учебная программа кружка ,,Мото".
рабочая программа по теме
Учебная программа технического кружка дополнительного образования, рассчитанная на 3 года обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnaya_programma_moto.doc | 156 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Станция юных техников» Бардымского муниципального района
Рекомендовано: Утверждаю:
Постановлением педсовета Директор СЮТ
Протокол №____ ________Э.Р. Баширов
От «___» ________2012 г. «___»_________2012 г.
Программа дополнительного образования
объединения
«Мото»
Срок реализации программы
3 года обучения
Возраст детей 8-18 лет
Автор:
Илькаев Фархат Масхутович
педагог дополнительного
образования
Барда, 2012.
Пояснительная записка
Актуальность и ценность программы
Ценность программы для развития личности подростка содержится в изучении предметов и приобретении навыков ,необходимых современному школьнику в условиях высокого уровня автомобилизации нашей жизни, и, как следствие возрастающее число пострадавших на дорогах , рост детского травматизма.
Актуальность программы состоит в том , что само по себе направление мото является не только полезным но и желанным для многих подростков.
Программа прививает первичные навыки обращения , навыки вождения мототранспорта,
Учит правилам поведения на дорогах.
Цель программы:
Социализация личности подростка через освоение им мототехники и участие его в деятельности кружка мото.
Задачи программы:
Организация досуга и обучение учащихся навыкам вождения мототехнике, правилам дорожного движения.
Создание предпосылок для адаптации и самоутверждения подростка в сложных дорожных условиях.
Повышения уровня технической грамотности.
Адаптация к работе в коллективе.
Удовлетворять запросы и потребности учащихся и родителей.
Содержание курса и методика
Программа рассчитана на три года, в течении которых в объединении занимаются ребята от 8 до 18 лет.
Моторизованная техника для детей изготавливается для эксплуатации детьми, обычно, с 8 лет, исходя из этого, практические занятия можно проводить с детьми этого возраста и целесообразно подгонять программу под эту возрастную категорию. Дети в этом возрасте быстро усваивают предложенный им материал и реакция детей в этом возрасте вполне хорошая.
По окончании курса многие остаются в составе объединения, эти воспитанники занимаются ремонтом, техническим обслуживанием техники, помогают осваивать технику воспитанникам 1-ого года обучения.
Многие дети, посещавшие этот кружок, в дальнейшем выбирают себе жизненный путь, связанный с техническим направлением дальнейшей деятельности.
Программа курса рассчитана на 3 года и включает в себя:
Общее устройство мотоциклов.
Назначение и устройство деталей и механизмов.
Основы безопасности дорожного движения.
Правила дорожного движения.
Техническое обслуживание и ремонт деталей и узлов.
Оказание первой медицинской помощи.
Вождение мототехники в разных дорожных условиях.
Учащиеся первого года обучения изучают:
Общее устройство мототехники.
Системы управления и контроля.
Правила дорожного движения.
Учебная езда.
Учащиеся второго года обучения изучают:
Основы безопасности движения.
Правовые аспекты деятельности водителя.
Устройство и техобслуживание мотоцикла.
Основы первой медицинской помощи.
Учебная езда
Учащиеся третьего года обучения изучают:
повторяют тот же материал и дополнительно учатся ремонту узлов и деталей конструированию мототранспорта.
Учебная езда
Задачи первого года обучения:
- Образовательные:
Дать понятие общего устройства мотоциклов, его основных узлов.
Знакомить с техническим обслуживанием и ремонтом, формировать навыки работы с инструментами.
Формировать навыки вождения мототехники.
Обучить правилам дорожного движения.
- Развивающие:
- Выявление и развитие природных задатков способностей детей и подростков, проявляющих интерес к мото автомобильной технике.
- Воспитательные:
- Мотивация интереса школьников к занятиям техническими видами спорта, к освоению теории и практики повышения спортивно-технического мастерства обучающихся.
