Методические основы урока.
статья по теме
1. Методы обучения - это основные виды деятельности учителя и ученика, обеспечивающие формирование знаний, умений и навыков, необходимых для решения учебно-воспитательных задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_osnovy_uroka.doc | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические основы урока.
1. Методы обучения - это основные виды деятельности учителя и ученика, обеспечивающие формирование знаний, умений и навыков, необходимых для решения учебно-воспитательных задач.
2. Прием - это деталь метода, отдельные его операции (практические и мыслительные), моменты в процессе усвоения знаний и умений. Он не имеет своей самостоятельной учебной задачи.
3. Система методов (приемов) - это не простой их набор, а такая совокупность, в которой имеются внутренние связи между компонентами, обусловленные результативностью конкретных методов (приемов). В совокупности они представляют систему управления разными методами (приемами) познания учащимися учебного материала, начиная с приобретения готовых знаний, до самостоятельного решения познавательных задач.
4. Сущность метода заключается в организуемом способе познавательной деятельности ученика, в его активности, развитии познавательных сил и способностей.
5. Классификация методов - это подразделение их на том или ином основании на конкретные группы, а также на подгруппы.
6. Классификационные признаки группировки методов:
- источник знаний;
- характер познавательной деятельности ученика;
- руководящая роль учителя;
- степень активности ученика;
- возможность стимулирования и самостимулирования учебной деятельности школьника;
- условия контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.
7. Метод как способ учебной работы:
- догматический - приобретение знаний в готовом виде;
- эвристический - усвоение знаний и умений путем рассуждений, требующих догадки, поиска, находчивости, что должно быть предусмотрено в вопросе (задании); - исследовательский - добывание знаний и умений путем проведения наблюдений, постановки опытов, измерения, путем самостоятельного нахождения исходных данных и прогнозирования результатов работы.
Последние два подхода наиболее свойственны развивающемуся типу обучения.
Характеристика отдельных групп методов:
объяснительно-иллюстративные (объяснительно-рецептивные) методы отражают деятельность учителя и ученика, состоящую в том, что учитель сообщает готовую информацию разными методами, с использованием демонстраций, а учащиеся воспринимают, осмысливают и запоминают ее. При необходимости воспроизводят полученные знания;
репродуктивные методы способствуют формированию знаний (на основе заучивания), умений и навыков (через систему упражнений). При этом управленческая деятельность учителя состоит в подборе необходимых инструкций, алгоритмов и других заданий, обеспечивающих многократное воспроизведение знаний или умений по образцу;
методы проблемного обучения:
проблемное изложение, рассчитанное на вовлечение учащегося в познавательную деятельность в условии словесного обучения, когда учитель сам ставит проблему, сам показывает пути ее решения, а учащиеся внимательно следят за ходом мысли учителя, размышляют и переживают вместе с ним и тем самым включаются и атмосферу доказательного поискового мышления;
частично-поисковые или эвристические методы, используемые для подготовки учащихся к самостоятельному решению познавательных проблем, Для обучения их выполнению отдельных шагов решения, отдельных этапов исследования;
исследовательские методы - способы организации поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них познавательных проблем.
Методы проблемного обучения наиболее плотно решают задачи развития учащихся при обучении;
методы организации учебно-познавательной деятельности:
словесный, наглядные, практические; аналитические, синтетические, аналитико-синтетические, индуктивные, дедуктивные;
репродуктивные, проблемно-поисковые;
методы самостоятельной работы и работы под руководством;
методы стимулирования и мотивации:
-методы стимулирования интереса к учению (познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций);
-методы стимулирования долга и ответственности (убеждения, предъявление требований, «упражнения» в выполнении требований, поощрения, порицания);
методы контроля и самоконтроля:
-устного контроля и самоконтроля (индивидуальный опрос, фронтальный опрос, устная проверка знаний, некоторых мыслительных умений);
-письменного контроля и самоконтроля (контрольные письменные работы, письменные зачеты,
-программированный контроль, письменный самоконтроль);
-методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля (контрольно-лабораторные работы, контроль выполнения практических работ, программированный контроль лабораторной работы, лабораторно-практический самоконтроль);
методы самостоятельной познавательной деятельности учащихся:
-классификация самостоятельных работ по дидактической цели (подготовка учащихся к восприятию нового материала, усвоение учащимися новых знаний,
