План работы музея школы
материал на тему
Предварительный просмотр:
Утверждаю:
Директор
МОБУ СОШ д.Тереклы
_______А.В. Багаутдинова
Приказ № 98
от 31. 08. 2015 г.
План работы
школьного музея
МОБУ СОШ д.Тереклы
на 2015 / 2016 учебный год
Пояснительная записка
Школьный музей - одна из форм дополнительного образования в условиях общеобразовательного учреждения, который расширяет сферу образовательного пространства, способствующего саморазвитию и самореализации учеников и учителей в процессе совместной деятельности, которая ведет к развитию сотворчества, активности, самостоятельности учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды историко-краеведческих материалов, имеющих воспитательную и научно-познавательную ценность.
Школьный музей призван способствовать формированию гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учебно-практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного образования.
Школьный музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы, поэтому важно эффективное использование этого потенциала для воспитания учащихся в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности.
Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиции, проведении экскурсий, конференций и других внеклассных мероприятий, способствует заполнению их досуга. Кроме того, обучающиеся постигают азы исследовательской деятельности: они учатся выбирать и формулировать темы исследования, производить историографический анализ темы, заниматься поиском и сбором источников. В итоге у детей формируется аналитический подход к решению многих жизненных проблем, умение ориентироваться в потоке информации, отличать достоверное от фальсификации, объективное от субъективного, находить взаимосвязи между частным и общим, между целым и частью и т.п.
В музей МОУ СОШ д. Тереклы выполняет следующие функции:
-научно-документальная (в основе всех экспозиций лежат подлинные предметы);
-исследовательская (музей способствует развитию исследовательских навыков учащихся. Для написания сочинений, докладов, рефератов, сообщений по учебным предметам используются материалы музея);
-образовательно-воспитательная. Музей пополняет знания учащихся, прививает навыки исторического мышления. Музей – это место, где ученик воспринимает накопленный исторический опыт, т.е. получает эмоциональный импульс в причастности к прошлому страны, города, школы, усваивает этические ценности.
Основные направления деятельности музея:
1. История школы
2. Страницы военной истории нашей Родины
3. Судьба семьи в судьбе страны
4. Моя малая Родина
Цель работы школьного музея: формирование общей культуры личности на основе воспитания гражданственности и любви к Родине, бережного отношения к традициям школы, города, края, отечества.
Задачи музея истории школы:
- развивать патриотизм у подрастающего поколения;
-воспитывать уважительное, бережное отношение к обычаям и традициям школы, ее прошлому и настоящему;
- углублять знания учащихся в области истории своей малой родины;
- расширяя кругозор, формировать познавательные интересы и способности;
-способствовать развитию социальной ответственности учащихся;
-осваивать практические навыки поисковой, исследовательской работы.
Поставленные цели и задачи работы школьного музея могут быть реализованы в следующей форме:
1. Массовая экскурсионная работа;
2. Сотрудничество со СМИ;
3. Включение школьного музея в образовательный и воспитательный процесс МОУ СОШ д. Тереклы;
4. Участие в научно – исследовательских и краеведческих конференциях различного уровня;
5. Учебно – исследовательская деятельность;
6. Проведение уроков на базе музея тематических экскурсий и внеклассных мероприятий.
Формы организации работы: индивидуальная и групповая.
При проведении мероприятий в музее применяются различные методы: рассказ, беседа, объяснение, прослушивание, просмотр, экскурсии, выполнение практических работ.
Виды деятельности учащихся, связанные с работой в музее: сбор и обработка материалов, переписка, встречи, архивная работа, поисковая творческая работа.
Работой музея руководят Совет и актив музея. Они планируют всю работу музея, составляют и предлагают задания по классам. Экскурсоводы разрабатывают и организуют ознакомительные программы для младших классов, экскурсии для посетителей музея. Корреспонденты выпускают газету музея «Родник».
Главный хранитель фондов отвечает за учет и хранение музейного материала, ведет инвентарную книгу
Содержание работы:
