Развитие творческих способностей учащихся (Из опыта работы)
статья на тему
В данной работе предусмотрены задания, разработанные для организации работы по развитию творческих способностей учащихся 5-8 классов. Они направлены на повышение уровня логического мышления, культуры речи обучающихся, формирования у них практических навыков связной речи. Нетрадиционные типы заданий способствуют решению задачи методического обеспечения образовательного процесса, предназначены для использования во время занятий практического характера на уроках развития речи, закрепления изученного материала, повторения и обобщения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_tvorcheskih_sposobnostey.docx | 53.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новоильмовская средняя общеобразовательная школа» Черемшанского муниципального района Республики Татарстан
Развитие творческих способностей учащихся |
(Из опыта работы) |
2013 г. |
Мельникова Татьяна Васильевна-
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
МБОУ«Новоильмовская средняя
общеобразовательная школа»
Черемшанского муниципального
района Республики Татарстан
В данной работе предусмотрены задания, разработанные для организации работы по развитию творческих способностей учащихся 5-8 классов. Они направлены на повышение уровня логического мышления, культуры речи обучающихся, формирования у них практических навыков связной речи. Нетрадиционные типы заданий способствуют решению задачи методического обеспечения образовательного процесса, предназначены для использования во время занятий практического характера на уроках развития речи, закрепления изученного материала, повторения и обобщения.
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной жизненной позиции, субъективности ребёнка в учебной деятельности. В связи с этим большое значение приобретает развитие творческого мышления, творческих способностей.
Этой стороне учебного процесса необходимо уделять внимание на уроках русского языка и литературы, во внеклассное время уже в 5-6 классах. Дети в этом возрасте ещё любят играть, игру-то и можно успешно использовать для развития творческой мысли. Важно только, исходя из цели, конкретного содержания изучаемого материала, найти форму игры, органично «вплести» её в урок, чтобы помочь развитию творческих способностей детей. Это могут быть игры, основанные на соревновании, игры, выявляющие чуткость к слову («Кто быстрее?», «Кто точнее?» и т. д.), инсценирование. Например, в 5 классе при изучении темы «Пословицы и поговорки» можно провести игру «Закончи пословицу», «Подбери пару» (из родной литературы), «Отгадай пословицу по слову», «Найди пропущенное слово». Такие игры способствуют обогащению словарного запаса, восприятию образности пословиц и поговорок, учат применять в речи. Можно предложить задание определить тему, нарисовать иллюстрацию, придумать ситуацию к той или иной пословице и поговорке, написать сочинение.
При изучении темы «Загадки» учащиеся с интересом придумывают свои загадки по аналогии.
На уроках, посвящённых изучению народных и литературных сказок, дети «становятся» артистами: готовят костюмы, декорации, перевоплощаются в героев любимых сказок. Интересна для ребят игра с иллюстрациями (приём известный, описан М.А. Рыбниковой). Используя иллюстрации ребят или наборы открыток, например, по сказкам Х-К Андерсена, А.Пушкина, можно предложить ребят вспомнить название, автора, героев, «озвучить» иллюстрацию.
Удачна для развития творческих способностей учащихся театрализованная игра, которую можно проводить как на уроках, так и во внеклассное время. Такая форма доступна и интересна школьникам любого возраста. Ценность её в том, что она вносит в учебный процесс новые ощущения. Конечно, здесь необходима подготовительная работа: выбор темы, распределение ролей, создание сценария, 1-2 репетиции, подготовка костюмов и декорации. Например, в форме театрализованной игры можно построить урок внеклассного чтения по басням И.А. Крылова.
Уроки в форме ролевой, деловой игры не только развивают творческие способности, но и создают благоприятные условия для реализации возможностей всех детей, помогают изжить равнодушие , скуку, формализм. В своей практике я применяю следующие формы такой игры:
-Встреча с героем литературного произведения. О чём бы его вы спросили?
-Вы герой произведения. Расскажите о себе. (Напишите личный дневник персонажа).
