План работы Музея Авиационной Славы гимназии на 2011-2012 учебный год
календарно-тематическое планирование по теме
План работы музея Авиационной Славы. Директор музея Л.Н.Гамзина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_2011-2012_muzey.doc | 223 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
гимназия № 1
Согласовано Утверждаю
Зам.директора по ВР Директор МОУ гимназии №1
________ В.С.Козырева ________ И.С.Самовольнова
«02 » сентября 2011 г. «03» сентября 2011 г.
план
Работы музея авиационной славы гимназии №1
на 2011 - 2012 учебный год
Директор музея: Гамзина Л.Н.
г. Жуковский
2011 г
Пояснительная записка
Более 30 лет в гимназии работает Музей авиационной Славы, на базе которого проводятся встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, летчиками – испытателями, выдающимися учеными – конструкторами, космонавтами.
Собран уникальный материал по Международным авиационно-космическим салонам в городе Жуковском.
Основатель музея Брагин И.И., военрук Традиционное возложение школы, участник ВОВ гирлянды к Вечному огню
В Музее Авиационной славы: Галерея летчиков-Героев Советского Союза Волк И.П.-летчик-космонавт, и России на 3-ем этаже гимназии
Герой Советского Союза;
Казьмин П.И.-Заслуженный летчик-испытатель, Герой России;
Мельников С.Н.-заслуженный летчик-испытатель, Герой России
Губернатор Московской области в Традиционная встреча с
Музее Авиационной славы гимназии ветеранами 23 февраля
ЭКСПОЗИЦИИ МУЗЕЯ:
- Русская авиация
- Н.Е. Жуковский
- ЛИИ
- ЦАГИ
- Крылатые герои
- Эвакогоспиталь
- Опаленная юность
- Советская авиация в годы войны
- Наши земляки
- Школа летчиков – испытателей
- Герои Отечества
- Покорители космоса
- Заслуженный летчик-испытатель Герой Советского Союза Э.П. Княгиничев
- Авиаконструкторы
- История МАКСов
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ МУЗЕЯ «АВИАЦИОННОЙ СЛАВЫ» ГИМНАЗИИ №1 Г. ЖУКОВСКОГО.
I. Введение.
Школьный музей является одной из форм дополнительного образования, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность.
По своему профилю музей гимназии № 1 является музеем авиационной славы. Он воссоздает страницы истории создания г. Жуковского, ЛИИ, ЦАГИ, Великой Отечественной войны 1941-1945 г, участия в ней жителей г. Жуковского. Многие экспонаты музея посвящены летчикам-испытателям, героям Советского Союза и России – жителям г. Жуковского, истории МАКС. Девиз музея - "Никто не забыт, ничто не забыто".
II. Содержание проблемы патриотического воспитания и
обоснование необходимости ее решения
средствами школьного музея.
События последнего времени подтвердили, что социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной службы.
В этих условиях очевидна неотложность решения на государственном уровне острейших проблем системы воспитания патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства. Деятельности школьного музея в создании системы патриотического воспитания принадлежит важная роль. Она предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей. Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, науки и культуры еще сохранили качества нравственных идеалов, что создает предпосылки для разработки комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию учащихся с учетом сложившихся к настоящему времени тенденций.
III. Цели и задачи музея гимназии.
Музей призван способствовать формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного обучения.
IV. Совершенствование программы деятельности музея.
Организация деятельности музея во многом опирается на законодательные акты, включающие вопросы патриотического воспитанияграждан Российской Федерации:
- Государственную программу "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы" от 11 июля 2005 года № 422;
- Федеральный закон "О днях воинской славы (победных днях) России" от 10 февраля 1995 г;
- Положение о статусе школьного музея, утвержденного Руководителем Департамента образования гор. Москвы 28 апреля 1995 года;
- Положение о проведении военно-спортивных игр и т.д.
