Опыт работы
материал по теме

Чуричева Ирина Валерьевна

Основной целью Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения являются не только предметные, но и метапредметные и личностные результаты. Во главу ставится личность ребенка, а не просто набор информации, обязательной для изучения. ФГОС является отражением социального заказа, который рассматривается как общественный договор, согласующий требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом и государством. Наряду с такими требованиями, как сохранение здоровья, демонстрация высокого уровня знаний, существует «запрос» формирования ключевой коммуникативной компетенции у ребенка, умения общаться, работать в коллективе, что находит свое отражение в стандарте нового поколения, где описывается система планируемых результатов. В качестве основного результата образования выступает овладение набором универсальных учебных действий, позволяющих ставить и решать важнейшие жизненные и профессиональные задачи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty_churichevoy_i.v.doc327.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Сингапурская методика: современные формы организации учебного процесса как способ формирования коммуникативных универсальных учебных действий»

Основной целью Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения являются не только предметные, но и метапредметные и личностные результаты. Во главу ставится личность ребенка, а не просто набор информации, обязательной для изучения. ФГОС является отражением социального заказа, который рассматривается как общественный договор, согласующий требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом и государством. Наряду с такими требованиями, как сохранение здоровья, демонстрация высокого уровня знаний, существует «запрос» формирования ключевой коммуникативной компетенции у ребенка, умения общаться, работать в коллективе, что находит свое отражение в стандарте нового поколения, где описывается система планируемых результатов. В качестве основного результата образования выступает овладение набором универсальных учебных действий, позволяющих ставить и решать важнейшие жизненные и профессиональные задачи. 

Значимость предмета иностранный язык, на мой взгляд, трудно переоценить. Наш мир сегодня подвержен постоянным изменениям, в числе которых глобализация, ускорение темпов развития общества, переход к информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, возникновение и рост глобальных проблем, решить которые можно только в процессе межкультурного диалога.

Проводя свои уроки или присутствуя на уроках коллег, иногда приходится  ловить себя на мысли: «Скучно. Неинтересно…» Работают пять человек, остальные пассивны, отсиживают 40 минут. Плотность урока высокая. Содержание развивающее. Но кого оно развивает? Этих пятерых человек, которые, как роботы, выдают правильные ответы? Форма работы чаще фронтальная. Учитель торопится изложить материал, чтобы успеть всё.

Чему учить? Знаем. Зачем учить? Знаем. А как же учить результативно? Как вовлечь всех учащихся в работу?  Как развить личность каждого ребенка?

Поэтому выбор темы опыта работы  «Сингапурская методика: современные формы организации учебного процесса как способ формирования коммуникативных универсальных учебных действий» был обусловлен поиском новых форм работы на уроках английского языка.

При этом надо сохранить индивидуальность ребенка, развить его интерес к окружающему его миру и готовность сотрудничать с людьми. Значит, современный урок на сегодняшний день представляется не простым классическим преподаванием, стоя у доски с единым центром внимания в виде преподавателя, а постоянным взаимодействием, которое позволяет ученикам чувствовать себя не пассивными приобретателями знаний, а активными участниками образовательного процесса, соавторами. 

         Специфика предмета "английский язык" заключается в формировании иноязычной коммуникативной компетенции. Следовательно, из всех существующих универсальных учебных действий коммуникативные УУД наиболее востребованы при выполнении требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

При этом возникают следующие противоречия

а) между высоким уровнем значимости коммуникативной деятельности для успешного овладения английским языком и недостаточным уровнем сформированности коммуникативных навыков школьников; 

б) между потребностью школьной практики в новых формах, методах, средствах, приемах формирования коммуникативных навыков и недостаточной их разработанностью; 

в) между возрастающими требованиями школы к коммуникативной компетентности учителей  и затруднениями в организации процесса общения в системе «ученик-ученик», «ученик-учитель». 