Учебный план
1 года обучения (4 часа в неделю)
Тема | всего | теория | практика | Формы организации деятельности учащихся при проведении занятий |
1. Вводное занятие | 2 | 2 | ||
2. Беседа о мототранспорте | 2 | 2 | дискуссия | |
3. Общее устройство мотоциклов и квадроциклов | 14 | 4 | 10 | |
4. Двигатели для мотоциклов | 14 | 4 | 10 | |
5. Система управления и контроля | 8 | 6 | 2 | |
6. Правила обслуживания техники | 8 | 2 | 6 | |
7. Правила дорожного движения | 38 | 10 | 28 | |
8. Учебная езда | 34 | 4 | 52 | Внутрикружковые соревнования каждое полугодие |
9. Итоговое занятие | 2 | 2 | ||
итого | 144 | 36 | 108 |
Тематический план
Наименование темы | теория | практика | Формы организации деятельности учащихся при проведении занятий |
| 2 2 4 4 6 2 10 4 2 | 10 10 2 6 28 2 12 8 8 14 4 4 | Дискуссия соревнования соревнования |
Содержание изучаемого курса 1 года обучения
- Вводное занятие. История создания и развития объединения. Основные цели и задачи обучения членов коллектива в предстоящем учебном году.
Порядок работы объединения. Правила поведения в процессе обучения (в теоретических, практических занятиях)
Знакомство с материально-технической базой объединения парк техники, оборудование учебно-наглядные пособия, инструменты и противопожарный инвентарь.
Пути эвакуации в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
Вводные инструктажи противопожарной безопасности и по технике безопасности при эксплуатации мототехники во время занятий.
- Беседа о мототранспорте.
Мотоциклы вчера, сегодня, завтра.
Достижения современных мотогонщиков.
Техническая эстетика мототранспорта.
Физическая подготовка кроссмена.
- Общее устройство мотоциклов и квадроциклов. Основные части моторанспорта, принцип работы, устройство и правила эксплуатации.
Практическая работа, знакомство работы различных механизмов. Их разборка, сборка, проверка креплений узлов и механизмов.
- Двигатели для мотоцикла. Классификация двигателей. Регулировка оборотов, расхода топлива.
Практическая работа. Знакомство с устройством и работой двигателя, основных его механизмов. Заправка топливом, контроль уровня масла, устранение мелких неисправностей. Изучение регулировочных данных.
- Система управления и контроля. Устройство, работа, рулевого механизма, тормозной системы, муфты сцепления, приборы контроля и сигнализации.
Практическая работа. Выполнение регулировочных ремонтных работ изучаемой техники. Дозаправка, замена, горюче-смазочных материалов.
- Правила обслуживания техники. Виды и периодичность технического обслуживания, ремонт мототехники.
Практическая работа. Выполнение регулировочных, профилактических и ремонтных работ используемой техники.
- Правила дорожного движения. Изучение ПДД. Правила оказания первой медицинской помощи, дорожные знаки и их назначение.
Практическая работа. Изучение ПДД в практических занятиях по вождению.
- Учебная езда.
Трогание с места и остановка.
Езда по прямой.
Езда по извилистой трассе.
Прохождение восьмерки.
Езда в группах.
Езда в сложных дорожных условиях.
Объезд препятствии.
Езда на скорость.
- Итоговое занятие. Подведение итогов работы кружка, награждение лучших за учебный год. Ознакомление планом работы кружка на следующий учебный год.
Прогнозируемый результат первого года обучения.
В конце первого года обучения учащиеся должны знать:
Общее устройство мотоциклов, квадроциклов;
Принцип и устройство двигателя внутреннего сгорания;
Общее устройство двигателя;
ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:
Проводить ежедневное техническое обслуживание мототранспорта;
Заправлять топливом;
Проверять наличие и уровень масла на двигателе;
Заводить двигатель;
Трогаться и управлять, выполнять несложные маневры по практической езде.
