Литературно-музыкальная композиция «Друзья! Вам сердце оставляю…»
план-конспект занятия (9 класс) по теме

Банникова Елена Александровна

Внеклассное мероприятие «Друзья! Вам сердце оставляю…» посвящено ознакомлению с интересными страницами биографии лицеиста Александра Пушкина. Это рассказ о Царском Селе, о наставниках и первых друзьях поэта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл литературная композиция37.24 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Сценарий внеклассного мероприятия по литературе.

Литературно-музыкальная композиция

«Друзья! Вам сердце оставляю…»

Цель: формирование ценностных ориентиров учащихся на примере жизни воспитанников Царскосельского Лицея.

Задачи:

Образовательная:

  • обучать самостоятельному приобретению недостающих знаний из разных источников;
  • повышать мотивацию учащихся к учебному процессу;
  • способствовать приобретению коммуникативных умений.

Развивающая:

  • развивать системное мышление, речевую деятельность, творческие возможности воспитанников.

Воспитательная:

  • воспитывать культуру общения, творческую активность;
  • воспитывать свободную личность, способную осуществлять самостоятельный выбор форм и видов деятельности;
  • формировать чувство ответственности за выполнение  коллективного  дела.

Планируемые результаты:

  • Предметные: учащиеся приобретут элементарный опыт творческой деятельности, начальный уровень читательской компетентности.
  • Метапредметные: учащиеся получат возможность формирования читательских умений: отработки навыка внимательного чтения текста; получат возможность для развития мышления, памяти, внимания, связной речи, интереса и любви к чтению, расширения читательского кругозора.
  • Личностные: учащиеся приобретут навыки работы в группе.

Используемые технологии, методы и приемы:

  • мотивирующий прием создания проблемных ситуаций «яркое пятно» (технология деятельностного метода обучения);
  • работа в группах (активные методы обучения, организация учебного сотрудничества);
  • технология видео, презентаций (иллюстрация и поддержка учебного материала);
  • дискуссия (организация совместной деятельности учащихся).

Форма проведения: литературно-музыкальная композиция.

           Целевая аудитория: 5 – 9 класс

Используемая литература:

  • Авенариус В.П. Отроческие годы Пушкина. 
  • Дельвиг А. Прощальная песнь воспитанников Царскосельского лицея.
  • Илличевский А. Д. От живописца.
  • Маршак С.Я. Пушкин
  • Малиновский В. Ф. Памятная книга Лицея.
  • Пушкин А.С. Посвящение Е. П. Бакуниной.
  • Пушкин А.С. 19 ОКТЯБРЯ
  • Рубинштейн Л. В. В садах  лицея.
  • Северянин Игорь.  Есть имена, как солнце.
  • Слонимский А. Л. Юность Пушкина.
  • Тынянов Ю. Н. Пушкин.

Средства обучения: компьютер, проектор, экран. 

Музыкальное оформление: 

  • Русское барроко.
  • А.С. Грибоедов.
  • П.И. Чайковский.
  • С.В. Рахманинов.
  • Г.В.Свиридов.

Мероприятию  предшествовала предварительная работа.

Сценарий мероприятия.

1.Есть имена как солнце! Имена –

Как музыка! Как яблоня в расцвете!

Я говорю о Пушкине: поэте,

Действительном в любые времена.

2. Поэт не стал далекой тенью,

Святыней, отданной в музей,

Он шумно празднует рожденье

Среди  бесчисленных друзей.

3. Царское Село. 1811 год… Тишина бронзово – алых аллей. В начале октября выпал первый снег. Прямые улицы маленького города, необъятные парки, голубая, с золотом громада живописного Екатерининского дворца, светлый н строгий  Александровский дворец.

  В четырехэтажном здании, что соединяется с Екатерининским дворцом трехпролетной аркой, по-праздничному оживленно. Еще недавно здесь стучали топоры плотников, работали столяры, маляры, живописцы. Теперь же залы, классы, спальни убраны, расставлена мебель и полы натерты.

