ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА: ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ ПЕДАГОГУ В СВЕТЕ ФГОС
статья на тему
Предварительный просмотр:
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА: ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ ПЕДАГОГУ В СВЕТЕ ФГОС
«В деле обучения и воспитания, во всём школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя». К.Д.Ушинский
В 2013 году был утверждён «Профессиональный стандарт педагогов (воспитателей, учителей) в сфере дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования». С 1 января 2015 года профессиональный стандарт педагога вступит в силу.
Министр образования и науке РФ Д.Ливанов сказал: «Мы с большим удовлетворением можем сказать, что стандарт состоялся, он готов заработать как нормативный документ уже с 1 января 2015 года. Он отвечает всем требованиям, которые сегодня предъявляет общество профессии учителя».
Работодатель будет обязан его применять при формировании кадровой политики и управлении персоналом, при организации обучения и аттестации, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении системы оплаты труда.
За десятилетие при обсуждении путей развития образования отечественной школы очередь дошла до ключевой фигуры реформирования образования – Учителя.
«Педагог – ключевая фигура реформирования образования» (Из профессионального стандарта педагогов)
Профессиональный стандарт призван повысить мотивацию педагогических работников к труду и качеству образования, предназначен для установления единых требований к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности.
А одна из важнейших функций профстандарта: осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.
Образовательный стандарт и профессиональный стандарт — два взаимодополняющих документа. Научить, воспитать, развить ученика в соответствии с требованиями ФГОС может педагог, соответствующий современным профессиональным квалификациям.
Совсем скоро все мы перейдём на новые профессиональные стандарты. Нельзя на согласиться с мнением руководителя группы разработчиков профстандарта Е.А. Ямбурга, что необходим учет многих факторов. «Следует отметить, что социальный стандарт, а именно таким является стандарт профессиональной деятельности педагога, в отличие от стандарта работника сферы материального производств, требует для своего продвижения деликатности. Здесь необходим учёт многих факторов: гендерных и возрастных характеристик педагогического корпуса, тревожных ожиданий учителей, связанных с грядущими переменами, и накопленного ими негативного опыта в ходе реформирования образования в истекшие десятилетия».
Для того, чтобы внедрение стандарта стало для педагогов школы максимально понятным и логичным, осенью 2013 года управленческой командой школы была составлена «Дорожная карта по внедрению профессионального стандарта педагога».
Дорожная карта даёт возможность быстро реагировать на изменения, даёт вариативность путей развития, определяет шаги продвижения к поставленной цели.
Шаг первый – выстраивание магистральных линий. На этом этапе мы определили ключевые компетенции и качества педагогов, в соответствии с профессиональным стандартом и требованиями ФГОС, с которыми, на наш взгляд, стоило поработать в течение года. Что сегодня требуется знать и уметь педагогу.
«Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога. Но от педагога нельзя требовать того, чему его никто никогда не учил» (Из профессионального стандарта педагогов)
Первая магистральная линия: профессиональное самосовершенствование.
«От педагога нельзя требовать того, чему его никто никогда не учил», - эти слова звучат рефреном в деятельности управленческой команды школы. Учиться, повышать свою квалификацию, профессионально самосовершенствоваться — одно из основных современных качеств учителя.
Создав правильное мотивированное пространство, можно получить не плохой результат.
Конкурсы профессионального мастерства 2013-2014 учебный год
Название конкурса | Педагог | Результат |
Всероссийский конкурс лучших учителей ПНП «Образование» | Иванова Е.В. | Победитель (грант президента) |
Всероссийский конкурс «Учитель года России - 2014» | Лёвина А.Н. | Лауреат муниципального этап |
Всероссийский конкурс «Педагогический дебют» | Коткова Л.А. | Победитель муниципального этапа |
Итог за прошедший год: 74% педагогов прошли повышение квалификации (всего 34 наименования курсовой подготовки).
15 педагогов приняли участие в 16 профессиональных конкурсах различных уровней (очных, заочных, дистанционных).
Сегодня мы рассматриваем вопрос о создании Индивидуальной траектории профессионального развития педагогов для подготовки к аттестации в условиях внедрения профессионального стандарта.
Несколько слов хочется сказать о повышении профессиональной компетенции молодых специалистов. У нас таких 9 учителей. В организации функционирует школа молодых учителей «Педагогический дебют». Это профессиональный клуб.
Главная идея этого клуба – адаптировать молодых учителей к работе в школе, правильно направить их теоретический потенциал в практическое русло, повышать свою профессиональную компетентность. На заседаниях этого клуба (периодичность 1 раз в четверть, 5-6 занятий) опытные педагоги учат самым, казалось бы, простым вещам: как правильно заполнять журналы, как правильно общаться с родителями, а также проводят тренинги «Как избежать конфликта и как выйти из конфликта», «Я - классный руководитель».
Но самое главное, на наш взгляд, у них есть возможность проговорить свои профессиональные мысли и идеи, получить ответную реакцию, обозначить проблемы и вместе попытаться найти пути решения.