Второй год обучения
Задача второго года обучения
Образовательные - изучить устройство мотоцикла
формировать первичные навыки ремонта
Развивающие - развивать самостоятельность и активность
Воспитательные – воспитать общественную активность
Учебный план
2 год обучения (6 часов в неделю)
Предметы обучения | всего | теория | практика | Формы организации деятельности учащихся при проведении занятий |
| 2 | 2 | ||
| 12 | 6 | 6 | семинар |
| 18 | 9 | 9 | |
| 32 | 27 | 5 | соревнования |
| 14 | 6 | 8 | |
| 8 | 8 | ||
| 3 | 3 | ||
| 2 | 2 | ||
| 115 | 3 | 122 | соревнования |
| 2 | 2 | ||
| 6 | 3 | 3 | |
| 2 | 2 | ||
итого | 216 | 73 | 143 |
Тематический план
Наименование темы | теория | практика | Формы организации деятельности учащихся при проведении занятий |
| 1 1 1 1 1 1 1 1 5 1 2 4 13 3 3 3 1 5 8 3 1 1 3 1 3 2 | 1 2 2 4 1 1 6 1 2 8 122 3 | семинар соревнования соревнования |
Содержание курса второго года обучения
- Вводное занятие. История мотоцикла. Основные технические характеристики велосипеда, мопеда, мотороллера, мотоцикла и квадроциклов. цели и задачи, содержание работы кружка. Правила внутреннего распорядка, инструктаж по технике безопасности и правил санитарной гигиены.
- Повторение материала первого года обучения.
- Устройство и техническое обслуживание мототранспорта. Общее устройство техники: мотоциклов, квадроциклов и багги. Двигатель. Устройство и работа двигателя. Система охлаждения и смазочная система. Горюче - смазочные материалы. Система питания. Электрооборудование. Устройство силовой передачи от двигателя до колеса. Органы контроля и управления. Порядок проведения технического обслуживания. Особенности эксплуатации мототранспорта в разных климатических и погодных условиях.
- Правила дорожного движения. Общие положения. Дорожные знаки и их назначение. Правила регулирования дорожного движения.
- Основы управления мототранспортом . Техника пользования органами контроля и управления. Управление мототранспортом в разных дорожных условиях. Объезд препятствий разной сложности.
- Безопасность движения. Этика вождения мототранспорта. Выбор оптимальной скорости по состоянию дорожного полотна и рельефа местности и изучение поведения мототехники в разных дорожных условиях.
- Правовые основы. Административная и дисциплинарная ответственность за нарушение правил дорожного движения. Уголовная ответственность за автотранспортные преступления.
- Первая помощь пострадавшим при ДТП и ЧС. Правила оказания первой помощи пострадавшим . Последовательность действий при оказании помощи, определение состояния пострадавших.
9 . Учебная езда.
- Восстановление навыков вождения.
- Начало движения, разгон, торможение.
- Фигурная езда.
- Групповое и парное движение.
- Движение при наличии пассажира.
- Отработка экстренного торможения при наличии пассажира.
- Приемы прохождения труднопроходимых участков дорог.
- Приемы прохождения труднопроходимых участков с пассажиром.
- Отработка взаимодействия водителя и пассажира при прохождении труднопроходимых участков.
- Проезд узких участков.
- Проезд узких участков с пассажиром.
10 . Правила техники безопасности при эксплуатации транспортных средств. ТБ при техническом обслуживании и ремонте техники. Правила личной гигиены. Правила противопожарной безопасности.
11. Экзамен внутренний. Устройство мототехники. Правила дорожного движения . Фигурное вождение.
12. Итоговое занятие. Подведение итогов работы кружка. Ознакомление ребят с планом работы летнего профильного лагеря. Планы работ на следующий учебный год.
Прогнозируемый результат второго года обучения
В конце второго года обучения, обучающиеся должны знать:
Ремонтировать основные узлы и детали мотоциклов;
Общее утройство двигателя внутреннего сгорания;
Правила эксплуатации мототехники.
