Эссе. "Нельзя развить ум, оставляя без внимания сердце."
материал на тему
Эссе. "Нельзя развить ум, оставляя без внимания сердце."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse_manushkova.docx | 22.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Эссе
Нельзя развить ум, оставляя без внимания сердце
«При образовании чрезвычайно вредно развивать
только рассудок и ум, оставляя без внимания
сердце, – на сердце больше всего нужно
обращать внимание; сердце – жизнь»
св. прав. Иоанн Кронштадтский
Связь моей жизни с профессией учителя, часто обращает меня к терминам, которые раскрывают сущность происходящего вокруг. Ложь и правда – два философских понятия, указывающих на противоположность событий.
Правда – это то, что существует в действительности, соответствует реальному положению вещей.
Ложь — утверждение, не соответствующее истине. Тогда в зависимости от того, что принято за истину, будет расценено что ложь, а что правда. Как распознать истину? Применительно к философии истина является не только целью познания, но и предметом исследования. Можно сказать, что понятие истины выражает сущность науки. Становится понятно, что в школе я, как педагог, с детьми изучаю научные факты и природные явления, погружаюсь в исследования, анализирую и сопоставляю, как следствие, прихожу к истине путем развития ума.
Но почему же тогда мудрейшие люди великого исторического прошлого сказали: «Мы познаем правду не только умом, но и сердцем». Попробую разобраться. Как я могу охарактеризовать ум? Ум – рациональный, логичный, твердый, расчетливый. А сердце? Сердце – доброе, отзывчивое, горячее, любящее, заботливое. Пожалуй, иногда слышу, что сердце бывает черствым, холодным и злым. Тогда в этом случае лучше говорить об его отсутствии, бессердечности. Ум и сердце — две условные субстанции, не имеющие ничего общего, кроме содержащего их тела, но косвенно конфликтующие друг с другом. Почему одни взвешивают каждое свое слово, обдуманно принимают решение, во всем ищут логическое обоснование и закономерность, а другие в то время идут интуитивно, доверяют сердцу, не ищут доказательства и часто безрассудны? Об этом задумывались многие ученые, писатели, философы. Но однозначного ответа так не последовало. Стоит обратиться к философии.
Стоя у истоков познания, Паскаль начал свое философское творчество с поиска самоочевидного. Он считал, что сердце сразу чувствует то, что затем постепенно и достоверно доказывает разум. Значит то, что не нашло одобрения у сердца, будет опровергнуто, непринято и забыто. Сердце выступит в роли духовного фильтра для созидания и разрушения. В «Основах миропонимания Новой Эпохи» Александра Клизвского сказано, что мозг и сердце - это материя и дух человеческого развития. Один приобщает человека к материи, другой приобщает человека к духу и ведет к вершинам совершенствования. Один дает познание и овладение физическим миром, другой — познание и овладение мирами высшими. Оба необходимы. Все достаточно убедительно и подтверждается словами пастыря о. Иоанна Кронштадтского «Разум (или ум) – слуга сердца».
В общепринятом понятии, образование – это целенаправленный процесс воспитания и обучения индивидуума в его личных интересах, интересах общества, интересах государства. Другими словами учитель участвует в процессе развития умственных способностей и нравственных качеств ребенка. Учитель дает знания, формирует компетенции, направляет траектории для развития. Несмотря на то, что я молодой учитель, я причисляю себя к числу профессионалов, несущих ответственность за результат педагогической деятельности. Мы ответственны за тот холодный и жесткий рационализм, который может погубить любовь, доброту, не принимая сострадание и нежность. Научим грамотно считать, распределять ресурсы, но не покажем честность и открытость поступков, а в результате получим расчетливого и холодного монстра-мошенника. Научим понимать общественные науки, законы общества, но не скажем о чести и совести, получим лжесвидетеля, лжезащитника, предателя. Можем дать глубокие знания, позволяющие сделать множество открытий и не скажем о добре созидания и человеколюбия, получим инструменты для разрушения и убийства. Но не дать обществу возможности делать открытия и развиваться нельзя. И в отсутствии разума, и в условиях бессердечности запустится процесс самоуничтожения культурного и развитого общества. Педагог должен уравновесить позиции развития гармоничной личности для создания условий циклического развития цивилизации. Когда существует такая гармония, ум не диктует цели жизни, но только помогает реализовать эти цели, которые даны от сердца. Мои убеждения находят подтверждение в письмах Е. Рериха, оставленные нам, потомкам. «Как ум, не просветленный огнями сердца, так и сердце, не поддержанное умом, - явления уродливые. Во всем необходимо равновесие. Цель эволюции и есть достижение равновесия или гармонии всех способностей и чувств человека."
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы заочной экскурсии "Друзья!вам сердце оставляю!"
Материал о последних днях жизни великого поэта А.С.Пушкина может быть использован на уроках литературы в 9-10 классах, на внеклассных мероприятиях, в рамках тематических недель,посвященных Дням ...
Как развить свое внимание
Интересующие вас вещи вы запоминаете легко, а вещи, не интересующие вас, — с большим трудом. Это доказывает существование связи между памятью, мотивацией и вниманием....
Доклад: «Как развить внимание ребенка и подготовить его к занятиям художественным творчеством?
Внимательность,наблюдательность необходимое качество не только у художника...
"Здесь оставлено сердце моё...."
В этом году наступает 70-летие Победы в Великой Отечественной войне, наверное, нет ни одного человека в нашей стране, близких людей которого не коснулась бы война. Многое забывается с годами, уходят о...
"Мы оставляем здесь сердца"
Сценарий выпускного вечера для выпускников 9 и 11 классов....
Литературно-музыкальный вечер, посвященный жизни и творчеству С.А. Есенина "Тебе в залог я сердце оставляю…"
Литературно-музыкальный вечер, посвященный жизни и творчеству С.А. Есенина "Тебе в залог я сердце оставляю…"Цель: вызвать интерес к личности поэта, сформировать представление о поэтической индиви...
Литературно-музыкальная композиция «Друзья! Вам сердце оставляю…»
Внеклассное мероприятие «Друзья! Вам сердце оставляю…» посвящено ознакомлению с интересными страницами биографии лицеиста Александра Пушкина. Это рассказ о Царском Селе, о наставниках и первых др...