Программа развития музея предусматривает мероприятия по усилению противодействия искажению и фальсификации истории Отечества. В музее представлены экспозиции: «Крылатые герои», рассказывающая о летчиках-испытателях в годы Великой Отечественной Войны, «Опаленная юность» - о выпускниках школы, ушедших на войну и героически защищавших Родину, «Эвакогоспиталь» - о госпитале, который был размещен в здании школы в период с 1941-1945. Многие экспозиции посвящены современности: героям летчикам-испытателям, ЛИИ, ЦАГИ и истории международных авиасалонов, регулярно проводимых в г. Жуковском. Основная работа нашего музея - пропаганда боевых и трудовых традиций народа. Они помогают расширять знания школьников об историческом прошлом и настоящем нашей Родины, нашего народа, воспитывать патриотизм и чувства уважения к истории родного края.
Предполагается дальнейшая работа по развитию познавательных способностей детей. Учащиеся работают с литературой, справочниками, документами, знакомятся с архивными материалами, обращаются за помощью в сборе материалов к родственникам, ветеранам войны, учатся наблюдать, анализировать, обмениваются опытом, передают свои знания другим, приобретают навыки исследовательской деятельности, защищают свои проекты в рамках деятельности школьного научного общества.
В числе важнейших мер предусматривается использование школьного музея в учебно-воспитательной работе с учащимися. Главная задача педагогического коллектива школы состоит в том, чтобы максимально использовать музей в учебно-воспитательной процессе. Опыт нашей школы подтверждает целесообразность проведения уроков в самом музее с учетом его профиля или использования отдельных экспозиций в различных классах при изучении определенных тем учебной программы по истории. Документальные материалы, используемые на уроках, оживляют учебный процесс, наполняют его более конкретным содержанием, способствуют прочному овладению знаниями, оказывают большое эмоциональное воздействие на учащихся. Подлинные материалы музея школы помогают учителю истории в освещении важнейших периодов Великой Отечественной войны и современности.
Для повышения эффективности урока, его воспитательного значения предлагается учителям в перспективном планировании на учебный год или полугодие предусматривать работу учащихся в музее и использовать музейные материалы в соответствии с учебной программой.
Музей только тогда себя оправдывает, когда он становится организатором военно-патриотической работы. Поэтому предполагается усилить инициативу музея в организации общественно-полезных дел. Для этого планируется проведение комплекса мероприятий: встречи с ветеранами, встречи с летчиками-испытателями, работа по созданию устного журнала, раскрывающего о жизни жуковчан – почетных граждан города, конкурсы творческих работ и т.д.
V. Механизм реализации программы развития музея.
Руководство работой музея.
Музей организует свою работу на основе самоуправления. Работу музея направляет Совет музея. Привлекая актив учащихся, совет:
- направляет собирательскую работу для пополнения и дальнейшего развития музея,
- организует учет и хранение существующих фондов, » проводит экскурсии по экспозициям музея,
- разрабатывает план работы.
Осуществление целенаправленного систематического педагогического руководства - важнейшее условие повышения действенности музея в учебно-воспитательном процессе. Координацию деятельности совета осуществляет руководитель школьного музея. Предполагается активнее привлекать ветеранские и творческие организации и союзы к работе в школьном музее, полнее использовать их опыт и духовный потенциал в целях сохранения и преемственности славных боевых и трудовых традиций.
Но главную координацию деятельности по развитию и организации работы музея осуществляют директор гимназии, его заместитель учебно-воспитательной работе. Они обеспечивают контроль над тем, чтобы материалы школьного музея использовались в учебной, внеклассной, внешкольной работе, чтобы все документы, особенно подлинники, бережно хранились.
VI. Оценка эффективности реализации программы развития музея.
В результате осуществления программы развития музея ожидается:
- обеспечение духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения,
- возрождения истинных духовных ценностей российского народа,
- сохранение и развитие его славных боевых и трудовых традиций,
- оптимизация работы по военно-патриотическому воспитанию школьников в современных условиях.