Должны уметь:
Устранить неполадки и неисправности двигателя;
Пользоваться инструментами для ремонта и техобслуживания.
Третий год обучения
Задачи третьего года обучения
Образовательные - изучение определения состояния используемой в кружке техники;
- формирование навыков вождения в неблагоприятных условиях;
- совершенствовать навыки нахождения и устранения
неисправностей
Развивающие - обеспечивать развитие индивидуальных способностей.
Воспитательные - воспитание чувства ответственности, самостоятельности в работе.
Учебный план
3 года обучения (8 часов в неделю)
Тема | всего | теория | практика | Формы организации деятельности учащихся при проведении занятий |
| 2 | 2 | ||
| 12 | 4 | 8 | дискуссия |
| 8 | 4 | 4 | |
| 18 | 6 | 12 | |
| 24 | 2 | 22 | |
| 16 | 2 | 14 | |
| 16 | 4 | 12 | |
| 10 | 4 | 6 | |
| 4 | 4 | ||
| 2 | 2 | ||
| 174 | 4 | 170 | соревнования |
| 2 | 2 | ||
ИТОГО | 288 | 36 | 252 |
Тематический план
Тема | теория | практика | Формы организации деятельности учащихся при проведении занятий |
1 Определение технического состояния мотоциклов квадроциклов. 2 Подготовка техники к ремонту. 3 Определения вида ремонта. 4 Чистка, мойка. 5 Основные неисправности агрегатов. 6 Способы устранения неисправностей агрегатов. 7 Разборка деталей и узлов. 8 Восстановление деталей. 9 Сборочные работы. 10 Ремонт агрегатов. 11 Ремонт двигателя . 12 Ремонт электрооборудования. 13 Ремонт кривошипно-шатунного механизма. 14 Ремонт муфты сцепления. 15 Ремонт коробки передач. 16 Ремонт главной передачи. 17 Техника безопасности. 18 Учебная езда. 19 Итоговое занятие. | 4 1 1 2 2 2 2 1 2 1 1 1 1 1 1 4 2 5 2 | 8 1 2 1 4 2 6 10 12 2 2 2 2 1 1 14 170 | Дискуссия соревнования |
Содержание изучаемого курса 3 года обучения
- Вводное занятие. Цели, задачи и содержание работ в кружке. Правила внутреннего распорядка. Требования по технике безопасности и правилам санитарной гигиены. Регистрация членов кружка.
- Определение технического состояния учебного транспорта. Внешний осмотр, проверка механизмов управления, состояние электрооборудования, ходовой части. Проверка изношенности основных и второстепенных деталей. Проверка техники в работе.
- Подготовка к ремонту. Чистка, мойка, деталей и механизмов. Проверка состояния разных узлов и деталей на изношенность.
- Определение вида ремонта. Какие части, насколько изношены и какой ремонт потребуется для приведения в рабочее состояние.
- Основные неисправности агрегатов и механизмов. Изучение статистики поломок и узлов, выяснение причин поломок.
- Способы устранения неисправностей агрегатов.
Восстановление изношенных деталей.
Замена.
Напайка, сварка.
Регулировка зазоров
Подкачка колес.
- Разборка деталей и узлов. Порядок проведения разборки деталей.
Применяемые инструменты и механизмы.
Порядок размещения разобранных деталей.
- Восстановление деталей. Изучение возможности восстановления.
Инструменты, применяемые для восстановления.
Восстановление деталей.
- Сборочные работы. Порядок сборки.
Регулировка.
Проверка.
- Ремонт агрегатов. Устранение поломок и неисправностей.
- Ремонт двигателя. Замена поршневых колес. Замена уплотнительных прокладок и сальников.
- Ремонт электрооборудования. Поиск неисправностей в электропроводке, замена или ремонт проводки. Восстановление нормального состояния свечи.
- Ремонт кривошипно-шатунного механизма. Замена поршневых пальцев.