- закрепление и совершенствование усвоенных знаний и умений, выработка и совершенствование навыков); определение самостоятельных работ по изучаемому материалу (наблюдение, проведение опытов, эксперимент, работа с книгой и т.п.);
различие самостоятельных работ по характеру познавательной деятельности (по заданному образцу, по правилу или системе правил, конструктивные, требующие творческого подхода); деление самостоятельных работ по способу организации (общеклассная, групповая, индивидуальная);
ТИПЫ И ВИДЫ УРОКОВ | |
ТИПЫ УРОКОВ | ВИДЫ УРОКОВ |
1. Урок изучения нового материала (сюда входят вводная и вступительная части, наблюдения и сбор материалов - как методические варианты уроков). | 1 - урок-лекция; 2 - урок-беседа; 3 -урок с использованием учебного кинофильма; 4 - урок теоретических или практических самостоятельных работ (исследовательского типа); 5 -урок смешанный (сочетание различных видов уроков на одном уроке) |
2. Уроки совершенствования знаний, умений и навыков (сюда входят уроки формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного и др.) | 1 - урок самостоятельных работ (репродуктивного типа - устных или письменных упражнений); 2 – урок-лабораторная работа; 3 - урок практических работ; 4 - урок-экскурсия; 5 - семинар |
3. Урок обобщения и систематизации | Сюда входят основные виды всех пяти типов уроков |
4. Уроки контрольные (учета и оценки знаний, умений и навыков) | 1 — устная форма проверки (фронтальный, индивидуальный и групповой опрос); 2 — письменная проверка; 3 - зачет; 4 - зачетные практические и лабораторные работы; 5 - контрольная (самостоятельная) работа; 6 — смешанный урок (сочетание трех первых видов) |
5. Комбинированные уроки | На них решают несколько дидактических задач |
Нетрадиционные типы уроков:
1 - ролевые игры;
2 - исполнение сказочного сюжета;
3 - урок фантазирования;
4 - деловая игра;
5 - круглый стол или конференция;
6 - пресс-конференция;
7 - урок открытых мыслей;
8 - урок-соревнование;
9 - урок КВН;
10 - викторина;
11 - следствие ведут знатоки;
12 - аукцион знаний;
13 - урок-диспут;
14 - урок-турнир;
15 - урок-эврика;
16 - волшебный конверт;
17 - межпредметный интегрированный урок;
18- урок-конкурс;
19- урок творчества;
20 - математический хоккей;
21 - урок-спектакль;
22 - смотр знаний;
23 - урок-игра;
24 - урок-зачет;
25 - урок-путешествие;
26 - урок-состязание;
27 - урок взаимообучения;
28 - урок-восхождение;
29 - урок-диалог;
30 - мозговая атака;
31 - урок-брифинг;
32 - актуальное интервью;
33 - имитационно-ролевое моделирование;
34 - моделирование мышления учащихся;
35 - ролевая деловая игра;
36 - урок-лекция:
- проблемная лекция;
- лекция визуальная;
- лекция вдвоем;
- лекция - пресс-конференция;
- лекция — консультация;
- лекция — провокация;
- лекция - диалог.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ
1. Дидактические требования к современному уроку:
-четкое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементах, их связь с развивающимися и воспитательными задачами. Определение места в общей системе уроков;
-определение оптимального содержания урока в соответствиями с требованиями учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;
-прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков как на уроке, так и на отдельных на его этапах;
-выбор наиболее рациональных методов , приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, оптимального воздействия их на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся.
2. Психологические требования к уроку
Психологическая цель урока;
1) проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока;
2) учет в целевой установке урока психологической задачи изучения темы и результатов, достигнутых в предшествующей работе;
3) предусмотрение отдельных средств психологического воздействия, методических приемов, обеспечивающих развитие учащихся.
Стиль урока;
1) определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения;
-соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление;
-определение объема воспроизводящей и творческой деятельность учащихся;
-планирование усвоения знаний в готовом виде (со слов учителя, из учебника, пособия и т.п.)
-самостоятельного поиска;
-выполнение проблемно-эвристического обучения учителем и учащимся (кто ставит проблему, формулирует ее, кто решает);
-учет контроля, анализа и оценки деятельности школьников, осуществляемых учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся;
-соотношение побуждения учащихся к деятельности (комментарии, вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой, установки, стимулирующие интерес, волевые усилия к преодолению трудностей и т.п.) и принуждения (напоминанием об отметке, резкие замечания, нотации и т.п.);
2) особенности самоорганизации учителя;
-подготовленность к уроку и, главное, осознание психологической цели и внутренняя готовность к ее осуществлению;
-рабочее самочувствие в начале урока и его ходе (собранность, сонастроенность с темой и психологической целью урока, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему происходящему на уроке, педагогическая находчивость и др.);
-педагогический такт;
-психологический климат на уроке (поддержание атмосферы радостного, искреннего общения, деловой контакт и др.).