       Проблема успешности коммуникативной деятельности достаточно разработана педагогической психологией. В педагогических публикациях часто обсуждается учебный процесс с точки зрения раскрытия и реализации его потенциальных возможностей. Однако методический инструментарий педагога до сих пор не имеет четких критериев и практической системы формирования коммуникативной успешности детей (за исключением, вероятно, системы развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова). Решение проблемы  формирования практической системы коммуникативной успешности детей я нашла в сингапурской методике преподавания.

На сегодняшний день существует множество различных методик и способов преподавания английского языка. Несомненно, предпочтение должно отдаваться методам обучения, которые помогают освоить универсальные учебные действия. Одна из перспективных технологий – обучение в сотрудничестве, где главная идея – учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе! На технологии сотрудничества основан и сингапурский метод обучения – страны, признанной по международным рейтингам, лидером в развитии школьного образования.

Исходя из названных противоречий и проблемы, я поставила перед собой цель: применение сингапурской методики на уроках английского языка для формирования коммуникативных универсальных учебных действий.

Для достижения цели следует решить следующие задачи:

  1. изучить методы, способствующие формированию коммуникативных учебных действий на уроках английского языка;
  2. вовлечь обучающихся в деятельность для накопления ими опыта умения вести конструктивный диалог, а также для становления и совершенствования навыков общения и сотрудничества.
  3. разнообразить формы деятельности обучающихся в рамках предмета «Английский язык», способствовать развитию интереса к предмету.

Кооперативное, или совместное, обучение (Cooperative learning), лежащее в основе „сингапурской“ методики, основано на идеях, появившихся в начале прошлого века и получивших развитие у таких философов и психологов, как Курт Левин, Джон Дьюи, Лев Выготский. В отечественной педагогике к понятию „кооперативное обучение“ наиболее близки понятия „педагогика сотрудничества“ и коллективные / групповые формы работы (КСО). К проблеме сотрудничества в разное время обращались педагоги В. К. Дьяченко, Б. Таль, Е. С. Полат, Е. И. Пассова, Е. Г. Иванова.

Специалисты „сингапурской“ компании “Educare International Consultancy”, взяв на вооружение лучший мировой опыт организации учебной деятельности, систематизировали обучающие структуры, дали четкие алгоритмы их применения и организовали систему тренингов с возможностью их тиражирования и творческого применения в образовательной практике. Составляющие сингапурской методики ОБУЧАЮЩИЕ СТРУКТУРЫ (Learning Structures) подбираются в соответствии с этапом урока и целью этапа. Сингапурские обучающие структуры называют и методом, и методикой, и технологией. Но для меня это скорее не методы, а техники и формы организации учебного процесса, выполняемые по определенному алгоритму.

Эти обучающие структуры можно разделить на три основные группы:

  1. Обучающие структуры, показывают взаимодействие ученик- ученик, необходимые для развития коммуникации и сотрудничества. 
  2. Обучающие структуры, показывающее взаимодействие ученик - учебный материал. 
  3. Обучающие структуры, позволяющие сделать урок интересным, лёгким для обучающихся, повысить самооценку и уверенность учеников, практиковать социальные навыки для коммуникации, сотрудничества и принятия решений.

        Главные задачи применения этих структур: участие в структурированном взаимодействии, равное участие всех, эффективная коммуникация, совместная работа в интересах совместного обучения, совместное обучение как составляющая любого урока.

Ключевое понятие, которое ученикам и учителям следует уяснить, приступая к занятиям по модулям сингапурской системы, заключается в слове «партнер». Парты должны отходить лучами от учительского стола для того, чтобы никто не сидел спиной к учителю. Таким образом, у каждого ученика есть ―shoulder partner (партнер по плечу) и ―face partner (партнер, который сидит напротив).

Как правило, обучаемые разделены на команды по 3–4 человека. Они сидят за сдвоенными партами, в центре которых находится табличка “Manage Mat”, с цифрами 1, 2, 3, 4 и буками А, В, А, В, чтобы легко распределять учеников для работы в команде, где каждый участник имеет свой номер, и работы в парах, где партнеры обозначены буквами.

 Приведу несколько примеров применения сингапурской методики на своих уроках.

      Структура “Teambuilding”.  

