Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках углубленного изучения литературы
статья по литературе на тему
Литература в школе способствует духовно-нрав ственному становлению личности, познанию и самопознанию человека. Уроки литературы должны содействовать формированию и воспитанию художественного вкуса, помочь оформлению духовно-нравственных принципов в сознании учащихся, укрепить их национальное самосознание, патриотические чувства. Концентрация литературного материала каждой темы вокруг нравственных и эстетических вопросов предполагает подчиненность школьного изучения литературы задачам нравственного и эстетического развития учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_dukhovno-nravstv._vospit.na_urokakh_uglubl._izucheniya_literatury.rar | 9.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Духовно-нравственное воспитание на уроках углубленного изучения литературы
Щур И. А., учитель русского языка и литературы
МОУ «Майская гимназия Белгородского района Белгородской области»
Воспитание и образование – две составляющих одного очень важного процесса. Это процесс становления личности молодого человека.
Нет необходимости доказывать различие между воспитанием и образованием. Если воспитание – это формирование личности, то образование – это привитие детям неких навыков по выполнению определённых задач. Нельзя не согласиться с утверждением, что образование — это наука жить.
Под содержанием общего образования понимается совокупность знаний, умений и навыков, получение которых обеспечивается обществом (государством) для каждого взрослого человека независимо от его специальности. Общее образование дети и молодежь получают в семье, дошкольных воспитательно-образовательных учреждениях и в общеобразовательных школах.
Воспитательная работа же в образовательных учреждениях дает возможность отвлечения детей от негативного воздействия уличной среды и привлечение к общественно-полезной деятельности, формирование правовой и нравственной культуры подрастающего поколения, профессионализма и гражданской активности. Цель воспитания реализуется, прежде всего, через содержание общего образования и содержание воспитания как специально организованной воспитательной работы, осуществляемой педагогами и родителями.
Литература в школе способствует духовно-нравственному становлению личности, познанию и самопознанию человека. Уроки литературы должны содействовать формированию и воспитанию художественного вкуса, помочь оформлению духовно-нравственных принципов в сознании учащихся, укрепить их национальное самосознание, патриотические чувства. Концентрация литературного материала каждой темы вокруг нравственных и эстетических вопросов предполагает подчиненность школьного изучения литературы задачам нравственного и эстетического развития учащихся.
Программа углубленного изучения литературы построена как ряд последовательных этапов постижения читательской компетенции. Каждый из этих этапов является частью общего, четкого алгоритма освоения законов словесного творчества. Знание этих законов необходимо для творческого чтения, когда читатель, понимая замысел автора и способы его художественного воплощения, оказывается способным к сотворчеству, без которого немыслимо постижение художественного мира произведения и восхищение его эстетическими достоинствами.
Словесное искусство духовно по своей природе. Идеал нравственности красной нитью проходит по страницам древнерусской литературы, наследия христианской культуры, произведений классиков. Русская литературы всегда отличалась необыкновенной чуткостью к решению нравственных вопросов. Русская классика – это проповедь человечности, добра и поиски путей, ведущих к нему.
Все помнят строки стихотворения А.С. Пушкина «Памятник»:
«Я памятник себе воздвиг нерукотворный»…
Без знания Библии, без путешествия в слово «нерукотворный» нельзя понять поэтическую идею стихотворения. На уроке в качестве наглядности желательно продемонстрировать икону Спаса Нерукотворного. На ней изображен только лик Христа, запечатленный на полотенце. Священное придание рассказывает нам историю этого изображения.
Однажды Иисус Христос по просьбе больного князя – Авгаря – посетил его. Умывшись, Иисус взял чистое полотенце и приложил его к Своему лику. И на полотенце отпечатался Его образ, как на фотографии. Когда Спаситель ушел, больной князь помолился перед Его образом и произошло Чудо – исцеление. С тех пор иконописцы повторяют этот образ с отпечатка на полотенце. Отсюда и пошло слово «нерукотворный», т.е. сотворенный не руками, а духом.
На этом же уроке придется вновь обратиться к Библии для объяснения словосочетания «Александрийский столп». Рассказ о талантливом воине-полководце Александре Македонском, о покорении ему народов, о его гордыне, которая привела полководца к мысли, что он властелин всего мира, о памятнике своим подвигам, самому себе, приведет к постижению идеи стихотворения. В этом поможет вопрос, где же теперь Александрийский столп? /от него и камня не осталось/, который приведет учителя и учеников к библейской притче о Вавилонском столпотворении, о Вавилонской башне, к наказанию Господом людей за их гордыню и тщеславие.
Замечательным средством нравственного воздействия являются и уроки, посвященные Н.В.Гоголю. Помимо самой личности писателя, его пути монашеского служения России, учащимся предлагается решить очень сложные вопросы о назначении искусства (например, при изучении повести "Портрет"). За событийной стороной повести «Портрет» скрыты авторские размышления о добре и зле, об их бесконечной борьбе в человеческой душе.
