Навыки современного педагога: требования профессионального стандарта.
статья
Доклад содержит основную информацию о требованиях проффесионального стандарта к педагогам и о направлениях, по которым происходит оценивание компетентности сотрудников образовательных организаций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
navyki_sovremennogo_pedagoga.docx | 18.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Навыки современного педагога: требования профессионального стандарта.
Докладчик: Шульгина Ксения Евгеньевна, МОУ «Татауровская СОШ»
Здравствуйте, уважаемые участники августовской конференции.
Профессия учителя в нашем обществе всегда считалась самой уважаемой и важной. На плечи педагогов ложится не только обучение детей основам наук, но и частично их воспитание и развитие. Вполне логично, что требования к ним всегда были достаточно высокими.
Профессиональный стандарт педагога является частью обновленной национальной системы квалификаций. Они представляют информацию о требованиях к квалификации. Это своего рода база оценки квалификации и труда педагогического работника. Профессиональные стандарты пришли на смену устаревшим должностным инструкциям. В них содержится информация о профессии, описаны обобщенные трудовые функции, а также требуемые уровни и подуровни квалификации.
Раньше школьный педагог учил школьников только своему предмету. Иногда он выполнял функции классного руководителя. Также в его обязанности входило организация уроков, разработка методов оценки знаний. Немало времени отнимала и работа с документами. Профессиональные стандарты призваны более четко сформулировать функциональные обязанности педагогических сотрудников.
Профессиональная компетентность сотрудников оценивается по трем направлениям:
- Владение педагогическими технологиями;
- Решение профессиональных задач;
- Контроль своей деятельности в соответствии с требованиями и нормами.
Профессиональные компетенции включают в себя следующие компетенции: интеллектуально-педагогическая
- применение знаний и опыта в профессиональной деятельности;
- эффективное обучение воспитанников;
- способность к инновационной деятельности.
коммуникативная компетентность
- речевые навыки;
- умение слушать;
- экстраверсия и эмпатия.
информационная компетентность
- умение получать достоверную информацию;
- эффективный анализ получаемой информации;
- внедрение новых информационных технологий для решения профессиональных задач.
регулятивная компетентность
- управление своим поведением;
- контроль эмоций;
- стрессоустойчивость.
Инструментальные профессиональные компетенции
- Предметная
- знание профильной дисциплины;
- использование современных методик преподавания;
- отслеживание и знание современных направлений развития преподаваемой области.
- Психолого-педагогическая
- умение установить конструктивные и уважительные взаимоотношения с коллегами, воспитанниками и родителями;
- владение психолого-педагогическими знаниями для решения воспитательных и образовательных задач;
- умение находить индивидуальный подход в обучении в зависимости от способностей учеников;
- поддержка благоприятного микроклимата в коллективе.
- Методическая
- умение отбирать и систематизировать материал;
- умение организовать различные формы занятий;
- знания в области инновационных технологий и их применение в обучении.
Внедрение профессиональных стандартов кардинально изменит сам подход к определению педагога, его функций, обязанностей и возможностей к самореализации. Таким образом, выделим характеристики современного педагога:
- Мобилен и прогрессивен;
- Способен находить нестандартные решения различных задач;
- Имеет глубокие знания по профильному предмету;
- Хорошо ориентируется в смежных дисциплинах и успешно интегрирует эти знания для комплексного и многогранного изучения своей дисциплины;
- Активно внедряет в систему обучения предмета IT-технологии;
- Нацелен на получение новых знаний;
- Постоянно самосовершенствуется, регулярно повышая уровень своих знаний;
- Успешно и эффективно взаимодействует с другими специалистами (психологами, дефектологами и прочими);
- Умеет работать с разными детьми и находить к каждому ребенку индивидуальный подход. Это могут быть дети с ограниченными возможностями, одаренные дети или, скажем, дети-эмигранты, у которых могут возникать трудности с восприятием и пониманием русского языка.
