Методическая разработка шахматного занятия «Шах».
план-конспект

Куканова Татьяна Валентиновна

Данное занятие разработано для обучения игре в шахматы детей 7 – 15 лет, 1 года занятий. В доступной игровой форме происходит знакомство с понятием «шах». С помощью разнообразных форм работы (индивидуальная, групповая, в парах) обучающиеся узнают  что такое шах и способы защиты от шаха, виды шаха. Закрепление полученных знаний происходит с использованием компьютерных программ. Потенциал данного занятия заключается в активизации познавательной деятельности ребёнка, в развитии умения правильно понимать поставленную задачу и самостоятельно её решать. Оно направлено на развитие интереса к шахматной игре. Возможные результаты данного занятия проявляются в стимулировании мотивации детей  заниматься обучением игре в шахматы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kukanova._rabota.docx554.53 КБ

Предварительный просмотр:

Куканова Татьяна Валентиновна

педагог дополнительного образования

МАУДО «Центр детского творчества»

г. Пыть – Ях, ХМАО – Югра

Методическая разработка шахматного занятия «Шах».

  Ключевые слова: шах, защита от шаха, двойной шах, вскрытый шах, вечный шах.

Цель: познакомить детей с новым понятием «шах», видами шаха, способами защиты от шаха. Закрепить полученные знания поредством дидактических игр – заданий.

Задачи: - научиться защищаться от шаха;

               - развивать воображение, мышление, память;

               - воспитывать усидчивость, уважительное отношение к сопернику по игре,  настойчивость.

Тип занятия: изучение нового материала.

Форма проведения занятия: занятие – исследование.

Дидактические материалы и оборудование: демонстрационная шахматная доска и фигуры, шахматные настольные наборы,  диаграммы с изображением шаха, стихи о шахе и защите от него, интерактивная доска, видеозапись учебного фильма о шахе,   компьютеры с установленной шахматной игрой («Динозавры учат шахматам»), тетради, ручки, клей.

Ход занятия:

I. Организационный момент (цель: организация внимания обучающихся, стартовая мотивация):

    1. Приветствие.

    2. Знакомство с целью и планом занятия.

 II. Актуализация опорных знаний (цель: подготовка обучающихся к активному усвоению нового материала):

  1. Игровая практика. В начале занятия вспоминаются названия всех шахматных фигур. Каждый ребёнок вспоминает фигуру, находит её и устанавливает на демонстрационной доске и на настольной доске в начальном положении.
  2. Блиц викторина. Обучающиеся отвечают на вопросы по пройденному материалу:

-Сколько игроков принимают участие в шахматной игре? (2).

- Как называются эти игроки в шахматной лексике? (соперники или противники).

- Король – самая сильная или самая главная фигура?

(самая главная).

- Как король бьёт? (так же, как и ходит).

- Могут ли белый и чёрный король во время шахматной партии стоять рядом друг с другом? (нет) [2, с.74 – 75].

III. Изучение нового материала (цель: реализация образовательной задачи):

  1. Вступительная беседа: - Помните ли вы сказку про колобка? Который и от бабушки ушёл, и от дедушки ушёл, и от волка, и от медведя. Так и король во время шахматной партии очень напоминает колобка! Все хотят его съесть несчастного, а он всё уходит и уходит, пока хитрая лиса не найдётся. Правда, на шахматной доске таких зверей нет, но страшные кони и слоны водятся, да ладьи с ферзями из пушек стреляют. И королю приходится всю партию либо за своими фигурами прятаться, либо убегать. Если можно продолжать партию, потеряв даже все фигуры, то без короля шахматное войско должно сразу сдаваться! Шаху – мат, что в переводе с индийского означает Королю пришёл конец! На диаграмме (рис.1) мы видим, что ладья напала на короля белых и говорит: «Король, король, я тебя съем!» А по шахматному это будет ШАХ! Шах – это нападение на короля.

E:\Шах\Шах.jpg

Рис. 1

  1. Эвристическая беседа: - Помогите королю спастись от нападения. Что делать? (Дети называют свои варианты спасения).
  2. Показ нового материала на демонстрационной доске с целью знакомства с 3 способами защиты от шаха (рис.1):

- Что же делать, если на короля напали? Ведь по шахматным правилам, нельзя оставлять короля под нападением. Послушайте стих и назовите правила спасения для короля (педагог, читая стих, показывает 3 способа спасения от шаха):

На тебя решил нагнать

Твой противник страх:

Королю сейчас опять

Объявил он шах.

Ты пугаться не спеши

Вражеских атак,

Поразмысли – ка в тиши:

Может, шах – пустяк?