Конец формы
Программа работы музея
2006-2007 учебный год:
1) Организация Совета школьного музея и Кружка гида-экскурсовода, разработка и утверждение плана работы музея;
2) Организация взаимодействия с Советом ветеранов г. Жуковского;
3) Проведение тематических экскурсий;
4) Проведение внутришкольных мероприятий, посвященных памятным датам и общенациональным праздникам, Дням воинской славы;
5) Участие во внутришкольных мероприятиях по профилю музея – предметные недели, книжные выставки, конкурсы и выставки творческих работ учащихся;
6) Участие в семинарах по музейной деятельности;
7) Работа по систематизации фондов музея, их учету и инвентаризации
2007-2008 учебный год:
1) Проведение тематических экскурсий;
2) Организация деятельности актива музея по поиску материалов по профилю музея;
3) Организация внутришкольных мероприятий, посвященных памятным дням и национальным праздникам
4) Расширение и обновление экспозиций;
5) Организация и проведение конкурсов творческих работ учащихся по профилю музея
2008-2009 учебный год:
1) Организация мероприятий: экскурсия-знакомство первоклассников с музеем, «Говорят экспонаты музея»;
2)Встречи с летчиками-испытателями, ветеранами, встреча, посвященная памяти Э.П. Княгиничева;
3) Работа над созданием устного журнала, рассказывающего о жизни жуковчан – почетных граждан города;
4) Работа лекторской группы по темам: «История развития МАКСа в г. Жуковском», «Ведущие авиаконструкторы СССР и России», «Э.П. Княгиничев – гордое имя, присвоенное моей гимназии», «Первый директор школьного музея», «Дорога в космос», «История создания отряда космонавтики в ЛИИ им. М.М.Громова», «Мой город и школа №1 в годы ВОВ»;
5) Работа по развитию экспозиций музея: галерея летчиков, стенд по истории школы;
6) Музей продолжает акцию шефства над мемориальными досками, поставленными в память о героях, живших в г. Жуковском;
7) Продолжение кинотавра историко-патриотических фильмов
2009-2010 учебный год:
- Организация мероприятий: «Говорят экспонаты музея»
- Встречи с лётчиками-испытателями, ветеранами Великой Отечественной войны, посвящённые 65-летию Великой Победы.
- Работа лекторской группы :Личность в истории города»
- Проведение научно-просветительских бесед по астрономии и космонавтике.
- Работа по развитию экспозиций музея.
- Кинотавр историко-патриотических фильмов.
2010-2011 учебный год:
- Организация лектория: «Говорят экспонаты музея».
- Продолжение работы лекторской группы: «Личность в истории города».
- «История моей гимназии»- лекция-экскурсия.
- Классные часы, посвященные 80-летию со дня рождения Э.П.Княгиничева.
- К 50-летию полёта Ю.А.Гагарина: «Каким он парнем был».-классный час .
- Встреча с героем Чернобыля, заслуженным лётчиком России Семёновым В.М. посвящённая 25-летию трагедии Чернобыля.
- Встреча с ветеранами ВОВ: Звездовым С.А.
- Встреча с Бертом Висом (Голландия), исследователем истории освоения космоса.
- Проведение научно-просветительских бесед по астрономии и космонавтике.
- Работа по развитию экспозиций музея.
Перспективный план работы Музея авиационной славы МОУ гимназии № 1 на 2011 – 2012 учебный год по гражданско-патриотическому воспитанию
Цель:
- воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашего города, области, России, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
- формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с экспозицией музея, сложившимися культурными и этнонациональными традициями города Жуковского и Московской области;
- воспитание гражданственности, нравственных и мировоззренческих убеждений учащихся;
- развитие способности понимать историю своего края, овладевать навыками поиска, систематизации и анализа информации, распространения ее среди учащихся гимназии и жителей города;
- максимально сконцентрировать все формы работы музея на подготовку к 65-летию победы Советского народа в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 г.г. и 80-летию со дня создания Московской области
Раздел I. Организационная работа
- Провести перепись всего экспозиционного материала и составить каталог по разделам.
Срок: декабрь
отв.: директор музея Гамзина Л.Н.
- Оснастить музей мультимедийным проектором и экраном для проведения экскурсий
Срок: в течение года
отв.: зам. директора по ВР Козырева В.С.
- Создать Совет музея из учащихся, представителей общественности города
Срок: сентябрь
отв.: директор музея Гамзина Л.Н.
- Начать работу лекторской группы
Срок: сентябрь
отв.: директор музея Гамзина Л.Н.
- Обновить экспозицию «Школа № 1 в годы Великой Отечественной войны», создать новую экспозицию, посвященную 80-летию Московской области
Срок: февраль
отв.: учитель истории Виноградова В.Д.
