Шахматное занятие на тему: "Слоновая вилка"
план-конспект на тему

Куканова Татьяна Валентиновна

Данное занятие разработано для обучения шахматам детей возраста 7 - 15 лет. Проведено с  обучающимися МОАУ ДОД "Центр детского творчества".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx426.49 КБ

Предварительный просмотр:

Татьяна Валентиновна Куканова,

педагог дополнительного образования,

МОАУ ДОД «ЦДТ», г.Пыть – Ях , ХМАО - Югра

Шахматное занятие  на тему: « Слоновая вилка».

Тип занятия: повторение изученного материала в игровой форме.

Цели и задачи:

Образовательные: повторить и закрепить знания детей о  понятии вилка (двойной удар) в шахматах, о шахматных фигурах, движении фигур с помощью дидактических игр, активизировать мыслительную деятельность, пополнить знания детей о тактических приёмах в шахматах.

Воспитательные: воспитание чувства личной ответственности за самостоятельно принятое решение, вырабатывать настойчивость, выдержку, уверенность в своих силах, получение навыков общения, способность к соперничеству.

Развивающие: развивать аналитико - синтетическую деятельность, учить обобщать, сравнивать, предвидеть результаты своей деятельности.

Формирование учебных универсальных действий:

Личностные действия: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, развитие  логического, тактического, стратегического и творческого мышления учащихся.

Регулятивные действия: способность определять и формулировать цель деятельности  с помощью руководителя, работать по предложенному руководителем плану, умение высказывать своё предположение  на основе примерных игровых шахматных ситуаций.

Познавательные действия: умение давать анализ своих действий во время игры в шахматы, делать выводы в результате игры, формирование  понятия  о вилке (двойном ударе) в шахматах, нахождение выигрышных ходов.

Коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества, разрешение конфликтов,  управление поведением партнера, работа в команде, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, мультимедийная презентация, демонстрационная шахматная доска с магнитными фигурами, раздаточный материал, цветные магниты,  настольные доски с шахматными фигурами, 3 набора шахматного лото, загадка и ребус о шахматной фигуре – слон, диаграммы с изображением вилки (двойного удара), видеозапись о двойном ударе – вилке.

Для воспитанников: листы  с шахматными задачами, ручки, шахматные наборы, 3 набора шахматного лото.

                 Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Действия учителя:

- Здравствуйте ребята. Сегодня мы с вами продолжаем пополнять свои знания о жителях одной из сказочных стран и её армии. Отгадайте, что это за страна?

Что за армия такая?

В ней слоны и кони есть

Офицеры, генералы,

Короли и пешки здесь.

Все построены рядами,

Ждут команды –

Сразу в бой!

Но сраженья не кровавы,

Та игра известна всем.

-Ребята, что же это за страна? (Шахматы или шахматная страна). Слайд 1.

- Шахматная страна.

- А кто живёт в шахматной стране? Отгадайте загадку. Не люди и не звери, не часы, а ходят? (Шахматные фигуры). Слайд 2.

Деятельность учащихся:

Эмоциональный настрой к познавательной деятельности. (Музыкальный фон, песня А.Уткина «Шахматы»).

F:\Мои рисунки\Кружок\Шахматы\шахм.jpg                 шахматные фигуры2 — копия

Слайд 1.                                   Слайд 2.

Универсальные учебные действия: коммуникативные - планирование учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками.

  1. Актуализация знаний.

Действия учителя:

Складывание шахматного лото.

- Всё перемешалось в конвертах, которые я Вам принесла. Помогите шахматным фигурам навести порядок. Для этого разделимся на 3 группы. Каждая группа получит свой конверт и выполнит задание: необходимо под изображением каждой фигуры выложить таблички с её ходом и названием.  Слайд  3. Проверка.

Деятельность учащихся:

Групповая работа.

Складывание шахматного лото.

шахматные фигуры

Слайд 3.

Универсальные учебные действия: познавательные - анализировать, наблюдать, сравнивать. Способность определять и формулировать цель деятельности  с помощью руководителя, прогнозировать тему урока; развивающие - развивать умение самостоятельно добывать и использовать необходимую информацию; воспитательные - формирование навыков совместной деятельности посредством использования личного опыта и опыта других.

  1. Включение в  деятельность.

Действия учителя:

-  Готовы к работе?      

-  Отгадайте загадку и ребус, которые подскажут о какой фигуре мы сегодня будем говорить?

Если он на белом поле

Встал вначале (не забудь!)

Он другой не хочет доли –

Знает только белый путь.

А когда на поле чёрном

Он стоит, вступая в бой,

Ходит, правилам покорный,

Чёрной тропкой он такой.

