«Содержательно-методическое обеспечение занятий по развитию координационных способностей в единоборствах у воспитанников»
материал на тему
«Содержательно-методическое обеспечение занятий по развитию координационных способностей
в единоборствах у воспитанников»
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ДЕТСКО – ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА
г. Лысково
Районная экспериментальная площадка
«Содержательно-методическое обеспечение занятий по развитию координационных способностей
в единоборствах у воспитанников»
Разработчик: А.В. Медведев
2014г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….... 3
ГЛАВА I. ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ТЕМЕ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ…………..………………...…7
1.1. Упражнения, направленные на развитие координации борцов…...........…7
1.2. Игровые методы для воспитания координационных способностей…….10
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ……….....13
2.1. Организация исследования и характеристика исследуемых……………..13
2.2. Методы исследований………………………………………………………14
ГЛАВА III. РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИИ У БОРЦОВ…………………..15
3.1. Факторы, влияющие на развитие координации………………………...…15
3.2. Совершенствование координационных способностей у борцов…..…….16
3.3. Эффективность разработанной нами методики для развития координации борцов самбо……………………………………………...……………..……….18
ВЫВОДЫ………………...…………...…………………………………………24
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ………………...…..……………….26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….27
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе развития борьбы значительно увеличился объем двигательной деятельности, осуществляемой в вероятностных и неожиданно возникающих ситуациях, которая требует проявления находчивости, быстроты реакции, способности к концентрации и переключению внимания, пространственно-временной точности движений и их биомеханической рациональности связывают с понятием координационных способностей.
Наиболее успешно в соревновательной деятельности выступают спортсмены, обладающие высоким уровнем сенсорно-перцептивных возможностей, что проявляется в совершенствовании таких специализированных восприятий, как «чувство дистанции», «чувство ковра», «чувство соперника», «чувство равновесия», «чувство ритма» «чувство темпа» и т.д..
Есть все основания полагать, что методика подготовки юных борцов направленная, прежде всего на тщательную отработку определенных технических навыков и тактических умений, концентрированное развитие специальных физических способностей, вместе с тем не создает нужных условий для совершенствования психомоторных способностей, лежащих в основе формирования координационных способностей в специфической двигательной деятельности.
Процесс совершенствования координационных способностей у борцов органически связан с решением задач технико-тактической подготовки, с развитием скоростных и скоростно-силовых способностей, выносливости в условиях тренировочной и соревновательной деятельности.
Актуальность. В современной теории спортивной тренировки методика развития координационных способностей остается наименее разработанной. Отсутствует четкое понимание природы координационных способностей, разноречивы данные об их структуре и возрастных особенностях проявлений, не разработаны критерии оценки уровней развития координационных способностей, не выявлены особенности технологий развития данного физического качества применительно к борьбе.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс в борьбе самбо.
Предмет исследования: начальное развитие координационных способностей борьбе самбо детей 11 - 13 лет.
Цель исследования: разработка и реализация методики начального обучения развития координации, которая позволит повысить уровень развития координации у самбистов.
Гипотеза. Мы предположили, что внедрение в учебно-тренировочный процесс нашей методики, позволит повысить эффективность обучения техническим действиям.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературные источники и выявить средства и методы развития координации.
2. Выявление эффективных упражнений, которые позволят улучшить уровень развития координации.
3. Внедрение в тренировочный процесс, разработанной нами методики, направленной на начальное обучение эффективным упражнениям, позволяющих повысить уровень развития координации.
4. Подтвердить эффективность нашей методики.
Научная новизна состоит в том, что была разработана методика, которая может эффективно использоваться в учебно-тренировочном процессе, а также непосредственно в подготовке юных спортсменов к соревнованиям.
Практическая значимость нашего исследования заключается в том, что нами были выявлены эффективные упражнения и разработана методика для развития координационных способностей, с учетом возраста и уровня подготовленности занимающихся.
Литературные исследования по методике развития координации у самбистов 11-13 лет включают следующие вопросы:
1. Методы развития координационных способностей.
2. Роль координации в борьбе.
3. Развитие координации в разных возрастных группах.
4. Методы исследования.
5. Нормативы.
6. Ведущие параметры, фазы и элементы координации.
7. Упражнения, направленные на развитие координации.
8. Игровые методы для воспитания координационных способностей.
Исследование проводилось по нескольким этапам:
1 этап - сбор и анализ литературных источников, научных исследований по интересующей теме, этот этап длился с сентября по декабрь 2011г.
2 этап - разработка методики развития координации и утверждение экспериментальной программы, этот этап длился с января по август 2012 г.
3 этап - проведение педагогических экспериментов - с сентября 2012 по май 2013г.
Цель первого педагогического эксперимента - повышение уровня развития координации предложенной методикой и выявления времени необходимого для её развития.
Цель второго педагогического эксперимента - определить возможность совершенствования координационных способностей борцов.