Все эти аспекты современного педагога не являются чем-то недостижимым, более того, не трудно заметить, что характеристики педагога перекликаются с качествами, которые в соответствии с ФГОС мы должны развивать в обучающихся. Некоторые трудности, скорее могут возникнуть у более опытных сотрудников, которые привыкли работать по устаревшим стандартам. Однако, чтобы и дальше сохранять уровень квалификации и подготовки учеников, им придется соответствовать современным требованиям. Этика для педагога – это очень важный момент его профессиональной деятельности. Педагог находится в постоянном контакте не только с коллегами, но также с учениками и родителями. Именно поэтому важно понимать основные аспекты психологии поведения и общения.
Современный педагог обязан быть терпимым и толерантным во многих вопросах. На стиль его работы и процесс обучения и воспитания никак не должны влиять:
- религиозные направления;
- политические убеждения;
- разнообразие культур.
Педагог никогда не злоупотребляет своим авторитетом!
Среди прочих функций: Педагог должен обеспечивать психологическую и эмоциональную защиту ученикам.
Это вдвойне актуально, так как давление на учеников оказывается намного больше и не последнюю роль в этом играет цифровая среда. Чем моложе поколение, тем выше его уровень цифровой грамотности. Дети, рожденные после 2010 года, на «ты» с технологиями, многозадачны и хотят учиться, только если им действительно интересно. На помощь учителям приходят различные образовательные платформы, такие как Яндекс.Учебник и РЭШ или образовательные проекты, как сетевые, например, урок цифры или дни финансовой грамотности, так и локальные, находящиеся в школе, например, «Точка роста».
Учитель – не только преподает новую информацию, он выступает в роли наставника. Педагогический работник поддерживает культуру образовательного учреждения. Профессиональный стандарт определяет педагога, как вежливого, уважительного и корректного сотрудника, который обладает инициативностью и гибкостью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самооценка качества педагогической деятельности учителя на основе требований профессионального стандарта педагога
Современное общество нуждается в образованных, мобильных, творческих людях, обладающих потребностью развиваться и развивать различные сферы деятельности. Однако существующая система образования н...
ФГОС. МОДУЛЬ «САМООЦЕНКА КАЧЕСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ НА ОСНОВЕ ТРЕБОВАНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ПЕДАГОГА»
БОЛЬШОЕ ВНИМАНИЕ УДЕЛЯЕТСЯ ИЗУЧЕНИЮ И ВНЕДРЕНИЮ В ОБРАЗОВАНИЕ "ФЕДЕРАЛЬНОГОГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА". В ЭТОМ МАТЕРИАЛЕ ДАНА САМООЦЕНКА КАЧЕСТВА ПЕДАГО...
Самооценка качества педагогической деятельности учителя на основе требований профессионального стандарта педагога
Современное общество нуждается в образованных, мобильных, творческих людях, обладающих потребностью развиваться и развивать различные сферы деятельности. Однако существующая система образования н...
Индивидуальная программа развития профессиональных компетенций с учётом требований профессионального стандарта педагога
Программа составлена по результатам самообследования по выявлению уровня соответствия профессиональной деятельности педагога требованиям профессионального стандарта. В программе представлены направлен...
ВЛАДЕНИЕ НОВЫМИ ИНФОРМАЦИОННЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ, ИНТЕРНЕТ – РЕСУРСАМИ – НЕОБХОДИМОЕ ТРЕБОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ПЕДАГОГА Доклад на педагогическом совете
В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться....
«Электронное портфолио и персональный сайт учителя. Современные требования профессиональных стандартов к компетенциям педагогов в рамках реализации ФГОС»
Электронное портфолио педагога в современных условиях и требованиях ФГОС...
Включение в образовательный процесс обучающихся, для которых русский язык не является родным. Аспекты реализации требований профессионального стандарта «Педагог».
общие психолого-педагогические особенности, характеризующие детей с неродным русским языком....