Доклад «Современный урок в свете ФГОС»
статья по биологии на тему
Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи.
Цель урока в современной школе должна отличаться конкретностью, с указанием средств ее достижения и ее переводом в конкретные дидактические задачи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennyy_urok_v_svete_fgos.docx | 36.81 КБ |
Предварительный просмотр:
СОВРЕМЕННЫЙ УРОК В СВЕТЕ ФГОС
Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи.
Цель урока в современной школе должна отличаться конкретностью, с указанием средств ее достижения и ее переводом в конкретные дидактические задачи.
Современный урок включает в себя ряд последовательных этапов.
На первом этапе урока «Самоопределение в деятельности» организуется стимулирование интереса учащихся к изучению конкретной темы посредством ситуативного задания, выявление отсутствующих знаний и умений для его выполнения в контексте изучаемой темы. Результатом этого этапа является самоопределение школьника, основанное на желании осваивать учебный материал, на осознании потребности его изучения и постановки личностно значимой цели деятельности.
На втором этапе «Учебно-познавательной деятельности» организуется освоение содержания учебной темы, необходимого для выполнения ситуативного задания. Этот этап имеет содержательные блоки, каждый из которых включает определенный объем учебной информации и является лишь частью содержания всей темы. Количество блоков определяется учителем с учетом принципов необходимости и достаточности для реализации поставленной цели при изучении конкретной темы.
Каждый блок представляет цикл пошагового выполнения учебных заданий по освоению конкретного содержания и включает:
на 1 шаге — организацию деятельности учащихся по освоению учебной информации на уровне «знания» — освоение отдельных терминов, понятий, высказываний;
на 2 шаге — организацию деятельности учащихся по освоению этой же учебной информации на уровне «понимания»;
на 3 шаге — организацию деятельности учащихся по освоению этой же учебной информации на уровне «умения»;
на 4 шаге — организацию деятельности учащихся по предъявлению результата освоения этой же учебной информации данного блока.
Диагностическое задание по своему характеру соответствует заданию на «умение», но его цель - установить степень освоения содержательного блока.
Учебные задания на «знание», «понимание», «умение» формулируются с учетом требований логико-информационной корректности. Последовательное выполнение учебных заданий создает условия для освоения содержания темы, формирования умений работать с информацией, которые соответствуют метапредметным (познавательным) умениям. Успешное выполнение заданий служит основанием для перехода к освоению следующего содержательного блока. Результатом этого этапа являются приобретенные знания и умения, необходимые для решения ситуативного задания, обозначенного на первом этапе.
На третьем этапе «Интеллектуально-преобразовательной деятельности» для выполнения ситуативного задания, учащиеся выбирают уровень выполнения (информативный, импровизационный, эвристический), способ деятельности (индивидуальный или коллективный) и самоорганизуются для выполнения ситуативного задания. Самоорганизация включает: планирование, выполнение и предъявление варианта решения. Результатом этого этапа является выполнение и представление ситуативного задания.
На четвертом этапе «Рефлексивной деятельности» соотносится полученный результат с поставленной целью и проводится самоанализ и самооценка собственной деятельности по выполнению ситуативного задания в рамках изучаемой темы. Результатом является умение анализировать и оценивать успешность своей деятельности.
Таким образом, обеспечиваются условия для формирования личностных, метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных), а также и развития информационно-интеллектуальной компетентности школьников.
Структурные элементы учебного занятия, соответствующие требованиям ФГОС
1 этап. Постановка учебных задач.
Цель этапа: создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи.
Деятельность учителя: организовывает погружение в проблему, создает ситуацию разрыва.
Деятельность обучающихся:
- познавательная: пытаются решить задачу известным способом; фиксируют проблему;
- коммуникативная: слушают учителя; строят понятные для собеседника высказывания;
- регулятивная: принимают и сохраняют учебную цель и задачу.
2 этап. Совместное исследование проблемы.
Цель этапа: поиск решения учебной задачи.
Деятельность учителя: организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение.
Деятельность обучающихся:
- познавательная: анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения;
- коммуникативная: осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий;
- регулятивная: исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения.
3 этап. Моделирование.
Цель этапа: фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта.
Деятельность учителя: организует учебное взаимодействие учеников (группы) и следующее обсуждение составленных моделей.
Деятельность обучающихся:
- познавательная: фиксируют в графические модели и буквенной форме выделенные связи и отношения;
- коммуникативная: воспринимают ответы обучающихся;
- регулятивная: осуществляют самоконтроль, принимают и сохраняют учебную цель и задачу.
4 этап. Конструирование нового способа действия.
Цель этапа: построение ориентированной основы нового способа действия.
Деятельность учителя: организует учебное исследование для выделения понятия.
Деятельность обучающихся:
- познавательная: проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия;
- коммуникативная: участвуют в обсуждении содержания материала;
- регулятивная: принимают и сохраняют учебную цель и задачу, осуществляют самоконтроль.