Урок в 5-м классе по учебнику  “Happy English.ru” (Кауфман К.И., Кауфман М.Ю).  Заключительный урок по Unit 6 “Hobbies”.

Традиционный урок предполагает фронтальный опрос для повторения пройденной лексики (в начале урока ученики рассказывает о своих увлечениях: занимаюсь плаванием, дзюдо, рисованием и т. д.), отработки навыка использования простого настоящего времени (Present Simple Tense) и словообразование (глагол +ing). Такая работа займет около пяти минут в зависимости от количества опрашиваемых.

На уроке, организованном по „сингапурской“ методике, для подобных заданий, которые активизируют пройденную лексику относительно собственного опыта обучаемых, я использую структуру “Teambuilding”.

1. Все обучаемые в течение одной минуты обдумывают или, по усмотрению учителя, пишут свои увлечения в виде списка. Рекомендуется использовать таймер.

2. Ученики складывают чистый лист бумаги так, что образуются три треугольника в верхней части (как будто вы начинаете делать самолетик) и два длинных узких прямоугольника в нижней. На двух крайних треугольниках и одном нижнем прямоугольнике проставляются цифры 1, 2, 3. Центральный треугольник подписывается “Everybody” (15–30 с).

3. Каждый участник проговаривает одно из своих увлечений, остальные участники группы слушают и знаком (большой палец вверх /вниз) показывают, занимаются они тем же в свободное время или нет. Если все участники команды поднимают большой палец вверх, то предложение записывается в центральный треугольник (все).

Если согласны трое — в прямоугольник под номером 3, двое — во второй треугольник и т. д. И так по кругу, пока не истечет заданное время (2 мин). В итоге получается несколько словосочетаний, записанных в определенных частях листка.

4. На следующем этапе фронтальная работа: учитель спрашивает, в какой команде есть предложение в первом (втором, центральном) треугольнике, и просит одного из участников группы сообщить всему классу: „Один (двое, трое) из нас… (занимаются плаванием)“. Учитель корректирует предложения при необходимости. Ученики могут исправить свои ошибки, если их заметили (1 мин).

5. Заключительным этапом, исходя из общих предложений, может быть выбор слогана команды (Let’s choose … as a slogan, I think … is better), например: „Мы все любим читать книги!“. Вся команда встает и хором говорит свой слоган (1 мин).

      Использование структуры дает полное вовлечение в работу всех обучаемых, равное участие и учет всех типов восприятия /стилей обучения: визуалов (графическое распределение информации), аудиалов (прослушивание), кинестетиков (представление,   мысленное ощущение, жесты), дигиталов (использование в комплексе вышеперечисленного, четкое формулирование правил).

Обычная часть урока — ответ на вопрос учителя — превращается в маленькое открытие: он не один или он единственный, кто занимается карате.  Вся работа по времени занимает 6 мин.

   

  Структура «Clock Buddies».

На уроке в 7 классе по теме «Travelling» я предлагаю  назначить встречу своим одноклассникам. Перед учениками лежат листы бумаги с названиями месяцев. Задача состоит в том, чтобы расспросить как можно больше одноклассников об их планах на год. Можно использовать в своей речи следующие вопросы: “What country are you going to visit in May? What is the state language of this country? What places of interest would you like to visit?”

     Звучит музыка, дети двигаются по классу, как только музыка остановится, они назначают встречу и записывают с кем, задают вопросы. Затем каждый из ребят рассказывает о планах своих друзей.

      Структура «Inside-outside circle».

На уроке в 6-ом классе по теме «Food» для тренировки навыков диалогической речи предлагаю детям:

- Ну а сейчас самое время узнать о любимой пище и напитках. Сейчас мы с вами образуем 2 круга - внутренний и внешний и попытаемся построить диалог. Я задам вопрос, а ученики из внешнего круга отвечают своему партнеру. Затем меняемся ролями. Отвечаем в течение 10 секунд. (Помимо этого круги могут двигаться в разных направлениях для образования пар сменного состава).

- What is your favourite food ?