Цель третьего педагогического эксперимента - выявить эффективность упражнений и эстафет разработанной методики для развития координации борцов.
4 этап - подведение итогов реализации экспериментальной программы с мая по декабрь 2013.
Ожидаемые результаты:
- Повышение уровня знаний тренеров - преподавателей в области методики тренировочного процесса и в особенности развития координационных способностей;
- разработка методики для развития координации;
- разработка теста для определения уровня развития координации;
- повышение уровня развития координации у борцов;
- повышение уровня спортивных результатов.
ГЛАВА I. ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ТЕМЕ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
1.1. Упражнения, направленные на развитие координации борцов
В тренировках борцов, как правило, не планируется отдельных занятий, развивающих координационные способности. Комплексы упражнений способствующих их совершенствованию, должны выполняться практически ежедневно и органически входить в программы тренировочных занятий, утреннюю зарядку.
Проведенным исследованием было установлено, что применение интенсивных физических нагрузок (активная и пассивная разминка), а также специальных упражнений, сопровождающихся изменением положения тела в пространстве, перед изучением новых технических приемов и комбинаций значительно снижает качество их усвоения. Также им было выявлено, что специальные упражнения для развития координации движений, в какой бы части занятия они не находились, способствуют повышению эффективности тренировочного процесса. Однако эффективность технической подготовки значительно возрастает при условии расположения специальных упражнений в заключительной части занятия, по сравнению с тем, когда эти упражнения располагаются в подготовительной части занятия.
Изучив литературные источники, мы выделили наиболее используемые упражнения для развития координации борцов:
1.Обучающийся ложится на спину головой к ногам партнера и поднимает вверх прямые ноги. Борцы захватывают щиколотки друг друга. Партнер, отталкиваясь ногами, делает прыжок-кувырок. Обучающийся, держась за щиколотки, следует в кульбите за ним и в свою очередь делает прыжок-кувырок. Необходимо делать прыжок повыше и вслед за этим наклонять голову вперед.
2.Кувырок назад через партнера. Борцы стоят спиной к спине, руки их, вытянутые вверх, во взаимном захвате. Партнер, наклоняясь так, чтобы лопатки его оказались чуть ниже лопаток обучающегося, тянет последнего руками себе на спину. Обучающийся поднимает ноги и переворачивается через партнера. Окончив переворот, партнер выпрямляется и тянет руки обучающегося вверх. Затем борцы, не распуская захвата, поворачиваются спиной к спине, после чего меняются ролями.
3.Танец вприсядку. Борцы лицом друг к другу, захватывают друг друга за руки и приседают. Одновременно подпрыгивая, оба выпрямляют попеременно одноименные ноги.
4.Подкидное сальто. Это упражнение должно изучаться раньше, чем фляг и сальто назад. Исполняется оно так. Партнер, обхватывая большой палец большим и указательным пальцами, кладет их тыльной стороной на колено. Обучающийся делает вперед два шага. Слегка подпрыгивая на одной ноге, он ставит стопу на руки партнера так, чтобы голень стояла вертикально, а руки накладывает на его плечи. Быстро выпрямляя опорную ногу, обучающийся в заключение машет руками вверх - назад, откидывает голову, группируясь, переворачивается в воздухе и приземляется на ноги. В момент окончания толчка партнер подталкивает ногу обучающегося вверх.
5.Упражнение заключается в том, что обучающийся подходит к партнеру, ставит стопу на его руки и, выпрямляя опорную ногу, соскакивает назад на мат. После неоднократного выполнения этого упражнения обучающийся в момент отрыва делает сальто, страхующий поворачивается спиной к партнеру и пропускает свободную руку плечом под плечо захваченной руки. Плечо страхующего является осью, вокруг которой обучающийся поворачивается, если он испугался и не попытался перевернуться раньше. В крайнем случае он возвращается в и. п. После двух-трех попыток обучающийся начинает более или менее уверенно прокручиваться в воздухе.
6.Сальто вперед. Для начала на ковре устанавливается какое-либо препятствие (гимнастический конь или веревочка, натянутая между стойками). За препятствием укладываются два-три поролоновых мата.
Первое задание - выполнить прыжок-кувырок через препятствие, т.е., оттолкнувшись после разбега двумя ногами, приземлиться на руки и сделать кувырок. Постепенно высота препятствия увеличивается, и борцы начинают прокручиваться, не касаясь руками мата. Борцам следует предложить после толчка захватывать голени руками, тогда они станут приземляться на ноги.
При отработке сальто и фляга очень важно преодолеть страх и неуверенность. Для этого следует выполнять несколько упражнений:
Упр.1. Падение назад. Обучающийся в основной стойке, голова его слегка откинута назад, туловище и ноги напряженны. Тренер стоит за ним на расстоянии 1 м (постепенно его увеличивают до 1,5 м), руки его соединены и обращены ладонями вверх (большой палец обхватывается большим и указательным). Обучающийся падает назад, тренер ловит его за шею и возвращает в и. п.
