Компетенции и компетентности современного преподавателя школы
статья на тему

Реттель Марта Хейновна

В статье "Компетенции и компетентности современного преподавателя школы" разграничивается два понятия: компетентность и компетенция.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompetentsii_i_kompetentnosti.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

М.Х. Реттель

МОУ «СОШ № 9 имени М.И. Баркова» г. Братск

Компетенции и компетентности современного преподавателя школы

Начнём с того, что слово «компетентность» имеет латинские корни и в переводе означает «добиваюсь, соответствую, подхожу…», «владею компетенциями..».

В отечественной педагогике принято различать понятия «компетенция» как совокупность знаний, умений и навыков, которые необходимы для конкретной работы и «компетентность» как способность к решению жизненных и профессиональных задач в той или иной области.

В обыденной речи компетентным называют знающего, осведомленного, авторитетного в каком-либо деле человека, за которым признается право выносить суждения, принимать решения, совершать действия в данной сфере.

Компетентность как единство теоретической и практической готовности педагога к выполнению профессиональных функций характеризует не только деятельность, но и самого педагога как ее субъекта в его самостоятельном, ответственном, инициативном взаимодействии с миром. Благодаря этому свойству компетентность интегрирует профессиональные и личностные качества педагога, направляет их на овладение знаниями и целенаправленное применение в прогнозировании, планировании и реализации деятельности, активизирует педагога в развитии собственных способностей, в стремлении к самореализации в социально полезной деятельности, обеспечивает его профессиональное становление.

Происходящие в стране перемены, влекущие за собой перемены в образовательной политике и практике, по-новому ставят вопрос о профессиональной компетентности педагога. Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т. е. его профессиональной компетентности. Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентноспособную личность учителя, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире.

Под профессиональной компетентностью учителя понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.

Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.

Выделяют 4 вида профессиональной компетентности: специальную, социальную, личностную и индивидуальную.

  1. Специальная - владение деятельностью на высоком профессиональном уровне, она включает не только наличие специальных знаний, но и умение применить их на практике.
  2. Социальная - владение способами совместной профессиональной деятельности и сотрудничества.
  3. Личностная - способность планировать свою профессиональную деятельность, самостоятельно принимать решения, видеть проблему.
  4. Индивидуальная - готовность к профессиональному росту, неподверженность профессиональному старению. 

В качестве одной из важнейших составляющих профкомпетентности называют способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, а также использовать их в практической деятельности.

Профессиональная деятельность педагога – это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний учителя и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, культуру педагога (речь, стиль общения, отношение к своей деятельности).

В программах развития образования любого уровня (Федеральном, региональном, муниципальном, ОУ), в качестве ключевого направления обозначено - совершенствование профессиональной компетентности педагога. Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.

Понятие «компетентность» - новое, оно вошло в терминологию педагогики в конце XX века, а с начала XXI- прочно используется как синоним к понятиям «профессионализм» и «квалификация».

Но «квалификация» - это уровень подготовленности человека к определённому виду деятельности в результате обучения в определённой системе образования.

А «профессионализм» - это способность к качественному выполнению функциональных обязанностей, приобретённая в ходе практической деятельности.

Квалификация нам более близка, т.к. мы все подвергаемся квалификационным испытаниям.

Всё большее внимание получает та часть спектра свойств личности, в которую входят самостоятельность, коммуникативность, наличие профессиональных навыков, потребность в реализации, способность быстро и бесконечно приспосабливаться к различным ситуациям и потребность в саморазвитии.

Также необходимо обратить внимание на другой аспект проблемы. Психологами установлена зависимость уровней развития личности обучающегося и компетентностью педагога, то есть развивать может только тот, кто сам способен развиваться.