- What’s your favourite drink?

-What do you have for breakfast

   Структура «4 box Synectics Rewiew”. 

         Она помогает рассмотреть тему с разных сторон, не имеющих отношение к изучаемой теме по предмету, выйти за рамки предмета, путем составления аналогий. Развивает метапредметное мышление. Например, Present Continuous похож на … - ученики должны нарисовать предмет, явление, существо, которое на их взгляд походит по каким-то свойствам на Present Continuous. Например, змейка, ремень, река, червяк, поезд и т.д. И объяснить: Present Continuous похож на…, потому что…

      Структура «Round Robin». 

В группах, как правило, 4 человека. Нужно заполнить таблицу, состоящую из 4 строчек. Например, данные таблицы предназначены для повторения двух времен: the Past Simple и The Present Perfect. Чтобы сравнить два времени, найти общее и различное. Два человека из группы заполняют таблицу по первому времени, два человека – по второму времени. Результат совместный всей группы – заполнение диаграммы Венна.

      Или, например, предлагаю использовать карточки со словами, расположить их так, чтобы получилось предложение. Работа в группе: № 1-читает слова, №2 –переводит отдельные слова, №3-составляет предложение, №4-переводит. Проверка.

Еще одна структура в Сингапурской методике называется «Corners» («Углы»). В 4 угла (я предпочитаю стены класса) размещается определенный материал. Ученики должны сделать выбор и подойти к тому «углу», с какой информацией они согласны. Например, это будут изречения в конце урока, цитаты великих людей, пословицы. Ученики должны выбрать, подойти, обдумать и прокомментировать.

Структура «Микс Фриз Груп» удобна при делении на группы. Каждый ребенок  получает карточку со словом. Надо разделиться на группы. По какому принципу – дети определяют сами после недолгого обсуждения, например, по определенной тематике, по временам глаголов.

Работаю по Сингапурской методике не так давно, второй год, но о некоторых результатах уже можно сказать. Показателями успешности применения опыта являются:

  1. Положительная динамика диагностики коммуникативных и организаторских способностей личности (по В.И.Синявскому и Б.А.Федоришину):

К

(количественная

характеристика)

Q

(качественная оценка)

Уровень проявления коммуникативных склонностей

Октябрь 2014

Май 2015

Октябрь 2014

Май 2015

0,10 – 0,45

1

низкий

3

1

5

  2

0,45 – 0,55

2

ниже среднего

8

4

5

  2

0,56 – 0,65

3

средний

5

9

8

  9

0,66 – 0,75

4

высокий

5

7

4

  7

0,75 – 1,0

5

очень высокий

-

  -

-

  2

  1. Участие обучающихся в конкурсах, олимпиадах:

Название конкурса

Участников

Победителей и призеров

Всероссийская олимпиада школьников муниципальный этап 2014-2015

5

4

Воробьева Дарья  (победитель)

Рыжда Римма (призер)

Буракова Дарья (призер)

Склярова Елена (призер)

Всероссийская олимпиада школьников муниципальный этап 2015-2016

6

3

Воробьева Дарья  (призер)

Рыжда Римма (призер)

Буракова Дарья (призер)

Всероссийский «Молодежный чемпионат по английскому языку»

10

3

Всероссийский дистанционный конкурс по английскому языку

 « Олимпис 2014»

10

5

Международный Конкурс-игра по английскому языку «Лев»

10

3

Сверхпрограммный конкурс Мультитест по английскому языку

9

3

№ п/п

Класс

Качество

Средний балл

I

II

III

IV

год

I

II

III

IV

год

61,5

69

77

77

77

3,6

3,6

3,8

3,85

3,8

69

85

85

92

85

3,9

4

4,1

4,2

4,1

62

69

69

85

79

3,7

3,8

3,9

4,1

3,9

58

58

58,5

83

58,5

3,9

3,9

3,9

4,2

3,9

91

100

100

100

100

4,1

4,2

4,3

4,4

4,3

50

54

54

61,5

54

3,6

3,6

3,7

3,8

3,7

  1. Положительная динамика качества знаний и среднего балла по предмету при 100% обученности:

  1. Результаты мониторинга отношения к предмету "Английский язык" по методике Г.Н.Казанцевой.