Упр.2. Прыжок вверх. Обучающийся в основной стойке, ноги его на ширине плеч. Приседая, он делает замах руками назад и прыгает как можно выше.
Упр.3 (соединяет первые два). Обучающийся в основной стойке, ноги его на ширине плеч. Тренер сзади - сбоку накладывает руку ему на шею. Обучающийся начинает опрокидываться назад и в это время делает замах руками; приседая, он прыгает вверх - назад.
Упр.4 - фляг со страховкой. Обучающийся в том же положении. Тренер сзади - сбоку на одном колене. Для страховки за обучающимся надо положить поролоновый мат. Обучающийся делает фляг. Тренер подталкивает его под ягодицы рукой. Надо прыгать выше и при этом предельно прогибаться.
7.Каскад с участием трех человек. Два борца стоят на расстоянии 1 м в затылок один другому, а третий лицом к стоящему впереди. Средний борец делает кувырок вперед под стоящего к нему лицом борца, последний прыгает через него (ноги врозь) и тут же делает кувырок под третьего борца, тот, в свою очередь, перепрыгивает через него (ноги врозь) и делает кувырок и т.д. Кувырок всегда делает стоящий в середине. Выполняя кувырок, следует группироваться. При выполнении каскада нельзя увеличивать дистанцию между борцами.
8.Вставание на ноги разгибом. Выполнить кувырок вперед с упором на руки, с самого начала ноги держать выпрямленными и в момент касания лопатками ковра посылать прямые ноги вверх как бы для того, чтобы сделать стойку на руках. Однако первоначальное вращение туловища вперед предопределяет дальнейший поворот. При этом ноги двигаются по дуге вперед, туловище прогибается, в последний момент руки, разгибаясь, помогают встать на ноги.
1.2. Игровые методы для воспитания координационных способностей
Потребность применения специализированных подвижных игр вызвана тем, что, как правило, тренеры владеют методикой обучения приемам, а элементарным техническим и тактическим действиям, т.е. различным подготовкам, обманным действиям, не могут обучать, используя строго регламентированный метод. Понимая это, тренеры используют соревновательный метод, включая его в тренировку схватки.
Большинство авторов предлагают свои игровые методы, для воспитания координационных навыков у младшего возраста занимающихся.
1.Бой петушков. Борцы, согнув ногу в колене и скрестив руки на груди, сталкиваются с целью заставить друг друга потерять равновесие.
2.Бой уток. Согнув одну ногу в колене и удерживая ее разноименной рукой за спиной, борцы сталкиваются, чтобы заставить друг друга потерять равновесие и отпустить ногу.
3.Переталкивание. Упершись грудью в грудь (голова сбоку, руки за спиной), борцы стараются оттеснить друг друга из заранее намеченного круга.
4.Перетягивание с вожжами. Соединив три пояса от кимоно в одну петлю и продев их через шею под плечи (как при игре в лошадки), борцы стараются перетянуть друг друга за заранее намеченную границу.
5.Перетягивание с вожжами в партере. То же самое, что и в стойке, но при этом борцы упираются в ковер руками и ступнями.
6.Борьба за отрезок каната. Борцы пытаются отнять друг у друга отрезок каната длиной 40 см.
7.Борьба за набивной мяч. Борцы в партере лицом друг к другу. Обхватив мяч руками, они пытаются завладеть им.
8.Осаливание. Борцы стоят лицом друг к другу. Задача каждого из них - наступить на стопу партнера и в то же время не дать наступить на свою.
9.Борьба на одной ноге. Один из борцов дает захватить свою ногу и просовывает ее между ног партнера, захватывая при этом его плечо и запястье. Задача партнера - перевести первого борца в партер любым разрешенным способом, а тот должен устоять на одной ноге, при возможности освободить захваченную ногу или контратаковать. Время выполнения - 20-30 с.
10.Борьба за захват ноги. Задача обучающегося - в течение определенного времени захватить ногу партнера, применив любое разрешенное ТТД. Задача партнера - перевести обучающегося в партер любым разрешенным контрприемом. При этом партнеру запрещается применять защиты (выход из зоны атаки, блокировку, сковывающие захваты).
11.Выход наверх в партере. Партнер сверху удерживает обучающегося в партере за туловище. Обучающийся осуществляет выход наверх в правую сторону, затем то же делает партнер в обе стороны. И так несколько раз. Обучающийся при выходе партнера наверх, прокручивая руку на себя, накрывает его ногой. Затем тоже самое делает партнер. Упражнение выполняется в обе стороны.
Выполняется упр.2, но при накрывании обучающийся захватывает встречно бедро партнера спереди - изнутри и переворачивает его через голову.
