Развитие творческих способностей обучающихся. Из опыта работы.
статья по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему
Процессы, протекающие в последние десятилетия в стране и в системе образования (усиление личностного начала в обучении), объективно выдвинули на первый план проблему повышения творческой активности школьников в учебно–познавательном процессе, при котором понятия «личность», «самостоятельность», «развитие», «творчество» становятся опорными. Именно творческая личность имеет активную жизненную позицию и способна на поступок, а креативность – одно из необходимых условий развития личностного потенциала человека. В этом и видится актуальность заявленной темы «Работа с одаренными детьми».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Обмен опытом по работе с одарёнными детьми | 32.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Криваксина Людмила Михайловна,
учитель литературы и русского языка,
МОУ «СОШ № 2»,
п. Советский, Республика Марий Эл
РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
Введение.
Процессы, протекающие в последние десятилетия в стране и в системе образования (усиление личностного начала в обучении), объективно выдвинули на первый план проблему повышения творческой активности школьников в учебно–познавательном процессе, при котором понятия «личность», «самостоятельность», «развитие», «творчество» становятся опорными. Именно творческая личность имеет активную жизненную позицию и способна на поступок, а креативность – одно из необходимых условий развития личностного потенциала человека. В этом и видится актуальность заявленной темы «Работа с одаренными детьми».
Цель работы: развитие творческих способностей обучающихся.
Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:
1) выявить одаренных детей;
2) создать условия для одаренных детей;
3) сформировать исследовательский опыт;
4) способствовать развитию речи школьников;
5) привить интерес и любовь к предметам гуманитарного цикла.
Теоретическое обоснование темы.
В своей практике опираюсь на следующие педагогические технологии:
1) технологию дифференцированного обучения;
2)технологию групповой деятельности;
3)технологию опережающего обучения;
4)проектные и исследовательские технологии.
Данные педагогические технологии мною были выбраны потому, что возникла необходимость более глубокого учета и использования психофизиологических и личностных особенностей обучаемых. Кроме того, необходимо заменить малоэффективные словесные способы передачи знаний системно–деятельным подходом. Возникла возможность проектирования учебного процесса.
В рамках деятельностного подхода в отечественной психологии (С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов и др.) одаренность понимается как совокупность особенностей личности, позволяющая достичь высоких результатов в какой-либо деятельности. В психолого–педагогической литературе существует множество определений одаренности. Каждый ребенок одарен по–своему, и невозможно разработать один, единственно верный подход, гарантирующий 100% успех в работе со всеми одаренными детьми. Сложность феномена одаренности, предпосылки и условия формирования и развития одаренности в детском возрасте хорошо проанализированы в «Рабочей концепции одаренности», разработанной А.И. Савенковым. В «Концепции...» сделан важный вывод о том, что «проблема выявления одаренных детей и подростков должна быть переформулирована как проблема создания условий для интеллектуального и личностного роста детей в общеобразовательных школах и учреждениях дополнительного образования», для того чтобы выявить как можно больше детей с признаками одаренности иобеспечить им благоприятные условия для совершенствования присущих им видов одаренности.
Часто про одаренных детей говорят, что в них есть «искра Божья», но, чтобы из этой искры разгорелось пламя, нужно приложить немалые усилия. Проблему развития одаренных детей считаю глубоко актуальной, именно поэтому на протяжении многих лет я занимаюсь развитием и воспитанием одаренных детей. В центре моего внимания находятся дети, проявляющие признаки общей одаренности, т. е. те, кто отличается высокой любознательностью, широкой познавательной активностью, яркими познавательными интересами и потребностью в творчестве.
Практическая часть.
Одаренных детей отличает исключительная успешность в обучении. Эта черта связана с высокой скоростью переработки и усвоения информации. Но одновременно с этим такие дети могут утрачивать интерес к ежедневным кропотливым занятиям. Работать с такими детьми интересно и трудно. В классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения.Система моей работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:
1)выявление одаренных детей;
2)развитие творческих способностей на уроках;
3)развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, различные конкурсы, проектная деятельность, исследовательская работа);
4)создание условий для одаренных детей.
Как же я выявляю одаренных детей? Одаренные дети имеют ряд особенностей: любознательность, настойчивость в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью. Для выявления одаренных детей, использую различные тесты.
Важным условием для развития одаренности является дифференциация обучения, индивидуальный подход и работа в группах по уровню знаний и способностей обучающихся. Немаловажным в развитии одаренных детей считаю их питание и соблюдение режима дня, поэтому держу тесную связь с родителями каждого ребенка.