  Все четыре этажа здания живут новой жизнью. Скоро открытие Лицея!

4. В доме напротив в маленьком кабинете вечерами склоняется над письменным столом Василий Федорович Малиновский, первый директор Царскосельского лицея.

Малиновский:  (открыв свою «Памятную книгу Лицея», делает первую запись):

20 августа 1811 года.  (Размышляет вслух, пишет.)   Детям необходимо выбрать лучшие места из книг для упражнений в переводах и «отделить по предметам: например, к неустрашимости и твердости духа», надобно «раскрыть в детях мысленность» через изучение различных предметов.  Даже прогулка после учения и та должна стать примером того, «как отдых после труда приятен — как в праздности скука одна»; а «раскрывши мысленность, приучать к различию добра и зла, и чтоб не делали без рассуждения и не говорили и не мыслили», поскольку «всякая мысль открывается чрез перерождение в желание, а далее в дело»; лицемерию надо объявить войну и «ценить выше малое внутреннее добро против великого наружного — даже уничтожить сие», ибо «истинное есть внутреннее расположение — и для этого более свободы, мыслить позволяется».

Я возлагаю па своих будущих воспитанников большие надежды, верю в Лицей, в его назначение — лицейские питомцы должны были зажечься высокой идеей преобразования России.

1.  Здесь будет учиться великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. Сюда привезут  его ребенком, а выйдет Пушкин из лицейских стен гениальным поэтом. На всю жизнь сохранит он в своем сердце лучшие воспоминания о лицейских годах, о Царском Селе, о наставниках и первых друзьях.

2. В Царском Селе пройдет юность поэта, здесь будут  одержаны первые творческие победы, родятся «души прекрасные порывы»,  вспыхнет  «сердца  первая любовь»...

     3.  Вы собрались,

Мгновенно молодея,

Усталый дух

В минувшем обновить,

Поговорить на языке Лицея…

(Лицеисты вспоминают)

-Звонок будил нас рано, в шесть часов утра.

-Одевались в узких, к утру совсем прохладных комнатах, шли в зал на молитву.

-С семи до девяти были уроки.

-И лишь в девять звали пить чай с булками.

-А затем снова, после часовой прогулки, занятия до полудня.

-А помните, "театр уж полон; ложи блещут;

Партер и кресла – все кипит;

В райке нетерпеливо плещут,

     И, взвившись, занавес шумит.

     Блистательна, полувоздушна,

Смычку волшебному послушна,

Толпою нимф окружена,

Стоит Истомина; она

Одной ногой касаясь пола,

-Другою медленно кружит,

-То стан совьет, то разовьёт

-И быстрой ножкой ножку бьёт.

Исполнение классического танца.

- А помните,  как мы резвились! Пушкин умел прыгать через три стула, поставленных рядом.

-И фехтовал яростно, как на дуэли.

-Я мечтал, чтобы нас учили верховой езде.

 -Мы любили среду и субботу. В эти дни по вечерам были уроки танцев и фехтования.

-А в субботу ещё и баня. Вот где хохотали и плескались вволю.

  - В Большом зале 12 декабря 1811 года Малиновский устроил праздник. Он нашел повод порадовать детей, скрасить нашу строгую затворническую жизнь.

-В этот день директор угощал профессоров обеденным столом, а вечером был устроен детский бал, и весь дом Лицея, по сему случаю, был иллюминирован.

-Описание этого лицейского праздника было даже опубликовано в журнале "Северная почта".

Детский  бал.

Ведущие.

1. В свободное от классных занятий время лицеисты обязаны были говорить между собой на одном из иностранных языков. Но как было заставить их исполнять это и тогда, когда никого из начальства не было поблизости?