12. Отрыв от ковра. Из взаимного окрестного захвата борцы по сигналу пытаются оторвать друг друга от ковра.
Выводы:
1. Потребность применения специализированных подвижных игр вызвана тем, что, как правило, тренеры владеют методикой обучения приемам, а элементарным техническим и тактическим действиям, т.е. различным подготовкам, обманным действиям, не могут обучать, используя строго регламентированный метод. Понимая это, тренеры используют соревновательный метод, включая его в тренировку схватки.
2. Использование специализированных подвижных игр в учебно-тренировочном процессе дает положительный эффект как в отношении непосредственного влияния на специальную физическую и тактико-техническую подготовленность занимающихся, так и в отношении отдаленных последствий: в течение ближайших месяцев сохраняются высокие темпы прироста основных показателей соревновательной деятельности.
3. Игровая методика оказывается достаточно эффективным средством повышения качества тактического мышления и активизации стиля ведения схватки, причем это достигается, прежде всего, за счет индивидуализации и вариативности действий.
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
2.1 Организация исследования и характеристика исследуемых
Практическое исследование проводилось в здании МБОУ ДОД «ДЮСШ г. Лысково» и на стадионе «Торпедо».
Исследование проводилось по нескольким этапам:
1 этап - сбор и анализ литературных источников, научных исследований по интересующей теме, этот этап длился с сентября по декабрь 2011г.
2 этап - разработка методики развития координации и утверждение экспериментальной программы, этот этап длился с января по август 2012 г.
3 этап - проведение педагогических экспериментов - с сентября 2012 по май 2013г.
Первый педагогический эксперимент был направлен на повышение уровня развития координации предложенной методикой и выявления времени необходимого для её развития. В эксперименте приняли участие 14 самбистов в возрасте от 13 до 17 лет и разных звеньев и разрядов, с разным стажем занятий борьбой.
Второй педагогический эксперимент был направлен на совершенствование координационных способностей у борцов самбо, в эксперименте приняли участие две группы по 9 человек, это контрольная и экспериментальная группы, ребята в возрасте от 11 до 13 лет второго года обучения.
Третий педагогический эксперимент проводился с целью, выявить эффективность упражнений и эстафет применяемых для развития координации. В нем приняли участие две группы по 9 человек, ребята, так же в возрасте от 11 до 13 лет.
4 этап - подведение итогов реализации экспериментальной программы с мая по декабрь 2013.
2.2. Методы исследований
1. Анализ литературных источников - этот метод был использован для изучения интересующих нас вопросов о развитии координационных способностей.
2. Педагогическое исследование - это планомерный процесс и анализ - оценка, в результате которого мы пришли к выводу, что развить координацию можно с помощью специальных упражнений. Для каждого вида координации существует свои специальные упражнения. Существуют отдельные специальные упражнения, которые направлены не на развитие одного вида координации, а на несколько сразу.
3. Педагогический эксперимент - это запланированное вмешательство исследователя в процесс изучаемого явления. Нами было проведено три педагогических эксперимента.
4. Контрольные упражнения - использовались с целью определения эффективности предложенных нами методик, направленных на повышение уровня развития координационных способностей в борьбе самбо.
5. Статистическая обработка результатов - в ходе исследования проводились вычисления достоверности, разности средних значений по t - критерию Стьюдента.
ГЛАВА III. РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИИ У БОРЦОВ
3.1. Факторы, влияющие на развитие координации
В первом педагогическом эксперименте мы поставили цели определить возможность совершенствования координационных способностей борцов самбо, сколько времени необходимо для развития координации, с каким темпом она развивается? И вообще можно ли развить координацию с помощью специальных упражнений? В исследовании приняло участие 14 самбистов в возрасте от 13 до 17 лет и разных звеньев и разрядов, с разным стажем занятий борьбой.
Исследование заключается в том, что каждый из участников старается 10 раз попасть в корзину, диаметром 35 см, с расстояния 8 метров теннисным мячом. Исследование длилось в течение шести недель с конца сентября по начало ноября. В начале теста количество попаданий было не многочисленным у каждого спортсмена. Для того, что бы увеличить это количество, каждый спортсмен, с каждым броском мяча должен был почувствовать мяч, почувствовать момент броска, траекторию полета мяча.
В конце исследования выяснилось, что каждый спортсмен, независимо от возраста и звания развил координационные способности почти с одинаковой прогрессией и за шесть недель достиг почти сто процентного попадания, а точнее 96% из 100%.
Выводы:
- Развить координацию можно с помощью специальных упражнений. Для каждого вида координации существуют свои специальные упражнения. Есть специальные упражнения, которые направлены не на развитие одного вида координации, а на несколько сразу.
- Количество времени потраченного на развитие координационных способностей может быть разным. В нашем случае на это ушло шесть недель.
