Религиозно-нравственное воспитание учащихся - осуждённых в контексте художественной литературы
статья на тему

Статья представляет собой творческий отчёт по теме самообразования

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_-_tvorcheskiy_otchyot_po_teme_samoobrazovaniya.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

КГКОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №1»

Секция гуманитарного цикла

«Религиозно-нравственное воспитание учащихся – осуждённых в контексте художественной литературы».

г. Рубцовск, 2015г.

План.

1.

Введение.

стр. 2

2.

Теоретические основы проблемы нравственно – эстетического воспитания учащихся – осуждённых на образцах художественной литературы.

стр. 5

3.

Восприятие художественной литературы.

стр. 6

4.

Анализ педагогической периодики.

стр. 8

5.

Роль учителя в ознакомлении учащихся – осуждённых с произведениями литературы религиозного характера.

стр. 9

6.

Библиография.

стр. 12

                                       

                                                 

ВВЕДЕНИЕ

Наш народ и страна переживают сейчас сложный период. Изменения происходят не только в политике и экономике, но и в сознании людей. Общество обратило внимание на художественную литературу, поняв необходимость гуманизации. Проблемы религиозно - нравственного воспитания учащихся – осуждённых оказались в фокусе всеобщего внимания.

Религиозно - нравственное воспитание занимало не последнее место и раньше. На уроках учителя и прежде использовали произведения искусства, стихи, магнитофонные записи, кино- и диафильмы, освещающие данную тематику. Однако художественная литература в школе словно утратила свой потенциал в последнее время, перестала быть действенным орудием воспитания личности.

Причины сложившегося кроются во множестве проблем нравственно – эстетического воспитания учащихся – осуждённых. Это недостатки существующих программ дисциплин художественно - гуманитарного цикла. Разобщенность этих дисциплин, недостаточная разработка методик, низкий уровень подготовки учителей, слабая оснащенность учебного процесса – вот причина сложившейся ситуации.

В свете этих устойчивых проблем религиозно-нравственного воспитания в школе специального, закрытого типа (ОУ при исправительных учреждениях) встаёт новая проблема нравственно - эстетического воспитания учащихся на основе художественной культуры, толкующей христианские догмы.

В отличие от других – это совсем не изученная проблема. Раньше рассматривалась только историческая и, отчасти, художественная сторона русского Православия. Сейчас, с «возникновением» христианской веры в России, нельзя не принять во внимание духовную и нравственно-эстетическую сторону православной культуры.

После долгого перерыва в современном обществе вновь возрождаются традиции христианской религии, открываются церкви, вновь начали работать воскресные школы, повысился интерес к Православию. Даже в некоторых обычных школах появились факультативы, на которых учащиеся знакомятся с историей христианства.

Религиозное воспитание, несомненно, входит в понятие нравственно – эстетического воспитания гармоничной, всесторонне развитой личности. Поэтому религиозное воспитание нужно рассматривать в контексте эстетического.

Какие же задачи ставит перед собой религиозно-нравственное воспитание?

Глобальная цель – это формирование творческого отношения человека и действительности, так как сама суть воспитания заключается в творчестве и сотворчестве при восприятии эстетических явлений.

Среди более конкретных задач одна из важнейших – формирование эстетической потребности, которую можно определить как потребность человека в красоте и деятельности по законам жизни. Нужно обращать внимание на  два важных компонента: ширину эстетической потребности, то есть способность личности эстетически относиться к возможно большему кругу явлений действительности, к качеству эстетической потребности, которое выявляется на уровне художественного вкуса и идеала.

Перечисленные признаки можно считать критериями воспитанности личности.

Значение религиозно-нравственного, эстетического воспитания у учащихся-осуждённых в становлении личности огромно. Религиозно-нравственное воспитание по средствам художественной литературы  - это лишь подсистема реализации принципов целостной системы.

В своём исследовании я рассматриваю две подсистемы: эстетическое религиозное воспитание и нравственно-эстетическое по средствам литературы.

Нужно пользоваться тем богатым потенциалом, который дан всем нам. Не только специализированные учреждения, типа школ при исправительных учреждениях, но и массовые школы могут пользоваться такой формой нравственно – эстетического воспитания как анализ текстов с религиозной позиции, беседы о Православии, Христианстве, мировой религии, используя при этом классическую литературу.