1.Создание и пополнение фондов музея.
Основные задачи данного направления работы музея:
• создать необходимые условия для обеспечения сохранности фондов и сведений о них;
• правильно оформлять основную музейную документацию (книги поступлений основного фонда и книгу учета научно-вспомогательного материала, а также акты приема материалов и предметов);
• правильно оформлять учетные обозначения на музейный предмет;
• точно записывать сведения о происхождении предмета, его связях с определенными историческими фактами и людьми;
• организовать прием и выдачу музейных предметов;
• обязательно фиксировать выдачу материалов на уроки и мероприятия.
2.Поисково-исследовательская деятельность
- Данное направление работы предполагает непосредственное участие учащихся и учителей в поисково-исследовательской работе по сбору информации о героях ВОВ, ветеранах, выпускниках школы, истории города в военные годы. Для этого необходимо ознакомить их с методикой сбора и фиксации материалов, научить работать в фондах музеев, архивах и библиотеках.
3. Экспозиционная деятельность
Результатом поисково-исследовательской работы учащихся становится создание музейной экспозиции. Главная задача данного направления — способствовать повышению научного и эстетического уровня экспозиций. Для этого необходимо:
• освоить и практиковать порядок создания экспозиции: изучение и отбор материалов, составление плана, разработка проекта художественного оформления, изготовление элементов оформления и их монтаж;
• учитывать основные эстетические требования: ритмичность в расположении экспозиционных комплексов, равномерность насыщения их частей, пропорциональную загрузку экспозиционных площадей;
• использовать в работе передвижные выставки;
• предусмотреть в экспозиции школьного музея разделы, в которых можно легко заменять материал, что даст возможность проводить в музее разнообразные игры и викторины с различными категориями школьников. Созданная экспозиция школьного музея должна стать центром просветительской работы в школе.
4.Просветительская работа
Главная задача данного направления — вовлечение в работу музея значительного числа школьников, их родителей, учителей. Для этого необходимо:
• продолжить обучение учащихся методам поисково-исследовательской работы;
• проводить в музее совместные мероприятия: встречи, конференции, беседы, литературно-исторические композиции, экскурсии и др.;
• использовать материалы музея на уроках истории, краеведения, русской литературы, изобразительного искусства, технологии, на уроках в начальных классах;
5. Работа со школьным активом музея.
- Продолжить работу по книге « Память»
- Организовать обучение актива основам музееведения
- Организовать участие активистов в музейной работе в масштабе района, республики, России.
- Разработать плановые задания каждому активисту в рамках порученного участка работы..
7. Методическая работа
Составление или дополнение обзорных и тематических лекций. Обучение и
подготовка активистов музея для проведения экскурсий, поисково-исследовательской работы. Главный критерий повседневной работы музея — это проведение экскурсий и других форм массовой работы. При этом должен поддерживаться высокий теоретический и методический уровень этих мероприятий, комплексный подход, актуальность и занимательность, учет возрастных особенностей, интересов и знаний участников, опора на экспозицию, материалы и актив музея.
Ожидаемые результаты
1.Результат реализации программы определяется появлением в школьном музее правильно оформленной документации: научное описание музейных экспонатов в книгах учета Основного и Научно-вспомогательного фондов, акты приема-сдачи экспонатов.
2. Пополнение в музее информации: о ветеранах труда и ВОВ, о ее героях, о истории деревни Тереклы в военные годы; о выдающихся выпускниках школы; истории самой школы.
3Появление новых тематических стендов, как постоянных, так и сменных.
4.Формирование у участников программы, нравственных качеств, творческой и социальной активности.
5. Укрепление связи школы, музея с общественностью и выпускниками школы; опознание выпускниками школы неподписанных фотографий из музейного архива; пополнения фондов школьного музея; виртуальная экскурсия по музею.
6.Развитие интереса обучающихся к поисково-исследовательской деятельности; становление школьного музея как методического центра. Создание условий для формирования положительных изменений, происходящих с личностью учащихся, в их духовном росте; выработке у них комплекса качеств, характерных для гражданина России. Формирование благоприятной среды для освоения обучающимися духовных и культурных ценностей