- В конце исследования выяснилось, что каждый спортсмен, независимо от возраста и звания развил координационные способности почти с одинаковой прогрессией и за шесть недель достиг почти сто процентного попадания, а точнее 96% из 100%.
3.2. Совершенствование координационных способностей у борцов
Координация - одно из важнейших физических качеств борца. Наличие хорошей координации является необходимым условием для успешного овладения и совершенствования техники и тактики борьбы, а так же повышение уровня спортивного мастерства в целом.
С целью развития координации у борцов самбо был проведен второй эксперимент, в котором были использованы упражнения и эстафеты, направленные на развитие координации.
Задача эксперимента заключалась в применении упражнений и эстафет и выявлении их эффективности. Упражнения на развитие координации требуют повышенного внимания и точности движений. Поэтому их целесообразно включать в первую половину занятий, когда спортсмен еще достаточно внимателен и собран. Не следует применять их в большом количестве и длительными сериями: они быстро утомляют нервную систему и, следовательно, перестают оказывать тренирующее воздействие.
В эксперименте приняли участие две группы по девять человек, это контрольная и экспериментальная, ребята в возрасте от 11 до 13 лет второго года обучения. Эксперимент проводился в течение двенадцати недель с начала января по конец марта 2013 года.
Упражнения:
- Забегание на борцовском мосту, в одну сторону за 10 с и в другую за 10 с.
- Отбрасывание ног из упора присев за 15 с.
- Кувырок вперед, поворот на 180°, то же в другую сторону за 15 с.
- Проходы в две ноги и отрыв от ковра за 20 с.
- Прыжки с колен на ноги за 15 с.
Эстафеты:
- Кувырки вперед до конца ковра и обратно бегом.
- Кувырки спиной вперед и обратно бегом.
- Кувырок вперед - отброс ног, обратно бегом.
- Бег на коленях и обратно бегом.
- Передвижение, в упоре лежа сзади согнув ноги вперед руками, обратно ногами вперед.
Контрольные тесты:
- Три кувырка вперед на время.
- Вставание из борцовской стойки на борцовский мост пять раз на время.
- Положение Ласточка (время до потери равновесия, стоя с закрытыми глазами).
- Отбрасывание ног из положения упор присев.
- Челночный бег 3х7 м.
Таблица 1. Достоверность данных во втором педагогическом эксперименте.
Название упражнений | Группа | До эксперимента | После 2-х месяцев эксперимента | Разница в результатах |
1. Три кувырка вперед на время | К | 3,69 ± 0,74 | 2,98 ± 0,41 | 2,22 |
Э | 3,11 ± 0,16 | 2,72 ± 0,3 | 3,25 | |
2. Вставание из борцовской стойки на борцовский мост пять раз на время | К | 12,28 ± 1,23 | 10,51 ± 0,64 | 2, 19 |
Э | 11,36 ± 0,76 | 10,11 ± 0,82 | 2,66 | |
3. Положение Ласточка, продержаться 2 минуты с закрытыми глазами. | К | 1,29 ± 0,61 | 1,91 ± 0,22 | 2,58 |
Э | 1,5 ± 0,36 | 1,89 ± 0,27 | 2,29 | |
4. Отбрасывание ног из упора присев | К | 4,38 ± 0,36 | 4,04 ± 0,12 | 2,26 |
Э | 4,18 ± 0, 19 | 3,89 ± 0,13 | 3,2 | |
5. Челночный бег 3х7 | К | 7,57 ± 0,22 | 7,32 ± 0,6 | 2,7 |
Э | 7,34 ± 0,14 | 7,16 ± 0,1 | 3 |
Упражнения и эстафеты спортсмены должны были выполнять с максимальной скоростью. До и после эксперимента были сняты контрольно-нормативные показания - время, за которое спортсмены выполняли тестовые задания, затем сравнили результаты экспериментальной и контрольной групп.
Проведя второй педагогический эксперимент, мы пришли к следующим выводам:
1. Результаты контрольной и экспериментальной групп оказались достоверными. Об эффективности внедренных нами упражнений и эстафет позволяет судить обработка полученных данных по критерию Стьюдента, который в экспериментальной группе оказался больше чем в контрольной, за исключением одного упражнения - положения Ласточка.
2. Время выполнения контрольных тестов после эксперимента гораздо лучше в экспериментальной группе, чем в контрольной.
3. Используя данную методику, мы добились хоть и не значительного, но все же прироста в показателях, которые отражают эффективность выполнения выбранных нами упражнений.
3.3. Эффективность разработанной нами методики для развития координации борцов самбо
Нами был проведен третий эксперимент. Все упражнения и эстафеты остались те же, лишь в контрольных тестах упражнение "Ласточка" была заменена на тестовое упражнение - "имитация броска через плечо с колен". Эксперимент проводился в течении двенадцати недель с начала апреля по конец мая 2013 года.