Выделяют несколько направлений развития профессиональной компетентности:

• углубление научных знаний (научная мысль непрерывно развивается и учитель вынужден самостоятельно осваивать новое содержание различных областей знаний);

• повышение психолого-педагогического уровня (педагогика и психология постоянно развиваются, появляются новые технологии, модернизируются используемые);

• повышение научно- методического уровня (учитель нуждается в овладении новыми методическими знаниями, в приобретении нового опыта);

• формирование профессионально значимых умений и навыков (тех, которые влияют на управление учебно-воспитательным процессом, на успех педагогической деятельности - составлять программы, планировать уроки, доступно, но научно излагать материал, самому уметь писать рефераты, выполнять проекты и т.д.);

• освоение культуры педагогического общения (педагог- учитель и воспитатель в одном лице. Его общение всегда «на виду» и обсуждаемо всеми);

• развитие способностей работать в коллективе (команде)- (эффективность образовательного процесса зависит от того, насколько каждый педагог заинтересован в результативности труда партнёров, т.к. несколько учителей одновременно имеют дело с одними и теми же учениками);

• освоение корпоративных норм поведения (деятельность учителя- объект интереса множества людей и организаций (родителей, СМИ, правоохранительных, медицинских, общественных, официальных…), ведь учитель воздействует на внутренний мир, он - источник психолого-педагогического влияния. Уже само его поведение является средством воспитания, на стиль его поведения реагируют окружающие);

• овладение культурой речи, умением себя подать (речь и внешность учителя- инструмент его профессиональной деятельности. Он должен в совершенстве владеть терминологией преподаваемой науки, быть выразительным, техничным, привлекательным, артистичным, современным).

Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т.е. его профессиональной компетентности. Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентноспособную личность учителя, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире. Подготовка и переподготовка, обновление знаний и умений становятся ключевыми в конкурентоспособности.

Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:

• работа в методических объединениях, творческих группах;

• исследовательская деятельность;

• инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;

• активное участие в педагогических конкурсах и фестивалях;

• трансляция собственного педагогического опыта;

• использование ИКТ и др.

Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность.

Развитие профессиональной компетентности – это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование.

Можно выделить этапы формирования профессиональной компетентности:

• самоанализ и осознание необходимости;

• планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения);

• самопроявление, анализ, самокорректировка.

Формирование профессиональной компетентности - процесс цикличный, т.к. в процессе педагогической деятельности необходимо постоянное повышение профессионализма, и каждый раз перечисленные этапы повторяются, но уже в новом качестве. Вообще, процесс саморазвития обусловлен биологически и связан с социализацией и индивидуализацией личности, которая сознательно организует собственную жизнь, а значит, и собственное развитие.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. - Правительство Российской Федерации. – Распоряжение № 1756-р от 29.12.2001 г.
  2. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Доклад на отделении философии образования и теории педагогики РАО 23 апреля 2002. Центр «Эйдос» http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm
  3. Маркова А.К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя //Советская педагогика. 1990. № 8.
  4. Сайт http://eidos.ru

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Коммуникативная компетенция - одна из важнейших компетентностей современного человека».

Статья «Коммуникативная компетенция - одна  из важнейших  компетентностей современного человека»Развитие  связной речи у слабослышащих  детей на уроках математики ...

Повышение коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка. Применение нетрадиционных форм урока. Опыт работы в современной сельской школе.

О компетенциях на уроках иностранного языка. Использование Интернета на уроках, применение метода проектов, видео-уроков, уроков- экскурсий, уроков- спектаклей. Предоставление собственного опыта...

Компетенции и компетентности современного преподавателя школы, колледжа, ВУЗа

Профессиональная компетентность педагога - это способность педагога к осуществлению своей профессиональной деятельности.Профессиональная компетентность преподавателя как педагога выражается в ко...

Статья по теме "Информационные компетентности преподавателя школы"

Рассматриваются составляющие информационной компетентности преподавателей школы....

Формирование теоретических основ профессиональной компетентности современного преподавателя

Современный педагог, являясь основным субъектом системы образования России, решает актуальную задачу кадрового обеспечения. Поставленные в системе  образования специалисты призваны стать носителя...

Психолого-педагогические аспекты литературного образования, направленного на формирование и развитие у учащихся ключевых компетенций в условиях современной школы.

Как отмечено в педагогической литературе  (Е.Е. Федотова) «компетентностный подход в образовании – система педагогических принципов, установок и методов деятельности, создающих условия для развит...

Современные методы обучения иностранному языку и их роль в развитии коммуникативной компетентности учащихся средней школы. Английский язык

Данная статья затрагивает актуальную в настоящее время проблему компетентностного подхода при обучении иностранному языку. Автором приведены методы обучения, способствующие развитию коммуникативных ко...