Ценность этого метода состоит в том, что учащиеся вместе с духовной сущностью  религии постигает и художественную сущность, что неоценимо для эстетического воспитания человека, его становления.

Таким образом, нравственно-эстетическое воспитание учащихся – осуждённых классической литературой – это достаточно сложная, ввиду её малой изученности, но необычайно интересная проблема, так как представляет собой синтез религиозного, духовного, нравственного, исторического и эстетического воспитания.

Теоретические основы проблемы религиозно - нравственно воспитания

учащихся – осуждённых на образцах художественной литературы.

Сфера   религиозно - нравственно воспитания данных учащихся чрезвычайно широка и окрашивает практически всё их мироощущение. Учащиеся – осуждённые, в основном, верят, что жизнь создана для мести и жестокости. Опосредованность отношения таких людей к действительности влечёт за собой поверхностное нравственно - эстетического воспитания.

Открывая мир как радостное, прекрасное, полное красок, звуков целое, как созданное для исполнение его желаний, заключённый еще очень неглубоко проникается в сущность прекрасного.

Эти переходные процессы происходят и в сфере нравственно-эстетических отношений.

Учитывая данное положение вещей, можно успешно в системе развивать человека как личность, поднимая уровень нравственно-эстетического воспитания. Это можно сделать, обращаясь к религиозным догмам, к произведениям художественной литературы нравственно - эстетической направленности. Осуществить это путь можно, тем более что в школах имеются богатые библиотечные фонды, где каждого учащегося окружают шедевры ХVII, ХVIII, ХIХ, ХХ веков, образцы искусства: живописи, скульптуры, архитектуры.

Моя работа, в большей степени, посвящена художественной литературе.

Восприятие художественной литературы

Перед восприятием художественного произведения учащийся должен ознакомиться с ним. Ознакомление может происходить посредством прочтения какого-либо материала, либо учитель может рассказать о нём. Всё это позволит учащемуся полнее представить изучаемый объект.

Процесс восприятия литературы отличается от процесса восприятия других видов искусства. Рассматривая то или иное произведение, учащийся вступает в контакт с мыслями, чувствами её автора, распознаёт, что волновало и побуждало к творчеству именно этого человека, как через призму его индивидуального мировоззрения отразились умонастроения эпохи. Здесь происходит углубление в более широкий круг социальных явлений, так как само произведение зачастую несёт в себе выражение жизненных потребностей и вкусов целой общественной группы, вводит учащегося в более широкий социально-исторический контакт с прошедшей эпохой.

Впечатление, получаемое от классического произведения, складывается из целого ряда ощущений. Сюда входит ощущение величины творения, которое мысленно соотносится с другими произведениями.

Литература не только зрима, она осязаема и физически (рука касается перил, изображённых автором, подоконника, плечо поддерживает тугую дверь, скользит под ногами натёртый пакет), и мысленно (читатель ощущает тёплую, гладкую поверхность дерева, колючую шероховатость каменной стены). Литература слышима: гулкие шаги в храме, поскрипывание половиц в деревянном жилом доме, приглушённое эхо голосов в просторном дворцовом зале.

Так как литература – опосредованное искусство, то именно ощущение пространства является одним из основных в восприятии данного искусства.

Библиотека даёт прекрасную возможность учащимся ознакомиться с величайшими полётами литературной мысли минувших веков.

В значительной степени важны и условия восприятия: точка зрения на то или иное произведение. В реальных обстоятельствах образуются различные точки зрения (ракурсы), зависящие от понимания прочитанного, от психологической оценки, от нравственного и религиозного воспитания человека. Всё это объяснить учащемуся при разъяснении литературного произведения.

Большое значение для восприятия текста имеет «насмотренность» (запас образов), приобретённая в реальном чтении и анализе произведений. Такая база помогает не только лучше понять специфику прочитанного учащимися текста, но и точнее различать в нём признаки определённого стиля, выявить художественные достоинства и недостатки.

У учащихся, обучаемых в исправительных учреждениях, небольшой запас знаний и образов, поэтому, даже «зачитываясь», они не могут обращать внимание на образн6ость, скрытый подтекст, видеть художественную ценность произведения, выявлять особенности стилей.

Достаточно развитым можно назвать такое восприятие литературы, при котором учащийся умеет определить назначение, время создания стиль даже незнакомого произведения, а также способен правильно оценить значение отдельных приемов в создании целостного образа, почувствовать этот образ при знакомстве с религиозной литературой. Обучая этих учащихся, нужно стремиться к этому идеалу.