В нашем эксперименте были использованы выбранные нами упражнения и контрольные тесты. В каждом занятии отрабатывали по несколько упражнений в определенной последовательности изучения предложенной ниже, общее время выполнения которых составляло около 20 минут.
Упражнения:
1.Обучающийся ложится на спину головой к ногам партнера и поднимает вверх прямые ноги. Борцы захватывают щиколотки друг друга. Партнер, отталкиваясь ногами, делает прыжок-кувырок. Обучающийся, держась за щиколотки, следует в кульбите за ним и в свою очередь делает прыжок-кувырок. Необходимо делать прыжок повыше и вслед за этим наклонять голову вперед.
2.Кувырок назад через партнера. Борцы стоят спиной к спине, руки их, вытянутые вверх, во взаимном захвате. Партнер, наклоняясь так, чтобы лопатки его оказались чуть ниже лопаток обучающегося, тянет последнего руками себе на спину. Обучающийся поднимает ноги и переворачивается через партнера. Окончив переворот, партнер выпрямляется и тянет руки обучающегося вверх. Затем борцы, не распуская захвата, поворачиваются спиной к спине, после чего меняются ролями.
3.Танец вприсядку. Борцы лицом друг к другу, захватывают друг друга за руки и приседают. Одновременно подпрыгивая, оба выпрямляют попеременно одноименные ноги.
4. Падение назад. Обучающийся в основной стойке, голова его слегка откинута назад, туловище и ноги напряженны. Тренер стоит за ним на расстоянии 1 м (постепенно его увеличивают до 1,5 м), руки его соединены и обращены ладонями вверх (большой палец обхватывается большим и указательным). Обучающийся падает назад, тренер ловит его за шею и возвращает в и. п.
5. Прыжок вверх. Обучающийся в основной стойке, ноги его на ширине плеч. Приседая, он делает замах руками назад и прыгает как можно выше.
6.Упражнение соединяет падение назад и прыжок вверх. Обучающийся в основной стойке, ноги его на ширине плеч. Тренер сзади - сбоку накладывает руку ему на шею. Обучающийся начинает опрокидываться назад и в это время делает замах руками; приседая, он прыгает вверх - назад.
7. Фляг со страховкой. Обучающийся в том же положении. Тренер сзади - сбоку на одном колене. Для страховки за обучающимся надо положить поролоновый мат. Обучающийся делает фляг. Тренер подталкивает его под ягодицы рукой. Надо прыгать выше и при этом предельно прогибаться.
8. Каскад с участием трех человек. Два борца стоят на расстоянии 1 м в затылок один другому, а третий лицом к стоящему впереди. Средний борец делает кувырок вперед под стоящего к нему лицом борца, последний прыгает через него (ноги врозь) и тут же делает кувырок под третьего борца, тот, в свою очередь, перепрыгивает через него (ноги врозь) и делает кувырок и т.д. Кувырок всегда делает стоящий в середине. Выполняя кувырок, следует группироваться. При выполнении каскада нельзя увеличивать дистанцию между борцами.
9. Вставание на ноги разгибом. Выполнить кувырок вперед с упором на руки, с самого начала ноги держать выпрямленными и в момент касания лопатками ковра посылать прямые ноги вверх как бы для того, чтобы сделать стойку на руках. Однако первоначальное вращение туловища вперед предопределяет дальнейший поворот. При этом ноги двигаются по дуге вперед, туловище прогибается, в последний момент руки, разгибаясь, помогают встать на ноги.
10. Подкидное сальто. Партнер, обхватывая большой палец большим и указательным пальцами, кладет их тыльной стороной на колено. Обучающийся делает вперед два шага. Слегка подпрыгивая на одной ноге, он ставит стопу на руки партнера так, чтобы голень стояла вертикально, а руки накладывает на его плечи. Быстро выпрямляя опорную ногу, обучающийся в заключение машет руками вверх - назад, откидывает голову, группируясь, переворачивается в воздухе и приземляется на ноги. В момент окончания толчка партнер подталкивает ногу обучающегося вверх.
11. Упражнение заключается в том, что обучающийся подходит к партнеру, ставит стопу на его руки и, выпрямляя опорную ногу, соскакивает назад на мат. После неоднократного выполнения этого упражнения обучающийся в момент отрыва делает сальто, страхующий поворачивается спиной к партнеру и пропускает свободную руку плечом под плечо захваченной руки. Плечо страхующего является осью, вокруг которой обучающийся поворачивается, если он испугался и не попытался перевернуться раньше. В крайнем случае он возвращается в и. п. После двух-трех попыток обучающийся начинает более или менее уверенно прокручиваться в воздухе.
12. Сальто вперед. Для начала на ковре устанавливается какое-либо препятствие (гимнастический конь или веревочка, натянутая между стойками). За препятствием укладываются два-три поролоновых мата.
