Работа с трудными подростками в учебных заведениях.
статья на тему
Предварительный просмотр:
Лазутченкова О.М.
преподаватель истории, обществознания
Работа с трудными подростками в учебных заведениях.
За многие годы своей работы, каждый педагог сталкивается в своей учебной практике с проблемными или как их еще называют « трудными» детьми. В последнее время « трудных» детей становится все больше и больше. Это результат политической, экономической и социальной нестабильности общества, изменения ценностных ориентаций, неблагоприятные семейно- бытовые отношения. Проблема общения с « трудными» детьми стала очень актуальной в настоящее время. Численность « трудных» детей постоянно растет. Они уходят из родительского дома, бродяжничают, нигде не учатся и не работают, воруют, употребляют алкоголь и наркотики, или же наоборот, оказываются брошенными своими родителями.
Если раньше «трудными» детьми считались подростки, то сейчас дети попадают в данную категорию уже в возрасте 8-11 лет.
Стоит ребенку однажды попасть в список « трудных» детей, часто за ним по жизни тянется дурная репутация. Перед ним везде и всюду возникает стена, запрет или отказ. Перед взрослыми встают вопросы: « Что мы знаем о « трудных» детях? Почему они становятся « трудными» для нас?
Мы, взрослые, порой не понимаем или не хотим понять этих детей. Мы привыкли подгонять жизненные ситуации под привычный стандарт. Часто между детьми, родителями и педагогами возникают конфликты. И часто взрослые пользуются силовыми методами ( наказаниями, или административными взысканиями) и удаляют детей от себя, отталкивают их.
Прежде всего, нам взрослым необходимо понять, что, «трудные» дети – это не просто дети, с которыми трудно, а это дети, которым трудно.
Детская душа не может развиваться нормально без родительской поддержки и любви, она ослабевает, озлобляется и деформируется.
« Трудный» ребенок – это, как правило, ребенок, в душе которого затаилось чувство сиротства и отверженности. У ребенка формируется комплекс неполноценности, который требует выработки защитных психологических реакций, направленных на самоутверждение. У таких детей развивается повышенная чувствительность к мнению окружающих людей, склонны к обидчивости, упрямству.
Причины возникновения « трудных» подростков:
- биологические причины
- нарушение центральной нервной системы
- наследственная предрасположенность к отклоняющемуся от нормы поведению (алкоголь, наркомания)
- умственная отсталость.
2. социальные причины
- социальный статус района, в котором проживает подросток.
- неблагополучный социально-психологический климат в учебном заведении.
- неблагополучные семьи
- многодетные дети
3. психологические причины
- конфликт со взрослыми
- конфликт со сверстниками
- неадекватная самооценка
4. комплексные причины
- общесоциальные причины
- социально- правовые причины.
Оказание помощи « трудным» подросткам.
1.Организация педагогической помощи.
- создание благоприятных условий для развития личности « трудного» подростка.
- оказание помощи « трудным» детям.
- доброжелательное отношение к таким подросткам.
2. Организация медицинской помощи.
- систематическое проведение диспансерного осмотра « трудных» подростков с целью диагностики отклонения от нормального поведения.
- проведение профилактических мероприятий по предупреждению вредных привычек.
3. Организация психологической помощи.
- изучение психологических особенностей « трудных» подростков, умственного развития, недостатков эмоционального развития, патологических проявлений.
- индивидуальные беседы с « трудными» детьми, с целью помочь им совершать осмысленные поступки.
- психологическая беседа с целью помочь подростку разобраться в своих проблемах.
Педагогу необходимо помочь ребенку приобрести опыт самоутверждения, умения и навыки формирования интересов. А для этого необходимо:
- Изучать интересы и способности « трудных» детей.
- Привлекать в общественную работу, в данном учебном заведении ( кружки, спортивные секции).
- Поощрять « трудных» детей за их выполненную работу.
- Создавать атмосферу доверия между подростком и педагогом.
- Любить и уважать « трудных» детей.
- Влиять примером собственного поведения, доброго, справедливого отношения к окружающим.
Используемая литература:
- Рожков М.И. « Воспитание трудного ребенка», Москва, ВЛАДОС, ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2001 г.
- Степанов В.Г., « Психология трудных школьников», учебное пособие для студентов, Москва, 2001 г.
- Тихомирова Н.К. « Работа с трудными детьми», методические рекомендации для учителя, Москва, 1996 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические разработки лабораторных работ по биологии для среднеспециальных учебных заведений.
Методические разработки лабораторных работ по биологии для средних учебных заведений....
Программа работы с трудными подростками в МОУ ДОД ЦРТДиЮ г. Нерюнгри "Альтернатива"
Программа "Альтернатива" направлена на работу с детьми девиантного поведения в учреждении дополнительного образования детей....
ПАМЯТКА КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ ПО РАБОТЕ С "ТРУДНЫМИ" ПОДРОСТКАМИ
Этот небольшой план поможет составить алгоритм своей деятельности и работы . Можно добавлять к нему более волнующие воаросы,расширять их....
Особенности коррекционно–развивающей работы с "трудными" подростками (методические рекомендации)
В данном материале даны рекомендации, которые помогут организовать корекционно-развивающую работу с подростками, имеющими девиантное поведение....
ФОРМЫ РАБОТЫ С ТРУДНЫМИ ПОДРОСТКАМИ
Трудного подростка мы так называем потому, что с ним трудно работать. Здесь нет простых решений. Нельзя просто наказать, отругать или провести воспитательную беседу с таким ребёнком. В его отношении в...
Профилактика работы с трудными подростками (из опыта работы).
Много говорится и пишется сегодня о проведении успешной профилактической работе с трудными подростками. Мы, социальные педагоги, которые сталкиваемся с такими ребятами каждый день, стремимся постоянно...