2. Надзиратель Пилецкий взялся испробовать предложенную одним из преподавателей меру. Одному из воспитанников вручался штрафной билет, который он должен был передать товарищу, изобличенному им в разговоре по-русски, этот, в свою очередь, тем же порядком должен был сбыть билет третьему, третий — четвертому и так далее. Последний, у кого под конец дня оказывался билет, в искупление общей вины подвергался определенному наказанию.

Сценка "Штрафной билет"

Пилецкий   (обращаясь к Пушкину): Ну-с, у кого штрафной билет?

Пушкин:     Вот он.

Пилецкий:  Это решительно загадка для меня! (разводит руками).  Ведь вы, Пушкин, болтаете по-французски чуть ли не лучше, чем на родном языке?

Гурьев (смеясь):  Да он, Мартын Степанович, никому и не передавал билета!

Пилецкий:   Что? Не передавал? Правда  это?

Пушкин:Правда

Пилецкий:  Это что значит? Или вы никого не успели уличить в русской речи?

Пушкин: Не то что не успел, но не считал нужным.

Пилецкий: Как? Повторите!

       Гурьев: Очень просто, забыл про билет, Мартын Степанович.

Пилецкий: У вас, Гурьев, я знаю, сердце премягкое. Пушкин же при всей своей строптивости имеет одно хорошее качество: он прямодушен, не умеет лукавить. Поэтому я уверен, он сам сейчас признается, точно ли забыл про билет или нарочно оставил его у себя.

Пушкин: Нарочно, сознаюсь!

Пилецкий: Вы, миленький мой, стало быть, нарочно не исполняете возложенной на вас начальством обязанности?

Пушкин: Если моя обязанность — быть Иудою, предателем товарищей, то я не в состоянии исполнять ее!

Пущин (с другого конца стола. Пилецкий круто оборачивается.): Браво, Пушкин!

Пилецкий (дежурному дядьке): Прокофьев! Этих двух молодцов ты сейчас же отведешь на сутки в карцер.

Дядька:  Слушаю-с, ваше высокоблагородие. А ужина нельзя им докушать-с?

Пилецкий: Сейчас, сказано тебе. Не слышал, что ли? Прокофьев ужо доставит вам ваш заслуженный десерт: хлебца краюху да ключевой водицы.

(Вдруг совсем неожиданно поднялся также один из самых скромных и послушных лицеистов, барон Дельвиг, и почтительно, как всегда, обратился к надзирателю с просьбой):

—  Я, Мартын Степанович, одного с ними мнения, так позвольте уж и мне идти с ними.

(Мартын Степанович поражен).

Пилецкий: Вы, милейший барон, при малых успехах в науках, отличались до сих пор примерным благонравием, и нет никакого сомнения, что теперь вы повинуетесь только внушению вашего доброго сердца...

Гурьев: «О дружба, это ты!» Ведь они, Мартын Степанович, оба — поэты, их и водой не разольешь.

(Пилецкий треплет шутника по пухлой щеке).

Пилецкий: Адъютантик мой! (с вызывающей усмешкой оглядывает весь стол). Может быть, между вами, господа, найдутся и другие поэты?

Гурьев: Да вот Кюхельбекер!

Кюхля: Да, и я поэт!

Пилецкий:  И желали бы тоже посидеть на хлебе и водице!

Гурьев:Униженно вас просит! Что, брат Вильгельм, влопался как кур во щи?

Илличевский: Экая дрянь этот Гурьев! Предлагаю, господа, не говорить с ним до будущей недели.

Пилецкий:  Это уж заговор какой-то! Вы, Илличевский, тоже отправитесь в карцер.

(Илличевский со сдержанной улыбкой отвесил поклон):

  • Как прикажете. Вот Корсаков тоже просится в компанию с нами.

Прокофьев: Вперед, марш! (Уводит лицеистов со сцены, Пушкин, выйдя вперед, читает.) 