- Продолжить работу школьного кинотеатра. Организовать показ фильмов из «Золотой коллекции Госфильмофонда»:
- «Александр Невский»
- «Георгий Жуков»
- «Они сражались за Родину»
- «Девятая рота»
- «Мы из будущего»
- «Офицеры»
- «1612 год»
- «Брестская крепость»
- «Молодая гвардия»
Место проведения фестиваля фильмов – актовый зал гимназии № 1
Лекционная работа Музея авиационной славы
- «Школа № 1 в годы Великой Отечественной войны»
- «История развития и проведения авиасалонов»
- «История моей гимназии» (экскурсия-лекция у экспозиции 2-го этажа)
- «Моя гимназия носит имя Эдуарда Павловича Княгиничева»
- «Летчики-испытатели Герои Советского Союза и России – гордость моего города и России»
- История развития самолётов фирмы Микояна
- «Опалённая юность»
Раздел III. Массовая работа музея
- Закрепить за каждым классом мемориальные доски, памятные знаки.
Цель: приведение в порядок, посадка цветов, возложение цветов 23 февраля и 9 мая каждого года.
:
- Взять шефство над могилами - Ю.А.Гарнаева, Амет-Хан Султана на Новодевичьем кладбище – Э.П.Княгиничева на Быковском кладбище
Срок: в течение года
отв.: учитель истории Виноградова В.Д.
- Принять участие в подготовке и проведении «Дня Героя»
Срок: октябрь
отв.: директор музея Гамзина Л.Н.
- Провести цикл бесед по классам об истории Московской области
Музей Авиационной Славы гимназии совместно с Лабораторией НВТ проводит серию научно- просветительских бесед по астрономии и космонавтике.
Для начальной школы
№ | Тема беседы | Месяц |
1 | Прогулки по солнечной системе | сентябрь-октябрь |
2 | Солнце – источник жизни | октябрь-ноябрь |
3 | Солнце и его соседи на звёздном небе | ноябрь-декабрь |
4 | Космос. Первые шаги | январь-февраль |
5 | Соревнование в космосе | март-апрель |
6 | Наш путь - космос | апрель |
Для 5-8 классов
№ | Тема беседы | Месяц |
1 | Солнечная система - мой дом | сентябрь-октябрь |
2 | Солнце и жизнь на планете Земля | октябрь-ноябрь |
3 | Какие бывают звёзды? | ноябрь-декабрь |
4 | Мы первые | январь-февраль |
5 | Космос и холодная война | март-апрель |
6 | Освоение космического пространства как необходимость | апрель |
Для 9-11 классов
№ | Тема беседы | Месяц |
1 | Звёзды: их рождение, жизнь и смерть | сентябрь-октябрь |
2 | Звёздные города | октябрь-ноябрь |
3 | Современная картина мира | ноябрь-декабрь |
4 | Битва за космос (фильм) | январь-февраль |
5 | Пилотируемая космонавтика | март-апрель |
6 | Освоение космического пространства – взгляд в будущее | апрель |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ воспитательной работы в 9, 12 классах за 2011-2012 учебный год
Анализ результатов работы классного руководителя за 2011-2012 учебный год: наличие воспитательной системы, деятельность в области здоровьесбережения, участие обучающихся в олимпиадах и конкурсах, резу...
Отчёт работы д/о "Океан Мечты" за 2011 - 2012 учебный год
Отчёт о работе д/о «Океан Мечты» ...
План работы ШМО учителей гуманитарного цикла на 2011 - 2012 учебный год
Перспективный и месячный планы...
Анализ работы МО учителей гуманитарного цикла за 2011-2012 учебный год
МО учителей гуманитарного цикла призвано способствовать прежде всего повышению профессионализма его членов. Каждый учитель должен находиться в постоянном поиске и стремиться к росту своего педаг...
План работы музея МБОУ СОШ №14 на 2014 – 2015 учебный год
В данном документе подробно описан план работы школьного музея на 2014-2015 год, а также работа "Совета Музея""...
План работы РМО учителей иностранных языков на 2011-2012 учебный год
Планы работы за предыдущие годы публикую для обмена опытом с коллегами....
Роль Музея Боевой Славы гимназии в духовно-нравственном воспитании обучающихся
В современных условиях роль школьных музеев стала значительно возрастать. Во многом это связано с тем, что направления работы школьных музеев достаточно обширны, что позволяет активно вклю...