До конца игры они

Цвету одному верны. (Слон).

- Какими же бывают слоны в шахматах? (Ответы детей с показом на демонстрационной доске).

- Верно, они бывают чёрными и белыми, плохими и хорошими, белопольными и чернопольными. Слайд 4.

 Деятельность учащихся:

Диалог.

Учащиеся действуют по инструкции.

  •   ,,,

                      С         он

Слайд 4.

Универсальные учебные действия:

Способность работать по предложенному руководителем плану.

  1. Мотивация к деятельности.

Действия учителя:

- Рассмотрите внимательно диаграммы. Что Вы на них видите? (ответы детей).

- Верно, это двойной удар. Как по - другому его можно назвать? (ответы детей).

- Да, это вилка. Во время партии Вы постоянно нападаете своими фигурами на фигуры и пешки противника. Одна фигура может отойти. Гораздо опаснее, если Вы нападёте одновременно на две или три фигуры. Из - под боя сможет уйти лишь одна, а вторая должна погибнуть, конечно, если ваш соперник тоже не найдёт тактических возможностей. Любая из ваших фигур может совершить нападение на две или несколько фигур соперника. Слайд 5.

Деятельность учащихся:

Просмотр диаграмм.

загруженное

Слайд 5.

Универсальные учебные действия:

Развитие  творческого мышления учащихся.

  1. Постановка задачи и определение темы занятия.

Действия учителя:

- Мы ведь не зря вспомнили всё это. Подумайте и скажите, о чём конкретно сегодня на занятии будем говорить? (ответы детей).

- Верно. О слоновой вилке.  Слайд 6.

Деятельность учащихся:

Просмотр видеозаписи о тактическом приёме – вилка.

gendiag (1) 

 Слайд 6.

Универсальные учебные действия:

Формулирование и аргументация своего мнения и позиции, учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

  1. Работа по теме занятия (построение проекта  выхода из затруднения).

Действия учителя:

Демонстрационная шахматная доска.

- Самые опасные вилки – это коневые и пешечные, которые мы рассматривали на предыдущих занятиях. Остальные фигуры – не столь опасные и коварные «вилочники», но это вовсе не значит, что к ним можно относиться пренебрежительно! Посмотрите на диаграмму на демонстрационной доске. Здесь ход белых. Сразу бросается в глаза, что у чёрных значительный материальный перевес: конь, ладья и пешка. С такой мощью, казалось бы, белым пора сдавать партию. Разве они могут что-то сделать в такой ситуации? (ответы детей с показом на демонстрационной доске).

- Ещё как могут! Белые играют 1.С:с6+ и этим ходом не только берут коня, но и делают вилку ладье d5 и королю е8. Чёрные отвечают 1. … Кре7. Возможно, чёрные не теряют надежды, так как после потери коня и ладьи они всё ещё обладают перевесом в пешку. Но чёрные не замечают, что после 2.С: d5 белые вновь ставят вилку, на этот раз коню на g8 и ладье на b3. Чёрные неизбежно теряют либо ту, либо другую фигуру, что в итоге даёт белым преимущество в слона (чёрные, надо думать, в этой безвыходной ситуации предпочтут отдать коня) за пешку. (Работа на демонстрационной доске).

 Деятельность учащихся:

Коллективная работа на демонстрационной доске.

Универсальные учебные действия:

Определение цели.

Выполнение заданий под руководством  педагога.

 Выдвижение гипотез и их обоснование, поиск необходимой информации.

Постановка и решение проблемы.  Умение  с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли.

 Динамическая пауза.

Действия учителя:

- А сейчас немного отдохнём.

-  Выше всех и всех главней

В шахматах король.

(Встать на носочки, руки вверх и потянуться).

А вот пешка – меньше всех,

(Присесть).

Но и всех шустрей.

Важный ферзь – сильнее всех

(Кисти рук к плечам, повороты туловища влево – вправо).

Зоркий и крутой.

По краям стоит ладья

(Стать по стойке смирно).

Всех наблюдательней она.

(Руки как козырёк ко лбу, наклоны вперёд-назад, влево -  вправо).

Скачет быстрый конь (Прыжки)

Всех перепрыгнуть может он.

Кто остался? Это слон.

(Руки вверх, в стороны, вниз).

Ходит по диагонали он.

 Деятельность учащихся:

Выполняют физические упражнения. Повторяют за учителем.

  1. Продолжение работы по теме занятия.

Практическая работа в парах.

Действия учителя: 

- На демонстрационной  шахматной доске выставлены позиции. Задание:  найти способ поставить вилку слоном.  Проверка.