- Ремонт муфты сцепления. Замена ведомых дисков. Регулировка.
- Ремонт коробки передач. Замена шестерен, у которых износ выше нормы.
- Ремонт главной передачи. Замена цепной передачи, регулировка, затяжка креплений.
- Техника безопасности. Правила техники, противопожарной безопасности, электрической безпасности, этика езды на мототранспорте.
- Учебная езда. Повторение пройденного материала второго года обучения.
Плавное трогание с места, ускорение и замедление по замкнутой кривой (восьмерка) с чередованием правых и левых поворотов, остановка в заданном месте(те же действия в присутствии пассажира).
Трогание с места, разгон, движение по прямой и в поворотах, экстренное торможение (те же действия в присутствии пассажира).
Движение в паре, с соблюдением безопасной дистанции (те же действия в присутствии пассажира).
Движение по учебному маршруту, при наличие встречной техники (те же действия в присутствии пассажира).
Закрепление умения и навыков полученных при разработке упражнении.
- Итоговое занятие. Подведение итогов прохождения курса.
Прогнозируемый результат третьего года обучения
В конце третьего года обучения, обучающиеся должны знать:
Находить неисправности деталей и узлов мототехники;
Оказание первой медицинской помощи пострадавшим в ДТП;
Правила дорожного движения.
Должны уметь:
Определять устранять неисправности мототехники;
Производить ремонт мототехники;
Водить мототранспорт в неблагоприятных погодных условиях.
Условия реализации программы
Условиями успешной реализации программы являются снабжение объединения:
- Подвижным составом, отвечающим современным требованиям .
- Помещением для хранения, технического обслуживания и ремонта техники.
- Помещением для теоретических и лабораторно - практических занятии.
- Комплектами плакатов по правилам дорожного движения, устройству и техобслуживания транспорта, правилам оказания доврачебной медицинской помощи.
- Разрезными макетами частей мототранспорта.
- Топливо смазочными материалами и запасными частями.
- Средствами защиты детей от травматизма во время практических занятии.
- Трассой для занятий по практическому вождению имеющейся техники.
Материально – техническое обеспечение
Программы курса внеурочной деятельности
Условия проведения (место проведения, аудиторный фонд) | Средства технического оснащения |
Учебный класс Теоретический класс Площадка для практических занятий Экзаменационные билеты правил дорожного движения Теоретические билеты проверки знаний по устройству мототехники Площадка, оборудованная для проверки навыков вождения | Плакаты Стенды Макеты Компьютер Учебная техника Запчасти, материалы для ремонта, обновления техники |
Фрагмент мониторинговой карты
Личностных результатов освоения
Программы внеурочной деятельности
Критерии | Показатели | Инструментарий (диагностические средства) | Сроки проведения |
Освоение образовательной программы Успешность обучающихся | Высокий уровень Средний Низкий участие и достижения в соревнованиях муниципального, межрайонного и краевого уровня; участие в конференциях; | 1) интеллектуально-познавательные игры, ролевые игры, свободный выбор задания, проекты и др.; 2) познавательные методы: создание проблемной ситуации, выполнение творческих заданий; 3) предъявление учебных требований: зачёт, тестирование, итоговое занятие; 4) опросные методы (открытые «Знаю, умею, делаю», закрытые анкеты, ) статистические методы; ранжирование | Сентябрь Январь Май май |
Литература для педагога
- Сборник «Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ» под редакцией Горского В.А., Кротова И.В. – М., «Просвещение», 1988 г.
- Сборник учебных планов и программ подготовки и переподготовки водителей транспортных средств категорий «А». – М., «Патриот», 1989 г.
- Учебный план и программы подготовки водителей индивидуальных транспортных средств категорий «В». – М., «ДОСААФ СССР», 1989 г.
- Гинцбург М.Г. «Устройство и обслуживание мотоциклов». – М., «машиностроение», 1966 г.
