стиль общения – особенности своего общения с учащимися, свою педагогическую индивидуальность.

•    Для этого необходимо  осваивать выразительные средства коммуникативного воздействия, которые постоянно меняются под влиянием возникающих задач.

Существуют наиболее распространённые стили общения:


•    Совместное творчество на уроке, в основе которого лежит высокий профессионализм педагога.

•    Общение на основе дружеского расположения, что является предпосылкой успешной совместной деятельности. При этом учитель не может быть с учащимися на  панибратской ноге, но и угрюмость, раздражительность и крикливость  недопустимы.

•    Общение-дистанция – этот стиль используют как начинающие, так и опытные педагоги. Но и здесь нужно соблюдать меру – слишком большая дистанция ведёт к формализации отношений и к установлению авторитарного принципа в отношениях учителя и учеников,  а её отсутствие опасно скатыванием на фамильярность.

•    Общение-устрашение – это следствие авторитаризма, и присуще  оно тем учителям, которые не умеют организовать работу учащихся на уроке. Как правило, к этому стилю обращаются неопытные учителя.

•    Общение-заигрывание так же характерно для молодых учителей и связано со стремлением завоевать дешёвый авторитет у детей.

Модели общения учителя на уроке:


•    Педагог возвышается над классом, парит в мире знаний, науки, однако недосягаем для учеников.

•    Отсутствие межличностного контакта между учителем и учащимися, вызванное подчёркиванием педагогом своего превосходства над учениками.

•    Избирательность взаимоотношений с детьми – концентрирует внимание на сильных, заинтересованных в его предмете детях, остальные попадают в его поле зрения фрагментарно.

•    Педагог в процессе общения слышит только себя, не чувствует класса и не достигает своей цели.

•    Педагог не проявляет гибкости, не может перестроиться в связи с изменившейся ситуацией в классе, не может  по ходу урока учесть новые обстоятельства.

•    Учитель делает себя главным инициатором педагогического процесса, не допуская самостоятельности учеников в учебном процессе.

Об этом можно много говорить, но наша задача – избежать неких «подводных камней» в своей работе.  Поэтому если представить рекомендации учёных в наиболее общем виде, то получится что-то вроде памятки для педагога:

Руководство  для педагога.


•    Появление в классе бодрое, уверенное, энергичное

•    Наличие коммуникативного настроения: ярко выраженная готовность к общению

• Эмоциональная настроенность на деятельность и создание необходимого эмоционального настроя на уроке

•    Сохранение ровного эмоционального состояния  в ходе урока и общения с детьми

•  Управление общением: оперативность, гибкость, умение организовать  единство общения и усвоения материала

•    Яркая, образная, высокоэмоциональная и высококультурная речь

•    Энергичная, педагогически целесообразная мимика и жестикуляция

•    Итоговая общая характеристика общения

Пользуясь такими несложными,  в общем-то, правилами, учитель сможет наладить отношения с учениками быстрее и с меньшей  нервно-психологической  нагрузкой как для педагога, так и для учащихся.

А вообще – любите детей, уважайте их личность, помните, что каждый человек – это целый мир.  И от нас  в немалой степени зависит, каким станет этот мир, а значит –  и мир вокруг нас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические основы урока.

1.    Методы обучения - это основные виды деятельности учителя и ученика, обеспечивающие формирование знаний, умений и навыков, необходимых для решения учебно-воспитательных задач....

Системно-деятельностная основа урока

Составление системно-деятельностной системы урока соответствует новым веяниям в образовании, позволяет совместить «знаниевую» педагогику со «способностной». Ученик из пас...

Методические основы урока.

Характеристика отдельных групп методов;организация различных форм обучения учащихся на уроке по числу охвата школьников учителем;СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ...

"Валеологические основы урока"

Данный материал поможет учитывать индивидуальные особенности детей при обучении математике....

Методическая разработка (основа) урока-игры.

Технологическая карта урока, своеобразный шаблон....

Разработка урока по ОРКСЭ. Модули: Основы мировых религиозных культур; Основы православной культуры; Основы светской этики. Тема урока: Культура и религия"

Разработка урока по ОРКСЭ. Модули: Основы мировых религиозных культур; Основы православной культуры; Основы светской этики. Тема урока: Культура и религия"Программа для общеобразовательных учрежд...

основа урока ОНЗ в 6 классе "Two presidents"

Основа урока ОНЗ и презентация к уроку в 6 классе...