«Возвращение к сказке» (урок по русской народной сказке «Курочка ряба») в 7 классе
план-конспект урока (7 класс) на тему

Шишкина Ольга Алексеевна

Урок возвращает к русской народной сказке, которую детям читали в раннем детстве взрослые. Теперь она предстаёт перед ними удивительно мудрой. Её смысл можно соотносить с различными жизненными ситуациями. А языковой анализ показывает, как гениально просто и изящно сложена эта  маленькая сказка, как каждое слово направлено на раскрытие основной мысли, на яркое её представление и запоминания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon урок словесности79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

“Средняя общеобразовательная школа № 6”

городского округа город Кумертау

Республики Башкортостан

«Возвращение к сказке»

(урок по русской народной сказке «Курочка ряба»)

  Подготовила и провела

учитель русского языка и литературы

                   О.А. Шишкина

2013г.

         

Цели  урока:    -  показать идейную глубину сказки, прочитанной в раннем        

                              детстве;

       -  формировать у учащихся более зрелое отношение к

         общественному и личному достоянию, к умелому обращению с ним, к бережливости, осмотрительности, благоразумному предвидению.

Задача урока:    1. научить

                                а) анализировать кажущиеся простыми тексты русских народных сказок;

                                б) языковому разбору текста на примере сказки;

                                в) умению формулировать основную мысль произведения.

                        2. закрепить теоретические знания по жанру фольклорной сказки, полученные в 5 кл.

                                                

Ход  урока.

I. Слово   учителя:

-  Есть произведения, которые можно всю жизнь держать в памяти, возвращаться к ним, учиться у них. И это, конечно, русские народные сказки.

        - Какие сказки были вам прочитаны родителями, бабушками, дедушками в раннем детстве? Какие сказки стали вашими первыми книжками?

        -  Почти все известные вам сказки хотя и допускают разные толкования, но обычно уже на основании первого знакомства с текстом бывает понятно, чему они учат.

(Работа в группах. Записываем, читаем)

-     Чему учит сказка «Колобок»?

-        «Теремок»?

-        «Репка»?

         -     Но сказка «Курочка ряба» нуждается в ином отношении. В известном всем варианте её смысл надёжно удалён и труднодоступен.

        -        Потому мы на сегодняшнем уроке который называется «Возвращение к сказке», проанализируем содержание сказки «Курочка ряба», произведём её языковой разбор и сформулируем основную мысль этой незамысловатой, на первый взгляд, совсем детской сказки.  

(Показать на экране название урока, цели и задачи)

II. Работа в группах.

        -        Чтение распечатанной сказки каждым учеником и присутствующими с экрана.

        -        задача каждой группы:

                                а) сформулировать вопросы по содержанию сказки, записать их и представить всем присутствующим на уроке;

                                б) вопросы обязательно должны начинаться со слов «почему» и «зачем».        

        -        Выбираем главные вопросы, сформулированные вами:

(Показать на экране:

- зачем понадобилось деду и бабе бить золотое яичко?

- почему они его били так настойчиво?

- почему они огорчились и неутомимо заплакали, когда яичко оказалось разбитым? Неужели потому, что не они разбили, а мышка?

- почему их может утешить такое скромное обещание курочки – снести другое яичко, но не золотое, а простое?)

        -        Скажите, эти вопросы возникали у вас, когда вам читали эту сказку?

        -        Конечно, нет, потому что

                                а) вы были совсем маленькими;

                                б) к сказке этой вы не возвращались с намерением прочитать её и подумать над её содержанием;

                                в)  её воспринимали как забаву.

III. Беседа о содержании сказки.

        -        Сказка очень короткая, короче всех сказок, о которых говорим сегодня. Прямо и читать нечего. Давайте устно сделаем её больше, дополним ситуации, о которых говорится в сказке, пофантазируем. При этом постараемся ответить на вопросы. (Вопросы выводятся на экран)

        Итак, каждая группа выбирает себе части:

                                1-ая часть: 1-ый абзац;

                                2-ая часть: 2-ой и 3-ий абзац;

                                3-ая часть: 4-ый абзац.

Учитель повторяет финал сказки, или всё, если в этом есть необходимость.