- Врубель Ю.А. «Минские мотоциклы». – Минск, «Полымя», 1978 г.
- Чиняев В.Г. «Устройство и техничское обслуживание мотоциклов». – М, «ДОСААФ», 1961 г.
- Силкин А.Н. «Техничское обслуживание и ремонт мотоцикла». – М, «ДОСААФ», 1961 г.
- http://avto-russia.ru/pdd/
- http://www.pddrussia.com/
- http://www.пдд-онлайн.com/
Литература для обучающихся
- Вульфсон С.И. Уроки профессионального творчества: Учеб. Пособие для студ. Сред. Спец. Учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.
- Горский В.А. Техническое конструирование / В.А. Горский. – М., 2010.
- Ежегодник автомобильного спорта РАФ, 1993-2007 г.г..
- Журналы «Мото», «За рулем».
- Иллюстрированные правила дорожного движения с новыми дорожными
знаками. М: «Мартин», 2010. - Мастерство вождения (видеоролик «Примеры аварийных ситуаций на
дороге). - Прутченков А.С. Шаг за шагом: технология разработки и реализации социального проекта. – М., 2001.
- Правила дорожного движения Российской Федерации. М: Астрель+АСТ,
2010. - Правила дорожного движения Российской Федерации (официальный текст
с иллюстрациями). М: 2007. - Правила соревнований по автоспорту, М., ДОСААФ.
- Разумков В.Д., Семенов В.М. Упражнения по правилам движения авто-мотоспорта. - М: «Высшая школа», 1986 г.
- Рихтер Т., Картинг (перевод с польского), - М., Машиностроение,1988г.
- Светенко Т.В., Галковская И.В. Путеводитель по дебатам для школьников и студентов. – Псков: 2001.
- Сингуринди Э.Г., Автомобильный спорт. - М., ДОСААФ, 1986 г.
- Технические требования к гоночным автомобилям «Запорожец». Омская
автомобильная федерация, 2005 г. - Уриханян Х.П. Картинг - спорт юных. - М., ДОСААФ, 1988 г.
- Фучаджи К.С, Стрюк Н.Н., Автомобиль ЗАЗ - 968А «Запорожец». - М:
«Транспорт», 1978 г. - Человек и машина: популярная энциклопедия/ под ред. Л.Н. Расторгуева. – М. 1986.
- Экзаменационные билеты, тематические задачи категории «А» и «В»
(учебное пособие, компьютерные тесты) - Энциклопедия юного техника. – М., 1980.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования кружка "Юные знатоки природы"
Любовь к природе – великое чувство. Оно помогает человеку стать великодушнее, справедливее, ответственнее. Любить и беречь природу может тот, кто ее знает, изучает, пони...
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ «УМЕЛЫЕ РУКИ»
Программа кружка для сельской малокомплектной школы с малой наполняемостью классов. Данная программа расчитана на организацию работы на занятии одновременно в нескольких направлениях, учитывая интерес...
Учебная программа кружка “Мои первые исследования” для учащихся 2 классов
Учебная программа кружка “Мои первые исследования”для учащихся 2 классов Ю. В. Тесникучитель химииМБОУ “Средняя общеобразовательная школа №26” г. Калуги Пояснительная записка...
Учебная программа кружка «Здоровый образ жизни» на 2012-2013 учебный год.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. В последнее время чаще стали говорить о здоровье. И это понятно всем. Плохая экология, перегрузки, стрессы - всё это негативно ска...
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА кружка по математике «Эксперименты в математике» для обучающихся 9 класса
Рабочая программа предназначена для более глубокого в изучения математики в 9 классе и подготовке к сдаче ОГЭ....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Кружка по русскому языку « Любимый русский» 2017-2018 учебный год 7 б класс По плану школы - 2 часа в неделю По программе – 2 часа в неделю Всего часов -72часа Авторская программа Букреевой Н.Н., утвержденная на методическом
Рабочая программа кружка по русскому языку "Любимый русский"...