Организация познавательной деятельности учащихся;
1) определение мер для обеспечения условий продуктивной работы мышления и воображения учащихся;
2) организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений;
3)закрепление результатов работы;
Организованность учащихся;
1) отношение учащихся к учению, их самоорганизация и уровень умственного развития;
- возможные группы учащихся по уровню обучаемости, учет этих обстоятельств при определении сочетания индивидуальной, групповой и фронтальной форм работы учащихся на уроке.
Учет возрастных особенностей учащихся;
1) планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся;
2) проведение урока с учетом сильных и слабых учеников;
3) дифференцированный подход к сильным и слабым ученикам.
3. Гигиенические требования к уроку;
1) температурный режим;
2) физико-химические свойства воздуха (необходимость проветривания);
3) освещение;
4) предупреждение утомления и переутомления;
5) чередование видов деятельности (смена слушания выполнением вычислительных, графических работ);
6) своевременное и качественное проведение физкультминуток;
7) соблюдение правильной рабочей позы учащегося;
8) соответствие классной мебели росту школьника.
4. Требования к технике проведения урока;
1) урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях;
2) темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учащихся- завершенными;
3) необходим полный контакт во взаимодействии на уроке, должны соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм;
4) должна доминировать атмосфера доброжелательности и активного творческого труда;
5) по возможности следует менять виды деятельности учащихся;
6) обеспечить соблюдение единого орфографического режима школы;
- учитель должен обеспечить активное учение каждого школьника.
Условия успешности учителя на уроке:
Подготовка к уроку непосредственно перед звонком
1. Мысленное воспроизведение основных моментов урока.
2. Воспроизведение плана урока, мысленное представление класса и отдельных учеников.
3. Стремление вызвать соответствующий эмоциональный настрой.
Создание перед уроком соответствующего эмоционального настроя
1 .Мысленное воспроизведение намеченных ранее эмоциональных акцентов.
2.Стремление оттолкнуться от наиболее яркого момента в материале урока.
3.Мысленное представление ожидаемого восприятия классом или отдельным учеником.
Психологическая подготовка к уроку
1 .Осознание ее необходимости.
2.Мысленное переживание предстоящего урока.
3.Выработка своего эмоционального отношения к материалу урока.
4.Использование для эмоционального освещения учебного материала личных впечатлений из жизни (встречи, случаи и т.п.).
5.Использование прочитанных книг, ассоциаций, последних событий и т.п.
Способствуют успеху урока
1 .Хорошее знание материала урока.
2.Боорое самочувствие.
3.Продуманный план урока.
4.Чувство физической раскованности, свободы на уроке.
5.Правильный выбор методов обучения.
6.Разнообразие методов обучения.
7.Занимательность изложения.
8.Ярко выраженное эмоциональное отношение учителя к излагаемому материалу.
9.Богатство интонаций, выразительная мимика, образная жестикуляция учителя.
Затрудняют проведение урока
1 .Неуверенность в своих знаниях.
2.Безразличное отношение.
3.Рыхлая композиция урока.
4.Скованность движений.
5.Неумение учащихся работать предложенными методами.
6.Однообразие методов обучения.
7.Бесстрастный рассказ учителя.
8.Монотонность и сухость при изложении нового материала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания. Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированн
урок по физической культуре с ипользованием инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания...
Методические основы организации элективного курса по теме «Основы медицинских знаний» для предпрофильного биологического образования школьников.
Цель данного курса в формировании валеологической культуры учащихся, которая включает ответственное отношение к личному здоровью. Программа опирается на соде...
Методические основы урока.
Характеристика отдельных групп методов;организация различных форм обучения учащихся на уроке по числу охвата школьников учителем;СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ...
Методическая разработка урока по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры»). Тема «Монастырь». 4 класс
Цель: формирование представления о монастыре и его историческом, культурном, морально-этическом значении, о нравственном выборе человека самоотверженно служить Богу, о таинстве посвящения в монахи....
Методическая разработка урока "Храм" (по теме образовательной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России», модуль «Основы православной культуры», 4 класс)
Тема "Храм" (с использованием регионального компонента). Данную методическую разработку можно использовать как на уроках ОРКСЭ, так и на внеклассных мероприятиях по патриотическому воспитани...
Применение технологии АМО на уроках музыки. Методическая разработка урока музыки по теме «Царит гармония оркестра» на основе технологии активных методов обучения
Методическая разработка урока музыки «Царит гармония оркестра» по технологии АМО создана на основе учебно-методического комплекса «Музыка» для начальной школы Е.Д. Критской,...
Методическая разработка урока по теме: «Конституция РФ. Основы конституционного строя» Урок обществознания в 9 классе
Методическая разработка урока по теме:«Конституция РФ. Основы конституционного строя» ...