Плачут дед и баба, убиваются горько. Утешает их курочка, обещает снести новое яичко, только не золотое – простое. Хотя не велик посул, но и ему рады дед и баба, пусть хоть простое яичко будет. Коли большую радость не уберегли, пусть достанется малая.

Вот уж поистине: что имеем, не храним, потерявши – плачем!

И сколько тому примеров!

        -        Давайте приведем примеры того, что можем важное потерять, а потом всю жизнь об этом горько жалеть?

                                                        -        любовь,

                                                        -        дружбу,

                                                        -        доверие друзей,

                                                        -        своё доброе имя и честь,

                                                        -        заветную мечту,

                                                        -        здоровье.

        -        На что мы всё это можем бездумно обменять?

                                                        -        на дурные привычки,

                                                        -        неуёмные страсти,

                                                        -        вредные удовольствия.

        -        А что надо делать, чтобы потом не терзал тебя едкий стыд, горькое раскаянье, гнетущее сожаление?

                                                        -        спохватиться раньше;

                                                        -        одуматься;

                                                        -        сказать твёрдое «НЕТ!»

        -        Ребята, согласитесь: малюсенькая сказка «Курочка ряба» - удивительно мудрая: её смысл можно соотносить с различными жизненными ситуациями, потому что о многом она заставляет задуматься, старательно оберегая человека с самого детства от поспешных решений, опрометчивых поступков, беспечные отношения к ценностям, прежде всего нравственным.

IV. Языковой разбор сказки.

        -        Коротенькая сказка «Курочка ряба» сложена стройно, изящно. В ней нет ничего лишнего, каждое слово на месте и имеет то значение, какому здесь следует быть.

        -        Кому адресована сказка?

        -        Докажите это?

        Маленьким слушателям, потому здесь: - много уменьшительно-ласкательных суффиксов;

                                                                          - всё маленькое, посильное детям: курочка, яичко, мышка, хвостик;

                                                                          - присутствуют рифмы, облегчающие детям запоминание сказки:

                                                баба - ряба

                                                простое - золотое

                                                плачет – кудахчет

        -        Продолжаем анализировать текст сказки.

                        Что ещё обращает на себя внимание в тексте сказки

                                                -        повторы

                        Зачем они нужны?

-        чтобы показать многократность, настойчивость действий. Было время у деда и бабы, нет бы подумать как поступить, а они били, били…

-        Найдите ещё повторы. Можно группам посоветоваться.

                Повторяющийся порядок слов:

                                        дед плачет

                                        баба плачет

                                        курочка кудахчет.

-        Это синтаксический параллелизм – одинаковое построение предложений. Что он помогает передать?

                                                общее смятение, чувства горечи и обиды.

-        Рассмотрим порядок главных членов предложения.

-        Каков порядок главных членов первых трех предложений предложения?

обратный: на первом месте – сказуемое, на втором – подлежащее.

-        В каком типе речи принят такой порядок слов? Что он передает?

в повествовании для спокойной передачи давних событий, долговременных или постоянных действий.

-        Начинаем с 4-ого предложения, порядок главных членом меняется, как и почему?

Сказуемые сдвигаются в конец предложения, приобретают большую смысловую значительность, т.к. возрастает активность действующих лиц, на их действия нужно обратить внимание. Действия развертываются быстро, идут чередой, сменяя друг друга, и все происходит как бы на глазах слушателя.

-        То, что не удалось деду и бабе, случилось нечаянно. Яичко погубила не грубая неодолимая сила, а самая незаметная малость.

-        Как сказано, выражено это слабое случайное действие?

Мышка бежала, хвостиком задела, яичко и разбилось.

Мышка, а не мышь, хвостиком, а не хвостом, яичко разбилось, а не мышка разбила яичко.

-        Какое действие передает возвратный глагол «разбилось» по сравнению с невозвратным «разбила»

                                                ослабленное, менее активное.

-        Как вы думаете, о чем сказка осторожно предупреждает читателя?

несчастье может подкрасться незаметно, беда может постичь неожиданно, будь бережлив, заботлив, предусмотрителен.  

-        Велико огорчение деда и бабы. Что они стали делать?