Ведущий. Едва открылся Лицей – грянула гроза 1812 года. Наполеон вторгся в Россию. Через Царское Село беспрерывным потоком шли полки.

Звучит марш. Лицеисты собираются в газетном закутке, перебирают русские и иностранные журналы, газеты. Находят номер "Сыны Отечества".

1 лицеист: Статья Профессора Куницына! (читает):

"Пусть нивы наши порастут тернием, пусть села наши опустеют, пусть грады наши падут в развалинах: сохраним единую только свободу, и все бедствия прекратятся".

2 лицеист (пафосно рассказывает): Господа! Слышали ли вы о подвиге Раевских? Князь Багратион поручил генералу Раевскому задержать авангард французов. Раевский отбросил передовой отряд неприятеля на семь верст и  наткнулся на 5 дивизий маршала.

3. Недолго думая, Раевский со всем своим штабом и с двумя малолетними сыновьями – Александром и Николаем, стал во главе пехотного полка и бросился вперед с криком:

-За мной, ребята! Я и мои дети откроем вам путь! Мортье был отброшен!

Голоса лицеистов:

-Какое геройство!

-Вот это судьба!

-Отец и сын в одном бою!

Пушкин: Другие умирают, а мы тут сиди себе сложа руки! Не пустят по доброй воле, так вырвемся силой!

-Нужно испросить разрешение министра образовать особый легион добровольцев!

-В штыки, ребята!

-Защитим древнюю столицу русской земли!

Пушкин. Ах! Лучше умереть на поле брани, чем мучиться, терзаться так, как я…

"Я счастлив был!… нет, я вчера не был счастлив; поутру я мучился ожиданьем, с неописанным волненьем стоя под окошком, смотрел на снежную дорогу – её не видно было! Наконец я потерял надежду, вдруг нечаянно встречаюсь с нею на лестнице, - сладкая минута!… Как она мила была! Как черное платье пристало к Бакуниной! Но я не видел её восемнадцать часов – ах! Какое положенье, какая мука!… Но я был счастлив пять минут".

 Илличевский.  Послушай, не об одном ли "предмете" мы вздыхаем?  (Читает стихотворение "От живописца".)

Всечасно мысль тобой питая,

Хотелось мне в мечте

Тебя пастушкой, дорогая,

Представить на холсте.

С простым убором Галатеи

Тебе я прелесть дал:

Но что ж? Напрасные затеи –

Я сходства не поймал…

-Как ты думаешь, Француз, ей понравится?

Пушкин. Спросишь сам её сегодня.

Появляются гости небольшим группами по 2-3 человека.

1-я гостья (2-й, у фортепиано). Пушкин задумал удрать в Петербург погулять. Отправляется к гувернеру Трико, тот не пускает, заявив при этом, что будет следить за ним. Пушкин махнул рукой на это и, захватив Кюхельбекера, удирает в Петербург. За ними последовал и Трико. К заставе первым подъезжает Александр.

— Фамилия? — спрашивает заставный.

— Александр Однако! — отвечает Француз. Заставный записывает фамилию и пропускает едущего. За Пушкиным подкатывает Кюхельбекер.

— Фамилия? — спрашивает опять заставный.

—  Григорий Двако! — отвечает товарищ Пушкина, придумавшего эту остроумную комбинацию.

Заставный записывает и с сомнением качает головой. Подъезжает, наконец, гувернер.

—  Ваша фамилия? — окликает его сторож.

— Трико!

—  Ну,   врешь, — теряет терпение  заставный. — Здесь

что-то недоброе! Один за другим — Одна-ко, Два-ко, Три-ко! Шалишь, брат, ступай в караулку! Бедняга Трико просидел целые сутки под арестом при заставе, а Пушкин свободно покутил со своим товарищем.

( Во время рассказа подходят и другие Гости).