5 этап. Переход к этапу решения частных задач.
Цель этапа: первичный контроль правильности выполнения способа действия.
Деятельность учителя: диагностическая работа (на входе), оценивает выполнение каждой операции.
Деятельность обучающихся:
- познавательная: осуществляют работу по выполнению отдельных операций;
- коммуникативная: учатся формулировать собственное мнение и позицию;
- регулятивная: осуществляют самоконтроль.
6 этап. Применение общего способа действия для решения частных задач.
Цель этапа: коррекция отработки способа.
Деятельность учителя: организует коррекционную работу, практическую работу, самостоятельную коррекционную работу.
Деятельность обучающихся:
- познавательная: применяют новый способ, отрабатывают операции, в которых допущены ошибки;
- коммуникативная: строят рассуждения, понятные для собеседника, используют речь для регуляции своего действия;
- регулятивная: самопроверка, отрабатывают способ в целом, осуществляют пошаговый контроль по результату.
7 этап. Контроль на этапе окончания учебной темы.
Цель этапа: контроль.
Деятельность учителя: диагностическая работа на выходе (организация дифференцированной коррекционной работы, контрольно-оценивающая деятельность).
Деятельность обучающихся:
- познавательная: выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат;
- коммуникативная: рефлексия своих действий;
- регулятивная: осуществляют пошаговый контроль по результату.
Критерии эффективности современного урока:
- обучение через открытие;
- наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам;
- развитие личности;
- способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом;
- демократичность, открытость;
- осознание учеником деятельности: как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены;
- педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью учащегося.
Требования к учителю:
- чётко и точно формулирует задания;
- не даёт новые знания ученикам в готовом виде;
- не комментирует ответы учеников и не исправляет их, предлагая это сделать самим ученикам;
- не повторяет то, что уже сказали ученики;
- предугадывает затруднения учеников и меняет по ходу урока задание, если дети не смогли его выполнить с первого раза;
- подбирает комплексные задания.
Таким образом, тенденции развития современного урока включают в себя:
- формирование потребности учащихся в познании и умений учиться;
- применение новейших информационных технологий;
- разнообразие типов урока;
- тщательное проектирование урока в процессе его подготовки;
- технологичность обучения;
- применение идей личностно-ориентированного и личностно-развивающего обучения;
- свободу в выборе структуры урока.
Закончить свой доклад хотелось бы словами классика педагогики К. Д. Ушинского: «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал».
Литература
- http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=20077
- Карабанова О.А.
Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны / О. А. Карабанова
// Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010. - № 2. - С. 11-12. - Климанова Л.Ф. Универсальные учебные действия обучающихся : примеры формирования / Л. Ф. Климанова// Управление начальной школой. - 2010. - № 10. - С. 20-25.
- Кузнецова О.В. Развитие универсальных учебных действий обучающихся средствами проектно-исследовательской деятельности / О. В. Кузнецова, Н. В. Дудырева// Управление начальной школой. - 2011. - № 6. - С. 31-40.
- Осипова Н.В. Показатели сформированности универсальных учебных действий обучающихся / Н. В. Осипова, И. А. Головинская, С. В. Брюханова// Управление начальной школой. - 2010. - № 10. - С. 26-33.
- Песняева Н.А. Формирование универсальных учебных действий в учебном диалоге / Н. А. Песняева// Управление начальной школой. - 2010. - № 7. - С. 15-22.
- Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. - М. : Просвещение, 2010. - 159 с. : ил. - (Стандарты второго поколения). - Библиогр.: с. 155-158. - ISBN 978-5-09-020588-7.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современный урок в свете требований ФГОС второго поколения
Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС . Чем отличается идеология, структура, требования, содержание ФГОС от стандартов 2004 года, каким будет портрет выпускн...
Инновационные педагогические технологии. Современный урок в свете ФГОС.
Введение ФГОС второго поколения потребует использования индивидуально- (личностно-, субъективно-) ориентированных технологий с целью построения индивидуальной образовательной траектории учащегося.Как ...
Доклад «Современный урок в свете ФГОС»
Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного ...
Современный урок в свете ФГОС
Данная презентация о том, каким должен быть урок по ФГОС, в чём его отличие от традиционного( из выступления на РМО)...
Современный урок в свете требований ФГОС второго поколения: конспект урока и его обоснование.
Цитаты из заседания педагогического Совета...
Доклад «Современный урок в свете требований ФГОС второго поколения»
Как разработать урок по-новому? Как учителю сохранить собственное лицо и учесть при этом новые требования ФГОС? Как спроектировать технологическую карту комбинированного урока?...
Презентация на тему "Современный урок в свете ФГОС"
Данная презентация подготовлена для выступления на педагогическом совете или на заседании методического обьединения на тему: "Требования к современому уроку" и освещает современный процесс п...