В целях поддержания интереса к предметам гуманитарного цикла и развития одаренности учащихся использую различные творческие задания, ввожу занимательные элементы в урок. В качестве разминки в начале урока предлагаю развивающие задачи, лингвистические минутки, лингвистические задачи.
Например, при изучении раздела «Фонетика» в 5 классе предлагаю вопросы:
1)определить, в каких словах есть й, а в каких его нет (веялка, суховей, семя, уют, мяч, мягкий и т.д.);
2) может ли ь создать слова (угол – уголь, вес – весь, ясен – ясень, дан – дань и т. д.).
На решение таких заданий я отвожу не более 3 минут. Для многих тем разработаны лингвистические задачи с нарастанием уровня сложности и учетом дифференциации: для одаренных детей предлагаю более сложный материал с подробным объяснением.
Одной из форм работы с одаренными учащимися является подготовка к предметным олимпиадам и конкурсам различных уровней. Участие в олимпиадах и конкурсах способствует становлению и развитию образовательных потребностей школьников, подготовке к получению высшего образования, творческому труду в разных областях практической деятельности. Работу по подготовке к олимпиадам провожу в течение всего учебного года.
Общеизвестно, что талант – это 1% способностей, а 99%- потения. Поэтому добиваюсь того, чтобы ребенок самосовершенствовался, умел самостоятельно ставить и решать задачи, так как стимулировать творческую активность и развивать её можно лишь благодаря самовоспитанию. Ребята только тогда получают самые ценные и прочные знания, когда они усвоены не путем выучивания и зазубривания, а добыты самостоятельно, в ходе творческих изысканий. Говорю детям, что «когда идешь за кем–то вслед, дорога не замечается, а по которой идешь сам, вовек не забудется».
Именно поэтому наиболее эффективными педагогическими технологиями, способствующими развитию одаренных детей, считаю исследовательский метод в ходе учебного процесса и реферативная деятельность учеников во внеурочное время.
Считаю: главная задача педагога привить ребенку интерес к серьезной творческой работе. Именно исследовательский метод организует творческий поиск и применение знаний, является условием формирования интереса, потребности в творческой деятельности, в самообразовании. Ученику гораздо легче изучать новое, действуя подобно ученому, чем получать добытые кем- то знания в «готовом виде».
Ребенок, склонный к исследовательскому поведению, не будет полагаться только на знания, которые даются ему в ходе обучения, он сам будет активно изучать окружающий мир, приобретая наряду с новой для себя информацией неоценимый опыт творца–первооткрывателя. Исследование особенно ценно тем, что оно создает надежный фундамент для постепенного преобразования процессов обучения и развития в процессы более высокого порядка – самообучение и саморазвитие.
Реферативная работа позволяет увидеть, самостоятельно ставить и решать проблемы, уметь делать выводы, умозаключения, высказывать собственные суждения, устанавливать причинно–следственные связи, сравнивать и обобщать, работать с различными источниками знаний.
В учебном процессе мною используются самые разнообразные проблемные задания. Десятиклассникам я, например, даю следующие задания:
Задание 1. по литературе: Подготовьте развернутый ответ-исследование на один из вопросов или группу вопросов. Вам помогут это сделать различные источники (в каждом конкретном случае они рекомендуются учителем) и ресурсы сети Интернет. Не забудьте проиллюстрировать научные положения и выводы конкретными примерами.
Работа может быть индивидуального характера или групповая.
По русскому языку предлагаю задания:
1)Что общего между капором, капюшоном и капустой!
2)Являются ли однокоренными слова: кусок, закуска, искусать, искушение, искусство, искусный?
1)Верно ли утверждение, что приведенные слова могут быть разными частями речи: зло, добро, печь, знать, мой, лай, клей, три?
2)Напишите сочинение на одну из тем (в форме доклада, реферата, сказки):
а) Знакомые незнакомцы (о заимствованных словах).
б) Как вас теперь называть? (О переходе слов из одной части речи в другую).
3)Обучающимся предлагаются задания:
расставьте ударения в словах: асимметрия, баловать, блокировать, вероисповедание, втридорога, мусоропровод, гастрономия, ракушка, квартал, искра, знамение, зубатый, камбала, каталог, переименовать, закупорить, кожух, кухонный, подбодрить, сироты, (мн. ч), ремень, снадобье.
Задания по литературе:
1) На чем основана рифма в данных стихотворных отрывках?