При восприятии данного вида искусства есть еще одно важное качество: наличие собственного отношения к образу. Это качество плохо развито у учащихся подобного типа, который чаще всего пользуется мнением и оценкой других людей, (авторитетная иерархия). Педагогу нужно стремиться заложить основы объективного и заинтересованного отношения ко всем явлениям действительности и к искусству. При нравственно эстетическом воспитании учащегося важно помнить, что любое отношение должно опираться на понимание общественной, исторической и художественной ценности того или иного вида литературы, на понимание того, что литература является неотъемлемой частью общей материальной и духовной культуры нашего общества.

Формами работы над восприятием «чистого» образа в литературе являются объяснения учителя и встречи с духовенством. Для этого можно проводить специальные подготовительные занятия. При проведении таких занятий нужно иметь в виду несколько моментов. Главное правило при любой работе с такими учащимися над произведениями художественной литературы заключается в том, что акценты на их формальные стороны нужно делать лишь в той мере, в какой это будет способствовать пониманию содержания произведения. Центральный акцент должен падать на эстетическое восприятие самой действительности, отражаемой литературой, а восприятие литературой должно рассматриваться, прежде всего, как средство активизации эстетического восприятия реальных объектов и событий.

Так же нельзя сводить работу по пониманию литературы только к  одним отзывам учащихся о произведениях в письменном виде. Необходимо поощрять и устные высказывания учащихся, с целью накопления необходимых терминов из области литературы, религии и т.д.  Но работа со словом не должна быть единственной заботой учителя, она должна сочетаться с другими формами работы по анализу произведений.

Анализ педагогической периодики

Проанализировав педагогические журналы за последние 10-15 лет, я не нашел ни одной статьи о религиозно - нравственно воспитании средствами православной культурой.

Однако самому эстетическому воспитанию уделено большое внимание, особенно в журнале «Начальная школа» (статьи «Уроки культуры в начальной школе» Е.А.Софийской 1994'3, «Система эстетического воспитания в начальной школе» 1995'6 ...). Т.Я. Шпикалова в статье «Воспитание памяти исторической, культурной, народной» 1994'4.

В журнале «Начальная школа» есть несколько статей о Православии. Из них я бы хотел особо выделить одну: «Занятия по этике Христианства с детьми младшего возраста» Ю. Печина 1992'11-12 . Автор рассказывает о педагогическом эксперименте, который был проведен в нескольким начальных школах и детском саду Новосибирска. Он пишет в статье «Отношение школы к богатейшему наследию Христианства - актуальнейшая на сегодняшний день проблема». Эксперимент состоял в том, что ребятам читался курс о Христианстве. Стержнем всех занятий был поставлен миф об Иисусе Христе. Идея Бога, как понимает ее автор, если продукт человеческого ума, способность возрождения, идея Бога – это  «Мера Человечности людских поступков». В своем курсе автор не ставит  цели доказать существование Бога, так как для развития человека важен смысл вещи, и поэтому можно смело обсуждать вопрос о вечной борьбе Бога и Сатаны и месте человека в ней.

Одной из задач курса является развитие способности к творческому мышлению, к анализу своих поступков. Курс включает в себя 13 тем, которые также предложены в статье.

В журнале «Педагогика» 1994'6  А. Косик рассматривает некоторые проблемы Православия в статье «Просветительская деятельность православных братств на территории России».

В последнее время все чаще стали задумываться о духовном религиозном    воспитании.    Однако    такая    тема    как воспитание художественной литературой, в которой авторы призывают читателя находить себя через религию не нашла пока еще отражения в периодической печати педагогического плана.

РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В ОЗНАКОМЛЕНИИ ДЕТЕЙ С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ ЛИТЕРА ТУРЫ РЕЛИГИОЗНОГО ХАРАКТЕРА.

Роль учителя в ознакомлении учащихся с литературными произведениями трудно переоценить. Для учащихся школьный учитель - самый главный человек. Все для них начинается с учителя, который помогает преодолеть первые этапы в жизни, проблемы адаптации вне стен колонии.

Учитель выступает посредником между жизнью человеческой жизнью нравственной и жизнью ученика по «волчьим законам».

