Выступление на МО "Развитие творческих способностей учащихся: из опыта работы"
статья по русскому языку
Выступление на МО "Развитие творческих способностей учащихся: из опыта работы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Выступление на МО "Развитие творческих способностей учащихся: из опыта работы" | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие творческих способностей учащихся (из опыта работы).
Развитие творческих способностей - важнейшая задача современного образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
В своей практике я использую всевозможные формы и методы работы, направленные на выявление и развитие творческих способностей учащихся.
Безусловно, все дети разные, с разными интересами и потребностями. Поэтому кроме развития творческих способностей в области филологии (конкурсы сочинений и стихов, фестивали риторики, кружок «Юный журналист» и пр.), я стараюсь на уроках русского языка и литературы, а также во внеклассной работе использовать весь потенциал природных задатков у детей. Это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования.
Проектная технология – один из таких методов, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного освоения школьниками материала в процессе выполнения проектов.
Работа над проектами в творческом коллективе даёт возможность учащимся объединиться по интересам, обеспечивать для них разнообразие ролевой деятельности в процессе подготовки проекта. Всё это способствует проявлению интеллектуальных способностей, самоопределению, самореализации личности учащихся, позволяет им осознанно подойти к выбору будущей профессии и т.д.
Начинала заниматься проектной деятельностью с учащимися 5 класса. Это был коллективный монопроект «Лингвистическая игротека», совместно с ребятами мы разрабатывали разнообразные лингвистические игры по типу популярных телевизионных: «Поле чудес», «Кто хочет стать миллионером», «Слабое звено». Ребята не только подбирали материал к той или иной игре, используя при этом знания по орфографии, морфологии, этимологии, лексике и пр., оформляли соответствующим образом , но и должны были защитить свою игру: доказать, что она носит развивающий характер, рассказать на каких этапах урока или во внеурочной работе можно применять этот материал. Защита проходила в актовом зале в присутствии одноклассников, учителей и родителей. Таким образом, ребята попробовали себя в роли сценаристов и режиссёров, учителей и ведущих, художников оформителей, а главное – они учились мыслить, творить, отстаивать свою точку зрения, защищать «плоды» своей деятельности.
Проект «Мы сохраним тебя, русская речь» вызвал большой интерес у учащихся, и в его реализацию включилось полшколы. Создание проекта преследовало цель: «Повышение культурного уровня жителей с. Смаглеевка
путём пропаганды культуры речи».
Исследовали проблему и её актуальность (изучали материалы СМИ, Интернет-ресурсы, проводили соцопросы и конкурсы сочинений).
В ходе реализации проекта были проведены следующие мероприятия:
1. Выступления агитбригад в общественных местах, перед молодёжью села и работниками различных организаций.
2. Изготовление и размещение в общественных местах (магазины, ДК, почта и пр.) табличек, призывающих соблюдать культуру речи.
3. Создание слайд фильма о необходимости соблюдать культуру речи и размещение его на сайте школы.
4. Родительские собрания и классные часы соответствующей тематики.
Проект имел большой резонанс не только среди учащихся школы, но и среди общественности села. Все респонденты подтвердили его актуальность и изъявили готовность к изменению своего отношения к языку.
Несомненно, этот проект дал многое и самим его участникам. Из коллективного проекта вылилось 2 самостоятельных работы: индивидуальное научное исследование и групповой проект.
Научное исследование ученицы 8 класса Трембачёвой Юлии «Изучение особенностей речи жителей села Смаглеевка» было направлено на выявление и анализ фонетических, лексических , морфологических, стилистических и пр. особенностей речи ( южнорусский говор) жителей нашей местности для последующей коррекции речи её носителей.
Групповой проект учащихся 9 класса был направлен на создание устного журнала «Учимся говорить по-русски», цель которого: формирование, развитие и совершенствование необходимых современному человеку коммуникативных качеств речи: правильности, точности, логичности, чистоты, уместности, выразительности, богатства. Кроме того с помощью этого учебного пособия можно корректировать имеющиеся в речи учащихся отклонения от нормы, сформировавшиеся в связи с особенностями южнорусского говора.
Оба проекта носят практическое назначение и являются большим подспорьем учителю на уроках русского языка и культуры речи, так как направлены на исправление речи, с учётом местных особенностей говора.
Сейчас с учащимися 8-9 классов работаем над проектом «За страницами школьного учебника литературы». Используя дополнительную литературу, интернет ресурсы, учащиеся ищут интересные факты из жизни писателей 19 века. А затем в форме презентаций и литературно-музыкальной композиции защищать свои проекты.
Данный вид работы не только расширяет диапазон знаний учащихся, но и позволяет каждому проявить свой талант лектора или чтеца, компьютерного дизайнера или художника, а главное -повышать познавательную активность учащихся и развивать их творческие способности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей школьников (описание опыта работы на основе модульной технологии)
Развитие творческих способностей школьников (описание опыта работы на основе модульной технологии)...
«Роль внеклассной работы в саморазвитии учеников, в совершенствовании коммуникативной компетенции и развитии творческих способностей» (презентация собственного опыта работы по данному вопросу)
Учитель английского языка Егорова В.С.МОУ «Лицей№1 им. А. П. Гужвина г. Камызяк»Содержание внеклассной работы по иностранному языку ориентируется прежде всего на содержание урочной работы и...
Внеклассная работа как средство развития творческих способностей обучающихся ( Из опыта работы учителя русского языка и литературы)
Актуальность выбранной темы обусловлена современными тенденциями социально-экономического развития нашей страны, повышением роли человеческого фактора во всех сферах деятельности, которые предполагают...
Развитие творческих способностей учащихся (Из опыта работы)
В данной работе предусмотрены задания, разработанные для организации работы по развитию творческих способностей учащихся 5-8 классов. Они направлены на повышение уровня логического мышления, культуры ...
Развитие творческих способностей обучающихся. Из опыта работы.
Процессы, протекающие в последние десятилетия в стране и в системе образования (усиление личностного начала в обучении), объективно выдвинули на первый план проблему повышения творческой активности шк...
«Проектная деятельность в коллективе декоративно-прикладного творчества как способ развития творческих способностей учащихся. Из опыта работы»
Учебный проект - проверенный временеми способ организации творческой активности учащихся, особенно в коллективе декоративно-прикладного направления. В Проекте каждый ребенок может проявить индивидуаль...
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся (из опыта работы)
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся (из опыта работы Карбаиновой Н.Н.)...