Методическая разработка шахматного занятия «Шах».
план-конспект
Данное занятие разработано для обучения игре в шахматы детей 7 – 15 лет, 1 года занятий. В доступной игровой форме происходит знакомство с понятием «шах». С помощью разнообразных форм работы (индивидуальная, групповая, в парах) обучающиеся узнают что такое шах и способы защиты от шаха, виды шаха. Закрепление полученных знаний происходит с использованием компьютерных программ. Потенциал данного занятия заключается в активизации познавательной деятельности ребёнка, в развитии умения правильно понимать поставленную задачу и самостоятельно её решать. Оно направлено на развитие интереса к шахматной игре. Возможные результаты данного занятия проявляются в стимулировании мотивации детей заниматься обучением игре в шахматы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kukanova._rabota.docx | 554.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Куканова Татьяна Валентиновна
педагог дополнительного образования
МАУДО «Центр детского творчества»
г. Пыть – Ях, ХМАО – Югра
Методическая разработка шахматного занятия «Шах».
Ключевые слова: шах, защита от шаха, двойной шах, вскрытый шах, вечный шах.
Цель: познакомить детей с новым понятием «шах», видами шаха, способами защиты от шаха. Закрепить полученные знания поредством дидактических игр – заданий.
Задачи: - научиться защищаться от шаха;
- развивать воображение, мышление, память;
- воспитывать усидчивость, уважительное отношение к сопернику по игре, настойчивость.
Тип занятия: изучение нового материала.
Форма проведения занятия: занятие – исследование.
Дидактические материалы и оборудование: демонстрационная шахматная доска и фигуры, шахматные настольные наборы, диаграммы с изображением шаха, стихи о шахе и защите от него, интерактивная доска, видеозапись учебного фильма о шахе, компьютеры с установленной шахматной игрой («Динозавры учат шахматам»), тетради, ручки, клей.
Ход занятия:
I. Организационный момент (цель: организация внимания обучающихся, стартовая мотивация):
1. Приветствие.
2. Знакомство с целью и планом занятия.
II. Актуализация опорных знаний (цель: подготовка обучающихся к активному усвоению нового материала):
- Игровая практика. В начале занятия вспоминаются названия всех шахматных фигур. Каждый ребёнок вспоминает фигуру, находит её и устанавливает на демонстрационной доске и на настольной доске в начальном положении.
- Блиц викторина. Обучающиеся отвечают на вопросы по пройденному материалу:
-Сколько игроков принимают участие в шахматной игре? (2).
- Как называются эти игроки в шахматной лексике? (соперники или противники).
- Король – самая сильная или самая главная фигура?
(самая главная).
- Как король бьёт? (так же, как и ходит).
- Могут ли белый и чёрный король во время шахматной партии стоять рядом друг с другом? (нет) [2, с.74 – 75].
III. Изучение нового материала (цель: реализация образовательной задачи):
- Вступительная беседа: - Помните ли вы сказку про колобка? Который и от бабушки ушёл, и от дедушки ушёл, и от волка, и от медведя. Так и король во время шахматной партии очень напоминает колобка! Все хотят его съесть несчастного, а он всё уходит и уходит, пока хитрая лиса не найдётся. Правда, на шахматной доске таких зверей нет, но страшные кони и слоны водятся, да ладьи с ферзями из пушек стреляют. И королю приходится всю партию либо за своими фигурами прятаться, либо убегать. Если можно продолжать партию, потеряв даже все фигуры, то без короля шахматное войско должно сразу сдаваться! Шаху – мат, что в переводе с индийского означает Королю пришёл конец! На диаграмме (рис.1) мы видим, что ладья напала на короля белых и говорит: «Король, король, я тебя съем!» А по шахматному это будет ШАХ! Шах – это нападение на короля.
Рис. 1
- Эвристическая беседа: - Помогите королю спастись от нападения. Что делать? (Дети называют свои варианты спасения).
- Показ нового материала на демонстрационной доске с целью знакомства с 3 способами защиты от шаха (рис.1):
- Что же делать, если на короля напали? Ведь по шахматным правилам, нельзя оставлять короля под нападением. Послушайте стих и назовите правила спасения для короля (педагог, читая стих, показывает 3 способа спасения от шаха):
На тебя решил нагнать
Твой противник страх:
Королю сейчас опять
Объявил он шах.
Ты пугаться не спеши
Вражеских атак,
Поразмысли – ка в тиши:
Может, шах – пустяк?