На уроке мы попытаемся выяснить не только то, как и почему угасал духовный талант Чарткова, но и то, в чем видит Гоголь назначение искусства, что такое настоящее искусство и каким должен быть настоящий художник. Художнику приходится делать выбор: или он остается верным себе, своему таланту или решается поступиться совестью и своим художественным зрением, чтобы угодить вкусам заказчиков.
Большое влияние на формирование духовно-нравственной позиции учащихся окажет и материал к уроку «Русские театральные интермедии». Общепризнанно, что театр – это особенный вид искусства, воспитывающий человека и открывающий ему путь к добру. Появление театра расширило сферу духовной жизни русского общества.
Детям интересно будет узнать, что у истоков школьного театра стоял известный политический деятель, драматург Симеон Полоцкий.
Самуил Емельянович Петровский-Ситнянович родился в городе Полоцке в 1629 году. Учился в Киево-Могилянской коллегии, затем в Виленской. Позже он переезжает в Полоцк, где в 1656 году принимает монашество под именем Симеона.
В русскую литературу он вошел также и как поэт, писатель, драматург и проповедник. Все свои силы и талант отдал делу развития русской культуры и просвещения
Уместно на данном уроке познакомить учащихся с фактами биографии нашего замечательного земляка – актера М. С. Щепкина. О нем увлекательно рассказывает в своей книге «Родного Белогорья имена» талантливый публицист, тоже наш земляк, Б. И. Осыков [2, с. 19]. Автор повествует о нелегком пути будущего актера в театр, ставший его жизнью; о его книге «Записки актера Щепкина», которую по праву считают духовным завещанием основоположника русского реалистического театра. Б. И. Осыков пишет о том, что играть М. С. Щепкину приходилось почти ежедневно. Одушевление актера от характерной, богатой содержанием роли передавалось и слушателям. Беседы с М. С. Щепкиным духовно обогащали его современников [2, с. 81].
Духовность – это соединение в одном понятии красоты, любви, долга и истины, ради чего когда-то был создан человек и во имя чего определились его пути. Безусловно, духовно-нравственное воспитание – это долгий и кропотливый процесс. Но вся система работы над художественным произведением, а также внеклассная работа способствуют формированию духовных ценностей учащихся. Нравственно-эстетический потенциал древнерусской культуры и литературы, творчества Пушкина, Некрасова, Толстого, Чехова очень высок; степень эмоционального воздействия на наших учеников исключительна; глубина нравственной проблематики неисчерпаема.
В воспитании души, пробуждении духовности не случайно главная роль принадлежит предметам гуманитарного цикла, а среди них особая роль принадлежит литературе — виду искусства, в котором слово отражает мир: внешний, окружающий человека, и внутренний, живущий в нем самом.
Литература:
1. Богданова, О.Ю. Методика преподавания литературы / Богданова, О.Ю., Леонов С.А., Чертов В.Ф. М. Изд.: Академ А, 1999.
2. Ладыгин, М. Б. Учебник-хрестоматия для 8-го класса для школ и классов с углубл. изуч. лит., гимназий и лицеев./ М.Б. Ладыгин. – М.: Дрофа, 2009.
3. Осыков, Б.И. Родного Белогорья имена: литературно-краеведческие рассказы и очерки, хроника жизни и творчества замечатальных белгородцев./ Б.И. Осыков,– Белгород: КОНСТАНТА, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационные технологии в работе по нравственному воспитанию учащихся на уроках русского языка, литературы и во внеурочное время
Компетентностный подход, который предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе,- основа инновационного процесса....
базовые национальные ценности в духовно-нравственном развитиии воспитании школьников через уроки физики
Современное общество озадачено проблемой духовно-нравственного воспитания молодежи. В статье показаны формы духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся 7 - 11 классов через уроки физики....
Роль школьного музея в духовно-нравственном, патриотическом воспитании учащихся
Статья об основных направлениях и результатах работы школьного музейного уголка "История школы в истории города" МОУ СОШ № 92 г. Волгограда. Материал содержит информацию о роли музейной пе...
Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы
Как сохранить в детских душах верность общечеловеческим ценностям? Подобные вопросы заставляют каждого учителя восполнять сердца учащихся на своих уроках. Воспитательное значение имеют...
Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы
Будущее любой страны решается за школьной партой. Если с этих позиций взглянуть на будущее России, то можно прийти к выводу, что оно весьма печально, так как сегодня из большинства школ ушла веками со...
Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка, литературы и во внеклассной работе
Статья на тему духовно-нравственного воспитания учащихся на уроках русского языка, литературы и во внеклассной работе....
"Интеграция духовно-нравственного потенциала народной песни с уроками кубановедения (раздел "Литература Кубани")".
Пособие поможет учителям литературы в проведении уроков литературы (раздел "Фольклор"), а также для организации фольклорных экспедиций в ходе проектной и исследовательской деятельности....