-Представьте себе, что вы должны написать письмо одному из персонажей и выразить благодарность, сожаление, сочувствие или вступить с ним в дискуссию.
-Интервью у писателя (на уроках изучения биографии писателя, на уроках обобщения знаний по его творчеству).
-Пересказ эпизода от имени героя произведения.
Творческой деятельности требуют и этюды-импровизации, когда ученики домысливают действия, сочиняют отдельные эпизоды, эпилог. Например, «Будущее Вани Солнцева», «Вася и Соня на могиле Маруси. О чём они думают? Говорят?»
На обобщающих уроках по теме «Русские поэты о родной природе» предлагается такая работа: нарисовать иллюстрацию к понравившемуся стихотворению, выразить в цвете настроение, чувства лирического героя, выразительно прочитать, истолковать.
Непосредственное отношение к развитию творческих способностей учащихся имеет работа над текстом изложения, сочинения разных жанров, творческие работы, работа по картине, редактирование. Редактирование работ товарищей (изложений, сочинений) оказывает благотворное влияние на развитие творческой мысли, особенно когда требуется совершенствовать текст: устранить тавтологии, лишние факты, слова, восполнить недостающее, усилить основную мысль, изменить отдельные неудачно сформулированные предложения. Как правило, такая работа начинается с рецензирования лучших работ, с выделения достоинств. Размножив изложения, сочинения, сначала предлагаю коллективную работу, затем - в группах , в парах.
Такой вид работы, как творческое изложение, даёт учащимся возможность проявить и свою самостоятельность в использовании имеющихся у учащихсязапаса слов, разнообразных синтаксических конструкций, в отборе средств выразительности. Дети вносят определённые изменения в содержание предложенного текста. Например, пересказ от лица одного из героев, замена одних синтаксических конструкций другими, придумывание начала или конца текста.
Эффективны творческие диктанты по картине. Как показывает опыт, они пробуждают у учащихся живой интерес, активизируют творческую мыслительную деятельность, развивают речь. Ребята овладевают грамматической синонимикой, умением при помощи различных средств выражать мысли. Описание картины можно рекомендовать продолжить рассказом о том, что произойдёт после момента, изображённого на картине.
Разнообразны виды творческих работ, проводимых на уроках по изучению морфологии. К ним относятся:
-творческое списывание
-творческий диктант
-свободный диктант
-творческое изложение
-сочинения
Все виды должны проводиться в определенной системе, начиная с тех, которые требуют меньшей самостоятельности.
Творческое списывание
Творческое списывание, как и творческий диктант, изложение может быть обучающим и контрольным.Обучающее списывание рекомендуется проводить на уроках изучения орфографического правила.Учащимся предлагается,например, текстс пропущенными словами, написание которых надо проверить. В ходе работы над текстом подбираются пропущенные слова, проводится орфографический разбор.
Задание: списать текст, вставляя пропущенные прилагательные, подчеркнуть окончания прилагательных.
1.Наступила….зима. Выпал…снег. Он покрыл…ковром землю,….деревья,крыши домов. К вечеру….мороз сковал…землю, образовал…. Кору на снегу. А на другой день началась метель, ветер со …свистом кружил… в воздухе….пыль.
2.Прошли… каникулы. Первого сентября перед ребятами раскрыла… двери… школа. Звенит … звонок. Он нарушил… тишину, созвал… детвору в …классы. В них пахнет… краской. Все чисто, светло. … Начались уроки. А после уроков…. Школьники долго делились …. впечатлениями о … походе, о … сборе у костра, о … путешествиях по родному краю.
3.Задание: Спишите текст. Подберите синонимы к прилагательному «сильный»
1)Сильный ветер сорвал желтые листья с деревьев.
2)Заливные лучи покрылись сильным туманом.
3)Сильные лучи прожектора скрещивались в далеком небе.
4)Земля была размыта сильным потоком дождя.
5)Мы едва смогли грести против сильного течения.
6)Сильных волей солдат не сломил грозный враг.
Сильный ветер- порывистый, резкий.
Сильный туман- густой,сплошной.