Короля- - владыки честь
Войску дорога.
Посмотри – ка, нельзя ли съесть
Дерзкого врага?
А ещё я путь другой
Подсказать могу:
Ты дорогу перекрой
Этому врагу.
Стань фигурою своей
На его пути –
Короля всего верней
Сможешь так спасти.
Подскажу тебе, позволь,
Я и третий путь:
Не сумеет ли король
В сторону шагнуть? [1, с. 35]
- Итак, существует 3 способа защиты от шаха: 1. Уйти из – под шаха. 2. Закрыться другой фигурой. 3. Побить нападающую фигуру.
4. Физкультминутка. Буратино шёл, шёл,
Земляничку нашёл,
Наклонился, сорвал
И дальше побежал.
- Знакомство с видами шаха: - Просмотрите, пожалуйста, учебный фильм, и скажите, каких видов бывает шах? (просмотр учебного фильма «Нападение. Защита. Шах. Мат»).
- Да, видов шаха бывает очень много, но самые распространённые, это: двойной, спёртый, вскрытый, вечный
IV. Закрепление изученного материала (цель: закрепить знания по изученному материалу):
- Решение шахматных задач коллективно (рис.2): - Назовите виды шаха на этих диаграммах (двойной, спёртый, вскрытый, вечный).
Рис.2
- Работа на компьютере. (В обучающей игре «Динозавры учат шахматам» открыть в разделе «Уроки» тему «Шах» и выполнить предлагаемые задания по отработке постановки шаха и защиты от него. По окончании задания, отчитаться педагогу.)
- Физкультминутка.
Вырос высокий цветок на поляне,
Утром раскрыл он свои лепестки.
Всем лепесткам красоту и питанье
Дружно дают под землёй корешки.
- Тренировочная игра в шахматы на настольной доске в парах.
VI. Итог занятия (цель: сделать выводы о проделанной работе на занятии):
1. Вопрос на засыпку: - Что такое шах?
Как защититься от шаха? Какой бывает шах?
2. Уборка рабочих мест.
Список литературы:
- Весела И., Веселы И. Шахматный букварь / М.; издательство Физкультура и спорт, 1983 г., - 128 с.
- Костенюк А.К., Костенюк Н.П. Как научить шахматам. Дошкольный шахматный учебник / М.; издательство «RUSSIAN CHESS HOUSE», 2008 г., - 144с.
- Костров В., Давлетов Д. Шахматный учебник /С.- П.; издательский дом «Литера», 1 часть, 2005 г., - 130 с.
- MP Video File, Skilo.ru «Шахматы. Нападение. Защита. Шах. Мат».
- Компьютерная обучающая игра «Динозавры учат шахматам».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка открытого занятия шахматного клуба «ФЛЕРОВЕЦ» по теме «Начальная позиция».
В данной публикации представлена методическая разработка открытого занятия шахматного клуба «ФЛЕРОВЕЦ» по теме «Начальная позиция» в школе №3 имени И.А.Флерова....
Методическая разработка открытого занятия шахматного клуба «ФЛЕРОВЕЦ» по теме "Королевский гамбит".
В данной публикации представлена методическая разработка открытого занятия шахматного клуба «ФЛЕРОВЕЦ» по теме «Королевский гамбит»....
Методическая разработка открытого занятия шахматного клуба "Флеровец". Тема: "Шахматы: от школы жизни к празднику карнавала».
В данной публикации представлена методическая разработка открытого занятия шахматного клуба "Флеровец". Тема: "Шахматы: от школы жизни к празднику карнавала"....
Методическая разработка шахматного занятия «Рокировка и всё о ней».
Данное занятие разработано для обучения игре в шахматы детей 7 – 15 лет, 1 года занятий. В доступной игровой форме происходит знакомство с понятием «рокировка». С помощью разнообразных форм работы (ин...
Методическая разработка шахматного занятия «Линейный мат ладьёй».
Данное занятие разработано для обучения игре в шахматы детей 7 – 15 лет, 2 года занятий. В доступной игровой форме происходит знакомство с линейным матом ладьёй одинокому королю. С помощью разно...
Методическая разработка цикла занятий по курсу ОДНКНР (Раздел I «Россия – наш общий дом») Занятие 1. Тема «Истоки родной культуры» Занятие 2. Тема «Материальная культура» Занятие 3. Тема «Духовная культура»
В методической разработке представленные уроки входят в первый тематический блок «Россия – наш общий дом». Данный цикл занятий связан с понятием «культура».Так на п...