Короля- - владыки честь

Войску дорога.

Посмотри – ка, нельзя ли съесть

Дерзкого врага?

А ещё я путь другой

Подсказать могу:

Ты дорогу перекрой

Этому врагу.

Стань фигурою своей

На его пути –

Короля всего верней

Сможешь так спасти.

Подскажу тебе, позволь,

Я и третий путь:

Не сумеет ли король

В сторону шагнуть? [1, с. 35]

- Итак, существует 3 способа защиты от шаха: 1. Уйти из – под шаха. 2. Закрыться другой фигурой. 3. Побить нападающую фигуру.

4. Физкультминутка. Буратино шёл, шёл,

                                    Земляничку нашёл,

                                    Наклонился, сорвал

                                    И дальше побежал.

  1. Знакомство с видами шаха: - Просмотрите, пожалуйста, учебный фильм, и скажите, каких видов бывает шах? (просмотр учебного фильма «Нападение. Защита. Шах. Мат»).  

- Да, видов шаха бывает очень много, но самые распространённые, это: двойной, спёртый, вскрытый, вечный

IV. Закрепление изученного материала (цель: закрепить знания по изученному материалу):

  1. Решение шахматных задач коллективно (рис.2): - Назовите виды шаха на этих диаграммах (двойной, спёртый, вскрытый, вечный).

E:\Шах\Шах 1.jpg

Рис.2

  1. Работа на компьютере. (В обучающей игре «Динозавры учат шахматам» открыть в разделе «Уроки» тему «Шах» и выполнить предлагаемые задания по отработке постановки шаха и защиты от него. По окончании задания,  отчитаться педагогу.)
  2.  Физкультминутка.

Вырос высокий цветок на поляне,

Утром раскрыл он свои лепестки.

Всем лепесткам красоту и питанье

Дружно дают под землёй корешки.

  1. Тренировочная игра в шахматы на настольной доске в парах.

VI. Итог занятия (цель: сделать выводы о проделанной работе на занятии):

       1. Вопрос на засыпку: - Что такое шах?

Как защититься от шаха? Какой бывает шах?

       2. Уборка рабочих мест.

Список литературы:

  1. Весела И., Веселы И. Шахматный букварь / М.; издательство Физкультура и спорт, 1983 г., -  128 с.
  2. Костенюк А.К., Костенюк Н.П. Как научить шахматам. Дошкольный шахматный учебник / М.; издательство «RUSSIAN CHESS HOUSE», 2008 г., - 144с.
  3. Костров В., Давлетов Д. Шахматный учебник  /С.- П.; издательский дом «Литера», 1 часть, 2005 г., -  130 с.
  4. MP Video File, Skilo.ru «Шахматы. Нападение. Защита. Шах. Мат».
  5. Компьютерная обучающая игра «Динозавры учат шахматам».

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого занятия шахматного клуба «ФЛЕРОВЕЦ» по теме «Начальная позиция».

В данной публикации представлена методическая разработка открытого занятия шахматного клуба «ФЛЕРОВЕЦ» по теме «Начальная позиция» в школе №3 имени И.А.Флерова....

Методическая разработка открытого занятия шахматного клуба «ФЛЕРОВЕЦ» по теме "Королевский гамбит".

В данной публикации представлена методическая разработка открытого занятия шахматного клуба «ФЛЕРОВЕЦ» по теме «Королевский гамбит»....

Методическая разработка открытого занятия шахматного клуба "Флеровец". Тема: "Шахматы: от школы жизни к празднику карнавала».

В данной публикации представлена методическая разработка открытого занятия шахматного клуба "Флеровец". Тема: "Шахматы: от школы жизни к празднику карнавала"....

Методическая разработка шахматного занятия «Рокировка и всё о ней».

Данное занятие разработано для обучения игре в шахматы детей 7 – 15 лет, 1 года занятий. В доступной игровой форме происходит знакомство с понятием «рокировка». С помощью разнообразных форм работы (ин...

Методическая разработка шахматного занятия «Линейный мат ладьёй».

Данное занятие разработано для обучения игре в шахматы детей 7 – 15 лет, 2 года занятий. В доступной игровой форме происходит знакомство с линейным матом ладьёй одинокому королю. С помощью разно...

Методическая разработка цикла занятий по курсу ОДНКНР (Раздел I «Россия – наш общий дом») Занятие 1. Тема «Истоки родной культуры» Занятие 2. Тема «Материальная культура» Занятие 3. Тема «Духовная культура»

В методической разработке представленные уроки входят в первый тематический блок «Россия – наш общий дом». Данный цикл занятий связан с понятием «культура».Так на п...