Вывод:

И сегодня я с уверенностью могу сказать, что использование сингапурской методики обучения английскому языку – это опыт, который даёт мне возможность проверить всё на практике.

1) Знание и применение современных тенденций в методике обучения английскому языку, новых методов и технологий   позволяет сделать мою работу  более интересной и разнообразной.

2) Эта методика обучения английскому языку  способствует развитию таких качеств личности, которые являются востребованными современным поликультурным и многоязычным обществом.

3) Обучая по данной методике я  выполняю главную задачу  на сегодня – нахожу эффективные средства обучения для качественного образования детей, учу их самостоятельно добывать нужную информацию, анализировать получаемые знания и применять их для решения новых задач.

Каждое занятие не похоже на привычные уроки, а напоминает игру: настолько увлекательно и интересно проходит обучение. В результате этот метод можно применять для продуктивного обучения  детей.

Список использованной литературы:

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».

http://www.rg.ru/2012/01/17/obrazovanie-site-dok.html

2. Slavin R. E. Research on Cooperative Learning: an International Perspective // Scandinavian Journal of Educational Research.— Decemer, January, 1990.— Vol. 33.— No. 4.— 1989.

http://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/0031383890330401#preview

3. Dotson J. M. Cooperative Learning Structures Can Increase Student Achievement. Culminating Project // Kagan Online Magazine.— Winter 2001.

http://www.kaganonline.com/free articles/research and rationale/311/Cooperative-Learning-Structures-Can-Increase-Student-Achievement

4. Mitchell M. G. и др. Group Investigation as a Cooperative Learning Strategy: An Integrated Analysis of the Literature / M. G. Mitchell, H. Montgomery, M. Holder, D. Stuar // The Alberta Journal of  Educational Research.— 2008.— Vol. 54.— No. 4.— 388–395.

5. Aronson E. Jigsaw in 10 Easy Steps. http://www.jigsaw.org/steps.htm

6. Джонсон Д. В., Джонсон Р. Т., Смит К. А. Кооперативное обучение возвращается в колледж.

http://charko.narod.ru/tekst/did/Didaktika vysshej shkoly.pdf

7. Крузе-Брукс О. А. Историко-педагогические предпосылки становления учебной кооперации в образовательном процессе.— Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого.

http://www.rusnauka.com/13.DNI 2007/Istoria/21261.doc.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Нетрадиционные формы урока и внеклассная работа как фактор формирования положительной мотивации к обучению"

Нетрадиционные формы проведения занятий направлены на повышение эффективности деятельности учащихся. Главным достоинством нетрадиционных форм уроков является развитие и совершенствование со...

Анализ письменных контрольных работ (диктантов) по русскому языку (опыт работы)

Учебный материал посвящен анализу диктантов по русскому языку. Дано описание основных разделов и порядок работы при проведении анализа диктанта (работы над ошибками). Проведение анализа позволяет...

«Опыт работы по инновационной методике организации и проведения внеучебной физкультурно-оздоровительной и спортивной работы»

Автореферат для участия в X областном конкурсе «Мастер педагогического труда по учебным и внеучебным формам физкультурно-оздоровительной и спортивной работы»...

Опыт работы социального педагога по теме: "Работа социального педагога с детьми девиантного поведения как условие успешности обучения и развития учащихся".

       Опыт работы  показал, что, используя систему работы с детьми с девиантным поведением, у учащихся формируется положительная самооценка, эмоциональная стабил...

Опыт работы по теме "Работа с одаренными детьми"

Материал был предоставлен на 1 этап областного конкурса "Лидер в образовании- 2013"...

"Пожарная профилактическая работа с учащимися в системе дополнительного образования" - опыт работы

Аннотация    Представлен опыт пожарной профилактической работы с учащимися в системе дополнительного образования в объединении «Юные пожарные» МБОУ СОШ №10 Абинского района.Мир, в котор...