Бакунина. Господа, господа! Это, право, знают все. Давайте сыграем в шарады! Братец, за дверь пожалуйте. Возьмем «пуассон» — «рыба». Разложим на два слога — «пуа» (вес) и «сон» (звук). Броглио, будете изображать вес. В подушки его! Шест... Виноградная поза... Вылитый древнегреческий бог виноделия Дионис! Погасим свет. Яковлев, за диван! Играйте там что-то на одной струне. Это «звук»! Остальные — балет... Вы — рыбки. Под звуки фортепиано все вместе изобразите целое. Раз, два, три!

Репетируют.  Затем  приглашают   Бакунина    и    Пущина. Показывают шараду.

Бакунин. Я уже понял. Это «пуассон» — «рыба».

Пущин. А я с самого начала знал.

Пушкин. Забавы для маленьких...

Бакунина. Хорошо. Хватит игр. Давайте лучше танцевать!

Звучит вальс. Несколько пар танцуют.

Ведущие.

1.Последние лицейские балы, прогулки по царскосельским паркам, последние дни единения, последние дни…

2. И первые питомцы навсегда покинут стены Лицея. Через все жизненные радости и невзгоды они пронесут благодарную память о Лицее и о своих наставниках.

Звучит марш. На сцену выходят лицеисты. На фоне музыки читают строки из "Прощальной песни воспитанников Царскосельского Лицея" Дельвига.

  1. Шесть лет промчалось, как мечтанье,
  2. В объятьях сладкой тишины,
  3. И уж Отечества призванье

Гремит нам: шествуйте сыны!

4. Друг на друге остановите

Вы взор с прощальною слезой!

5. Храните, о друзья, храните

Ту ж дружбу с тою же душой,

6. То ж к славе сильное стремленье,

7. То ж правде – да, неправде – нет.

8. В несчастье – гордое терпенье,

Пушкин.  И в счастье – всем равно привет!

3.Прощайтесь, братья, руку в руку!

4. Обнимемся в последний раз!

Пушкин. Судьба на вечную разлуку,

Быть может, здесь сроднила нас!

Ведущий. А.С. Пушкин воспел своих друзей. Он остался верен им до конца. Их имена он произносил в дни радости; о них он вспоминал, уходя из жизни, оставляя великое сердце великому лицейскому братству.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная композиция "Память сердца"

Всё дальше и дальше уходит от нас в глубь прошлого Великая Отечественная война. Всё меньше её живых свидетелей и участников. Придёт время - и мы будем узнавать о событиях и людях военных лет только из...

Материалы заочной экскурсии "Друзья!вам сердце оставляю!"

Материал о последних днях жизни великого поэта А.С.Пушкина может быть использован на уроках литературы в 9-10 классах, на внеклассных мероприятиях,  в рамках тематических недель,посвященных Дням ...

Литературно-музыкальная композиция, посвящённая дню памяти А.С. Пушкина «Друзья мои, прекрасен наш союз!»

Литературно-музыкальная композиция«Друзья мои, прекрасен наш союз!»          Ребята класса провели литературно-музыкальную композицию, посвящен...

Сценарий литературно-музыкальной композиции "Винни-Пух и его друзья"

Данный сценарий может быть использован как основа для литературно-музыкальной композиции или как часть спектакля по книге А.Милна "Винни-Пух и все-все-все". Авторы сценария - преподаватели ГБОУ школы ...

Литературно-музыкальный вечер, посвященный жизни и творчеству С.А. Есенина "Тебе в залог я сердце оставляю…"

Литературно-музыкальный вечер, посвященный жизни и творчеству С.А. Есенина "Тебе в залог я сердце оставляю…"Цель: вызвать интерес к личности поэта, сформировать представление о поэтической индиви...

Методическая разработка «Сорок черный год» (литературно-музыкальная историческая композиция)

История России показывает, что двигателем общественных сил в тяжелые для государства времена становится патриотизм к Родине, своему народу, к лучшим национальным традициям, что воплощалось в стремлени...