«Профессиональная ИКТ-компетентность –квалифицированное использование общераспространённых в данной профессиональной области средств ИКТ при решении профессиональных задач там, где нужно, и тогда, когда нужно» (Из профессионального стандарта педагога)
2 магистральная линия – профессиональная компетентность.
Чтобы реализовывать ФГОС, педагог обязан использовать цифровые технологии визуального творчества, развивать коммуникативные компетентности учащихся. В профстандарте целый раздел посвящён ИКТ компетентности учителя. Первое, что необходимо сделать для применения данной технологии — создать технические условия. В нашей учебном заведении в 100% учебных кабинетах имеется компьютер и интерактивное оборудование (интерактивная доска или проектор), и все 100% имеют доступ к широкополосному интернет-каналу.
На базе школы были организованы курсы, которые проводили наши учителя -тьюторы, владеющие компьютерными технологиями. Так 5 учителей тьюторов обучили 100% педагогов работе с электронным журналом и дневником. Были проведены курсы по размещению методических материалов на Интернет ресурсах, курсы по созданию видеопрезентации, курсы по созданию собственного сайта. На наш взгляд, мы успешно осваиваем базовую ИКТ-компетентность, так называемый общепользовательский компонент. Впереди освоение общепедагогического и предметно-педагогического компонентов.
«Необходимость наполнения профессионального стандарта учителя новыми компетенциями :работа с одарёнными учащимися; работа в условиях реализации школой программы инклюзивного образования; работа с учащимися в массовых школах, имеющими проблемы в развитии; работа с девиантными социально запущенными учащимися, имеющими серьёзные отклонения в развития; работа с учащимися, для которых русский язык не является родным». (Из профессионального стандарта)
3 линия — новые компетенции.
Профессиональный стандарт обязывает педагога использовать специальные подходы к обучению, для того чтобы включить в образовательный процесс всех учеников.
Работа с одарёнными учащимися. Мы поставили задачу — активизировать учителей и детей для участия в различных конкурсах и создать систему учёта, раскрыть способности каждого ученика, создать условия для развития каждого ребёнка в интересах его личностного роста. Но чтобы охватить каждого ученика, для этого нужно привлечь к данной работе максимальное количество учителей.
Вся информация об участии и результатах детей в конкурсах, олимпиадах сводится в единый реестр «Одарённые, талантливые и высокомотивированные дети». Это позволяет увидеть полную картину активности учащихся, скоординировать работу заместителя директора, руководителей ШМО, классных руководителей и учителей — предметников. В прошлом году 468 учеников (это 50%), приняли участие в 128 конкурсах. А подготовили их 80% учителей школы.
Ежемесячная книга победителей, зал Победителей, День победителя (каждого 20 числа) и везде рядом с фамилией ребёнка — фамилия учителя. У нас даже грамоты вместе с директором всегда вручает учитель. А это очень важный момент сопричастности к общему делу ученика и учителя.
Учитель нашей школы Иванова Е.В., на одном из совещании сказала: «Диплом победителя окрыляет (а для кого-то и диплом участника – это уже победа). Когда ребёнок научится побеждать своё незнание и неумение, он начинает «вкушать» успех и победу, а это шаг к его развитию. И вместе с ним «вкушает» успех и победу и его руководитель (учитель)».
Дети с ограниченными возможностями здоровья.
В нашей школе таких детей 25 детей, мы их называем дети с Особыми образовательными потребностями. Главная задача – создать им условия образования на основе психолого-педагогических приемов. Основные этапы деятельности:
- Индивидуальные беседы с родителями, согласование «плана действий» с учётом ИПР.
- Выстраивание индивидуальной траектории сопровождения
- Анализ результатов, коррекция.
На каждого ребёнка с ОВЗ в школе составляется индивидуальная траектория сопровождения. Это, своего рода паспорт на каждого ребёнка, в котором отображено социально-психологическое сопровождение, медицинское сопровождение, организация учебно-воспитательного процесса, проблемное поле, позитивная динамика и рекомендации.
Учащиеся, для которых русский язык не является родным.
Работа с такими детьми идёт только индивидуальной образовательной траектории.
Первый этап: комплексная психолого-педагогическая диагностика. На основе проведённой диагностики составляется совместный план индивидуального развития ребёнка. В нём фиксируются конкретные задачи, выполнение которых возложено на классного руководителя, социального педагога, педагога-психолога, учителей, педагога дополнительного образования, родителей.
Второй этап: отслеживание динамики развития ребёнка. Каждый отслеживает своё: педагог – учебные результаты; классный руководитель – социальную адаптацию; педагог-психолог – созревание психических функций и психическую комфортность.
Третий этап: совместный анализ результатов и совместная коррекция.
И работа с данной категорией детей и с детьми с ОВЗ – это командная работа, зафиксированная в протоколах совместных действий. Командная работа зависит от совокупных усилий всех взаимодействующих педагогических работников и даёт высокий результат. А умение работать в команде — это одно из требований профессионального стандарта.
«Оценка соответствия требованиям, предъявляемым к учителю, может быть проведена посредством внутреннего аудита, включающего анализ планов и отчётов, посещение проводимых им уроков, или в иной форме… Внутренние аудиторы должны назначаться из числа наиболее уважаемых и авторитетных учителей…» (Из профессионального стандарта)
4 линия «Внутренний аудит».