Первое задание - выполнить прыжок-кувырок через препятствие, т.е., оттолкнувшись после разбега двумя ногами, приземлиться на руки и сделать кувырок. Постепенно высота препятствия увеличивается, и борцы начинают прокручиваться, не касаясь руками мата. Борцам следует предложить после толчка захватывать голени руками, тогда они станут приземляться на ноги.
13. Забегание на мосту, в одну сторону за 10 с и в другую за 10 с.
14. Отбрасывание ног из упора присев за 15 с.
15. Кувырок вперед-назад за 15 с.
16. Проходы в две ноги и отрыв от ковра за 20 с.
17. Прыжки с колен на ноги за 15 с.
Эстафеты:
- Кувырки вперед до конца ковра и обратно бегом.
- Кувырки спиной вперед и обратно бегом.
- Кувырок вперед - отброс ног, обратно бегом.
- Бег на коленях и обратно бегом.
- Передвижение в упоре лежа сзади ногами вперед, обратно спиной вперед.
Контрольные тесты:
- Три кувырка вперед на время.
- Вставание из борцовской стойки на борцовский мост пять раз на время.
- Имитация броска через плечо с колен.
- Отбрасывание ног из положения упор присев.
- Челночный бег 3х7 м.
Таблица 2. Достоверность данных в третьем педагогическом эксперименте.
Название упражнений | Группа | До эксперимента | После 6 недель эксперимента | Разница в результатах |
1. Три кувырка вперед на время | К | 3,42± 0,3 | 3,37± 0,28 | 0,35 |
Э | 3,66± 0,38 | 3,31± 0,32 | 2,06 | |
2. Вставание из борцовской стойки на борцовский мост пять раз на время | К | 12,09± 1,2 | 11,66± 1,13 | 0,62 |
Э | 12,3± 1,1 | 11,66± 1,17 | 1,15 | |
3. Имитация броска через плечо с колен. | К | |||
Э | ||||
4. Отбрасывание ног из упора присев | К | 4,16± 0,74 | 4,03 ± 0,62 | 0,36 |
Э | 4,04 ± 0,51 | 3,68± 0,36 | 1,5 | |
5. Челночный бег 3х7 | К | 7,34± 0,2 | 7,19 ± 0,11 | 1,87 |
Э | 7,52± 0,3 | 7,14±0.19 | 2,92 |
После проведения эксперимента были сняты контрольно-нормативные показания - время, за которое спортсмены выполняли тестовые задания, затем сравнили результаты экспериментальной и контрольной групп (Табл.2.).
Таким образом, подведя итоги третьего педагогического эксперимента, получилось:
1. В контрольной группе все результаты не достоверны, а в экспериментальной группе достоверны лишь два показателя (передвижение руками вперед в положении на мосту и челночный бег).
2. Результаты контрольного теста до эксперимента в контрольной группе были выше, чем в экспериментальной. После эксперимента, результаты экспериментальной группы были гораздо лучше, чем в контрольной, хотя набор в группы детей был произвольным.
3. Результаты, полученные в ходе третьего педагогического эксперимента намного лучше, чем во втором педагогическом эксперименте, что говорит о том что разработанная нами методика положительно влияет на результативность.
4. Выбранные нами упражнения подходят и очень эффективно влияют на развитие координационных способностей, и эти упражнения должны применяться борцами на каждой тренировке, в подготовительной части во время тренировки и в заключительной для закрепления навыков.
В дальнейшем было выявлено, что борцы самбо, тренирующиеся по разработанной нами методике, в соревнованиях показали более высокие результаты по сравнению с теми, кто тренировался по старой методике.
ВЫВОДЫ
1. Теоретически обоснована необходимость внедрения новых методик и выявлена их эффективность на практике. Доказана эффективность разработанных методов.
2. Установлено, что управление двигательным аппаратом нашего тела действительно многосложная задача, даже в наиболее упрощённом подражании. Борьба относится к сложно-координационным видам, поэтому успешность подготовки спортсменов в значительной степени зависит от состояния и совершенствования сенсорных систем организма.
3. В целом возрастное развитие координационных способностей у мальчиков, хотя и с замедлением прироста, наблюдается до 17 лет, у девочек - в основном до 13-14 лет. На проявление координационных способностей большое влияние оказывает степень силового напряжения. Чем большую силу надо применить ученику, тем труднее сохранить точность движений. Недостаточная гибкость или низкий уровень развития выносливости также снижают координационные способности в конкретных двигательных ситуациях.
4. Каким бы богатым ни был фонд приобретенных двигательных умений и навыков, в интересах неуклонного совершенствования координационных способностей необходимо регулярно обновлять его. Иначе возникает своего рода координационный барьер (особенно при постоянном закреплении относительно узкого круга приобретенных навыков).