Педагогическая задача учителя состоит в такой организации процесса изучения литературы, которая способствует естественному и органическому проявлению собственных духовных сил учащегося соответствующей данной ступени его развития.

Учитель должен не только систематизировать разрозненные знания учащегося в области литературы, религиозной культуры, но и организовать работу по усвоению учениками новых знаний, получению чувственной опыта, эстетических переживаний. Эта работа должна быть системной и последовательной, поэтому необходимо педагогическое планирование.

Планирование - это процесс разработки организационного чертежа, формирования в мозгу модели (системы), которая впоследствии руководит деятельностью.

При планировании этапов религиозно – нравственного воспитания учащихся данного типа надо учитывать следующий аспект. Прежде всего, необходимо оценить педагогическую обстановку с точки зрения вышестоящих целей религиозно - нравственно воспитания: воспитать гуманную, всесторонне развитую личность. Общая цель должна быть реализована в частных целях. Формулирование целей прогнозирует деятельность, позволяет видеть ход и результаты труда.

Всколыхнув все творческие способности, все существо учащегося при восприятии произведений художественной литературы, педагог может вызвать всю сферу нравственных и эстетических чувств, которой и определяется творческое отношение к работе, труду, учебе, возникновение соответствующих суждений, которые могут перерасти в убеждения.

Роль учителя - организация правильного нравственно-эстетического воспитания. «Правильное воспитание вовсе не означает искусственного привития учащимся извне совершенно чуждых им чувств, идеалов или настроений. Правильное воспитание и заключается в том, чтобы разбудить в учащемся то, что в нем есть, помочь этому развиваться и направить это развитие в определенную сторону». Если же учитель не опирается на умственные возможности учащегося, побуждая его к активности, или использует такие методы, которые «принуждают» учащегося наслаждаться данным видом искусства, то неизбежным результатом этого окажется свертывание активности ученика, торможение творческого процесса восприятия литературы.

В ходе опроса учащихся среднего звена выяснилось, что учащиеся не знают самых элементарных вещей. Ответ на вопрос «Что такое Православие?» вызвал у многих затруднение.

Наиболее точными оказались следующие ответы: «Православие - это вера в Бога», но были и неверные ответы типа: «Православие - это церковный праздник».

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Арнина Н.Л. Уроки прекрасного. М., 1983г.

2. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе. Межвуз сб. научн. трудов. Л-д, 1989г.

3. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте Психологический очерк. М., 1967 г.

4. Лармин О. Искусство и молодежь. М., 1980 г.

5. Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология. М, 1964 г.

6. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников М., 1985г

7. Мир профессий - том «Человек - человек». Под редакцией Кавериновой Р.Д., Зюбина Л.М. М, 1986 г.

8. Основы эстетического воспитания. Под редакцией Кушаев; Н.А. М., 1986 г.

9.  Раченко И.П. НОТ учителя. М, 1989 г.

10.Система   эстетического    воспитания    школьников. По; редакцией Герасимова С.А. М., 1983 г.

11. Словарь русского языка. Сост. СИ. Ожегов. М, 1952 г.

12. Хижняк Ю.Н. Как прекрасен этот мир. М., 1986 г.

13. Эстетическое воспитание школьников. Под редакцией Буров; А.И., Лихачева Б.Т. М., 1974 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ по теме: «Духовно-нравственное воспитание учащихся 8 класса на уроках литературы как фактор формирования социальной компетенции».

Проблема, на решение которой направлен проект: Недостаточный уровень сформированности духовно- нравственных качеств личности учащихся,   препятствующий  успешной социальной адаптации....

Инновационные технологии в работе по нравственному воспитанию учащихся на уроках русского языка, литературы и во внеурочное время

Компетентностный подход, который  предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе,- основа инновационного процесса....

Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках углубленного изучения литературы

Литература в школе способствует духовно-нрав ственному становлению личности, познанию и самопознанию человека. Уроки литературы должны содействовать формированию и воспитанию художественного вкуса, по...

Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка, литературы и во внеклассной работе

Статья на тему духовно-нравственного воспитания учащихся на уроках русского языка, литературы и во внеклассной работе....

Религиозно-нравственное, эстетическое и трудовое воспитание в школе С.А. Рачинского и современность (из опыта работы)

Религиозно-нравственное, эстетическое и трудовое воспитание в школе С.А. Рачинского и современность (из опыта работы)...