Очень важное качество для педагога — умение оценить себя, самооценка. И прежде чем подойти к грамотному внешнему аудиту, необходимо научиться самоаудиту. Работа велась по двум направлениям: самоанализ, связанный с финансами, и самоанализ, не связанный с финансами.
Начну с первой позиции. В начале прошлого учебного года в школе были разработаны и приняты критерии эффективности.
Педагогические работники 1 раз в четверть заполняют карту по 9 разделам (учебная деятельность; внеурочная и внеклассная деятельность; взаимодействие с родителями; методическая активность педагога; соблюдение исполнительской дисциплины; сохранение здоровья учащихся; ИКТ-деятельность учителя; участие в инновационной деятельности Учреждения; участие педагога в общественной социально-значимой деятельности ), всего 73 позиции. Баллы переводятся в рубли. Минимально можно набрать 10 баллов и получить 10% от должностного оклада, максимально- 60 баллов и получить 150% от должностного оклада. Кстати, эта позиция очень хорошо вписывается в новую систему оплаты труда, а именно в выплаты стимулирующего характера (премия по итогам работы с целью поощрения работников за общие результаты труда)
Самоанализ, не связанный с финансами. Заполнение информационно-методической карты в конце учебного года.
В этой карте 25 вопросов (Курсы повышения квалификации; участие в конкурсах профессионального мастерства; открытые уроки и мероприятия; выступление педагогов; участие детей в конкурсах и олимпиадах; публикации детей и педагогов). После заполнения карты педагог заполняет лист планирования. Данная информация по каждому педагогу и дополнительная информация систематизируется в «Индивидуальной папке педагога»
Это помогает:
Педагогу: проводить аналитическую работу о своей деятельности, увидеть профессиональное продвижение или наоборот профессиональную стагнацию.
Администрации: объективно оценивать успешность педагога и расширять методический диапазон Организации.
Аудиторам: проводить качественную и объективную экспертизу деятельности педагога.
Наш раздел магистральных линий не является исчерпывающим.
Стандарт существенно наполнен психолого-педагогическими компетенциями, и это новая магистральная линия на следующий год.
Шаг второй – «идея овладевает массами». Что включает в себя этот шаг? Широкое обсуждение: довести положения стандарта до каждого педагога: учителя, воспитателя и сформировать психологическую готовность.
В школе проведен Педагогический совет, прошло детальное обсуждение на ШМО учителей начальных классов, учителей гуманитарного цикла (русский язык), учителей естественно-научного цикла (математика).
Шаг третий – внесение изменений в нормативные документы. Устранить несогласованность в документах нормативно-правовой базы.
Шаг четвёртый – полномасштабное введение профессионального стандарта.
Дорогу осилит идущий...
Можно критично рассматривать те или иные положения Стандарта, но с 1 января 2015 года нам работать по этому документу.
«В работе учителя две составляющие: ремесленное и духовное. Как и во всяком деле, во всякой профессии, требования ремесла, или лучше сказать, мастерства, человеку важнее — без ремесленных навыков, без мастерства работать невозможно. Учишь ты или, на новый лад, развиваешь — всё равно нужны способы, приёмы, навыки. Вот ведь какое противоречие: учитель без ремесла — не учитель. Но учитель, у которого одно лишь ремесло и ничего больше, и ничего выше того, ничего такого, что сверху ремесла, словом, ничего духовного, - учитель ли он?», - писал С.Соловейчик. Необходимо правильно и грамотно вводить Профессиональный стандарт педагога, показывать педагогу, что в нем есть и ремесленное и духовное.
Профессия учитель — творческая профессия. Свобода личная и профессиональная — необходимые условия для творчества. Стандарт создаёт условия для раскрепощения, но очень важно суметь этим воспользоваться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активная субъектность личности педагога в пространстве современного образования в свете ФГОС второго поколения
«Образ педагога» обсуждался во все времена, эта тема стала еще более актуальной сегодня, когда в России набирает обороты реформа образовательной системы. Государство и общество предъявляют школе больш...
Инновационные педагогические технологии. Современный урок в свете ФГОС.
Введение ФГОС второго поколения потребует использования индивидуально- (личностно-, субъективно-) ориентированных технологий с целью построения индивидуальной образовательной траектории учащегося.Как ...
Доклад «Современный урок в свете ФГОС»
Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного ...
Доклад «Современный урок в свете ФГОС»
Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного ...
Современный урок в свете ФГОС
Данная презентация о том, каким должен быть урок по ФГОС, в чём его отличие от традиционного( из выступления на РМО)...
"Профессиональный рост и требования к современному педагогу"
Какой он, современный учитель? Пожалуй, сложно однозначно ответить на этот вопрос. Это человек, способный создавать условия для развития творческих способностей, развивать у учеников стрем...
Навыки современного педагога: требования профессионального стандарта.
Доклад содержит основную информацию о требованиях проффесионального стандарта к педагогам и о направлениях, по которым происходит оценивание компетентности сотрудников образовательных организаций....