5. Выявлено, что развить координационные способности борцов можно с помощью специальных упражнений. Для развития каждого вида координации существуют конкретные упражнения. Однако ряд специальных упражнений, которые одновременно направлены на развитие нескольких видов координационных способностей, при этом количество времени потраченного на совершенствование каждой из сторон координации может быть различным.
6. Установлено, что внедренные в учебно-тренировочный процесс предложенные нами упражнения, повышают эффективность подготовки борцов, о чем свидетельствуют показатели контрольных упражнений, которые у спортсменов экспериментальной группы оказались лучше, чем у спортсменов контрольной, за исключением одного упражнения - положения Ласточка. Было выявлено, что борцы самбо, тренирующиеся по разработанной нами методике, в соревнованиях показали более высокие результаты по сравнению с теми, кто тренировался по старой методике.
7. Полученные результаты разработанной методики дают возможность повысить также уровень развития сразу нескольких видов координации у борцов. За короткий срок у борцов экспериментальной группы значительно вырос уровень координационных способностей, в отличие от контрольной группы. У борцов в контрольной группе результаты оказались недостоверными, в отличие от экспериментальной.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Для качественного улучшения учебно-тренировочного процесса и воспитания борцов высокого класса тренерам необходимо придерживаться следующих рекомендаций:
1.Необходимо с возраста 11 - 12 лет использовать следующие упражнения, направленные на развитие координационных способностей:
- Забегание на мосту, в одну сторону за 10 с и в другую за 10 с.
- Отбрасывание ног из упора присев за 15 с.
- Кувырок вперед-назад за 15 с.
- Проходы в две ноги и отрыв от ковра за 20 с.
- Прыжки с колен на ноги за 15 с.
2.Формированию двигательных навыков и обучению техническим действиям должна предшествовать работа, направленная на развитие тех физических качеств, которые проявляются при их выполнении.
3.Для оперативного контроля за уровнем развития физических качеств и уровнем технической подготовленности необходимо два раза в год проводить у детей контрольные испытания и своевременно вносить коррективы в учебно-тренировочный процесс.
4.При выборе средств и методов, используемых в тренировочном процессе детей 11 - 12 лет нужно учитывать индивидуальные особенности занимающихся и правильно дозировать нагрузку.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. - М.: ФиС, 1986.
2. Яковлев Н.Н., Коробков А.В., Янанис С.В. Физиологические и биохимические основы теории и методики спортивной тренировки. - М.: ФиС, 1960.
3. Алиханов И.И. Биомеханические аспекты спортивной борьбы // Спортивная борьба: Ежегодник. М.: Физкультура и спорт, 1984. С. 20-22.
4. Афтимичук, О. Формирование ритма дидактического общения у студентов институтов физической культуры: Дис. ... канд. пед. наук. Кишинев, 1998. 300 с.
5. Ашмарин, Б. А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании / Б. А. Ашмарин. М.: Физкультура и спорт, 1978. 223 с.
6. Бакаринов Ю.М. Особенности ориентации во времени в условиях воздействия вестибулярных нагрузок: Автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ю.М. Бакаринов. Калинин, 1971. 17 с.
7. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека / В.К. Бальсевич. М.: Теория и практика физической культуры, 2000. 275 с.
8. Бальсевич, В.К. Эволюционная биомеханика: теория и практические приложения / В. К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. 1996. № П.С. 15-19.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на основе программы «Музей в твоем классе»
Я преподаю технологию и изобразительное искусство в начальной школе. Веду кружок «Музей в твоём классе» для учащихся первых клас...
Комплексное методическое обеспечение как средство развития познавательной активности.
Занятие в школе педагогического мастерства позволит педагогу обобщить свой опыт работы....
Тема по самообразованию "Внедрение в учебный процесс систем информационного обеспечения занятий"
Использование информационных коммуникативных технологий на уроках является средством развития познавательной компетентности школьников. В условиях модернизации школьного образования появляются н...
Стандарт как средство обеспечения, стабилизации и развития качества дополнительного образования детей.
Тема стандартов в дополнительном образовании имеет два противоположных направления обсуждения. Одни утверждают необходимость разработки стандартов как средства упорядочения...
Статья "Мотивация учебной деятельности обучающихся с ОВЗ на уроках истории и обеспечение условий её развития"
Доклад на педагогическом совете, в котором я делюсь опытом работы по мотивации учебной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках истории....
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по внедрению интерактивной формы проведения занятий, методическое обеспечение занятий в интерактивных формах
Интерактивные формы обучения используются преподавателем в объеме не меньшем, чем предусмотрено учебным планом, а также в соответствии с программой учебной дисциплины. Преподаватель может и...
Комплексное учебно-методическое обеспечение занятия "Классификация продуктов питания"
Уважаемые коллеги! Данное занятие является проектным. Представленный материал содержит как подробные рекоммендации так и свободное пространство для Ваших творческих решений. Желаю всем успешного сотру...