Сильные лучи - яркие, ослепительные.
Сильные потоки - бурные, обильные
Сильное течение - быстрое, стремительное.
Сильная воля - непреодолимая, большая.
4. Местоимение. Замените повторяющиеся существительные местоимением.
Лакомясь кедровыми орехами, серый медвежонок встретил черного медведя. Испугавшись косолапого, медвежонок полез на ближайшее дерево. Черный медведь сначала тоже испугался медвежонка, а потом полез за медвежонком. Когда медвежонок уцепился за самую верхушку, мишка безжалостно сбросил медвежонка. Хромая, медвежонок побежал.Черный медведь мог бы погнаться за медвежонком и обидеть медвежонка, но боялся, что где-нибудь спряталась старая медведица.
Творческий диктант.
Различаются три вида творческого диктанта:
1)Творческий диктант с введением в текст изучаемых орфограмм.
2)Составление текста по опорным словам.
3)Подбор опорных слов по картине и составление текста по ней.
При творческом диктанте текст воспринимается на слух, ученик, чтобы не отстать, должен работать быстрее. 1.Например: Списать текст, вставить подходящие прилагательные, подчеркнуть корни с безударными гласными. Озаглавьте текст.
Было (жаркое, знойное) лето. Кузьма шел по(зеленому, пестрому) лугу. Вдруг в ( . . .) траве что-то зашевелилось. Это были ( . . .) зайчата. Кузьма быстро накрыл их ( . . .) курткой. Захотелось Кузьме вырастить ( ……) малышей, он завернул их в свою куртку и понес домой. Теперь в ( . . .) ящике живут ( . . .) зайчата. Они привыкли к ( . . . ) хозяину.
2.Задание:Заменить глагол прошедшего времени глаголом будущего времени; местоимение 1 лица местоимением 2 лица.
Щегленок.
Зимой я поймал в западню щегленка и посадил в клетку. Я усердно ухаживал за ним, но он все старался улететь на волю. И пел он как-то печально. Наступила весна, прилетели скворцы.Щегленок стал еще беспокойнее. Я решил выпустить его на свободу. Вынул я щегленка из клетки, растворил окно в сад и выпустил. С радостью выпорхнула птичка из моих рук.
3.Составить текст на тему «Прогулка». Тема: правописание непроизносимых согласных. Опорные слова: праздничный, окрестность, прекрасная , известная личность, прелестный, радостный, поздний, счастливый, чудесный, живописный, интересный, участвовать.
4. «Как строится дом» .Опорные слова: планировщик , каменщик, стекольщик, водопроводчик, грузчик
5 Наречие. 7 класс. Составьте рассказ по опорным словам, озаглавьте: справа, слева, сплошь, вверху, вблизи, горячо, по-своему ,наконец, вокруг,во-первых,во-вторых,вскоре,сверху,совсем,близко,поодиночке.
Творческий диктант по картине.
Подбирая картину, необходимо учитывать ту грамматическую цель, которая будет стоять перед творческим диктантом. Употребление определенных грамматических средств при описании картины должно диктоваться ее содержанием. Перед диктантом вывешивается репродукция. Кратко рассказать о художнике и о его замысле, обратить внимание на описываемые предметы и на то, что описание картины можно сделать более полным и ярким, если обогатить его словами, называющими признаки изображенных предметов. Ставится задача: распространить диктуемое так, чтобы употреблённые учащимися слова соответствовали изображённому на картине. После записи всего текста 2-3 учащихся зачитывают свои работы, называя вставленные слова, делается вывод о значении включённой в описание картины категории слов. При организации работы над ошибками следует уделить внимание точности и выразительности включённых в диктант слов. Такая форма работы позволит воспитать внимательное отношение к слову и изжить формальный подход при выборе нужного слова. (В скобках даны примерные слова).