7. Проведение различных типов лекций и экскурсий: вводных, обзорных, тематических и т.д., тематических линеек и праздников. Составление плана и проведение поисково-исследовательской работы.
ПЛАН РАБОТЫ
№ | Мероприятия | Срок исполнения | Ответственные |
1. | Организация работы Совета Музея Создание актива музея. Разработка документации: книги учета Основного и Научно-вспомогательного фондов, акта приема-сдачи экспонатов Планирование работы актива на учебный год Подготовка экскурсоводов Подготовка экскурсий для учащихся школы. | сентябрь- октябрь сентябрь -май | Руков. музея Хасанова Э.С. Совет музея |
2. | Оформление выставки « Страницы истории ВОВ», посвященного 70-летию Победы. «Защитники Отечества » «Летопись моей школы 2014-2015уч. года », | сентябрь, декабрь февраль октябрь январь | Руков. музея Совет музея актив музея |
3. | Подборка материалов для оформления стендов зала «Боевой Славы» школы. | сентябрь-апрель | Совет музея Руков. музея |
4. | Организация поисковой работы по направлениям: -Выпускниками славится школа. -Выпускники школы – защитники Отечества. ( сбор материалов об учащихся и выпускниках школы- участниках Великой Отечественной войны и локальных конфликтов) - Семейный архив -Вклад моей семьи в историю Отечества | В течение года | Руков. музея Совет музея. |
6. | Принять участие в конкурсе музеев | Октябрь. | Руков. музея Совет музея актив музея |
7. | Организация встреч с ветеранами войны и труда, ветеранами- учителями, выпускниками школы. | В течение года | Совет музея |
9. | В школьной газете организовать рубрику, посвященной 70-летию Победы, информируя учащихся об основных битвах и героях ВОВ | 1 раз в месяц. | Актив музея |
10 | В школьной газете освещать историю праздников и событий военно - патриотического содержания «День народного единства» « День неизвестного солдата» « День героев отечества «День защитника отечества» «День Победы» | ноябрь декабрь декабрь февраль май | Актив музея |
11. | Проведение уроков в школьном музее | постоянно в течение года | Учителя предметники Руков. музея. |
12 | Создание фотоальбома «Лица Победы» | октябрь-апрель | Кл руководители Актив музея |
13 | Работа обучающихся 5-11 кл. над поисковыми заданиями «Да будет вечной о героях память», «По страницам семейных архивов», « Вклад моей семьи в историю Победы ВОВ» | октябрь-апрель | Руков. музея Совет музея |
14 | Конкурс исследовательских работ «Да будет вечной о героях память», «По страницам семейных архивов», « Вклад моей семьи в историю Победы ВОВ) | май | Совет музея |
15 | Принять участие в организации и проведении мероприятий : Дня неизвестного солдата Линейка « Равнение на героев» Акция « Помним! Гордимся!», «Наследники Победы» | в течении всего периода | Руков. музея Совет музея |
16 | Выпустить исторический хронограф на основе поисковых заданий учащихся, посвященный Дням боевой славы Росссии : Битва под Москвой День снятия Блокады Ленинграда Освобождение Освенцема Битва за Кавказ Битва за Берлин Герои Победы | в течении всего периода | Руков. музея Совет музея Поисковые группы классов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы Музея Авиационной Славы гимназии на 2011-2012 учебный год
План работы музея Авиационной Славы. Директор музея Л.Н.Гамзина....

План работы музея МБОУ СОШ №14 на 2014 – 2015 учебный год
В данном документе подробно описан план работы школьного музея на 2014-2015 год, а также работа "Совета Музея""...

ПЛАН РАБОТЫ МУЗЕЯ «НАБАТ ВРЕМЕНИ» НА 2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
ПЛАН РАБОТЫ МУЗЕЯ «НАБАТ ВРЕМЕНИ» НА 2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД...

Примерный состав музейного Совета, актива музея, план работы музея на текущий год.
Примерный состав музейного Совета, актива музея, план работы музея на текущий год....

Школьный музей "Технологическая карта экскурсии. План работы музея.
Данная технологическая карта составлена для экскурсии в школьный музей в раздел "Глиняная посуда". В данном приложении содержится план работы музея на 2019-2020 учебный год....

План работы музея Героя Советского Союза М.С.Харченко школы №104 Санкт-Петербурга на 2021/2022 учебный год
Эта публкация может помочь начинающим руководителям школьных музеев в планировании работы...