основы истории развития физической культуры и спорта
статья на тему
основы истории развития физической культуры и спорта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
основы истории развития физической культуры и спорта | 16.51 КБ |
Предварительный просмотр:
основы истории развития физической культуры и спорта.
Многочисленные спортсмены и любители спорта все больше интересуются историей физической культуры. Они хотели бы ознакомиться с формами состязаний, системами физического воспитания, спортивными идеалами различных эпох, достижениями, которых добивалось человечество в разные периоды.
При рассмотрении исторического процесса выделяют целенаправленные и планомерные усилия, которые предпринимали люди различных эпох в области физической культуры. Сюда относятся физическое воспитание детей, военная подготовка, гигиенические и лечебные двигательные упражнения, игры и традиционные состязания. В то же время физическая культура, постоянно обогащающая арсенал своих средств элементами физических упражнений, заимствуемыми из процессов трудовой и военной деятельности, проявляется не только как опора воспитания и здравоохранения, она также удовлетворяет потребности общества, связанные с развитием эмоциональных представлений, снятием напряжения, развлечением и сохранением энергии. В конечном счете, синтез истории физической культуры отражает специфическую сферу преобразования природы человеком, формирования все более совершенного человеческого естества, сознания, регулирования социального общежития, а также развитие соответствующих традиций, институтов и организаций.
Развитие физической культуры в России
В 20-30-е гг. ситуация в спортивном движении стала особенно сложной и противоречивой.12 В большой степени она стала определяться политическими целями и интересами. Это послужило основанием для того, чтобы государство стало все больше и больше осуществлять патронат над спортом и даже превращать его институты в часть своего аппарата. Заметим, что для развития спорта это не всегда было плохо.
В СССР развитие физической культуры и спорта представляло одно из направлений "культурной революции". Государственные программы всеобщего физического воспитания, поддержки физкультурных и спортивных организаций, включение физкультурно-спортивных объектов в планы гражданского строительства в первые десятилетия советской власти позволили значительно поднять общий уровень физической культуры в стране и сделать спорт заметным явлением культурной жизни.
В сферу физической культуры и спорта были вовлечены различные группы населения: промышленные рабочие, учащиеся, женщины. Это физкультурно-спортивное движение было любительским в самом лучшем и, может быть, точном значении этого слова, ибо представляло собой недосужные и развлекательные занятия, а с увлечением и энтузиазмом выполняемую жизненную программу.
Оптимистическое мироощущение первых лет революции и пропагандируемый идеал свободного гармоничного человека нового общества спорт выражал так искренне и ярко, что и искусство открыло в нем свой новый материал и нового героя. Достаточно вспомнить хотя бы такие произведения, как "Раздолье" А. Дейнеки, "У старта" П. Кузнецова, скульптурную группу "Футболисты" И. Чайкова, чтобы представить светлую атмосферу тех лет. И казалось, что поддержка социалистического государства - самая надежная гарантия неуклонного, быстрого и успешного развития спортивного движения для достижения общественного идеала гармонично развитой личности. В это верили миллионы людей, возможно, и само государство, и для этой веры были объективные предпосылки. К сожалению, в реальной истории оправдались далеко не все эти романтические надежды.13
В промышленно развитых странах мира в 20-30-е годы отношение к спорту также существенно изменилось, в том числе и со стороны государственных учреждений, которые прежде едва различали его в поле своих интересов и задач. Спортивные успехи становились показателем национального престижа, и главную роль в этом принципиальном изменении статуса спорта сыграли получившие к этому времени невиданное развитие средства массовой информации. Они придали спорту ту популярность, которая поставила его героев в один ряд со звездами кино, что обернулось и материальным интересом и высокой социальной престижностью.
Но картина постепенно менялась. Огосударствление сферы физической культуры и спорта, приобретшее к 60-м гг. почти всеобщий характер, волей или неволей придавало ей другую направленность и функциональность, а именно - делало ее инструментом государства и государственной политики, которая, к сожалению, далеко не всегда соответствует действительным интересам народа и гуманистическим идеалам.