а) Она рабыня и царица,
Она работница и дочь.
Она обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь.
б) Бороться с мраком и дождем,
Страдальцев участь разделяя,
О как безумно за окном
Бушует ветер, изнывая!
2) Какие фонетические средства использует автор для создания художественного образа, настроения в стихотворении?
Терек воет, дик и злобен.
Меж утесистых громад.
Буре плач его подобен.
Слезы брызгами летят
Но по степи разбегаясь.
Он лукавый принял вид
И, приветливо ласкаясь,
Морю Каспию журчит. (М. Ю. Лермонтов)
3) Выделите и переведите на современный русский язык имеющиеся в отрывке архаизмы. Почему эти устаревшие слова называются архаизмами, а не историзмами? Какую роль они выполняют в данном тексте?
Не здесь ли мирные дни вели земные боги?
Не сель Минервы Русский храм?
На сель Элизиум полнощный.
Прекрасный Царскосельский сад.
Где, льва сразив, почил орел России мощной
На лоне мира и отрад?
Увы! Промчалися те времена златые
Когда под скипетром великия жены
Венчалась славою счастливая Россия.
Цветя под кровом тишины! (А. С. Пушкин)
4) Найдите синонимы в данном художественном тексте, определите их вид. Какова их стилистическая нагрузка?
К тому же они так непорочны.
Так величавы, так умны.
Так благочестия полны.
Так осмотрительны, так точны.
Так неприступны для мужчин.
Что вид их уж рождает сплин. (А. С. Пушкин)
5) Найдите в данном отрывке старославянизмы, укажите их признаки.
Прошло сто лет, и юный град,
Полнощных стран краса и диво,
Из тьмы лесов, из топи блат
Вознесся пышно, горделиво. (А. С. Пушкин)
6) Какие признаки указывают на то, что данные ниже слова заимствованные? Из какого языка они заимствованы?
Штаб, шахта, синтаксис, олимпиада, дезинфекция, энциклопедия, этикет, цирк.
7) Назовите слова, в которых окончание находится не в конце слова.
8) Можно ли считать данные слова однокоренными? Ответ докажите путем морфемного анализа. Сошлись - разошлись.
9) Подберите прилагательные к данным существительным, запишите словосочетания в творительном падеже.
Мозоль, тополь, шампунь, марабу, тюль, какаду, аэрозоль, ралли, родео, шасси.
10) Одно из слов дверь, горсть, тень в ходе истории изменило род. Какое эго слово? Обоснуйте свой ответ.
11) Найдите выражения с неправильно употребленными предлогами и исправьте их. Показатели по выполнению работ возросли: составлен график по проверке дежурства сотрудников; докладчик ловко оперирует с этими фактами; я полагал о том, что решение было принято: по этой рекламе были получены отклики; благодаря приказа директора выплата произведена вопреки указания.
12) Одинаковую ли синтаксическую роль выполняют глаголы неопределенной формы в следующих фрагментах? Ответ обоснуйте.
а) А у нас тишь да гладь.
Божья благодать.
А у нас - светлых глаз
Нет приказу подымать. (А.Ахматова)
б) Когда б не смутное влеченье
Чего-то жаждущей души.
Я здесь остался б - наслажденье
Вкушать в неведомой тиши. (А.С. Пушкин)
13) Найдите и подчеркните главные члены предложения. Укажите способ выражения у подлежащего.
а) Жизнь железной была дорогой. Версты-годы, а шпалы - дни.
б) Всего опасней – полузнанья. Они с историей на «ты».
14) Определите, каким членом предложения является выделенное слово, докажите.
а) Сколько paз я мечтала в долгой жизни своей постоять, как бывало, возле этих дверей.
б) Отчего же с недавних дней что-то чудится мне прощальное в добрых встречах своих друзей.
в) В соловьиную рощу несу микрофон записать это дивное пенье.
г) Луна взошла багровая и хмурая, точно больная.
15) Проанализируйте односоставные предложения. Подчеркните главный член предложения, укажите способ его выражения, определите тип односоставного предложения. В сложном предложении проанализируйте предикативные единицы, являющиеся по структуре односоставными предложениями.
а) Но с новою потерею все тягостней и все страшней терять. И надо встать над горем и поверить.
б) И веет дремучей, глубокой Русью. От серых замшелых осиновых крыш.
Это лишь малая часть заданий, выполняемых одаренными учащимися.