повздорили, стали упрекать друг друга, разошлись по разным углам избы, потому что для каждого сказано: дед плачет, баба плачет. А если бы они были вместе, тогда мог быть более простой и короткий «Дед и баба плачут».

-        А как к ним обращается курочка и почему именно так?

Курочка тоже обращается к ним порознь: каждому свой поклон, своё утешение, это более доходчиво, более вежливо.

-        Как видим, мудрая сказка безупречно, мастерски сложена, легко увлекает слушателей и учит их житейской мудрости.

V. Сформулируем основную мысль сказки:

- сказка о несостоявшемся счастье, об улетевшей жар-птице, о невосполнимых потерях и утратах, виною которых стал сам человек; 

- сказка о неготовности к большому счастью;

- о безрассудности поспешных действий;

- о неумении распорядиться удачей, успехом, богатством, самим счастьем;

- о том, чтобы люди не впадали в отчаяние от неудач и ошибок, от случайных неумных поступком;

- о возможностях счастья даже в самом малом и посильном;

- об оптимизме живущих.

VI. Давайте вспомним, на какие жанры делятся русские народные сказки?

                        - волшебные

                        - бытовые

                        - о животных.

-        К какому жанру, по вашему мнению относится сказка «Курочка ряба» и почему?

а) волшебная: яичко золотое чудо, которое утрачено.

б) добро одерживает победу.

в) курочка ряба (пёстрая окраска, «рябой» цвет – с примесью рыжего. В сказках означает принадлежность предмета у нижнему, чужому миру, где золото добывают.

Вспомните других животных не совсем определенной окраски.

(Сивка-бурка – светло-коричневый, т.е. рыжий. Каурка – каурый  конская масть, конь окрашен в разные оттенки рыжего.)

VII. Произведём полный синтаксический разбор предложения, правильно называя члены предложения.

                  Была     у       них     курочка     ряба.

                                

(Простое, повествовательно, невосклицательное, двусоставное, распространенное, неосложнённое)

[  ].

        -        Какая особенность есть в этом предложении?

Краткое прилагательное выполняет роль согласованного определения, тогда как оно выполняет роль только сказуемого.

-        Краткие прилагательные широко представлены в фольклоре и поэтических произведениях XVIII – XIX вв.

Показать на экране:

Сине     море,    красна        девица,

                                                

На                  добра           коня        садясь…

                                               

Другие    дружно    упирали    в   глубь    мощны    вёсла.

                                                           

( А.С. Пушкин).

VIII. Подведем итоги урока:

                На сегодняшнем уроке мы вернулись к русской народной сказке, которую читали в раннем детстве. Она предстала перед нами удивительно мудрой. Её смысл можно соотносить с различными жизненными ситуациями. А языковой анализ показал, как гениально просто и изящно сложена эта  маленькая сказка, как каждое слово направлено на раскрытие основной мысли, на яркое её представление и запоминания.

                -        А какова основная мысль урока?

                                        Надо возвращаться к хорошим книгам.

 

 

                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по русской народной сказке "Царевна-лягушка" предназначена для учеников 5 класса

Данная презентация может использоваться на уроке литературы в 5 классе при изучении народных сказок.   Работа составлена красочно, кроме информации о содержании сказки и ее вариантах, помещены за...

Сценарий Новогодней сказки по мотивам русской народной сказки "Волк и семеро козлят"

В сказке соединены русская народная сказка, музыка из музыкального фильма "Мама" и авторские задумки. Авторы сценария: Смирнова О.А. и Роабеш У.Н....

Конспект урока по русской народной сказке «Василиса Премудрая».

Конспект урока по русской народной сказке«Василиса  Премудрая»приложение к уроку и презентации....

Урок по русской народной сказке "Журавль и цапля"

Комбинированный урок с презентацией  по сказке "Журавль и цапля" для учащихся 7 класса коррекционной школы...

Презентация к уроку развития речи по теме: русская народная сказка "Курочка Ряба"

Презентация к уроку развития речи по теме: русская народная сказка "Курочка Ряба". Рекомендуется для обучающихся со слуховой депривацией....

Тест по русской народной сказке «Василиса Премудрая» (9 класс)

Тест по сказке В.А.Жуковского «Три пояса» направлен на проверку качества знаний, умений и навыков....