Так, жесткая классовая конфронтация 20-50-х гг. противопоставила "буржуазный" и "пролетарский" спорт, что в значительной мере ограничило возможности спорта как явления общечеловеческой культуры, а в нашей стране затормозило его развитие.
Ценности физического совершенства, пластической гармонии как важнейших составляющих индивидуальной свободы и высокого творческого потенциала личности в этих условиях все более уступали интересам политических выигрышей, чаще всего сиюминутных и весьма эфемерных, которые можно было получить, используя формы спорта и его организации. Спорт все чаще стал использоваться в качестве карты в политической игре. Причем, чем большую популярность он приобретал, тем большим авторитетом он пользовался в этой игре.
И еще одно важное следствие возникало из процесса огосударствления спорта - его бюрократизация.14 Управление как естественная и органичная деятельность спортивных обществ, союзов и движений, саморегулирующихся в интересах своих участников, постепенно превратилось в мощную "контору", управляющую спортом не столько в интересах его собственного развития, сколько в своих интересах, превратив спорт в питательную почву для таких интересов и, следовательно, начало эту почву иссушать и разрушать.
И все же 50-60-е гг. - это время взлета и расцвета спорта, почти всеобщей эйфории по поводу его достоинств и возможностей преобразовать человека и мир в целом в новые, более совершенные формы. Причины этой эйфории были вполне уважительными, и мир отдавался ей с известным удовольствием. Ведь это были годы относительно спокойного развития мира, только что вышедшего из сокрушительных коллизий революций и мировых войн. Это были годы укрепляющегося благосостояния довольно широких слоев населения, определенной уверенности в будущем, заметного увеличения досуга в бюджете времени средних социальных слоев и классов, а также годы быстрого развития индустрии развлечений и средств массовой информации, в первую очередь телевидения.
Особенно важно, что спорт в 60-е гг. создал как бы некое единое пространство культуры современного общества.
Возникла и стала быстро расширяться сеть международных соревнований самого различного уровня и ранга, среди которых, бесспорно, верховенствующую роль играли олимпийские игры.
Быстро рос престиж спортивной победы, поскольку атлеты и команды выступали как представители стран, наций, регионов, как выразители и защитники их "спортивной чести" (появилось и такое понятие). То же самое можно сказать о клубах и громадной массе их болельщиков и приверженцев. Репрезентативность стала важнейшей характеристикой спорта и существенным условием его развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа развития физической культуры и спорта, формирования ЗОЖ
для реализации в общеобразовательных школах...
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
Создание условий для реализации конституционного права граждан на занятие физической культурой и спортом;Вовлечение обучающихся в активные занятия массовой культурой и спортом для улучшения общего сос...
Доклад "Развитие физической культуры и спорта в условиях ФГОС"
Школа выполняет заказ, сформулированный в стандартах. Стандарты - социальная конвенциональная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством:- семья предъявляет требов...
Доклад "Развитие физической культуры и спорта в условиях ФГОС"
Школа выполняет заказ, сформулированный в стандартах. Стандарты - социальная конвенциональная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством:- семья предъявляет требов...
Программа развития Физической культуры и спорта в школе
«Не бойся, если не получится, бойся не попробовать» Детство и школьные годы – особый период в жизни человека, когда закладываются основы здорового образа жизни, организм настраивается на зд...
программа развития физической культуры и спорта "Школа: от физкультуры к спорту"
Программа включает в себя различные направления воспитательного воздействия, расчитана на обучающихся 1-11 классов и предусматривает проведение различных мероприятий:семинаров, уроков, конкурсов, викт...
Программа по развитию физической культуры и спорта "Со спортом дружить - здоровым быть"
Вовлечение детей к ведению ЗОЖ...