Сочинения-рассуждения |
Развитию творческих способностей учащимся способствует и систематическое включение в процесс обучения письменных заданий небольшого объема, требующих ответа на проблемный вопрос. В процессе выполнения таких заданий, направленных на развитиеразнообразных речевых умений, дети учатся ставить коммуникативные задачи, определять цель высказывания, искать способы аргументации собственных мыслей. Включение в урок афоризмов, крылатых выражений позволяет решить эти задачи. Например, «Трезвость кладет дрова в печку, мясо – в кастрюлю, хлеб – на печку, кредит – государству, деньги – в котелок, силу - в тело, одежду - на спину, ум – в голову, довольство в семью». Б.Франклин.
«Каждый человек должен входить в жизнь, умея сопротивляться вредному влиянию» - А.С.Макаренко
Эти афоризмы помогают организовать на уроке диалог по проблеме здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья, повторить те или иные орфограммы и пунктограммы. В сочинении-расуждении по данной проблеме учащиеся должны привести аргументы из читательского и жизненного опыта в доказательство своих мыслей. В своей практике я часто обращаюсь к мудрым мыслям, в которых звучит проблема нравственного выбора человека, любви к Родине, экологии, любви и дружбы, смысла жизни, сохранения русского языка и т.д. Например: «Интеллигентность - это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям»
Д.С.Лихачев.
«Не будет корней в родной стране – будет много людей, похожих на степное перекати-поле»
Д.С.Лихачев
«В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли»
А.П.Чехов.
Уроки литературы также предоставляют огромную возможность для развития речевых, творческих умений и навыков учащихся. Например: Русская литература 10-11 класс.
Сочинения-рассуждения :
1.Пушкинская эпоха. Какова она в вашем представлении? (события, образ жизни, настроение, яркие личности).
2.Москва грибоедовская и пушкинская. 3. В чем трагедия Печорина? 4.Почему конфликт между Грушницким и Печориным был неизбежен? 5. Почему Плюшкин в галерее портретов-помещиков находится на последнем месте? 6. Письмо Обломову Илье Ильичу. 7.Что такое обломовщина? 8.Что такое базаровщина? 9. Интервью у Р.Раскольникова. 10. Красота, которая спасет. 11. Образ семьи (дома) на страницах романа Л.Н.Толстого «Война и мир» и т.д.
Все эти формы работ способствуют в полной мере решить проблему успешного развития самостоятельности и логического мышления, фантазии и воображения, создавать условия для самовыражения каждого школьника, развития их творческого потенциала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей школьников (описание опыта работы на основе модульной технологии)
Развитие творческих способностей школьников (описание опыта работы на основе модульной технологии)...
«Роль внеклассной работы в саморазвитии учеников, в совершенствовании коммуникативной компетенции и развитии творческих способностей» (презентация собственного опыта работы по данному вопросу)
Учитель английского языка Егорова В.С.МОУ «Лицей№1 им. А. П. Гужвина г. Камызяк»Содержание внеклассной работы по иностранному языку ориентируется прежде всего на содержание урочной работы и...
Внеклассная работа как средство развития творческих способностей обучающихся ( Из опыта работы учителя русского языка и литературы)
Актуальность выбранной темы обусловлена современными тенденциями социально-экономического развития нашей страны, повышением роли человеческого фактора во всех сферах деятельности, которые предполагают...
Развитие творческих способностей учащихся через индивидуальную работу, радость творчества, более глубокое и многогранное восприятие окружающего мира.
Статья о работе танцевального кружка в школе...
Развитие творческих способностей обучающихся. Из опыта работы.
Процессы, протекающие в последние десятилетия в стране и в системе образования (усиление личностного начала в обучении), объективно выдвинули на первый план проблему повышения творческой активности шк...
«Проектная деятельность в коллективе декоративно-прикладного творчества как способ развития творческих способностей учащихся. Из опыта работы»
Учебный проект - проверенный временеми способ организации творческой активности учащихся, особенно в коллективе декоративно-прикладного направления. В Проекте каждый ребенок может проявить индивидуаль...
Выступление на МО "Развитие творческих способностей учащихся: из опыта работы"
Выступление на МО "Развитие творческих способностей учащихся: из опыта работы"...