Универсальные учебные действия:

Умение высказывать своё предположение  на основе примерных игровых шахматных ситуаций.

Самостоятельная работа:

Действия учителя:

- Настоящие шахматисты не только играют в шахматы, но и умеют решать разные шахматные задачи. Предлагаю попробовать свои силы и нам в решении задач. У каждого на столе лежит карточка с  изображением диаграммы. Вам надо помочь слону поставить «вилку».

Деятельность учащихся:

Самостоятельная работа в индивидуальных карточках.

Универсальные учебные действия:

Развивать креативное мышление при анализе позиций.

 Игра «Слон против коня».

Действия учителя:

Работа в парах на настольных шахматных досках.

- Давайте поиграем! Игра называется «Слон против коня». Для этого необходимо сначала сделать жеребьёвку, чтобы узнать, кто каким цветом играет. Тот, кто играет белыми фигурами, выставляет на доску только слонов в первоначальное положение. А тот, кто играет чёрными фигурами, выставляет на доску только коней в первоначальное положение. Задача заключается в том, чтобы побить у соперника все фигуры, желательно, стараться использовать тактический приём «вилку».

Деятельность учащихся:

Работа в парах.

chess_026

Универсальные учебные действия:

Умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.  

  1. Включение в самоанализ проделанной работы.

Действия учителя:

- Итак, игра наша закончена. Подведем итоги с помощью блиц - опроса.

-  Что такое «вилка»? (Нападение одной фигуры сразу на две и больше фигур соперника).

-  Как по-другому её можно назвать? (Двойной удар).

- Какие фигуры могут ставить «вилку»? (Любые).

- Какая фигура сегодня училась с нами ставить двойной удар? (Слон).

- Кто из фигур является самым опасным «вилочником»? (Пешка и конь).  Как вы думаете, почему?  (Пешка – в силу своей минимальной стоимости, а конь – потому что имеет своеобразный ход).

- Назовите имя товарища, который был самым активным на занятии. Давайте им похлопаем.

Деятельность учащихся:

 Ответы на вопросы.

Универсальные учебные действия :

Умение давать анализ своих действий во время игры в шахматы, делать выводы в результате игры.

  1. Рефлексия. Подведение итогов занятия.

Действия учителя:

- Сегодня наше путешествие по шахматной стране завершено.

- Проверим, понравилось ли вам занятие? (Под музыку - каждый  обучающийся  подходит к столу, берёт понравившуюся ему картинку и крепит на шахматную магнитную доску).

sun001- всё отлично; sun002 - есть вопросы.

Озвучивается вывод. 

- Ребята, спасибо за хорошую работу, за старание. Вы настоящие шахматисты, т.к.  вдумчиво и целенаправленно трудились за шахматной доской. Всего вам доброго!

Деятельность учащихся:

 Под музыку - каждый  обучающийся  подходит к столу, берёт понравившуюся ему картинку и крепит на шахматную магнитную доску.

Универсальные учебные действия:

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Самооценка на основе критериев успешности, адекватное понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие "Вязание на вилке"

Презентация к занятию и конспект....

Открытое занятие шахматного кружка«Шахматная фигура Ферзь»

Данное занятие разработано для обучения игре в шахматы детей 7 – 15 лет. В доступной игровой форме происходит знакомство с одной из шахматных фигур – ферзём. С помощью разнообразных форм работы (индив...

Мультимедийная презентация к шахматному занятию "Слоновая вилка"

Данная презентация разработана для применения на занятии по шахматам по теме "Слонова вилка", для обучающихся 2 года обучения....

Методическая разработка шахматного занятия «Рокировка и всё о ней».

Данное занятие разработано для обучения игре в шахматы детей 7 – 15 лет, 1 года занятий. В доступной игровой форме происходит знакомство с понятием «рокировка». С помощью разнообразных форм работы (ин...

Методическая разработка шахматного занятия «Линейный мат ладьёй».

Данное занятие разработано для обучения игре в шахматы детей 7 – 15 лет, 2 года занятий. В доступной игровой форме происходит знакомство с линейным матом ладьёй одинокому королю. С помощью разно...

Шахматное занятие на тему: «Решение задач на постановку мата в один ход 2 ладьями».

Данное занятие разработано для обучения игре в шахматы детей 7 – 15 лет, 1 года занятий. В доступной игровой форме происходит выработка умений и навыков в постановке линейного мата двумя ладьями...

Методическая разработка шахматного занятия «Шах».

Данное занятие разработано для обучения игре в шахматы детей 7 – 15 лет, 1 года занятий. В доступной игровой форме происходит знакомство с понятием «шах». С помощью разнообразных фор...