Помимо сложных и серьезных заданий я стараюсь давать задания занимательного и шутливого характера.Умение шутливо перетолковать значение всем хорошо известных слов – признак хорошего владения родным языком, потому что, играя со словами, мы можем метко и остроумно подметить в них связи с совсем иными значениями. Вот пример одного из них: ряженка - «модница», «нарядно одетая женщина», ельник «рот».
Попытайтесь найти шутливые значения у следующих слов и записать их по приведенному выше образцу: лайнер, застенчивый, хрусталь, свинец, сметана, селезенка, всадник, лодырь.
Заключение.
Итак, работа с одаренными детьми – одна из особенностей нашего времени. Талантливые, способные дети являются активными не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. Многочисленные конкурсы, олимпиады, работа в школьном научном обществе «Эврика!», выставки детских работ свидетельствуют о пристальном внимании педагогов и общества в целом к достижениям детей и подростков.
В нашей школе проводится много различных мероприятий: предметные недели, конкурсы, викторины, КВНы, конкурсы «Знатоки русского языка», «Умники и умницы» и другие мероприятия. Эти дети – непременные участники и моя опора.
И это, конечно, очень важно, так как у детей появляется возможность проявить свои неординарные способности, получить одобрение от авторитетных людей, наконец, осознать, что они не одиноки в этом мире и есть другие ребята с подобными увлечениями, интересами, дарованиями.
Систематическая работа с одаренными детьми приносит свои плоды. Мои учащиеся являются победителями районных и участниками региональных олимпиад, конкурсов, успешно поступают в ВУЗы и достойно учатся. Работа, направленная на сильных учеников, способствует повышению уровня знаний средних и слабых учеников. О чем говорят результаты ЕГЭ и ГИА.
Несомненно, основное требование к учителям одаренного ребенка – безусловное понимание и уважение его личности. Учителю всегда следует помнить: одаренные дети очень самолюбивы, легко ранимы. Поэтому от учителя больше всего требуются качества личностные, душевные, а не только интеллектуальный и методический «багаж». Необходимо, чтобы в процессе воспитания и обучения присутствовало сотворчество учителя и ученика.
Список литературы
1. Александрович Н.Ф. Занимательная грамматика. – Минск: Народная Асвета, 1965.
2. Арсирий А.Т, Дмитриева Г.М. Материалы по занимательной грамматике русского языка. – Москва: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства Просвещения РСФСР, 1963.
3. Безденежных М.В. Новые олимпиады по русскому языку. – Ростов-на- Дону: Феникс, 2011г. – изд. №3.
4. Деркач О., Быков В. 1000 игр для всей семьи. (умникам и умницам). – Москва: АСТ-ПРЕСС СКД, 2006г.
5. Иванова В.А, Потиха З.А.,. Розеналь Д.Э. Занимательно о русском языке (пособие для учителя). – Ленинград: Просвещение, 1990г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей школьников (описание опыта работы на основе модульной технологии)
Развитие творческих способностей школьников (описание опыта работы на основе модульной технологии)...
«Роль внеклассной работы в саморазвитии учеников, в совершенствовании коммуникативной компетенции и развитии творческих способностей» (презентация собственного опыта работы по данному вопросу)
Учитель английского языка Егорова В.С.МОУ «Лицей№1 им. А. П. Гужвина г. Камызяк»Содержание внеклассной работы по иностранному языку ориентируется прежде всего на содержание урочной работы и...
Внеклассная работа как средство развития творческих способностей обучающихся ( Из опыта работы учителя русского языка и литературы)
Актуальность выбранной темы обусловлена современными тенденциями социально-экономического развития нашей страны, повышением роли человеческого фактора во всех сферах деятельности, которые предполагают...
Развитие творческих способностей учащихся (Из опыта работы)
В данной работе предусмотрены задания, разработанные для организации работы по развитию творческих способностей учащихся 5-8 классов. Они направлены на повышение уровня логического мышления, культуры ...
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБУЧАЮЩИХСЯ (из опыта работы клуба внеурочной деятельности "Английский театр")
В этой статье рассказывается об опыте работы школьного клуба внеурочной деятельности на английском языке "Английский театр"...
«Проектная деятельность в коллективе декоративно-прикладного творчества как способ развития творческих способностей учащихся. Из опыта работы»
Учебный проект - проверенный временеми способ организации творческой активности учащихся, особенно в коллективе декоративно-прикладного направления. В Проекте каждый ребенок может проявить индивидуаль...
Выступление на МО "Развитие творческих способностей учащихся: из опыта работы"
Выступление на МО "Развитие творческих способностей учащихся: из опыта работы"...